Звенигородская, Галина Петровна (доктор педагогических наук).
    Презумпция смысла в образовательном процессе [Текст] / Г. П. Звенигородская // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. - 2010. - N 4 (28) : Проблема субъекта в гуманитарной психологии. - С. 57-61. - Библиогр.: с. 61 (11 назв.) . - ISSN 1992-2868
УДК
ББК 88.3 + 74.04
Рубрики: Психология
   Общая психология

   Образование. Педагогика

   Организация образования

   
Кл.слова (ненормированные):
антропоориентированный педагогический процесс -- проблемы познания -- феноменологическая установка -- принцип природосообразности -- актуализация смыслов -- презумпция смысла -- образовательный процесс
Аннотация: Педагогический словарь научных исследований пополнился такими понятиями и категориями, которые могут быть использованы в контексте новых целей и задач антропоориентированного образования. К ним относится и смысл как психолого-педагогического феномена. Однако в практическом образовании и системе управления образованием он слабо используется для решения педагогических задач. Освоить методы работы с этим феноменом может помочь феноменология как оперативное поле познавательной деятельности. Этому посвящена данная статья одинаково важная как для теории, так и для практики образования.


Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : ч.з. (1)
Свободны: ч.з. (1)




    Звенигородская, Галина Петровна (доктор педагогических наук).
    Понимание в контексте образования: феноменологическая оптика [Текст] / Г. П. Звенигородская // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. - 2012. - № 2 (34) : Психология личности в контексте междисциплинарной интеграции знаний. - С. 26-30. - Библиогр.: с. 30 (10 назв.) . - ISSN 1992-2868
УДК
ББК 88.37
Рубрики: Психология
   Психология личности

   
Кл.слова (ненормированные):
феноменологический подход -- понимание -- субъективная специфика понимания -- духовная интенция -- методы рефлексивного постижения -- нетехнологичность методов понимания
Аннотация: В статье делается акцент на методологическую значимость категории понимания для гуманитарных наук и социальных практик. Актуальность исследования природы и механизмов этого феномена связана с проблемами образования, главная из которых видится в ограничении феномена понимания гносеологическим контекстом. Вместе с тем способность к пониманию становится сущностной характеристикой, критерием психолого-педагогической компетентности специалиста профессиональной сферы «человек–человек», учитывающего следующую закономерность: чем сложней механизмы взаимодействия, тем тоньше и продуктивней «технологии» взаимодействия. Рецепция феноменологии психологией и педагогикой представлена положениями, сущностно меняющими представление об отношениях участников образовательного процесса. Выбор феноменологического подхода для экспликации феномена понимания связан с онтологическим смыслом образования, что позволяет рассматривать понимание в образовательном процессе в более широком научно-практическом диапазоне. Рассматривать проблему понимания в контексте феноменологического подхода – это, по сути, используя метод феноменологической редукции, сместить акценты с формализованного образования на личностно-ориентированное. Феноменологическая оптика позволяет не только теоретически усилить многоаспектную сущность категории понимания, но и с помощью феноменологических методов обогатить практику понимания в образовательной деятельности. В статье рассматриваются условия и феноменологические методы, обладающие высокой степенью эвристичности и интерактивности и способствующие пониманию личности в образовательном процессе.


Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : ч.з. (1)
Свободны: ч.з. (1)