Анализ тенденций развития и задачи по созданию перспективных бортовых систем управления подвижного состава железных дорог [Текст] / К. И. Юренко [и др.] // Известия вузов. Электромеханика. - 2013. - № 5. - С. 68-74 : 2 рис. - Библиогр.: с. 74 (17 назв. ) . - ISSN 0136-3360
УДК
ББК 39.23
Рубрики: Транспорт
   Локомотивы

Кл.слова (ненормированные):
аппаратно-программные комплексы -- бортовые вычислительные сети -- бортовые системы управления -- информационно-управляющие системы -- подвижной состав -- системы автоматики -- системы автоматического управления -- структурные схемы -- функциональные схемы -- электровозы
Аннотация: Рассмотрены основные этапы развития бортовых систем управления подвижного состава железных дорог. Предложена их классификация, в качестве признаков которой были выбраны: функциональность, элементная база, архитектура и другие. Проанализирована архитектура современных систем управления и структура их основных подсистем, а также дано сравнение отечественных систем с зарубежными аналогами.


Доп.точки доступа:
Юренко, К. И. (кандидат технических наук; доцент); Щербаков, В. Г. (доктор технических наук; профессор); Сапунков, А. Н. (технический директор); Юренко, И. К. (кандидат технических наук; доцент)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




   
    Оценка энергетической эффективности применения коллекторного и асинхронного приводов на электровозах переменного тока [Текст] = Power Efficiency of Electric Locomotives of Alternating Current with the Collector and Asynchronous Drive on the Basis of Consideration of Their Traction and Brake Characteristics / С. В. Власьевский [и др.] // Известия вузов. Электромеханика. - 2016. - № 4 (546). - С. 89-95 : 2 рис. - Библиогр.: с. 94 (5 назв. ) . - ISSN 0136-3360
УДК
ББК 31.261.6 + 39.23
Рубрики: Энергетика
   Электрические машины переменного тока

   Транспорт

   Локомотивы

Кл.слова (ненормированные):
асинхронные приводы -- коллекторные приводы -- расход электроэнергии -- тяговые характеристики -- характеристики мощности -- экспериментальные исследования -- электрические приводы -- электровозы переменного тока -- энергетическая эффективность
Аннотация: Показана актуальность проблемы энергосбережения поездов большой массы и длины. Приведена постановка задачи выполнения необходимого уровня энергетической эффективности эксплуатации этих электровозов. Рассмотрены свойства тяговых характеристик и характеристик мощности электровозов переменного тока с коллекторным (3ЭС5К) и асинхронным (2ЭС5) приводом. Дана их сравнительная оценка. Показаны пути влияния тяговых характеристик электровоза на его расход электроэнергии. Проведен сравнительный анализ влияния тяговых характеристик на энергетическую эффективность электровозов переменного тока с коллекторным и асинхронным приводами. Представлены результаты энергетической эффективности работы электровоза 3ЭС5К в его опытной поездке с грузовым поездом 6300 т на участке Хабаровск-Бикин Дальневосточной железной дороги и их сравнение с электровозом 2ЭС5.


Доп.точки доступа:
Власьевский, С. В. (доктор технических наук; профессор); Щербаков, В. Г. (доктор технических наук; заслуженный деятель науки; профессор); Мельниченко, О. В. (кандидат технических наук; доцент; заведующий кафедрой); Грибенюк, Д. В. (аспирант); Дальневосточная железная дорога
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




   
    Виктор Гаврилович Щербаков [Текст] : (к 80-летию со дня рождения) // Известия вузов. Электромеханика. - 2016. - № 5 (547). - С. 88-89 : 1 фот. . - ISSN 0136-3360
УДК
ББК 31
Рубрики: Энергетика
   Общие вопросы энергетики--Новочеркасск, город--Россия, 2016 г.

Кл.слова (ненормированные):
доктора технических наук -- научная деятельность -- профессора -- ученые -- электромеханики -- электроэнергетики -- юбилеи
Аннотация: 23 июля 2016 года исполнилось 80 лет доктору технических наук, профессору кафедры "Электромеханика и электрические аппараты" Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) имени М. И. Платова, заслуженному деятелю науки, действительному члену академии электротехнических наук и академии транспорта Российской Федерации, ветерану труда Виктору Гавриловичу Щербакову.


Доп.точки доступа:
Щербаков, В. Г. (доктор технических наук; профессор; заслуженный деятель науки РФ ; 1930-); Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) им. М. И. Платова \кафедра "электромеханика и электрические аппараты"\
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Петрушин, А. Д. (доктор технических наук; профессор; заведующий кафедрой).
    Оптимизация магнитной системы вентильно-индукторного электродвигателя [Текст] / А. Д. Петрушин, В. Г. Щербаков, А. В. Кашуба // Известия вузов. Электромеханика. - 2017. - Т. 60, № 1. - С. 20-27 : 4 рис., 3 табл. - Библиогр.: с. 26 (12 назв. ). - Заглавие, авторы, аннотация, ключевые слова на английском языке приведены в конце статьи . - ISSN 0136-3360
УДК
ББК 31.235
Рубрики: Энергетика
   Магнитные материалы и изделия

Кл.слова (ненормированные):
вентильно-индукторные электродвигатели -- геометрические размеры -- значения электромагнитного момента -- максимум среднего значения -- метод Монте-Карло -- минимум пульсаций -- Монте-Карло метод -- оптимизация -- проектирование двигателей -- пульсации электромагнитного момента -- размеры зубцовой зоны -- электрические двигатели -- электромагнитные моменты
Аннотация: Предложен подход к проектированию вентильно-индукторного двигателя, основанный на оптимизационном алгоритме. Алгоритм разработан на базе метода Монте-Карло и усовершенствован с целью сокращения времени расчета и увеличения точности результата. Произведено сравнение двух типов тяговых электрических двигателей: вентильно-индукторного и асинхронного. Приведены результаты оптимизации геометрических размеров магнитной системы вентильно-индукторного двигателя по критерию максимума среднего значения электромагнитного момента и по критерию минимума его пульсаций. При оптимизации магнитной системы учтены особенности эксплуатации тяговых электрических машин. Произведен сравнительный анализ результатов оптимизации. Даны рекомендации по выбору предпочтительных вариантов геометрических размеров зубцовой зоны. Полученные результаты оптимизации магнитной системы вентильно-индукторного двигателя свидетельствуют об улучшении показателей как по уровню пульсаций электромагнитного момента, так и по среднему значению электромагнитного момента на валу. Рассчитанные предлагаемым методом геометрические размеры зубцовой зоны вентильно-индукторного двигателя позволят облегчить задачу дальнейшего улучшения его характеристик средствами управления.


Доп.точки доступа:
Щербаков, В. Г. (доктор технических наук; профессор); Кашуба, А. В. (аспирант)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




   
    Математическое моделирование и определение параметров регулирования линейной электрической машины возвратно-поступательного действия [Текст] / П. Г. Колпахчьян [и др.] // Электротехника. - 2017. - № 5. - С. 18-24 . - ISSN 0013-5860
УДК
ББК 31.261.6
Рубрики: Энергетика
   Электрические машины переменного тока

Кл.слова (ненормированные):
линейные электрические машины -- вентильно-индукторные электрические машины -- математические модели -- электрогенераторы -- возвратно-поступательные электрогенераторы -- линейные электрогенераторы
Аннотация: Рассмотрена линейная электрическая машина (ЛЭМ) возвратно-поступательного действия предназначенная для использования в качестве электрогенератора совместно со свободнопоршневым двигателем внутреннего сгорания (ДВС). С учетом тяжелых условий работы электрической машины (ЭМ) в непосредственной близости от цилиндра ДВС, в зонах высоких температур, и значительные механические нагрузки, предложено использовать ЭМ вентильно-индукторного типа. Указано, что одной из наиболее сложных задач при создании такой машины является разработка системы управления. Рациональные принципы и алгоритмы регулирования рассматриваемой машины, настройки системы управления и оценки энергетических показателей предложено определять на основе математической модели электромагнитных процессов. С учетом особенностей линейной вентильно-индукторной машины как объекта моделирования разработана математическая модель, предназначенная для решения указанных задач. Поскольку фазы статора имеют отдельные магнитопроводы и не связаны в магнитном отношении, электромагнитные процессы в каждой фазе рассматриваются независимо. Для экспериментальной проверки положений, принятых при проектировании, изготовлен экспериментальный образец машины, для которого опытным путем были определены параметры, необходимые для моделирования – зависимости характеристик потокосцепления фазы и развиваемого усилия от тока фазы при различных положениях подвижного элемента. Приведены результаты исследований процессов в машине при низких частотах перемещений подвижного элемента, полученные экспериментальным путем и с использованием математической модели. С помощью математической модели выполнен анализ работы линейной вентильно-индукторной ЭМ возвратно-поступательного действия при частотах перемещения подвижного элемента, невозможных для исследования на испытательном стенде. Определены рациональные параметры токовых импульсов фаз машины, выполнена оценка ее энергетических показателей. Полученные результаты подтвердили правильность принятых подходов в проектированию, выбору принципов регулирования и настройке системы управления линейной вентильно-индукторной машины возвратно-поступательного действия и возможность ее использования в качестве электрогенератора совместно со свободнопоршневым ДВС.


Доп.точки доступа:
Колпахчьян, П. Г.; Щербаков, В. Г.; Кочин, А. Е.; Шайхиев, А. Р.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




   
    Бездатчиковое управление линейной вентильно-индукторной электрической машиной возвратно-поступательного действия [Текст] / П. Г. Колпахчьян [и др.] // Электротехника. - 2017. - № 6. - С. 48-54 . - ISSN 0013-5860
УДК
ББК 31.261.6
Рубрики: Энергетика
   Электрические машины переменного тока

Кл.слова (ненормированные):
бездатчиковое управление -- вентильно-индукторные электрические машины -- линейные электрические машины -- электрогенераторы -- свободно-поршневые двигатели -- двигатели внутреннего сгорания -- магнитопроводы
Аннотация: Для разработки линейной электрической машины возвратно-поступательного действия, предназначенной для использования в качестве электрогенератора совместно со свободно-поршневым двигателем внутреннего сгорания предложено использовать электрическую машину вентильно-индукторного типа, простую по конструкции, не имеющую обмоток или постоянных магнитов на подвижном элемента. Указано, что одной из наиболее сложных задач при создании такой линейной электрической машины является разработка системы управления. Рассмотрен бездатчиковый алгоритм управления. Для определения положения подвижного элемента используется информация об индуктивности фазы статора электрической машины и ее изменение. Для ее оценки к фазе прикладываются зондирующие импульсы напряжения с известной длительностью, амплитуда вызываемых ими импульсов тока будет пропорциональна индуктивности фазы. Для проверки работоспособности предложенного алгоритма управления, а также определения рациональных параметров регулирования, использовалась математическая модель электромагнитных процессов. Поскольку фазы статора имеют отдельные магнитопроводы и не связаны в магнитном отношении, электромагнитные процессы в каждой фазе рассматриваются независимо. Параметры модели определялись опытным путем, на экспериментальном образце рассматриваемой электрической машины, для чего были получены зависимости потокосцепления фазы и развиваемого усилия от тока фазы при различных положениях подвижного элемента. Приведены результаты исследований процессов в рассматриваемой электрической машине при различных частотах перемещения подвижного элемента. Установлено, что при частотах перемещения подвижного элемента близких к номинальной, фаза должна подключаться к источнику питания еще до прохода подвижным элементом крайнего положения. Управление с использованием зондирующих импульсов, подаваемых в работающую фазу, невозможно, так как уровень этих импульсов не достигает максимального значения до момента включения фазы. В этом случае для определения положения подвижного элемента необходимо использовать зондирующие импульсы другой, неработающей, фазы. Такой алгоритм позволяет управлять линейной вентильно-индукторной электрической машины возвратно-поступательного действия как при низких, так и при высоких частотах перемещения подвижного элемента. Полученные результаты подтвердили правильность принятых подходов к созданию бездатчикового алгоритма управления.


Доп.точки доступа:
Колпахчьян, П. Г.; Щербаков, В. Г.; Кочин, А. Е.; Шайхиев, А. Р.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Щербаков, В. Г. (доктор технических наук; профессор).
    Энерго- и ресурсосберегающие технологии производства штампованных и прессованных деталей и узлов тяговых двигателей электровозов [Текст] / В. Г. Щербаков // Известия вузов. Электромеханика. - 2018. - Т. 61, № 3. - С. 26-30 : 1 рис. - Библиогр.: с. 30 (6 назв. ). - Заглавие, авторы, аннотация, ключевые слова на английском языке приведены в конце статьи . - ISSN 0136-3360
УДК
ББК 34.63
Рубрики: Машиностроение
   Обработка металлов резанием

Кл.слова (ненормированные):
горячая прессовка -- двигатели электровозов -- изготовление коллектора -- коллекторные пластины -- коллекторные прокладки -- полюсные листы -- расходование электроэнергии материалов -- ресурсосберегающие технологии -- рулоны электротехнической стали -- сердечник магнитопровода -- технология производства -- трудоемкость изготовления -- тяговые электродвигатели -- холодная штамповка -- электровозы -- электротехническая сталь -- электроэнергия материалов -- энергосберегающие технологии -- якорные листы
Аннотация: Показаны особенности и преимущества, энергетическая эффективность и материальная экономичность штампованных и прессованных деталей узлов тяговых электродвигателей. Холодная штамповка и горячая прессовка являются прогрессивными технологическими процессами. Их преимущества в техническом отношении заключаются в возможностях получения деталей сложной формы, легких, но прочных и жестких по конструкции с высокой точностью без последующей механической обработки, со стабильными размерами и относительно небольшими энергозатратами.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Щербаков, В. Г. (доктор технических наук; профессор).
    Особенности механической обработки основных деталей и узлов тяговых двигателей электровозов [Текст] / В. Г. Щербаков // Известия вузов. Электромеханика. - 2018. - Т. 61, № 4. - С. 40-44 : 3 рис. - Библиогр.: с. 43-44 (5 назв. ). - Заглавие, авторы, аннотация, ключевые слова на английском языке приведены в конце статьи . - ISSN 0136-3360
УДК
ББК 31.261.2
Рубрики: Энергетика
   Электрические двигатели

Кл.слова (ненормированные):
валы -- втулки якоря -- кольца пластин коллектора -- конус коллектора -- корпус щеткодержателя -- механообрабатывающее оборудование -- остов -- подшипники -- подшипниковые щиты -- тела вращения -- траверса -- тяговые двигатели -- тяговые электродвигатели -- шайбы нажимные -- электровозы -- электродвигатели электровозов
Аннотация: Рассматриваются особенности механической обработки несущих силовые нагрузки деталей и узлов тяговых электродвигателей электровозов. Показаны приемы и приведено механообрабатывающее оборудование, позволяющее обеспечить необходимую производительность и точность обработки конструктивно сложных деталей и узлов.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Ворон, О. А. (кандидат технических наук; доцент; заведующий кафедрой).
    Автономная система электроснабжения изотермического подвижного состава [Текст] / О. А. Ворон, А. Д. Петрушин, В. Г. Щербаков // Известия вузов. Электромеханика. - 2019. - Т. 62, № 2. - С. 36-40 : 4 рис., 1 табл. - Библиогр.: с. 39 (10 назв. ). - Заглавие, авторы, аннотация, ключевые слова, библиография на английском языке приведены в конце статьи . - ISSN 0136-3360
УДК
ББК 31.261.2 + 39.22
Рубрики: Энергетика
   Электрические двигатели

   Транспорт

   Подвижной состав железных дорог в целом

Кл.слова (ненормированные):
вентильно-индукторные генераторы -- изотермический подвижной состав -- рефрижераторные поезда -- рынок транспортных услуг -- силовые схемы -- системы автономного энергоснабжения -- стендовые испытания -- фитинговые платформы -- электроснабжение
Аннотация: Рассмотрено энергоснабжение изотермического подвижного состава и проанализированы возможности использования генераторно-приводных установок с вентильно-индукторным подвагонным генератором. Описаны преимущества использования вентильно-индукторных машин для перспективного энергооснащенного подвижного состава, который может быть выполнен в виде автономного рефрижераторного, отапливаемого или вентилируемого изотермического вагона. Представлены результаты стендовых испытаний, которые согласуются с основными расчетными характеристиками генератора. Применение вентильно-индукторного генератора в системе электроснабжения изотермического подвижного состава позволит регулировать параметры генератора программными средствами и экономить топливно-энергетические ресурсы при перевозке скоропортящихся грузов.


Доп.точки доступа:
Петрушин, А. Д. (доктор технических наук; профессор; заведующий кафедрой); Щербаков, В. Г. (доктор технических наук; профессор)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)