Лазарев, В. С.
    Понятие умственного действия и его формирование в теориях П. Я. Гальперина и В. В. Давыдова [Текст] / В. С. Лазарев // Вопросы психологии. - 2010. - N 4. - С. 119-127. - Библиогр.: с. 127-128 (15 назв. ) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.45
Рубрики: Психология
   Психология творчества

Кл.слова (ненормированные):
культурно-историческая психология -- мышление -- мыслительный акт -- содержательное мышление -- умственные действия -- формирование умственных действий -- интериоризация
Аннотация: Приводится сравнительный анализ теорий поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина и содержательного мышления В. В. Давыдова. Показывается, что общим для этих теорий являются ориентация на ненатуралистическое понимание мышления и генетический подход к его изучению. Однако наряду с общим в исходных основаниях, анализируемых теорий, принципиально по-разному понимается соотношение логики и психологии, сущности идеального и его роли в развитии психики человека, что решающим образом обусловило различия в определениях П. Я. Гальперина и В. В. Давыдова механизмов детерминации поиска решения интеллектуальных задач, сущности умственных действий и механизмов их генезиса.


Доп.точки доступа:
Гальперин (психолог); Давыдов, В. В. (психолог ; 1930-1998)

Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : ч.з. (1)
Свободны: ч.з. (1)




    Лазарев, В. С. (доктор психологических наук; профессор).
    Новое понимание метода проектов в образовании [Текст] / В. С. Лазарев // Педагогика. - 2011. - N 10. - С. 3-11. . - Библиогр.: с. 11 (6 назв. )
УДК
ББК 74.202
Рубрики: Образование. Педагогика
   Теория и методика обучения

Кл.слова (ненормированные):
метод проектов -- проектная деятельность -- учащиеся -- проект (образование) -- компоненты проекта -- проектирование (образование) -- образовательные задачи -- практический интеллект -- развитие практического интеллекта -- психологические условия развития -- развитие мышления -- умственные действия -- формирование умственных действий -- практическое мышление -- развитие практического мышления
Аннотация: Обсуждается проблема эффективного включения учащихся в проектную деятельность. Обосновывается необходимость и возможность, опираясь на достижения педагогики, психологии и проектирования, по-новому осмыслить назначение метода проектов и строить его применение на современной теоретической базе.


Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : ч.з. (1)
Свободны: ч.з. (1)




    Бершадский, М. Е. (кандидат педагогических наук).
    Способно ли личностно ориентированное образование обеспечить подготовку к жизни в информационном обществе [Текст] / М. Е. Бершадский // Школьные технологии. - 2011. - № 5. - С. 34-42. . - Библиогр. в сносках
УДК
ББК 74.202
Рубрики: Образование. Педагогика
   Теория и методика обучения

Кл.слова (ненормированные):
образовательные технологии -- личностно ориентированное образование -- когнитивное развитие -- ориентировочная основа деятельности -- умственные действия -- формирование умственных действий -- когнитивные схемы -- когнитивная теория -- социальная когнитивная теория -- научения -- личностно центрированное образование -- радиантное мышление -- теория радиантного мышления -- интеллект-карты -- карты понятий -- метод карт понятий -- семантические сети
Аннотация: В статье автор высказывает ряд сомнений в эффективности личностно ориентированного образования как системы обучения, обеспечивающий необходимый уровень когнитивного развития.


Доп.точки доступа:
Гальперин, П. Я. (психолог ; 1902-1988); Бандура, А. (канадский психолог ; 1925-1988)

Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : ч.з. (1)
Свободны: ч.з. (1)




    Дендебер, И. А. (кандидат педагогических наук).
    Учим школьников решать учебные задачи [Текст] / И. А. Дендебер, С. В. Дендебер // Школьные технологии. - 2011. - № 6. - С. 137-141
УДК
ББК 74.202
Рубрики: Образование. Педагогика
   Теория и методика обучения

Кл.слова (ненормированные):
учебные задачи -- решение задач -- учащиеся -- умственные действия -- образовательная среда -- интеллектуальная адаптация -- этапы интеллектуальной адаптации -- план-предписание
Аннотация: В статье рассматривается организация процесса адаптации к новой образовательной среде (новому типу учебных задач).


Доп.точки доступа:
Дендебер, С. В. (кандидат сельскохозяйственных наук)

Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : ч.з. (1)
Свободны: ч.з. (1)




    Литвинская, И. Г.
    Организованный диалог учащихся как средство включенности каждого на уроке [Текст] / И. Г. Литвинская // Школьные технологии. - 2012. - № 5. - С. 125-133. - Библиогр. в сносках
УДК
ББК 74.202
Рубрики: Образование. Педагогика
   Теория и методика обучения

Кл.слова (ненормированные):
учащиеся -- диалог учащихся (образование) -- усвоение знаний -- умственные действия -- речевые обороты -- формирование умственных действий -- этапы формирования действий -- уроки (образование) -- речевые фазы урока -- структура уроков -- структура речевых действий -- речевые клише -- 9 класс -- конспекты уроков -- уроки химии -- химические реакции -- классификации химических реакций
Аннотация: В статье рассматривается концепция поэтапного формирования умственных действий как способ организации диалога учащихся, который позволит повысить включенность детей в учебный процесс.


Доп.точки доступа:
Гопиенко, А. Р. \.\

Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : ч.з. (1)
Свободны: ч.з. (1)




    Нечаев, Н. Н.
    Роль теории поэтапного формирования в развитии методологии деятельностного подхода [Текст] / Н. Н. Нечаев // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2012. - № 4. - С. 23-42. - Библиогр.: с. 41-42 (30 назв.) . - ISSN 0137-0936
УДК
ББК 88.36
Рубрики: Психология
   Психология деятельности

Кл.слова (ненормированные):
психологические теории -- теория поэтапного формирования -- деятельностный подход -- человеческая психика -- инструментальная психология -- теория деятельности -- деятельность -- научные дискуссии -- развивающаяся деятельность -- философия психологии -- теория поэтапного формирования умственных действий и понятий -- ТПФУД -- умственные действия -- психологи -- психические явления -- предмет психологии -- профессиональное сознание
Аннотация: В статье рассматривается методологический потенциал теории поэтапного формирования умственных действий (ТПФУД). Приводится история становления важнейших понятий деятельностного подхода, показываются возможности пересмотра их содержания с позиции основных положений теории П. Я. Гальперина.


Доп.точки доступа:
Гальперин, П. Я. (психолог ; 1902-1988); Леонтьев, А. Н. (психолог ; 1903-1979); Выготский, Л. С. (психолог ; 1896-1934)

Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : ч.з. (1)
Свободны: ч.з. (1)




    Шабельников, В. К.
    Разгаданные и неразгаданные тайны формирования умственных действий [Текст] / В. К. Шабельников // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2012. - № 4. - С. 53-72. - Библиогр.: с. 71-72 (19 назв.) . - ISSN 0137-0936
УДК
ББК 88.36
Рубрики: Психология
   Психология деятельности

Кл.слова (ненормированные):
умственные действия -- детерминация умственных действий -- формирование умственных действий -- действия -- структура действий -- внутренняя структура действий -- логика умственных действий -- основы логики -- философы -- психологи -- источники логики -- философия психологии -- детерминация умственных структур -- логические структуры -- психические структуры
Аннотация: В статье обсуждается проблема истоков и оснований логики и структуры умственных действий. Сопоставляются взгляды философов и психологов на проблему оснований детерминации умственных структур. Выделены нерешенные проблемы детерминации умственных действий.


Доп.точки доступа:
Гальперин, П. Я. (психолог ; 1902-1988); Платон (древнегреческий философ ; 427-347 до н. э); Аристотель (древнегреческий философ ; 384 -322 до н. э.); Гегель, Георг Вильгельм Фридрих (немецкий философ ; 1770-1831); Пиаже, Ж. (психолог ; 1896-1980); Экхарт, М. (средневековый немецкий теолог; философ ; ок. 1260 - ок. 1328); Выготский, Л. С. (психолог ; 1896-1934); Леонтьев, А. Н. (психолог ; 1903-1979)

Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : ч.з. (1)
Свободны: ч.з. (1)




    Салмина, Н. Г.
    Программа формирования начальных математических понятий и опыт ее реализации в практике обучения [Текст] / Н. Г. Салмина // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2012. - № 4. - С. 101-112. - Библиогр.: с. 112 (12 назв.) . - ISSN 0137-0936
УДК
ББК 88.36 + 88.2
Рубрики: Психология--Москва, 1965-1970 гг.
   Психология деятельности

   Развитие психики

Кл.слова (ненормированные):
психологические эксперименты -- лонгитюдные эксперименты -- математические понятия -- экспериментальное обучение -- формирование математических понятий -- умственные действия -- формирование умственных действий -- теория поэтапного формирования -- теория поэтапного формирования умственных действий -- ТПФУД -- пропедевтическая программа -- начальная ориентировка -- обобщенные схемы -- формы действия -- совмещенные формы действия -- свертывание действия -- способность к свертыванию действий
Аннотация: В статье дается описание лонгитюдного эксперимента, проведенного в московской школе в 1965-1970 гг. Освещается программа формирования математических понятий в начальной школе, созданная под руководством П. Я. Гальперина.


Доп.точки доступа:
Гальперин, П. Я. (психолог ; 1902-1988)

Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : ч.з. (1)
Свободны: ч.з. (1)




    Погожина, И. Н.
    Деятельностный групповой тренинг- новый способ формирования сложных коммуникативных умений, разработанный на основе метода П. Я. Гальперина [Текст] / И. Н. Погожина // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2012. - № 4. - С. 123-132. - Библиогр.: с. 131-132 (49 назв.) . - ISSN 0137-0936
УДК
ББК 88.36
Рубрики: Психология
   Психология деятельности

Кл.слова (ненормированные):
групповые тренинги -- деятельностный групповой тренинг -- коммуникативные умения -- сложные коммуникативные умения -- психологические теории -- психологические методы -- умственные действия -- формирование умственных действий -- планомерно-поэтапное формирование -- метод Гальперина -- Гальперина метод -- знания -- содержание знания -- структурирование содержания знания
Аннотация: Предлагается инновационный подход к формированию сложных коммуникативных умений - деятельностный групповой тренинг, разработанный на основе метода планомерно-этапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина и объединяющий в себе преимущества деятельностного подхода и группового тренинга как активного метода обучения.


Доп.точки доступа:
Гальперин, П. Я. (психолог ; 1902-1988)

Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : ч.з. (1)
Свободны: ч.з. (1)




    Степанова, М. А.
    Историческое значение общепсихологической теории П. Я. Гальперина [Текст] / М. А. Степанова // Психологический журнал. - 2016. - Т. 37, № 1. - С. 112-123 : табл. - Библиогр.: с. 122-123 (23 назв.) . - ISSN 0205-9592
УДК
ББК 88.1
Рубрики: Психология
   История психологии

Кл.слова (ненормированные):
Гальперина теория -- докторские диссертации -- историческое значение -- научная деятельность -- общепсихологическая теория деятельности -- психологи -- психологическая наука -- современный взгляд -- теория Гальперина -- теория поэтапного формирования -- умственные действия -- умственные понятия
Аннотация: Проблема места и статуса теории П. Я. Гальперина в отечественной психологической науке. Предметом анализа научной позиции ученого выступили материалы защиты докторской диссертации П. Я. Гальперина, с одной стороны, и современная оценка теории поэтапного формирования умственных действий и понятий - с другой.


Доп.точки доступа:
Гальперин, П. Я. (психолог ; 1902–1988)

Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : ч.з. (1)
Свободны: ч.з. (1)




    Зотова, Т. В. (кандидат психологических наук; доцент).
    Развитие приемов запоминания у школьников в учебной деятельности [Текст] / Т. В. Зотова // Педагогика. - 2017. - № 6. - С. 123-124 . - ISSN 0869-561X
УДК
ББК 74.202
Рубрики: Образование. Педагогика
   Теория и методика обучения

Кл.слова (ненормированные):
запоминание -- интериоризация -- мнемонические приемы -- приемы запоминания -- развитие памяти -- умственные действия -- учебная деятельность -- формирование приема запоминания -- формирование умственных действий -- школьники -- школьное образование
Аннотация: В статье рассматривается процесс формирования способов запоминания в учебной деятельности, что является важным условием повышения эффективности образовательного процесса.


Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : ч.з. (1)
Свободны: ч.з. (1)




    Лазарев, В. С.
    О формировании профессионального мышления в профессиональном образовании [Текст] / В. С. Лазарев // Профессиональное образование. Столица. - 2018. - № 9. - С. 26-33 : фот., табл. - Библиогр.: с. 33 (6 назв.) . - ISSN 1999-2262
УДК
ББК 74.58 + 74.202
Рубрики: Образование. Педагогика
   Высшее профессиональное образование

   Теория и методика обучения

Кл.слова (ненормированные):
вузы -- высшая школа -- качество образования -- мышление -- подготовка специалистов -- профессиональное мышление -- система образования -- умственные действия
Аннотация: Существующая сегодня в нашей стране система профессионального образования не обеспечивает подготовку специалистов, отвечающих современным требованиям. Главная причина в том, что доминирующая в этой системе лекционно-семинарская форма обучения, даже с добавками к ней активных форм, в принципе не способна развивать профессиональное мышление студентов на должном уровне. Предлагается разработанная автором на основе культурно-исторической теории мышления деятельностная технология формирования мыслительных действий у студентов.


Доп.точки доступа:
Выготский, Л. С. (российский психолог ; 1896-1934); Сургутский государственный педагогический университетВсероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ); ВЦИОМ

Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : н.з. (1)
Свободны: н.з. (1)




    Степанова, М. А.
    С. Л. Рубинштейн и П. Я. Гальперин: сопоставление позиций по проблеме интериоризации [Текст] = S. L. Rubinstein and P. Ya. Gаl`perin: comparison of perspectives on interiorization / М. А. Степанова // Психологический журнал. - 2019. - Т. 40, № 2. - С. 94-104 : табл. - Библиогр.: с. 103-104 (19 назв.) . - ISSN 0205-9592
УДК
ББК 88.1
Рубрики: Психология
   История психологии--Россия--СССР, 20 в.

Кл.слова (ненормированные):
деятельность в психологии -- интериоризация -- историко-психологический анализ -- научная деятельность -- научные взгляды -- проблема деятельности -- проблема интериоризации -- психологи -- сознание -- умственные действия -- ученые
Аннотация: Историко-психологический анализ представлений об интериоризации ведущих советских психологов П. Я. Гальперина и С. Л. Рубинштейна. Отправной точкой исследования выступили научно-биографические факты в деятельности ученых. Показана история развития научных взглядов П. Я. Гальперина на пути создания им теории поэтапного формирования умственных действий и понятий, приведена критическая оценка понимания интериоризации П. Я. Гальпериным с точки зрения С. Л. Рубинштейна.


Доп.точки доступа:
Рубинштейн, С. Л. (психолог ; 1889-1960); Гальперин, П. Я. (психолог ; 1902-1988)

Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : ч.з. (1)
Свободны: ч.з. (1)