Протасова, Е. Ю.
    Двуязычие в детском возрасте [Текст] / Е. Ю. Протасова // Русский язык в школе. - 2007. - N 4. - С. 88-92.
УДК
ББК 74.202
Рубрики: Образование. Педагогика
   Теория и методика обучения

Кл.слова (ненормированные):
двуязычие -- психологическая адаптация -- преподавание русского языка -- обучение русскому языку -- общеобразовательная школа -- русские эмигранты -- обучение за рубежом -- билингвизм -- диаспоры -- двуязычное образование -- детский билингвизм -- дети-эмигранты -- русскоязычные дети
Аннотация: Об обучении и адаптации к межкультурным различиям русских детей в зарубежных школах, двуязычии детей-эмигрантов.


Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : ч.з. (1)
Свободны: ч.з. (1)




    Никипорец-Такигава, Г.
    Язык русской диаспоры в Японии [Текст] / Г. Никипорец-Такигава // Вопросы языкознания. - 2009. - N 1. - С. 50-62. . - Библиогр.: с. 62 (15 назв. )
УДК
ББК 81.2Рус
Рубрики: Языкознание--Россия--Япония, 20 в.; 21 в. нач.; 1918-2007 гг.
   Русский язык

Кл.слова (ненормированные):
русские -- диаспоры -- русская диаспора -- эмиграция -- эмигранты -- языковые ситуации -- компетенция -- языковая компетенция -- языковые контакты -- русский язык -- сопоставительный анализ -- поликультура -- воспитание -- поликультурное воспитание -- многоязычное образование -- двуязычное образование -- мигранты -- трудовые мигранты -- японизмы -- двуязычие -- дети -- русско-японское двуязычие -- детское двуязычие
Аннотация: За последние двадцать лет число постоянно проживающих в Японии русских увеличилось в тридцать раз: от 322 до 10 000. В Японию в 90-х прибыла четвертая волна русской эмиграции, которая и определяет лицо современной русской диаспоры в этой стране. В статье предпринята попытка описать языковую ситуацию, характерную для русской диаспоры в Японии, продемонстрировать состояние языковой компетенции и ее изменения в условиях языковых контактов, выявить и подчеркнуть слабые участки языковой компетенции, в наибольшей степени подверженные разрушениям. Для сопоставительного анализа выбраны две фокус-группы: представители диаспоры "условно второй волны", приехавшие в Японию в 70-80-е годы, и русские жены граждан Японии, приехавшие в конце 90-х. Среди рассматриваемых тем и трудности поликультурного воспитания, многоязычного или двуязычного образования.


Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : ч.з. (1)
Свободны: ч.з. (1)




    Сафонова, В. В. (д-р пед. наук).
    Билингвальные образовательные программы как инструмент обновления содержания языкового школьного образования [Текст] / В. В. Сафонова, Н. И. Марченко // Иностранные языки в школе. - 2010. - N 3. - С. 2-14. - Библиогр.: с. 13-14 (34 назв. ) . - ISSN 0130-6073
УДК
ББК 74.26
Рубрики: Образование. Педагогика
   Методика преподавания учебных предметов

Кл.слова (ненормированные):
английский язык -- билингвальное образование -- билингвальные модели образования -- билингвальные учебные программы -- билингвизм -- двуязычное образование -- иностранные языки -- обучение иностранным языкам -- репродуктивный билингвизм -- рецептивный билингвизм -- родной язык -- субординативный билингвизм -- школьное образование -- языковое образование
Аннотация: Поликультурное билингвальное образование средствами совместного изучения родного и иностранного языков представляет важную составляющую часть модернизации целей и содержания национальных образовательных систем, что способствует расширению возможностей межкультурного общения людей в различных сферах жизнедеятельности. В статье показаны внепедагогические и педагогические факторы, влияющие на процесс соизучения языков и культур. Перечислены принципы, направления и модели билингвального образования. Затронута проблематика исследований в современном билингвальном образовании.


Доп.точки доступа:
Марченко, Н. И. (канд. пед. наук)

Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : и.л. (1)
Свободны: и.л. (1)




    Бондаренко, Дмитрий Владимирович (кандидат юридических наук; ведущий научный сотрудник).
    Право на использование родного языка в Российской Федерации в условиях глобализации [Текст] / Д. В. Бондаренко, Н. В. Путило // Журнал российского права. - 2019. - № 7. - С. 43-55. - Библиогр.: с. 52-53. - Ref.: p. 54-55 . - ISSN 1605-6590
УДК
ББК 67.400
Рубрики: Право
   Конституционное (государственное) право в целом--Россия

Кл.слова (ненормированные):
билингвальное образование -- глобализация -- государственные языки -- двуязычие -- двуязычное образование -- миноритарные языки -- национальные языки -- правовое регулирование -- совершенствование законодательства -- языки -- языки национальных меньшинств -- языковая политика -- языковые правоотношения
Аннотация: В разных странах процесс формирования языкового законодательства и языковой политики шел по-разному, но всегда под влиянием исторических и экономических, а также геополитических условий и факторов. Российская историческая реальность имеет существенные отличия от европейской, и языковая правовая доктрина у нас прошла более сложный путь развития. Сегодня языковое законодательство России во многом устарело, значительная часть его институтов не получила надлежащей разработки, существует большое количество пробелов. Имеются и негативные тенденции, проявляющиеся в области изучения и преподавания национальных языков. Тревожит ситуация с исчезающими языками коренных малочисленных народов Крайнего Севера и Сибири. В статье исследуются аспекты международно-правового регулирования языковых правоотношений, ставятся задачи, связанные с необходимостью корреляции современного состояния правового регулирования языковых отношений в Российской Федерации с потребностями развития многокультурной, многоязыковой среды. Особое внимание уделено вопросам сохранения миноритарных языков Российской Федерации и развитию билингвального образования. Необходима проработанная система изменений норм и институтов российского права, позволяющая составить четкое представление о том, что такое государственный язык, каковы его взаимоотношения с иными видами языков. Требуется совершенствование стандартов и методик преподавания русского языка в образовательных организациях субъектов Российской Федерации с учетом региональных и этнокультурных особенностей.


Доп.точки доступа:
Путило, Наталья Васильевна (кандидат юридических наук; заведующая отделом)

Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : к.п. (1)
Свободны: к.п. (1)




    Панькин, Аркадий Борисович (доктор педагогических наук; профессор; директор центра).
    Этнокультурная коннотация содержания образования в решении проблемы сохранения этнической идентичности народов РФ [Текст] = Ethnocultural connotation of the content of education in solving the problem of preserving the ethnic identity of the peoples of the Russian Federation / А. Б. Панькин, Н. А. Шагаева // Педагогика. - 2022. - Т. 86, № 12. - С. 56-62. - Библиогр.: с. 61 (12 назв.). - Есть аннотация, ключевые слова и список литературы на английском языке. Параллельного текста статьи на английском языке нет . - ISSN 0869-561X
УДК
ББК 74.202
Рубрики: Образование. Педагогика
   Теория и методика обучения

Кл.слова (ненормированные):
двуязычное образование -- калмыцкий язык -- народная педагогика -- родной язык -- содержание образования -- этнические константы -- этнокультурная коннотация -- этнокультурное образование -- этнопедагогика
Аннотация: В статье рассматривается проблема сохранения этнической идентичности народов России, акцентируется внимание на деликатном положении родных языков, на необходимости их эффективной защиты в условиях глобального духовно-экономического кризиса, обосновывается необходимость коннотации этнических констант в содержание образования.


Доп.точки доступа:
Шагаева, Наталья Аркадьевна (кандидат педагогических наук; доцент; заведующая кафедрой)

Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : н.з. (1)
Свободны: н.з. (1)