Мясоед, Петр Андреевич (кандидат психологических наук; психолог).
    Категория практики и методология психологии [Текст] / П. А. Мясоед // Вопросы психологии. - 2015. - № 3. - С. 106-115. - Библиогр.: с. 114-115 (41 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
категория практики -- методология психологии -- поступок -- практика психологии -- принцип детерминизма -- психологическое мышление -- эпистемология
Аннотация: В методологических дискуссиях, прошедших в постсоветской психологии, оказалась невостребованной категория практики, явившаяся для советских психологв-марксистов С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева средством преодоления норм дуалистического мышления и построения монистических теорий психического. Причина такого положения видится в "производственном" определении практики К. Марксом, не позволяющем охватить психическую реальность во всей ее полноте. В последний период творчества С. Л. Рубинштейн проводит "основную линию выхода за пределы марксизма и обогащает категорию практики идей существования человека внутри бытия. В. А. Роменец разрабатывает эту идею в ходе диалога с С. Л. Рубинштейном, а также с М. М. Бахтиным и утверждает понимание практики как совершающегося в форме поступка осваивающего творения человеком мира и себя в мире. Рассматривается историческое движение психологического мышления, лишенного и обогащенного категорией практики, показываются объяснительные возможности этой категории в методологии психологии, открываемые в связи с пониманием поступка как природы практики.


Доп.точки доступа:
Рубинштейн, Л. С. (психолог); Бахтин, М. М. (философ); Выготский, Л. С. (психолог); Леонтьев, А. Н. (психолог ; 1903-1979); Роменц, В. А. (историк; психолог)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Мясоед, Петр Андреевич (кандидат психологических наук; психолог).
    Советская и постсоветская психология: проблема преемственности [Текст] / П. А. Мясоед // Вопросы психологии. - 2018. - № 4. - С. 128-139. - Библиогр.: с. 136-138 (52 назв.). - References in Russian.: с. 138-139 (51 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.1
Рубрики: Психология
   История психологии

Кл.слова (ненормированные):
психологи-марксисты -- советские психологи -- научные школы -- природа психического -- деятельностный подход -- способ бытия -- субъектный подход -- антропологический подход -- советская психология -- постсоветская психология
Аннотация: Исследуются определения природы психического в теориях психологов-марксистов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, а также темы, связывающего их творческого диалога и противостояние научных школ.


Доп.точки доступа:
Рубинштейн, С. Л. (психолог ; 1889-1960); Выготский, Л. С. (психолог ; 1896-1934); Леонтьев, А. Н. (психолог ; 1903-1979)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Мясоед, Петр Андреевич (кандидат психологических наук; психолог).
    Психология и эпистемология [Текст] / П. А. Мясоед // Вопросы психологии. - 2021. - № 2. - С. 3-13. - Библиогр.: с. 11-13 (40 назв.). - References in Russian: р. 13 (32 names) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
антропологический подход -- дуализм -- монизм -- постнеклассическая психология -- принцип причастности -- психологическое познание -- соотношение субъективного и объективного -- теория познания -- человек в познании -- эпистемология
Аннотация: В статье исследуются история решений вопроса о месте человека в теории познания и мышление эпистемологического содержания в психологии. Демонстрируется, что с эпистемологией психологию связывает необходимость соотнесения субъективного и объективного: истории и той, и другой дисциплины демонстрируют путь от дуализма ко все более содержательному монизму. В психологическом познании об этом говорят классический, неклассический и постнеклассический этапы: субъективное и объективное предстают несоизмеримыми сущностями, сторонами одной реальности, аспектами способа бытия человека в окружающем его мире. Представление о надындивидуальном характере познания не соответствует реальности: мысль и в той и в другой дисциплине - историко-логико-психологична; в способах их построения действует не принцип наблюдения, а принцип причастности; идеи и эпистемолога, и психолога являются свидетельством непосредственного присутствия человека в познании. Постнеклассическая психология именно это иллюстрирует: воспроизводит природу, сущность, назначение психического способом, тождественным формам его объективации в продуктах культурно-исторического бытия человечества. Формулируется положение об антропологическом подходе, предметом которого является психическое человека, осуществляющего свое бытие определенным образом, и психологе как непосредственно присутствующем в психологическом познании. Показывается, что свойственные эпистемологии субъектоцентризм, субстанциализм, процессуализм обретают в антропологическом подходе свое единство. Исследование пути психологии к содержательному монизму рассматривается как способ определения места теории психического в истории этой науки.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)