Тихомирова, Татьяна Николаевна.
    Воспитательное воздействие в современной российской семье и показатели креативности ребенка: роль поколений [Текст] / Т. Н. Тихомирова // Сибирский психологический журнал. - 2012. - № 44. - С. 72-82. - Библиогр.: с. 82 . - ISSN 1726-7080
УДК
ББК 88.2
Рубрики: Психология--Россия
   Развитие психики

Кл.слова (ненормированные):
семейные отношения -- семейная среда -- межпоколенные отношения -- современная семья -- современная российская семья -- воспитательное воздействие -- когнитивное развитие -- креативность детей -- поколения в семье -- дети -- родители -- прародители
Аннотация: Представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязей семейной среды с когнитивным развитием детей.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Малых, Сергей Борисович (доктор психологических наук; профессор; заведующий лабораторией; академик-секретарь РАО).
    Личностные черты и интеллект: взаимосвязи и их природа [Текст] / С. Б. Малых // Вопросы психологии. - 2015. - № 2. - С. 149-160. - Библиогр.: с. 158-160 (85 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.37
Рубрики: Психология
   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
Большая Пятерка -- генетические факторы -- кристаллизованный интеллект -- личностные черты -- модели личности -- пятифакторная модель личности -- самооценка интеллекта -- средовые факторы -- флюидный интеллект
Аннотация: Представлен обзор зарубежных исследований взаимосвязей личностных черт и интеллекта. Приведены результаты работ, в том числе метааналитических, направленных как на выявление взаимосвязей между личностными чертами "Большой пятерки" и психометрическим интеллектом, так и на разработку механизмов этих взаимосвязей.


Доп.точки доступа:
Тихомирова, Татьяна Николаевна (кандидат психологических наук; докторант)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




   
    Когнитивные основы успешности обучения русскому языку: кросскультурное исследование [Текст] / Л. А. Вербицкая [и др.] // Вопросы психологии. - 2017. - № 1. - С. 26-40. - Библиогр.: с. 38-40 (31 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.4
Рубрики: Психология
   Отраслевая психология

Кл.слова (ненормированные):
успешность обучения -- родной язык -- русский язык -- образование -- рабочая память -- невербальный интеллект -- скорость переработки информации -- старший школьный возраст -- обучение русскому языку -- кросскультурные исследования
Аннотация: Представлены результаты кросскультурного анализа когнитивных основ успешности обучения русскому языку. В исследовании изучалась роль скорости переработки информации, рабочей памяти и невербального интеллекта в формировании индивидуальных различий в успешности обучения русскому языку, основанной на результатах государственных экзаменов и оценках учителей.


Доп.точки доступа:
Вербицкая, Людмила Алексеевна (доктор филологических наук; профессор; академик; президент РАО); Зинченко, Юрий Петрович (доктор психологических наук; профессор; академик; декан; вице-президент РАО); Малых, Сергей Борисович (доктор психологических наук; профессор; академик-секретарь; заведующий лабораторией); Тихомирова, Татьяна Николаевна (кандидат психологических наук; старший научный сотрудник)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Малых, Сергей Борисович (доктор психологических наук; профессор; академик-секретарь РАО).
    Личностные черты и интеллект как факторы успешности в школьном обучении [Текст] / С. Б. Малых, Т. Н. Тихомирова // Вопросы психологии. - 2020. - № 3. - С. 26-44. - Библиогр.: с. 42-44 (39 назв.). - References in Russian: р. 44 (8 names) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.8
Рубрики: Психология
   Детская психология

Кл.слова (ненормированные):
личностные черты -- Большая Пятерка -- интеллект -- флюидный интеллект -- успешность обучения -- факторы успешности -- школьное обучение -- старший школьный возраст -- половые различия -- возрастные различия -- структурное моделирование -- опросники -- тесты
Аннотация: Представлены результаты анализа совместного влияния личностных черт Большой пятерки и флюидного интеллекта на общую академическую успешность, рассчитанную на основе оценок по математике, русскому языку и биологии. В работе также описаны результаты исследования половых различий по всем анализируемым признакам. Для диагностики личностных черт: нейротизма, экстраверсии, открытости опыту, сотрудничества и добросовестности - использовался опросник личностных черт "Revised NEO Personality Inventory" в русскоязычной адаптации. Флюидный интеллект измерялся с помощью теста "Стандартные прогрессивные матрицы". Данные обрабатывались методами однофакторного дисперсионного анализа, корреляционного анализа и моделирования структурными уравнениями при контроле пола и возраста. Согласно результатам дисперсионного анализа, среди личностных черт наибольшие половые различия с преимуществом девушек получены для открытости опыту, наименьшие - для нейротизма и экстраверсии. По показателю флюидного интеллекта не обнаружено половых различий. Показано также, что половые различия в пользу девушек получены для всех показателей успешности в школьном обучении, основанных на оценках учителей: с наибольшей разницей по биологии, с наименьшей - по математике и русскому языку. Согласно результатам структурного моделирования наилучшим образом описывает эмпирические данные теоретическая модель, в соответствии с которой экстраверсия отрицательно, а открытость опыту положительно связаны с интеллектом, а он, в свою очередь, вносит вклад в показатель общей академической успешности. В то же время, согласно этой модели, добросовестность является единственной из личностных черт Большой пятерки, которая вносит вклад в индивидуальные различия по академической успешности вне зависимости от уровня развития интеллекта. Эта модель совместного влияния личностных черт и интеллекта на успешность в обучении является универсальной и для девушек, и для юношей старшего школьного возраста. Результаты исследования интерпретируются в контексте инвестиционной теории и терминах компенсаторных механизмов развития психологических признаков.


Доп.точки доступа:
Тихомирова, Татьяна Николаевна (доктор психологических наук; профессор; член-корреспондент РАО)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Тихомирова, Татьяна Николаевна (доктор психологических наук; профессор; член-корреспондент РАО).
    Влияние родительского отношения на общую академическую успешность школьников [Текст] / Т. Н. Тихомирова, С. Б. Малых // Вопросы психологии. - 2021. - № 2. - С. 14-27. - Библиогр.: с. 26-27 (25 назв.). - References in Russian: р. 27 (4 names) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.8
Рубрики: Психология
   Детская психология

Кл.слова (ненормированные):
агрессивная отчужденность -- восприятие ребенка -- младший школьный возраст -- начальное образование -- опросники -- позитивное участие -- родительское отношение -- средний школьный возраст -- структурное моделирование -- успешность обучения -- эмоциональное отвержение -- эмоциональное принятие
Аннотация: Представлены результаты исследования влияния родительского отношения на академическую успешность детей в период начального и основного общего образования. Анализируются позитивные аспекты отношения матерей и отцов: эмоциональное принятие и позитивное участие, а также негативные: эмоциональное отвержение и агрессивная отчужденность - через призму восприятия детьми. В работе приняли участие 375 обучающихся начального уровня общего образования в возрасте от 7, 8 до 11, 6 лет (49, 9 % мальчиков) и 428 обучающихся 5-9 классов в возрасте от 10, 9 до 16, 6 лет (47, 3 % мальчиков). Для диагностики восприятия отношения каждого из родителей использовался опросник "Детский отчет о родительском отношении" (Тихомирова, Малых, Гайсина). Общая академическая успешность рассчитывалась на основе школьных оценок по русскому языку, математике и биологии. Показано, что на всем протяжении обязательного общего образования дети воспринимают отношение к ним обоих родителей в большей мере как эмоционально принимающее и в меньшей - как отвергающее. При этом позитивные аспекты отношения матерей школьники оценивают несколько выше, а для негативных показателей уровень восприятия как материнского, так и отцовского отношения оказывается практически идентичным. Разница в восприятии отношения обоих родителей увеличивается на основном уровне общего образования, но все же не достигает статистической значимости. Наибольшие индивидуальные различия обнаружены в восприятии позитивных аспектов отцовского отношения в подростковом возрасте. В исследовании не выявлено различий в восприятии отношения отцов и матерей между девочками и мальчиками. Результаты структурного моделирования показали, что структура связи родительского отношения к ребенку и его академической успешности задается универсальной для всего периода общего образования моделью, согласно которой эмоциональное принятие, позитивное участие, эмоциональное отвержение и агрессивная отчужденность матери и отца влияют на общую академическую успешность школьника. Результаты интерпретируются в контексте возрастной специфики восприятия родительского отношения на протяжении всего периода получения общего образования.


Доп.точки доступа:
Малых, Сергей Борисович (доктор психологических наук; профессор; заведующий лабораторией; академик РАО); Тихомирова, Т. Н.; Малых, С. Б.; Гайсина, Д. А.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Тихомирова, Татьяна Николаевна (доктор психологических наук; профессор; член-корреспондент РАО).
    Когнитивное развитие школьников: эффекты макро- и микросредовых условий образования [Текст] / Т. Н. Тихомирова, С. Б. Малых // Вопросы психологии. - 2021. - № 5. - С. 30-43. - Библиогр.: с. 41-43 (37 назв.). - References in Russian: р. 43 (13 names). . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.8
Рубрики: Психология
   Детская психология--Россия--Кыргызстан

Кл.слова (ненормированные):
зрительно-пространственная рабочая память -- когнитивное развитие -- кросскультурные различия -- невербальный интеллект -- образовательная макросреда -- образовательная микросреда -- общее образование -- психологические исследования -- психологические тесты -- скорость переработки информации -- школьники
Аннотация: Представлены результаты исследования влияния образовательных условий макросреды (эффективности системы образования страны, в которой живет и учится ребенок) и микросреды (возможностей обучения в конкретной школе) на показатели когнитивного развития на всем протяжении школьного обучения. В работе анализируются базовые показатели когнитивного развития: скорость переработки информации и зрительно-пространственная рабочая память, а также общий показатель - невербальный интеллект. Разработана и применена к полученным данным технология дифференциальной оценки влияния образовательной макро- и микросреды на психологические признаки (свойства). В исследовании приняли участие 3244 школьника I–XI классов в возрасте от 6, 5 до 18, 7 лет из Российской Федерации и Кыргызской Республики, в которых организация системы общего образования является идентичной, а эффективность ее функционирования, в том числе относительно уровня обученности школьников, различается. Для диагностики скорости переработки информации и зрительно-пространственной рабочей памяти применялись компьютеризированные методики "Время реакции выбора" и "Последовательности", соответственно. Оценка невербального интеллекта проводилась с помощью печатной версии теста "Стандартные прогрессивные матрицы". Данные обрабатывались методом однофакторного дисперсионного анализа. Подтверждены эффекты влияния макросредовых условий образования на показатели когнитивного развития школьников. Обнаружено, что анализируемые когнитивные характеристики различаются по чувствительности к средовым условиям. Так, наибольшие кросскультурные различия получены для невербального интеллекта, а наименьшие - для скорости переработки информации. Зрительно-пространственная рабочая память не зависит от условий образовательной среды. Вместе с тем показано, что микросредовые условия образования, связанные с условиями обучения в конкретной школе, могут усиливать или ослаблять влияние макросреды на показатели когнитивного развития детей. На различных уровнях общего образования (начальном, основном и полном) наблюдается специфика изменений соотношения эффектов влияния макро- и микросредовых условий образования на когнитивное развитие школьников.


Доп.точки доступа:
Малых, Сергей Борисович (доктор психологических наук; профессор; академик РАО; заведующий лабораторией)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Тихомирова, Татьяна Николаевна (доктор психологических наук; академик РАО; ведущий научный сотрудник).
    Точность оценки старшеклассниками количественной информации в символическом, несимволическом и смешанном форматах [Текст] / Т. Н. Тихомирова, А. С. Малых // Вопросы психологии. - 2022. - № 5. - С. 19-31 : табл. - Библиогр.: с. 30-31 (26 назв.). - Ref.: p. 31 (5 names) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.8
Рубрики: Психология
   Детская психология

Кл.слова (ненормированные):
восприятие количественной информации -- индивидуальные различия -- количественная информация -- несимволический формат -- символический формат -- смешанный формат -- старшеклассники -- точность оценки -- форматы предъявления
Аннотация: В статье анализируется проблема индивидуальных различий в восприятии количественной информации. Были выявлены и проанализированы связи между показателями точности оценки количественной информации, выраженной в различных форматах: символическом (с числами), несимволическом (с объектами) и смешанном (с числами и объектами). Выборку составили 793 ученика. Все участники исследования выполнили компьютеризированные тестовые задания, направленные на: определение позиции числа на числовой линии ("Числовая линия"), сравнение несимволически выраженных множеств ("Чувство числа"), соотнесение несимволически выраженных множеств с их символьным эквивалентом ("Точки и числа"). Согласно исследованию, соотношение показателей точности оценки количественной информации в символическом, несимволическом и смешанном форматах характеризуется слабыми и умеренными связями. Существуют различия между школьниками, обучающимися в IX, X и XI классах, только по одному из этих показателей - способности сравнивать несимволически выраженные количества. Не обнаружено различий в точности восприятия количеств, предъявляемых в символическом и смешанном виде. Диапазон вариативности двух показателей точности оценки количественной информации с применением числового материала сужается по мере обучения даже в старшем школьном возрасте, свидетельствуя о компенсаторной форме изменений. При этом вариативность точности оценки несимволически выраженных количеств остается стабильной. Вклад точности оценки символически и несимволически выраженных количеств в индивидуальные различия при выполнении заданий смешанного формата варьируется в зависимости от года школьного обучения. Сообщается, что различия в структуре связей между тремя показателями оценки количественной информации разных форматов и прогностической силе каждого из них свидетельствуют в пользу существования автономных систем обработки символической и несимволической количественной информации.


Доп.точки доступа:
Малых, Артем Сергеевич (лаборант)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)