Тюменева, Юлия Алексеевна (канд. псих. наук).
    Сравнительная оценка факторов, связанных с успешностью в PIRLS: вторичный анализ данных PIRLS-2006 по российской выборке [Текст] / Ю. А. Тюменева // Вопросы образования. - 2008. - N 4. - С. 56-80 : 9 табл., 7 рис. - Библиогр.: с. 80 (5 назв. ) . - ISSN 1814-9545
УДК
ББК 74.202
Рубрики: Образование. Педагогика
   Теория и методика обучения, 2006

Кл.слова (ненормированные):
образовательная политика -- международные исследования -- результаты международных исследований -- PIRLS -- вторичный анализ -- сравнительная оценка факторов -- четырехклассники -- младшие школьники -- читательская компетентность -- чтение детей -- успешность в чтении -- задания для чтения -- понимание текстов -- читательские достижения -- достижения российских школьников
Аннотация: Представлены результаты вторичного многомерного анализа данных исследования PIRLS-2006. В первой части статьи обсуждается связь отдельных характеристик школ и семьи с достижениями. В частности, показана неравномерная пятилетняя динамика достижений у детей из разных социально-демографических групп. Выявляются условия, опосредующие влияние школьных ресурсов на успешность в чтении. Определяются варианты оптимальных сочетаний заданий для чтения и заданий на понимание текстов. Во второй части статьи излагаются процедура и результаты. Обосновывается желательность вторичного анализа данных международных исследований.





    Попов, Дмитрий Сергеевич (кандидат социологических наук ; старший научный сотрудник).
    Индивидуально-психологические предикторы в лонгитюдных исследованиях образовательных и профессиональных карьер [Текст] / Д. С. Попов, Ю. А. Тюменева, Ю. В. Кузьмина // Вопросы образования. - 2010. - N 4. - С. 30-53. : 6 табл., 1 рис. - Библиогр.: с. 51-53 (28 назв. )
УДК
ББК 74.00 + 60.561.9
Рубрики: Образование. Педагогика
   Общая педагогика

   Социология

   Педагогическая социология--Татарстан--Ярославская область--Россия

Кл.слова (ненормированные):
лонгитюдные исследования -- результаты мониторинга -- образовательные траектории -- профессиональная карьера -- спутанность профессиональной перспективы -- выпускники школ -- выпускники вузов -- индивидуально-психологические предикторы
Аннотация: Представлены первые результаты мониторинга образовательных и трудовых траекторий выпускников школ и вузов, начатого в 2009 г. С целью определить индивидуальные характеристики, наилучшим образом предсказывающие изменения в образовательной и профессиональной траектории, опрошены студенты выпускных курсов высших учебных заведений двух регионов РФ. Выделены группы учащихся, которые с наибольшей вероятностью сменят образовательную и профессиональную карьеру, начатую в вузе. Обсуждается значимость отобранных независимых переменных в отношении двух основных причин изменения траектории: неуверенности в профессиональной карьере на последнем году обучения и низких академических достижений студентов. Рассматриваются перспективы начатого исследования.


Доп.точки доступа:
Тюменева, Юлия Алексеевна (кандидат психологических наук ; старший научный сотрудник); Кузьмина, Юлия Владимировна (научный сотрудник); Государственный университет - Высшей школой экономики; ГУ-ВШЭ
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Кузьмина, Юлия Владимировна (аналитик).
    Читательская грамотность 15-летних школьников: значимость семейных, индивидуальных и школьных характеристик [Текст] : по данным российской выборки PISA-2009 / Ю. В. Кузьмина, Ю. А. Тюменева // Вопросы образования. - 2011. - N 3. - С. 164-191. : 5 рис., 5 табл. - Библиогр.: с. 190-191 (15 назв. )
УДК
ББК 74.2
Рубрики: Образование. Педагогика
   Общеобразовательная школа

Кл.слова (ненормированные):
PISA -- многоуровневый регрессионный анализ -- методология исследования -- чтение -- отношение к чтению -- читательская грамотность учеников -- семейный бэкграунд
Аннотация: С использование четырех моделей регрессионного многоуровневого анализа оценен вклад различных факторов в достижения 15-летних учащихся в чтении. Наиболее значимым фактором оказался семейный бэкграунд, причем не только на индивидуальном, но и на школьном уровне, где он оказывает влияние уже как средний по шкале социально-экономический статус семей учащихся. На уровне школы агрегированные семейные характеристики учеников обнаруживают связь с индивидуальными достижениями, превосходя при этом эффект школьных ресурсов и локализации школы - тех их школьных факторов, которые показали значимый вклад в достижения. Отношение к чтению и обучению значимо с точки зрения успешности в чтении на индивидуальном уровне, но, агрегируясь на уровне школы установки учеников по отношению к чтению и школе не вносят самостоятельного вклада в индивидуальные результаты.


Доп.точки доступа:
Тюменева, Юлия Алексеевна (старший научный сотрудник)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Тюменева, Юлия Алексеевна (кандидат психологических наук; старший научный сотрудник).
    Источники ошибок при выполнении "обыденных" математических заданий [Текст] / Ю. А. Тюменева // Вопросы психологии. - 2015. - № 2. - С. 21-31. - Библиогр.: с. 31 (20 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.492
Рубрики: Психология
   Практическая (консультативная) психология

Кл.слова (ненормированные):
математические задачи -- обыденные математические задачи -- ошибки -- старшеклассники -- школьники -- школьные математические задания
Аннотация: Школьные математические задания с обыденным контекстом оказываются сложными для школьников, как показывают результаты исследования PISA. В результате качественного анализа ошибок учащихся VIII-X классов показано что часть трудностей была связана с требованием моделирования - специфическими для этих заданий. Подавляющая часть ошибок была следствием дефицита более общего характера: неумением работать с чертежами и рисунками, а также несформированной установкой на проверку и проблематизацию собственных рассуждений.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Тюменева, Юлия Алексеевна (кандидат психологических наук; старший научный сотрудник).
    Эффект самостоятельного выведения принципа из комплексной учебной задачи для последующего переноса [Текст] / Ю. А. Тюменева, И. В. Шкляева // Вопросы психологии. - 2017. - № 4. - С. 27-39. - Библиогр.: с. 38-39 (35 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.492
Рубрики: Психология
   Практическая (консультативная) психология

Кл.слова (ненормированные):
учебные задачи -- комплексные учебные задачи -- самостоятельное изучение -- перенос по аналогии -- активное изучение
Аннотация: Одним из хорошо обоснованных в литературе приемов обучения является сравнение двух аналогичных учебных задач, проясняющее их структуру и облегчающее дальнейший перенос способа решения в новый контекст. Подбор правильных задач для сравнительного изучения часто становится отдельной методической проблемой. Альтернативой могла бы стать инструкция на самостоятельное выведение принципа из единственной учебной задачи. Приведены итоги экспериментального активного изучения по сравнению с пассивным способом (только чтение) и с действиями по инструкции: сравнить две аналогичные задачи.


Доп.точки доступа:
Шкляева, Ирина Вячеславовна (стажер-исследователь)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Капуза, Анастасия Васильевна.
    Надежность и структура шкалы социальной желательности TALIS [Текст] : оценка в рамках современной теории тестирования / А. В. Капуза, Ю. А. Тюменева // Мониторинг общественного мнения. - 2016. - № 6 (136). - С. 14-29. - Библиогр.: с. 26-29. - Прил.: Русскоязычная версия шкалы социальной желательности TALIS. - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru
УДК
ББК 60.504/506
Рубрики: Социология
   Социологическое исследование

Кл.слова (ненормированные):
TALIS -- валидность шкалы социальной желательности -- исследование качества подготовки учителей -- Кроуна - Марлоу шкала -- надежность шкалы социальной желательности -- социальная желательность -- теория тестирования -- тестирование (социология) -- шкала Кроуна - Марлоу -- шкала социальной желательности
Аннотация: Один из способов контроля влияния социальных ожиданий на ответы респондентов - использование шкалы социальной желательности (СЖ) вместе с основными вопросами. Так, шкала СЖ включена в международное сравнительное исследование качества подготовки учителей TALIS (Teaching and Learning International Survey). Проанализированы надежность и валидность шкалы СЖ.


Доп.точки доступа:
Тюменева, Юлия Алексеевна (кандидат психологических наук)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Масленкова, Ольга Игоревна (психолог).
    Разработка и эмпирическая проверка теоретической модели продуктивной аналогии [Текст] / О. И. Масленкова, Ю. А. Тюменева, Е. В. Мовчан // Вопросы психологии. - 2019. - № 1. - С. 134-144. - Библиогр.: с. 143-144 (37 назв.). - References in Russian: с. 144 (1 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
продуктивная аналогия -- модели продуктивной аналогии -- решение задач -- мышление по аналогии -- теоретическая модель аналогии -- эмпирические проверки
Аннотация: Разрабатывается и эмпирически проверяется теоретическая модель продуктивной аналогии, которая лучше соответствует процессам создания новых научных и технических идей, чем широко распространенная модель мышления по аналогии. Предполагается, что структура продуктивной аналогии включает кодирование актуальной задачи: ее ключевых элементов и отношений между ними, сканирование фоновой информации или долговременной памяти в поисках ситуаций или задач или их элементов, аналогичных таковым в текущей задаче, сопоставление найденных аналогов с текущей задачей с целью подбора наиболее подходящего, решение и оценку.


Доп.точки доступа:
Тюменева, Юлия Алексеевна (кандидат психологических наук; старший научный сотрудник); Мовчан, Елизавета Владимировна (студентка)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)