Майоров, Г. В.
    Металексема "слово" в книге А. А. Потебни "Мысль и язык" [Текст] / Г. В. Майоров // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2010. - N 1. - С. 174-182. - Библиогр.: с. 182 (19 назв. ) . - ISSN 0201-7385
УДК
ББК 81.8
Рубрики: Языкознание
   Искусственные языки

Кл.слова (ненормированные):
метаязык -- лингвистический метаязык -- когнитивность -- когнитивная наука -- металингвистика -- лексемы -- металексемы -- слово -- металексема слово -- концептуальный анализ -- дискурс -- картина мира -- метафоры -- концепты -- концептуальные метафоры -- научные труды
Аннотация: Изучение лингвистического метаязыка в когнитивном аспекте.


Доп.точки доступа:
Потебня, А. А. (филолог)

Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : ч.з. (1)
Свободны: ч.з. (1)




    Матвеева, А. С.
    Образные представления, связанные с понятием "жизнь" в англоязычной поэзии: диахронический аспект [Текст] / А. С. Матвеева // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2010. - N 4. - С. 109-119. . - Библиогр.: с. 118-119 (15 назв. )
УДК
ББК 83.01 + 83.3(0)
Рубрики: Литературоведение
   Поэтика, 16 в.; 17 в.; 18 в.; 19 в.; 20 в.

   Мировая литература

Кл.слова (ненормированные):
поэзия -- англоязычная поэзия -- образы -- поэтические образы -- парадигмы образов -- метафоры -- концептуальные метафоры -- жизнь -- театр -- путь -- диахроническое развитие
Аннотация: Проведенное диахроническое исследование парадигм образов в английской поэзии позволяет взглянуть на них не как на застывшие, раз и навсегда данные инварианты, а как на живые и гибкие образные представления, свидетельствующие об изменениях, происходящих в поэтической картине мира.


Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : ч.з. (1)
Свободны: ч.з. (1)




    Циркунова, С. А. (кандидат филологических наук; доцент).
    О когнитивных средствах воспроизводства идеологических стереотипов в современном медиадискурсе [Текст] / С. А. Циркунова // Современные гуманитарные исследования. - 2011. - N 5. - С. 57-62. . - Библиогр.: с. 61-62 (12 назв. )
УДК
ББК 81
Рубрики: Языкознание
   Теория и философия языка

Кл.слова (ненормированные):
речевые воздействия -- медиаречь -- когнитивные исследования -- когнитивная лингвистика -- когнитивные средства воспроизводства -- идеологические стереотипы -- медиатексты -- дискурсивные анализы -- медиадискурсы -- концептуальные метафоры -- топсы -- медийные средства воздействия -- интерпретации -- журналистика
Аннотация: Методы когнитивной лингвистики. Дискурсивный анализ. Когнитивно-идеологическая составляющая медиатекстов в значительной мере определяет информационную картину мира человека, обеспечивая не просто реконструкцию событий, происходящих в разных точках земного шара, но и их интерпретацию как результат когнитивной и социальной деятельности журналистов.


Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : ч.з. (1)
Свободны: ч.з. (1)




    Кульчицкая, Лариса Валентиновна (кандидат филологических наук).
    Метафора в науке и научная метафора в аспекте когнитивной метафорологии: уточнение понятий [Текст] / Л. В. Кульчицкая // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. - 2011. - № 4 (32). - С. 57-66. - Библиогр.: с. 65-66 (44 назв.) . - ISSN 1992-2868
УДК
ББК 81.1 + 72
Рубрики: Языкознание
   Прикладное языкознание

   Наука. Науковедение

   Общие вопросы науки

   
Кл.слова (ненормированные):
метафоры -- концептуальные метафоры -- научная метафора -- ядерная метафора -- метафорические следствия -- метафорическая концептосфера -- парадигма -- эпистемно-дискурсивная практика -- парадигмальная метафора -- дискурсивная метафора
Аннотация: С позиций концептуального подхода в статье предложен способ дифференцировать метафоры в рамках общего понятия «метафора в науке» с выделением научных метафор в особый класс. В качестве упорядочивающего фактора использованы обеспечивающие институциональность науки понятия научной парадигмы и научного дискурса. В работе затронута проблема отмежевания научной метафоры от аналогии, модели и парадигмы. Материалом для анализа метафор послужил язык современных физических теорий.


Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : ч.з. (1)
Свободны: ч.з. (1)




    Ермолаева, Е. Н.
    Ингерентно-метафорическое соотношение бытийных категорий CONFLIST и FIRE в англоязычной лингвокультуре [Текст] / Е. Н. Ермолаева, Н. С. Соколова // Сибирский филологический журнал. - 2012. - № 2. - С. 208-216. - Библиогр.: с. 215-216 . - ISSN 1813-7083
УДК
ББК 81.2
Рубрики: Языкознание
   Германские языки

Кл.слова (ненормированные):
английский язык -- лингвокультурология -- Ингерентно-метафорические соотношения -- бытийные категории -- когнитивные модели -- фразеологические единицы -- фреймовый анализ -- метафоры -- ассоциации -- концептуальные метафоры -- CONFLIST -- FIRE
Аннотация: Освещается проблема концептуализации действительности, основанной на ассоциативном соотношении абстрактных и базовых категорий. Метафора рассматривается как когнитивный механизм.


Доп.точки доступа:
Соколова, Н. С.

Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : ч.з. (1)
Свободны: ч.з. (1)




    Глебкин, В. В.
    Метафора механизма и теория концептуальной метафоры Лакоффа - Джонсона [Текст] / В. В. Глебкин // Вопросы языкознания. - 2012. - № 3. - С. 51-68 : 1табл. - Библиогр.: с 66-68 (64 назв.) . - ISSN 0373-658X
УДК
ББК 81.03
Рубрики: Лексикология
   Языкознание

Кл.слова (ненормированные):
метафоры -- механизмы -- концептуальные метафоры -- античность -- средневековье -- теории -- лингвисты -- семантические образы -- машины
Аннотация: Проведен анализ эволюции метафоры механизма в Античности и западном Средневековье. Показано, что такие метафоры, как "мир - это машина", "социум - это машина", "тело - это машина", возникли в раннем Средневековье, т. е. задолго до того, как машины начали играть заметную роль в социально-экономической жизни. Причиной их появления стали кардинальные трансформации в представлениях о мире и человеке, произошедшие при переходе от Античности к Средним векам. Полученные результаты предоставили новые возможности для развития теории концептуальной метафоры в рамках культурно-исторической парадигмы.


Доп.точки доступа:
Лакофф, Дж.; Джонсон, М.

Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : ч.з. (1)
Свободны: ч.з. (1)




    Чигирева, Екатерина Сергеевна (аспирантка).
    Концептуальная метафора и сравнение в жанровой дифференциации профессионального дискурса [Текст] / Е. С. Чигирева // Преподаватель XXI век. - 2017. - № 4, ч. 2. - С. 331-341. - Библиогр.: с. 340-341 (19 назв.) . - ISSN 2073-9613
УДК
ББК 81.0
Рубрики: Языкознание
   Лингвистика текста

Кл.слова (ненормированные):
Интернет -- концептуальные метафоры -- культура речи -- метафора -- профессиональный дискурс -- сравнение (языкознание)
Аннотация: О проблеме функционировании концептуальной метафоры и сравнения в различных жанрах профессионального дискурса.


Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : н.з. (1)
Свободны: н.з. (1)




    Авдонин, Владимир Сергеевич (доктор политических наук).
    Об условиях и средствах трансфера знаний в междисциплинарных исследованиях [Текст] / В. С. Авдонин // Социологический журнал. - 2019. - № 3. - С. 99-116 . - ISSN 1562-2495
Кл.слова (ненормированные):
междисциплинарность -- трансфер знаний -- концептуальные метафоры -- смысловые домены -- эволюционная биология -- эволюционные вычисления -- эволюционная политическая наука -- биосемиотика
Аннотация: В первой части статьи рассматривается методология изучения условий и средств трансфера знаний в междисциплинарных исследованиях. Она базируется на сочетании методологии историко-научных, социокультурных и науковедческих исследований, применяемой к изучению условий междисциплинарной коммуникации, с методологическим подходом, характерным для философии и эпистемологии науки, ориентирующимся на изучение средств трансфера. В качестве таких средств предлагается рассматривать концептуальные метафоры, или смысловые переносы между концептуальными доменами, исследуемые в когнитивной лингвистике. В статье анализ их роли в междисциплинарном трансфере изучается с помощью авторской методики параллельного словаря. Во второй части статьи показано применение этого подхода к исследованию конкретных междисциплинарных трансферов знаний на примерах ряда актуальных и развивающихся междисциплинарных областей. Непосредственно рассмотрено три примера: трансфер знаний между эволюционной биологией и эволюционными вычислениями; между эволюционной биологией и эволюционной политической наукой и биологической наукой и семиотикой.


Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : ч.з. (1)
Свободны: ч.з. (1)




    Чиронова, Ирина Игоревна (кандидат филологических наук; доцент; заведующая кафедрой).
    Метафорическая концептуализация образования в русскоязычном и англоязычном дискурсах [Текст] = Metaphorical conceptualization of education in Russian-language and English-language discourses / И. И. Чиронова // Педагогика. - 2020. - № 4. - С. 98-106. - Библиогр.: с. 105 (15 назв.). - Есть аннотация, ключевые слова, список литературы на английском языке. Параллельного текста статьи на английском языке нет . - ISSN 0869-561X
УДК
ББК 74.00 + 81.0
Рубрики: Образование. Педагогика
   Общая педагогика

   Языкознание

   Лингвистика текста

Кл.слова (ненормированные):
англоязычный дискурс -- знания -- исследования -- когнитивная лингвистика -- концептуальные метафоры -- метафорические модели -- образовательный дискурс -- понимание образования -- русскоязычный дискурс -- языковое оформление дискурса
Аннотация: В статье рассматривается современное образование с позиции лингвистической науки, а именно - с помощью исследования наиболее распространенных концептуальных метафор, которые используются для описания концептов "Образование" и "Знания" в российском образовательном дискурсе. Сопоставительный анализ метафор, функционирующих в текстах об образовании на русском и английском языках, помогает определить национальные особенности восприятия образования в различных культурах.


Имеются экземпляры в отделах: всего 1 : н.з. (1)
Свободны: н.з. (1)