Степанова, Марина Анатольевна.
    Криминогенные детерминанты, способствующие совершению преступлений против собственности на железнодорожном транспорте [Текст] / М. А. Степанова // Право и государство: теория и практика. - 2008. - N 3. - С. 142-143
УДК
ББК 67 + 67.51
Рубрики: Право
   Криминология

Кл.слова (ненормированные):
преступность -- преступления -- причины преступлений -- преступления против собственности -- железнодорожный транспорт
Аннотация: Криминогенные причины преступлений против собственности, совершаемых на железнодорожном транспорте.





    Степанова, Марина Анатольевна (кандидат психологических наук; доцент).
    Деятельностная теория учения: прошлое, настоящее, будущее [Текст] / М. А. Степанова // Вопросы психологии. - 2013. - № 6. - С. 77-87. - Библиогр.: с. 86-87 (26 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
деятельностный подход -- деятельностная теория учения -- деятельность -- действие -- понятие -- усвоение -- учебная деятельность -- обучение -- умственное развитие
Аннотация: Статья приурочена к 90-летнему юбилею известного психолога Нины Федоровны Талызиной. Анализируется ее вклад в развитие общепсихологического и психолого-педагогического знания; обосновывается представление о наличии внутренней связи между психологической теорией деятельности и теорией поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина. Специальное внимание уделено истории и современному состоянию деятельностной теории учения, приводятся гипотезы о возможных направлениях ее дальнейшего развития и приложениях к решению практических задач в области образования.


Доп.точки доступа:
Леонтьев, А. Н. (психолог ; 1903-1979); Гальперин, П. Я. (психолог ; 1902-1988); Талызина, Н. Ф. (психолог)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Степанова, Марина Анатольевна (кандидат психологических наук; доцент).
    Образование сквозь призму культурно-исторической психологии [Текст] / М. А. Степанова // Вопросы психологии. - 2013. - № 6. - С. 147-150. - Библиогр.: с. 150 (3 назв.). - Рец. на кн.: Асмолов А. Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы / А. Г. Асмолов. - Москва : Просвещение, 2012. - 447 с. . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.4
Рубрики: Психология
   Отраслевая психология

Кл.слова (ненормированные):
рецензии -- просвещение -- культурно-историческая психология -- общеобразовательные учреждения -- общеобразовательные школы


Доп.точки доступа:
Асмолов, А. Г. (доктор психологических наук; профессор; академик РАО)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Степанова, Марина Анатольевна (кандидат психологических наук; доцент).
    Лингвистика и педагогика здравого смысла: идеи, психологические основания, перспективы [Текст] / М. А. Степанова // Вопросы психологии. - 2016. - № 6. - С. 99-113. - Библиогр.: с. 111-112 (37 назв.). - References.: С. 112-113 (37 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.4
Рубрики: Психология
   Отраслевая психология

Кл.слова (ненормированные):
лингвистика -- языкознание -- педагогика здравого смысла -- школьное обучение -- воспитание -- развивающее образование -- педагогический процесс -- психологический анализ -- языкознание в школе -- уроки
Аннотация: С позиций психолого-педагогической науки поднимается проблема содержания школьного обучения, и, в частности места лингвистических знаний в системе общеобразовательной подготовки. Предпринята попытка историко-педагогического анализа введения уроков лингвистики в школьное обучение: показано, что проблема, поставленная 80 лет назад советским лингвистом Л. П. Якубинским, не потеряла своей актуальности и в наше время. Обращение к работам А. А. Леонтьева - лингвиста, психолога, психолингвиста - дает возможность двустороннего анализа проблемы соотношения психологии и языкознания, и в частности профессионального взгляда психолога на уроки лингвистики в школе.


Доп.точки доступа:
Леонтьев, А. А. (психолог ; 1936- 2004)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Степанова, Марина Анатольевна (кандидат психологических наук; доцент).
    В. П. Кащенко и Л. С. Выготский: к истории названия науки о дефективном ребенке [Текст] / М. А. Степанова // Вопросы психологии. - 2017. - № 3. - С. 119-136. - Библиогр.: с. 132-136 (57 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.1
Рубрики: Психология
   История психологии

Кл.слова (ненормированные):
дефективный ребенок -- коррекционная педагогика -- дефектология -- лечебная педагогика -- специальная психология -- специальная педагогика -- культурно-историческая психология -- педология -- исключительные дети -- трудный ребенок
Аннотация: Предпринята попытка воссоздать историю возникновения русскоязычного названия науки о развитии, обучении и воспитании детей с физическими и психическими нарушениями. Установлено, что понятие "дефективный ребенок" введено В. П. Кащенко.


Доп.точки доступа:
Выготский, Л. С. (психолог ; 1896-1934); Кащенко, В. П. (психолог ; 1870-1943)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Степанова, Марина Анатольевна (кандидат психологических наук; доцент).
    П. Я. Гальперин о преодолении односторонности деятельностного подхода [Текст] / М. А. Степанова // Вопросы психологии. - 2017. - № 5. - С. 107-124. - Библиогр.: с. 122-123 (25 назв.). - References in Russian: с. 123-124 (25 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
общепсихологическая теория деятельности -- научные школы -- формирование умственных понятий -- формирование умственных действий -- научные дискуссии -- деятельностный подход -- Гальперина научная школа -- научная школа Гальперина
Аннотация: Поднимается проблема соотношения теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина и общепсихологической теории деятельности А. Н. Леонтьева. Научная значимость данной проблемы обусловлена тем, что П. Я. Гальперин не называл свою психологию деятельностной, в том время как широкое распространение получила точка зрения, по которой теория П. Я. Гальперина представляет собой один из вариантов деятельностного подхода.


Доп.точки доступа:
Гальперин, П. Я. (психолог ; 1902-1988); Леонтьев, А. Н. (психолог ; 1903-1979)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Степанова, Марина Анатольевна (кандидат психологических наук; доцент).
    Трактовка психологии развития в работах Л. Ф. Обуховой [Текст] / М. А. Степанова // Вопросы психологии. - 2018. - № 3. - С. 113-123. - Библиогр.: с. 122-123 (17 назв.). - References in Russian: с. 123 (17 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
психология развития -- генетическая психология -- культурно-исторические концепции -- личность ученого -- методы исследований -- теория Пиаже -- Пиаже теория -- теория Гальперина -- Гальперина теория
Аннотация: Показано, что выполненное Д. Ф. Обуховой сравнительное исследование подходов Ж. Пиаже, Л. С. Выготского и П. Я. Гальперина позволяет представить их как образующие единое целое взаимосвязанные части генетической психологии.


Доп.точки доступа:
Обухова, Л. Ф. (психолог ; 1938-2016); Выготский, Л. С. (психолог ; 1896-1934); Пиаже, Ж. (психолог); Гальперин, П. Я. (психолог ; 1902-1988)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Степанова, Марина Анатольевна (кандидат психологических наук; доцент).
    Психологические основы образовательной практики в теории С. Л. Рубинштейна [Текст] / М. А. Степанова // Вопросы психологии. - 2019. - № 3. - С. 119-129. - Библиогр.: с. 128-129 (28 назв.). - References in Russian: с. 129 (28 the names) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.1
Рубрики: Психология
   История психологии, 1922 г.

Кл.слова (ненормированные):
научное наследие -- теоретическая психология -- прикладная психология -- история психологии -- педагогическая психология -- принцип творческой самодеятельности -- психология образования -- образовательная практика
Аннотация: Предпринята попытка обратиться к наследию С. Л. Рубинштейна - выдающегося отечественного психолога и философа, автора трудов по методологии психологии, с тем чтобы опереться на развиваемые им идеи при разработке прикладных вопросов психологии. В частности, проанализированы положения, касающиеся педагогической психологии и психологии образования. Охвачены различные периоды научного творчества С. Л. Рубинштейна, начиная от сформулированного в 1922 г. принципа творческой самодеятельности и заканчивая его последними работами.


Доп.точки доступа:
Рубинштейн, С. Л. (психолог ; 1889-1960)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Степанова, Марина Анатольевна (кандидат психологических наук; доцент).
    Практика восстановительного обучения в военные годы: факты из научной биографии П.Я. Гальперина [Текст] / М. А. Степанова // Вопросы психологии. - 2020. - № 3. - С. 103-115. - Библиогр.: с. 113-114 (34 назв.). - References in Russian: р. 114 (34 names) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.1
Рубрики: Психология
   История психологии--СССР, 1941-1945 гг.

Кл.слова (ненормированные):
советские психологи -- Великая Отечественная война -- восстановительное обучение -- восстановление движения -- восстановление после ранений -- деятельностный подход -- биографии -- научная деятельность -- эвакогоспитали
Аннотация: Автор обращается к фактам научной биографии П. Я. Гальперина в период с начала войны и до возвращения из эвакуации в 1943 г. Война застала П. Я. Гальперина в Харькове, откуда он в сентябре 1941 г. вместе с Украинским психоневрологическим институтом был эвакуирован в Тюмень, а затем в 1943 г. переехал в пос. Кауровка и стал работать в созданном А. Н. Леонтьевым реабилитационном центре по восстановлению движений после ранений. Практическая работа в эвакогоспиталях сопровождалась научными исследованиями в области восстановления нарушенных в результате ранений функций. Результаты исследований обсуждались на конференциях, проходивших в годы войны и послевоенные годы, а впоследствии получили отражение в научных публикациях. Специально анализируются устные и письменные выступления П. Я. Гальперина по данной тематике. Предпринята попытка показать, как обобщение П. Я. Гальпериным опыта работы в эвакогоспиталях связано с его последующими исследованиями по формированию умственных действий и понятий. Внимание П. Я. Гальперина к изучению условий, способствующих эффективному восстановлению двигательных функций, свидетельствует о разработке им в годы войны вопросов мотивационной стороны деятельности, а создание уже в 1950-е годы шкалы поэтапного формирования умственных действий имеет непосредственное отношение к исследованию операционально-технической стороны деятельности. Последнее позволило П. Я. Гальперину сделать вывод о возможности применения его подхода в практике восстановительного обучения.


Доп.точки доступа:
Гальперин, П. Я. (психолог ; 1902-1988); Леонтьев, А. Н. (психолог ; 1903-1979)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Степанова, Марина Анатольевна (кандидат психологических наук; доцент).
    Культурно-историческая дефектология Л.С. Выготского [Текст] / М. А. Степанова // Вопросы психологии. - 2020. - № 5. - С. 92-108. - Библиогр.: с. 106-107 (39 назв.). - References in Russian: p. 107-108 (39 names) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.1
Рубрики: Психология
   История психологии

Кл.слова (ненормированные):
дефективный ребенок -- дефектология -- инклюзивное обучение -- исключенные группы -- коррекционная педагогика -- культурно-историческая теория -- лечебная педагогика -- отклики на статьи -- специальная психология -- специальное обучение -- трудные дети
Аннотация: Данная публикация - отклик на опубликованную в журнале "Вопросы психологии" статью А. А. Мелии "Понятие дефекта в творчестве Л. С. Выготского" (2020. № 2). Автором была предпринята попытка рассмотреть значение выполненных Л. С. Выготским исследований нарушенного развития для становления его научного мировоззрения как психолога и дефектолога. В частности, А. А. Мелия прослеживает логику переключения внимания Л. С. Выготского с изучения положения еврейского народа на исследование психологических особенностей детей, имеющих отклонения в развитии, и приходит к выводу о том, что ключевой проблемой научного творчества Л. С. Выготского выступает исследование "исключенных групп". Отмечается, с одной стороны, необходимость, а с другой - целительность специальной работы по переосмыслению научного вклада Л. С. Выготского сквозь призму тех задач, которые стоят перед психолого-педагогической наукой и образовательной практикой.


Доп.точки доступа:
Мелия, А. А. (преподаватель); Выготский, Л. С. (психолог ; 1896-1934)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Степанова, Марина Анатольевна (кандидат психологических наук; доцент).
    Интериоризация и/или экстериоризация [Текст] / М. А. Степанова // Вопросы психологии. - 2021. - № 2. - С. 91-105. - Библиогр.: с. 103-104 (36 назв.). - References in Russian: р. 104-105 (35 names) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.8
Рубрики: Психология
   Детская психология

Кл.слова (ненормированные):
взаимоотношения с окружающей средой -- инструментальный метод -- интериоризация -- когнитивное развитие детей -- культурно-исторический подход -- психологическое развитие детей -- совершенствование способностей -- соотношение внутренней и внешней деятельности -- социализация -- формирование личности ребенка -- цифровая социализация -- цифровая среда -- цифровое опосредование -- цифровое поколение -- цифровые технологии -- экстериоризация
Аннотация: Данная публикация своим появлением обязана увидевшей свет на страницах журнала "Вопросы психологии" статье М. В. Фаликман "Цифровое опосредствование: новые рубежи культурно-исторического подхода" (2020. № 2), в которой поставлены проблемы, носящие дискуссионный характер. Автором статьи предпринята попытка рассмотреть сквозь призму культурно-исторической психологии Л. С. Выготского особенности психического развития современных детей в условиях цифровой социализации. В частности, М. В. Фаликман прослеживает изменения, касающиеся трансформации культурных орудий и наблюдаемого в онтогенезе сдвига в сторону повышения роли внешнего опосредствования психических процессов - это позволило ей сделать вывод о том, что имеет место сдвиг от интериоризации в сторону "новой экстериоризации". Также она обращает внимание на то, что в связи с активным взаимодействием ребенка с цифровыми носителями культуры требует пересмотра и понятие зоны ближайшего развития. Объяснение этих объективно происходящих изменений предполагает их тщательное и всесторонне изучение. В этой связи видится актуальным отделение имеющих теоретическое обоснование и получивших подтверждение данных от положений, носящих лишь гипотетический характер. Это относится в первую очередь к содержанию процесса интериоризации в ее взаимосвязи с экстериоризацией. Также пристального внимания заслуживают вопросы, касающиеся рассмотрения цифровых устройств как своеобразных культурных орудий. Автор данной статьи с опорой на исследования Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. П. Зинченко приводит результаты исследований, которые позволяют расширить наши представления о специфике процессов интериоризации в современных условиях активного внедрения цифровых технологий. Обращение к этим источникам позволяет уточнить некоторые выводы, содержащиеся в работе М. В. Фаликман. В заключение автор приходит к выводу о заложенном в культурно-исторической теории исследовательском потенциале и необходимости специальной работы по переосмыслению научного вклада Л. С. Выготского сквозь призму тех задач, которые стоят перед современной наукой и практикой воспитания.


Доп.точки доступа:
Фаликман, М. В.; Выготский, Л. С. (психолог ; 1896-1934); Гальперин, П. Я. (психолог ; 1902-1988); Зинченко, В. П. (психолог ; 1931-2014)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Степанова, Марина Анатольевна (кандидат психологических наук; доцент).
    Человек, творивший время [Текст] : к 90-летию со дня рождения В. П. Зинченко / М. А. Степанова ; интервьюер З. Престес // Вопросы психологии. - 2021. - № 4. - С. 65-79 . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.1
Рубрики: Психология
   История психологии

Кл.слова (ненормированные):
биографии -- интервью -- научная деятельность -- психологи -- юбилеи
Аннотация: Данные материалы приурочены к 90-летнему юбилею В. П. Зинченко (1931-2014) - известного отечественного психолога, автора публикаций по широкому кругу вопросов в области психологии и философии. Работы В. П. Зинченко без преувеличения могут быть названы достоянием современной российской культуры, поскольку в них поднимаются проблемы, выходящие за узкие рамки собственно психологического знания. Его труды, выражаясь языком Л. С. Выготского, отмечены историческим значением. В. П. Зинченко - не только автор ярких оригинальных статей, увидевших свет на страницах журнала "Вопросы психологии", но идейный вдохновитель и справедливый критик, бессменный член редколлегии журнала. Осознать величие ученого можно не только по его книгам и статьям, но и по устным выступлениям, данным им интервью, а также воспоминаниям тех, кому посчастливилось знать В. П. Зинченко. В подборке материалов представлена краткая биографическая справка и интервью В. П. Зинченко своему коллеге, бразильскому психологу Зое Престес.


Доп.точки доступа:
Престес, Зоя \.\; Зинченко, В. П. (психолог ; 1931-2014)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Степанова, Марина Анатольевна (кандидат психологических наук; доцент).
    Заслуженный собеседник П. Я. Гальперин [Текст] : (к 120-летию со дня рождения) / М. А. Степанова // Вопросы психологии. - 2022. - № 4. - С. 73-91. - Библиогр.: с. 90-91 (17 назв.). - Ref.: p. 91 (17 names) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
биографии -- действие -- интериоризация -- научная деятельность -- обучение -- ориентировочное действие -- психика -- психологи -- психология мышления -- умственное развитие -- формирование действия
Аннотация: Данные материалы приурочены к 120-летнему юбилею П. Я. Гальперина - известного отечественного психолога, создателя нового научного направления и научной школы, автора имеющих непреходящее значение публикаций по фундаментальным проблемам психологии. Работы П. Я. Гальперина могут быть названы достоянием современной российской культуры, поскольку учение об ориентировочной природе и функции психики оказалось созвучно нашему времени, а сделанные на его основе практические выводы доказали свою продуктивность в образовании, в первую очередь, в школьном обучении. П. Я. Гальперин - автор ярких оригинальных статей, увидевших свет на страницах журнала «Вопросы психологии», многие из которых в настоящее время стали библиографической редкостью. Полемический характер выступлений П. Я. Гальперина привлекал к себе внимание читателей, придерживавшихся различных профессиональных позиций. Не так много психологов, которые могут похвастаться тем, что являются учениками П. Я. Гальперина, но при этом он стал Учителем (и продолжает оставаться таковым) для нескольких поколений психологов. Выбранный автором данной публикации жанр заочного интервью позволяет задать Учителю вопросы и получить на них ответы с опорой на публикации П. Я. Гальперина.


Доп.точки доступа:
Гальперин, П. Я. (психолог ; 1902-1988)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)