Румянцева, Татьяна Герардовна (доктор философских наук). Немецкий идеализм: от космополитизма И. Канта к национал-патриотизму И. Фихте и Г. Гегеля [Текст] / Т. Г. Румянцева> // Социология. - 2016. - № 4. - С. 47-51. - Библиогр.: с. 51 (8 назв. ) . - ISSN 2071-0968
Рубрики: Философия Философия зарубежных стран--Германия Кл.слова (ненормированные): немецкая философия -- немецкий идеализм -- космополитизм -- национал-патриотизм -- немецкие философы -- философы -- национальный вопрос -- трансцендентализм Аннотация: Отличие взглядов Иммануила Канта по национальному вопросу от взглядов его последователей в лице Иоганна Фихте и Георга Гегеля. Доп.точки доступа: Кант, И. (1724-1804); Фихте, И. Г. (1762-1814); Гегель, Г. (1770-1831) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Румянцева, Татьяна Герардовна (доктор философских наук; профессор). От православного мессианизма к доктрине "мировой революции": преемственность или радикальный разрыв с прошлым? [Текст] / Т. Г. Румянцева> // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Философия. - 2021. - Т. 25, № 2. - С. 328-339. - Библиогр.: с. 338 (9 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://www.elibrary.ru
Рубрики: Социальная философия Исторический процесс--Россия, 1917-1930 гг. Социология Социология идеологии--Россия История История России в целом, 15 в.; 16 в.; 17 в. 1-я треть; 19 в. 2-я пол.; 20 в. нач.; 1917-1930 гг. Кл.слова (ненормированные): Октябрьская революция -- Третий Рим -- большевизм -- братство народов -- диалектика преемственности с прошлым -- диалектика разрыва с прошлым -- идеал Всемирной Республики Советов -- идеал правды -- идея особого пути России -- имперская идеология -- исторический путь -- концепт особого пути -- мировая революция -- понятие истина -- понятие ложь -- понятие правда -- православный мессианизм -- российское общество -- русские мыслители -- русский мессианизм -- секуляризм -- советское общество -- тотальная социальная справедливость Аннотация: В ХVI в. Москва провозглашает себя "третьим Римом", открывая тем самым для себя доктрину "особого пути", или русского православного мессианизма. С середины ХIХ столетия представление об уникальной всемирно-исторической роли России выходят за рамки исключительно церковных дискуссий, и идея о "Москве как третьем Риме" приобретает важное место в структуре имперской идеологии. Даже после невиданного в истории революций разрыва с прошлым в октябре 1917 г. страна не откажется от идеи мессианизма, которая органически "впишется" в структуру советской идеологии. При этом реанимация мессианских настроений будет осуществляться здесь в формате доктрины "Всемирной Республики Советов" и/или "Мировой революции". Разумеется, ряд системообразующих элементов старого мессианизма будет претерпевать существенную трансформацию, которую, тем не менее, трудно назвать секуляризацией. Цель данной статьи показать, что временной интервал с 1917-го до середины 1930-х гг. вполне может быть описан с помощью своеобразной диалектики единства радикального разрыва с прошлым и специфически проявившейся преемственности с ним. Впоследствии, несмотря на масштабные изменения сначала советского, а затем и российского общества, идея "особости" российского пути, включая и специфическое восприятие собственного прошлого, будет по-прежнему оставаться влиятельным политическим брендом. Доп.точки доступа: Мамардашвили, М. К. (советский философ ; 1930-1990); Маркс, К. (немецкий философ ; 1818-1883); Энгельс, Ф. (немецкий философ ; 1820-1895); Ленин, В. И. (российский революционер; советский политический и государственный деятель ; 1870-1924); Сталин, И. В. (советский политический и государственный деятель; лидер Советского государства ; 1878-1953); Бердяев, Н. А. (русский религиозный философ ; 1874-1948) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |