Смирнова, Елена Олеговна (доктор психологических наук; заведующая научно-методической лабораторией).
    Опыт построения диагностики пространственного образа себя в раннем детстве [Текст] / Е. О. Смирнова, Е. А. Абдулаева // Вопросы психологии. - 2014. - № 3. - С. 58-68. - Библиогр.: с. 67-68 (16 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.8
Рубрики: Психология
   Детская психология

Кл.слова (ненормированные):
пространственный образ себя -- телесная граница -- разделительная функция границы -- связующая функция границы -- телесные чувства -- чувство собственного движения -- чувство осязания -- самосознание ребенка -- дети 2-4 лет -- дети раннего возраста
Аннотация: Представлена оригинальная методика, позволяющая выявить уровень развития и качественную специфику пространственного образа у детей 2-4 лет. Пространственный образ себя рассматривается как первая форма самосознания ребенка, которая складывается в практическом, телесно-физическом контакте ребенка с окружающим миром. В качестве структурных составляющих пространственного образа себя выступают телесные чувства, а именно осязание, чувство собственного движения и чувство равновесия. Описаны диагностические ситуации, в которых выявляются уровень развития и качественные особенности данных чувств. Приводятся результаты апробации методики, показаны уровни развития и типичные нарушения границ пространственного образа себя у детей раннего и младшего дошкольного возраста.


Доп.точки доступа:
Абдулаева, Елена Александровна (методист)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Смирнова, Елена Олеговна (доктор психологических наук; заведующая научно-методической лабораторией).
    Семинар по изучению роли мультфильмов в жизни современных детей [Текст] / Е. О. Смирнова // Вопросы психологии. - 2014. - № 3. - С. 166-168 . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.8
Рубрики: Психология
   Детская психология

Кл.слова (ненормированные):
игры -- игрушки -- мультфильмы -- мультфильмы и дети -- дети и мультфильмы -- семинары -- анимационные фильмы
Аннотация: Краткий обзор работы семинара, организованного Центром игры и игрушки Московского городского психолого-педагогического университета, по изучению мультфильмов и их роли в жизни детей.


Доп.точки доступа:
Семинар по изучению мультфильмов и их роли в жизни детей
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




   
    Возрастные особенности восприятия мультфильмов дошкольниками [Текст] / Е. О. Смирнова [и др.] // Вопросы психологии. - 2014. - № 5. - С. 33-45. - Библиогр.: с. 44-45 (5 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.8
Рубрики: Психология
   Детская психология

Кл.слова (ненормированные):
мультфильмы -- восприятие художественного произведения -- возрастные особенности -- дети 5-6 лет -- дошкольники -- авторская позиция -- понимание -- идентификация с героем -- продолжительность рассказа -- оригинальность рассказа
Аннотация: О проблеме восприятия мультфильмов детьми 5-6 лет. Проверялась гипотеза о различиях в восприятии двух мультфильмов, соответствующего и не соответствующего возрасту ребенка. В экспериментах выявлялись особенности понимания фильма, идентификация с его героями и возможность творческого развития сюжета. Результаты показали, что соответствие мультфильма возрасту детей стимулирует адекватное понимание содержания фильма, субъектную идентификацию с его героем и возможность развивать более длительные и оригинальные истории по мотивам мультфильма.


Доп.точки доступа:
Смирнова, Елена Олеговна (доктор психологических наук; профессор; главный научный сотрудник; руководитель центра); Соколова, Мария Владимировна (кандидат психологических наук; старший научный сотрудник; специалист по методической работе); Матушкина, Наталья Юрьевна (начальник отдела); Смирнова, Светлана Юрьевна (психолог-педагог)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Смирнова, Елена Олеговна (доктор психологических наук; руководитель центра).
    Понятие "игра" в зарубежной и отечественной психологии [Текст] / Е. О. Смирнова // Вопросы психологии. - 2015. - № 4. - С. 81-92. - Библиогр.: с. 92 (8 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
игра -- детские игры -- модератор игры -- типы игры -- инициативность детей -- самостоятельность детей -- адаптация к действительности -- поддержка детских игр -- зарубежная психология -- отечественная психология
Аннотация: Сопоставляются подходы западных и отечественных ученых к детской игре. Опираясь на работы британского исследователя игры Б. Хьюза, автор дает характеристику 16 типам детской игры, принятым в европейской науке. Принципиальное отличие в отношении западных ученых к игре заключается в акценте на инициативности и самостоятельности ребенка в любом виде игры. Роль взрослого (модератора игры) не в управлении детской активностью, а в стимулировании и поддержке инициативности детей, включая даже опасные действия. В отечественной традиции взрослый занимает охранительную и руководящую позицию. Он транслирует детям культурные нормы и способы действий (в том числе игровых). Соответственно, воспитатель руководит действиями ребенка и отвечает за его безопасность. Если в западной науке игра выступает как универсальное средство адаптации к разным сферам реальности, то в отечественной - сюжетно-ролевая игра - условие развития сознания и мотивационной сферы ребенка.


Доп.точки доступа:
Хьюз, Б. (психолог)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Смирнова, Елена Олеговна (доктор психологических наук; профессор; главный научный сотрудник; руководитель центра).
    Особенности принятия дошкольниками игровой роли в разных игровых средах [Текст] / Е. О. Смирнова, И. А. Рябкова // Вопросы психологии. - 2018. - № 1. - С. 69-77. - Библиогр.: с. 77 (9 назв.). - References in Russian: с. 77 (9 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.8
Рубрики: Психология
   Детская психология

Кл.слова (ненормированные):
ролевые игры -- дошкольники -- роли -- переименование -- игровые действия -- ряженые -- маркеры роли -- полифункциональные материалы
Аннотация: Приведены данные исследования ролевого замещения в игре дошкольников с разным материалом, которое рассматривается как трехсоставная структура, включающая образ (переименование), изменение облика и игровые действия.


Доп.точки доступа:
Рябкова, Ирина Александровна (старший научный сотрудник)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Смирнова, Елена Олеговна (доктор психологических наук; профессор; научный руководитель).
    Виртуальная реальность в раннем и дошкольном детстве [Текст] / Е. О. Смирнова, Н. Ю. Матушкина, С. Ю. Смирнова // Психологическая наука и образование. - 2018. - Т. 23, № 3. - С. 42-53 : 1 рис. - Библиогр.: с. 50-53 (28 назв. )
УДК
ББК 88.8 + 73
Рубрики: Психология
   Информатика

   Детская психология

   Информатизация общества. Информационная политика

Кл.слова (ненормированные):
виртуальная реальность -- игры -- дошкольники -- дети -- психическая деятельность -- ранний детский возраст -- компьютерные программы -- компьютерные игры -- компьютерные технологии -- мобильные устройства -- родительская ответственность -- формирование детской психики
Аннотация: Рассматривается интенсивный рост потребления компьютерных программ в дошкольном детстве и снижение возраста приобщения к компьютеру в первые месяцы жизни. Приводятся как данные, доказывающие разрушительное влияние компьютерных игр на формирование психики маленьких детей, так и результаты, показывающие их положительный эффект.


Доп.точки доступа:
Матушкина, Наталья Юрьевна (младший научный сотрудник); Смирнова, Светлана Юрьевна (младший научный сотрудник)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Смирнова, Елена Олеговна (доктор психологических наук; профессор; главный научный сотрудник; руководитель центра).
    Содержание ролевых игр современных дошкольников [Текст] / Е. О. Смирнова, И. А. Рябкова // Вопросы психологии. - 2018. - № 2. - С. 41-52. - Библиогр.: с. 52 (8 назв.). - References in Russian: с. 52 (11 назв.). - Продолж. Начало: № 1 . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.8
Рубрики: Психология
   Детская психология

Кл.слова (ненормированные):
ролевые игры -- дошкольники -- содержание игры -- игровой мотив -- игровые роли -- ряженье -- маркеры роли -- предметный материал игры -- полифункциональные материалы
Аннотация: Представлено продолжение экспериментального исследования ролевой игры, опубликованного в "Вопросах психологии", 2018, № 1. Рассматривается характер переживаний и отношений, которые составляют содержание игры. Эти переживания понимаются как мотивы игры, т. к. побуждают к определенным игровым действиям и задают их смысл. Выявлены варианты игровых мотивов, наиболее популярными игровыми мотивами являются преодоление, нападение и красота.


Доп.точки доступа:
Рябкова, Ирина Александровна (старший научный сотрудник)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Рябкова, Ирина Александровна (старший научный сотрудник).
    Возрастные особенности ролевой игры дошкольников в условиях открытой предметной среды [Текст] / И. А. Рябкова, Е. О. Смирнова, Е. Г. Шеина // Психологическая наука и образование. - 2018. - Т. 23, № 6. - С. 75-84 : 1 табл. - Библиогр.: с. 82-84 (12 назв. )
УДК
ББК 88.8
Рубрики: Психология
   Детская психология

Кл.слова (ненормированные):
возрастные группы -- дошкольники -- игровая деятельность -- манипулятивная активность -- открытая предметная среда -- переодевания -- полифункциональная предметная среда -- психологические исследования -- ролевые игры -- свободные игры -- фрагментарные игровые действия
Аннотация: Рассматриваются данные исследования свободной игры дошкольников в открытой предметной среде. Подчеркивается важность исследовательской, манипулятивной активности для возникновения и развития роли.


Доп.точки доступа:
Смирнова, Елена Олеговна (доктор психологических наук; начальник отдела); Шеина, Елена Георгиевна (старший научный сотрудник)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)