Кричевец, А. Н.
    Априори психолога и категории психологического понимания [Текст] / А. Н. Кричевец // Вопросы философии. - 2008. - N 6. - С. 82-94. . - Библиогр. в сносках
УДК
ББК 87 + 88.3
Рубрики: Философия
   Общие вопросы философии

   Психология

   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
понимание (психология) -- психологическое понимание -- самопонимание -- психологическое знание -- методология психологии -- психологические категории
Аннотация: Предпринимается попытка осмысления синтеза естественнонаучной и гуманитарной парадигм в психологии посредством рассмотрения категории психологического понимания.


Доп.точки доступа:
Гуссерль, Э.; Сартр, Ж.-П.

Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : ч.з. (1)
Свободны: ч.з. (1)




    Вербицкий, А. А.
    Контекст как психологическая категория [Текст] / А. А. Вербицкий, В. Г. Калашников // Вопросы психологии. - 2011. - № 6. - С. 3-15. . - Библиогр.: с. 14-15 (40 назв. )
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
контекст -- психологические категории -- структурный подход -- функциональный подход -- контекстуализм -- рекурсия
Аннотация: Представлен обзор становления понятия "контекст" в качестве одной из ключевых категорий современной теоретической и экспериментальной психологии. Авторы выделяют два взаимодополняющих понимания контекста - структурное и функциональное.


Доп.точки доступа:
Калашников, В. Г.

Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : ч.з. (1)
Свободны: ч.з. (1)




    Калашников, Виталий Григорьевич (кандидат психологических наук; доцент).
    Явные и скрытые контексты образования в образовательной среде [Текст] / В. Г. Калашников // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2015. - Т. 12, № 1 (январь-март). - С. 90-104. - Библиогр.: с. 100-101 . - ISSN 1813-8918
УДК
ББК 88.4 + 74.00
Рубрики: Психология
   Отраслевая психология

   Образование. Педагогика

   Общая педагогика

Кл.слова (ненормированные):
контекстное обучение -- контекстуальная природа образовательной среды -- контексты образования -- неявные контексты образования -- образовательная среда -- педагогические категории -- психологические категории -- скрытый куррикулум
Аннотация: Раскрыта контекстуальная природа образовательной среды и продемонстрировано соотношение в ней явных и скрытых (неосознаваемых) субъектами образования контекстов. В работе описана психологическая сущность феномена контекста, понимаемого как теоретический психологический конструкт. Показано концептуальное преимущество понятия "неявный контекст образования" перед ставшим уже традиционным понятием "скрытый куррикулум", которое обычно понимается как "скрытое содержание образования". Понимание контекстуальной природы всех явлений образовательного процесса в целостной образовательной среде требует учета всех возможных контекстов их интерпретации, оказывающих влияние на состояние и поведение субъектов образования. Результаты исследования могут использоваться в процессе конструирования образовательной среды и управления образовательным процессом в нем, они могут быть применены как в работе теоретиков и практиков в сфере образования, так и в обучении будущих педагогов.


Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : ч.з. (1)
Свободны: ч.з. (1)




    Журавлев, А. Л.
    Анализ современных понятий в психологии [Текст] = Analysis of Modern Concepts in Psychology. Part I. Experience in Systematization of Conceptsal. Часть I. Опыт систематизации понятий / А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко // Психологический журнал. - 2021. - Т. 42, № 3. - С. 5-15 : табл. - Библиогр.: с. 12-15 (29 назв.) . - ISSN 0205-9592
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
классификация понятий -- междисциплинарность -- межпарадигмальность -- метамодернизм -- научно-исследовательские учреждения -- общепсихологические понятия -- понятия в психологии -- психологическая наука -- психологические категории -- психологические понятия -- систематизация понятий -- современные понятия -- субъектность понятий -- термины -- частнопсихологические понятия
Аннотация: Анализируются современные понятия в психологической науке на примере разработок ученых Института психологии РАН. Первая часть статьи посвящена сравнению опыта классификации понятий в отечественной психологии. Сопоставляются термины "категория" и "понятие". Представлены идеи ученых по разработке психологических категорий. Опыт систематизации понятий позволяет утверждать, что, несмотря на стройность и конструктивность идей предшественников, в настоящее время становится невозможным рассмотрение психологических понятий в прежних координатах.


Доп.точки доступа:
Сергиенко, Е. А.; Институт психологии РАН

Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : н.з. (1)
Свободны: н.з. (1)