Карпов, Анатолий Викторович (доктор психологических наук). [Рецензия] [Текст] / А. В. Карпов> // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. - 2011. - № 4 (65). - С. 218-222. . - Рец. на кн.: Моросанова, В. И. Саморегуляция и индивидуальность человека / В. И. Моросанова. - М.: Наука, 2010. - 519 с.
Рубрики: Психология Общая психология Кл.слова (ненормированные): рецензии -- монографии -- саморегуляция -- психология саморегуляции -- психическая саморегуляция -- психическая активность -- управление психической активностью -- регуляторный подход -- психика человека -- индивидуальность человека -- развитие индивидуальности -- личность человека -- дифференциальная психология -- индивидуальная саморегуляция Доп.точки доступа: Моросанова, В. И. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Взаимосвязь психометрического интеллекта, осознанной саморегуляции учебной деятельности и академической успеваемости одаренных подростков [Текст] / В. И. Моросанова [и др.]> // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2013. - № 3. - С. 18-32. - Библиогр.: с. 31-32 (13 назв.) . - ISSN 0137-0936
Рубрики: Психология Психология личности Кл.слова (ненормированные): академическая успеваемость -- инициатива -- интеллект -- мотивация -- одаренные подростки -- психометрический интеллект -- саморегуляция учебной деятельности -- самостоятельность -- учебная деятельность -- учебная неуспешность Аннотация: Всесторонний анализ взаимосвязей психометрического интеллекта, осознанной саморегуляции учебной деятельности и академической успеваемости одаренных подростков. Доп.точки доступа: Моросанова, В. И.; Щебланова, Е. И.; Бондаренко, И. П.; Сидиков, В. А. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Моросанова, В. И. Личностные и регуляторные предикторы успешности и надежности действий школьников в ситуации экзамена [Текст] / В. И. Моросанова, Е. В. Филиппова, Т. Г. Фомина> // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2014. - № 4. - С. 4-17. - Библиогр.: с. 15-17 (22 назв.) . - ISSN 0137-0936
Рубрики: Психология Психология личности Кл.слова (ненормированные): аспекты надежности -- аспекты успешности -- действия школьников -- личностные предикторы -- надежность действий школьников -- осознанная саморегуляция -- оценочная тревожность -- показатели саморегуляции -- показатели тревожности -- предикторы надежности -- предикторы успешности -- регуляторные предикторы -- стилевые особенности -- успешность действий школьников -- учебная деятельность -- экзаменационная успешность Аннотация: В статье рассматривается роль осознанной саморегуляции в обеспечении надежности действий учащихся в ситуации сдачи ЕГЭ. Описаны критерии определения надежности учебных действий школьников. Доп.точки доступа: Филиппова, Е. В.; Фомина, Т. Г. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Осознанная саморегуляция и отношение к учению: их взаимосвязь и вклад в успешность обучения [Текст] / В. И. Моросанова [и др.]> // Вопросы психологии. - 2015. - № 5. - С. 32-45. - Библиогр.: с. 44-45 (45 назв.) . - ISSN 0042-8841
Рубрики: Психология Практическая (консультативная) психология Кл.слова (ненормированные): саморегуляция -- осознанная саморегуляция -- стилевые особенности саморегуляции -- отношение к учению -- факторная структура -- успешность обучения -- многошкальные опросники -- опросники -- результаты экзаменов -- старшеклассники Аннотация: Представлены основные результаты исследования закономерностей взаимосвязи стилевых особенностей осознанной саморегуляции с мотивационными и эмоциональными проявлениями отношения к обучению, а также вклада этих взаимосвязей в успешность старшеклассника на выпускном экзамене. В исследовании применена новая экспресс-версия опросного метода В. И. Моросановой "Стиль саморегуляции учебной деятельности - ССУД-М", разработка которой представлена в данной публикации. На основе сопоставления результатов двух эмпирических исследований (учащихся IX-XI классов) выявлены уровень и характер взаимосвязи показателей стилевых особенностей саморегуляции и отношения к учению на основе определения и интерпретации факторной структуры; показан (методами регрессионного анализа) вклад выделенных факторов в успешность учащихся на выпускных экзаменах (ГИА и ЕГЭ). Доп.точки доступа: Моросанова, Варвара Ильинична (доктор психологических наук; профессор; заведующая лабораторией); Цыганов, Игорь Юрьевич (кандидат психологических наук; научный сотрудник); Ванин, Александр Владимирович (кандидат психологических наук; старший научный сотрудник); Филиппова, Елена Валерьевна (старший научный сотрудник); Моросанова, В. И. (доктор психологических наук; профессор; заведующая лабораторией) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Филиппова, Е. В. Программа развития осознанной саморегуляции как средство повышения надежности учебных действий учащихся в ситуации экзамена и экспериментальная проверка ее эффективности [Текст] / Е. В. Филиппова, Т. Г. Фомина, В. И. Моросанова> // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2015. - № 4. - С. 55-65. - Библиогр.: с. 64-65 (16 назв.) . - ISSN 0137-0936
Рубрики: Психология Психология личности Кл.слова (ненормированные): ЕГЭ -- ОСР -- надежность учебных действий -- осознанная саморегуляция -- оценочная тревожность -- программы развития ОСР -- психологические эксперименты -- психология школьника -- тревожность экзаменуемого -- учебные действия -- экзаменуемые -- экзамены -- эффективность ОСР Аннотация: В статье дано общее представление о разработанной авторами программе повышения надежности учебных действий учащихся в ситуации экзамена средствами осознанной саморегуляции (ОСР). Цель настоящего исследования состояла в разработке и экспериментальной проверке программы развития ОСР, позволяющей обеспечить повышение уровня надежности учебных действий учащихся, а соответственно и уровня их готовности к сдаче выпускных экзаменов в формате ЕГЭ. Доп.точки доступа: Фомина, Т. Г.; Моросанова, В. И. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Моросанова, В. И. (доктор психологических наук; профессор). Осознанная саморегуляция как психологический ресурс достижения учебных и профессиональных целей [Текст] / В. И. Моросанова> // Педагогика. - 2016. - № 10. - С. 13-24. - Библиогр.: с. 23-24 (21 назв.) . - ISSN 0869-561X
Рубрики: Образование. Педагогика Теория и методика обучения Психология Психические процессы и состояния Кл.слова (ненормированные): школьное образование -- школьники -- саморегуляция -- осознанная саморегуляция -- психическая саморегуляция -- психологические ресурсы -- регуляторные ресурсы -- универсальные регуляторные ресурсы -- специальные регуляторные ресурсы -- саморегуляция учебной деятельности -- методики диагностики -- опросники -- академическая успешность -- успешность обучения -- факторы успешности -- психологические предикторы -- специальные компетенции -- развитие осознанной саморегуляции -- программы развития саморегуляции Аннотация: Рассмотрена проблема осознанной саморегуляции, обоснована ее актуальность для теории и практики обучения и воспитания подрастающего поколения. Введены концептуальные представления об универсальных и специальных регуляторных ресурсах достижения учебных и профессиональных целей. Показана практическая значимость разрабатываемых технологий развития осознанной саморегуляции для повышения академической успешности. Доп.точки доступа: Конопкин, О. А. (психолог ; 1931-2008) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Лисичкина, Юлия Викторовна (психолог; методист). Саморегуляция как механизм преодоления травмы отношений [Текст] / Ю. В. Лисичкина, О. В. Баринова> // Вестник Тверского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. - 2019. - № 1. - С. 21-26 : 4 табл. - Библиогр.: с. 26 (4 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru . - ISSN 1999-4133
Рубрики: Психология Психология личности Кл.слова (ненормированные): адаптация -- дефицит поддерживающих отношений -- женщины -- мужчины -- психологические ресурсы -- психологические травмы -- саморегуляция -- смысл жизни -- травма отношений -- фрустрация Аннотация: Исследованы особенности саморегуляции психоэмоционального состояния при психологической травме отношений у мужчин и женщин. Проведен анализ процессов внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности. Выявлены и проанализированы наиболее значимые переживания при наличии психотравматических ситуаций. Доп.точки доступа: Баринова, Оксана Владимировна (кандидат психологических наук; профессор); Моросанова, В. И. (доктор психологических наук; профессор ; 1949-) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Моросанова, В. И. Надежность осознанной саморегуляции как ресурс достижения целей в профессиях высокого риска [Текст] / В. И. Моросанова, Н. Г. Кондратюк> // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2020. - № 1. - С. 77-95. - Библиогр.: с. 92-93 (18 назв.) . - ISSN 0137-0936
Рубрики: Психология Психология труда Кл.слова (ненормированные): стрессы -- профессии высокого риска -- экстремальные профессии -- саморегуляция человека -- надежность осознанной саморегуляции -- осознанная саморегуляция -- психологические ресурсы -- регуляторные ресурсы -- психология саморегуляции -- профессиональная психология -- экстремальная психология Аннотация: Рассказано об исследовании надежности саморегуляции как универсального и специального регуляторного ресурса достижения целей на примере деятельности специалистов профессий высокого риска. Установлено, что надежность осознанной саморегуляции является профессионально-значимой компетенцией для экстремальных профессий, предъявляющих особые требования к стрессоустойчивости человека. Показано, что у представителей профессий высокого риска регуляторная надежность является специальным профессиональным ресурсом, который повышается по мере накопления профессионального опыта. Доп.точки доступа: Кондратюк, Н. Г. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Рюмина, Ирина Михайловна (кандидат психологических наук; доцент). Особенности саморегуляции студентов с разным уровнем дезинтеграции в ценностно-мотивационной сфере [Текст] / И. М. Рюмина> // Вестник Тверского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. - 2019. - № 3 (48). - С. 25-32 : 3 рис. - Библиогр.: с. 31-32 (9 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru
Рубрики: Социология Социология групп Социологическое исследование Психология Психология личности Кл.слова (ненормированные): внутренняя конфликтность -- дезинтеграция в ценностно-мотивационной сфере -- доступность -- индивидуально-типические особенности -- индивидуальный стиль саморегуляции -- осознанная саморегуляция -- саморегуляция -- сознание человека -- студенты -- студенческий возраст -- уровни дезинтеграции -- ценностно-мотивационная сфера -- ценность Аннотация: Исследована проблема развития осознанной саморегуляции в психологической литературе. Студенческий возраст рассмотрен как сензитивный период для развития осознанной саморегуляции. Определена роль ценностно-мотивационной сферы в развитии осознанной саморегуляции. Изучены индивидуально-типические особенности саморегуляции студентов с разным уровнем дезинтеграции в ценностно-мотивационной сфере. Выявлены статистически значимые различия в особенностях планирования, моделирования, программирования, оценки результатов, гибкости, самостоятельности у студентов с высоким, средним, низким уровнем дезинтеграции в ценностно-мотивационной сфере. Предложены рекомендации по развитию осознанной саморегуляции в студенческом возрасте. Доп.точки доступа: Моросанова, В. И.; Фанталова, Е. Б. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Моросанова, Варвара Ильинична (доктор наук; профессор; член-корреспондент РАО). Опросник В. И. Моросановой "Стиль саморегуляции поведения - ССПМ 2020" [Текст] / В. И. Моросанова, Н. Г. Кондратюк> // Вопросы психологии. - 2020. - № 4. - С. 155-167. - Библиогр.: с. 164-165 (18 назв.). - References in Russian: р. 165 (12 names). - 2 прил. . - ISSN 0042-8841
Рубрики: Психология Практическая (консультативная) психология, 2004 г. Кл.слова (ненормированные): опросники -- саморегуляция -- стили саморегуляции -- саморегуляция поведения -- осознанная саморегуляция -- саморегуляция достижения целей -- психодиагностика -- психодиагностика личности Аннотация: Представлена новая версия методики В. И. Моросановой "Стиль саморегуляции поведения - ССПМ" - "Стиль саморегуляции поведения - ССПМ 2020" (ССПМ-2020). Она предназначена для диагностики развития осознанной саморегуляции человека и профиля ее стилевых особенностей, устойчиво проявляющихся в различных видах произвольной активности и жизненных ситуациях. В новой версии опросник включает 28 утверждений, входящих в состав семи шкал (планирование целей, моделирование значимых условий, программирование действий, оценивание результатов, гибкость, надежность, настойчивость), содержащих по четыре утверждения в каждой шкале. Методика ССПМ-2020 продемонстрировала хорошую внутреннюю согласованность и ретестовую надежность. С использованием конфирматорного факторного анализа подтверждена структура опросника, включающая семь шкал. Валидность методики обоснована ожидаемыми статистически значимыми корреляциями ее шкал с показателями базовой версии опросника В. И. Моросановой "Стиль саморегуляции поведения - ССПМ" (2004 г. ), а также хорошо интерпретируемыми связями с личностными диспозициями (по модели Большой пятерки). Результаты разработки опросника реплицированы на масштабной выборке респондентов различных возрастов. Эмпирическим путем получены данные, свидетельствующие в пользу теоретических представлений об осознанной саморегуляции как управляющем метауровне системы психической саморегуляции, включающем когнитивно-операциональный и личностно-регуляторный уровни, а также фактор более высокого порядка - интегративный уровень осознанной саморегуляции, отражающий общее развитие субъектной активности человека. В статье приведены текст опросника, инструкция и ключи. Доп.точки доступа: Кондратюк, Наиля Гумеровна (кандидат психологических наук; старший научный сотрудник); Моросанова, В. И. (доктор наук; профессор; член-корреспондент РАО) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Фомина, Т. Г. Адаптация и валидизация шкал опросника "Многомерная шкала школьной вовлеченности" [Текст] / Т. Г. Фомина, В. И. Моросанова> // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2020. - № 3. - С. 194-213. - Библиогр.: с. 207-210 (19 назв.) . - ISSN 0137-0936
Рубрики: Психология Детская психология Кл.слова (ненормированные): школьная вовлеченность -- психология образования -- диагностика школьной вовлеченности -- опросники -- адаптация опросников -- валидация опросников -- мотивация к обучению -- конфирматорный факторный анализ -- валидность тестов Аннотация: Исследования в области психологии образования невозможны без надежных и эффективных психодиагностических методик оценки мотивационных, эмоциональных, когнитивных, поведенческих характеристик учащихся. В статье представлены результаты адаптации и валидизации русскоязычной версии опросника "Многомерная шкала школьной вовлеченности" – A Multidimensional School EngagementScale (Wang etal., 2019). Результаты подтвердили правомерность рассмотрения вовлеченности как многомерного конструкта, включающего оценку поведенческих, эмоциональных, когнитивных и социальных аспектов учебной активности. В статье приведены текст опросника, инструкции и ключ. Доп.точки доступа: Моросанова, В. И. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Моросанова, В. И. Осознанная саморегуляция как метаресурс достижения целей и разрешения проблем жизнедеятельности [Текст] / В. И. Моросанова> // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2021. - № 1. - С. 4-37. - Библиогр.: с. 27-37 (70 назв.) . - ISSN 0137-0936
Рубрики: Психология Психология личности Кл.слова (ненормированные): психологические ресурсы человека -- осознанная саморегуляция -- ресурсы саморегуляции -- метаресурсы человека -- пандемия коронавируса -- цифровизация -- благополучие человека -- образование человека -- универсальные ресурсы -- специальные ресурсы -- эмоции человека -- стрессы Аннотация: В статье дано обобщение результатов теоретических и эмпирических исследований для развития ресурсного подхода к исследованию осознанной саморегуляции жизнедеятельности человека как системы психологических средств осознанного выдвижения целей и управления их достижением. Развитие ресурсов осознанной саморегуляции способствует успешному обучению и работе в условиях стремительной цифровизации, является основой адаптации и формирования новой самоорганизации жизни, а также препятствует развитию острых стрессовых реакций и негативных эмоциональных состояний в условиях пандемии коронавируса. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Фомина, Т. Г. Лонгитюдное исследование взаимосвязи осознанной саморегуляции, школьной вовлеченности и академической успеваемости учащихся [Текст] / Т. Г. Фомина, Е. В. Филиппова, В. И. Моросанова> // Психологическая наука и образование. - 2021. - Т. 26, № 5. - С. 30-42 . - ISSN 1814-2052
Рубрики: Образование. Педагогика Общеобразовательная школа Кл.слова (ненормированные): академическая успеваемость -- осознанная саморегуляция -- перекрестно-лонгитюдный анализ -- школьная вовлеченность Аннотация: Перекрестно-лонгитюдный анализ позволил установить, что осознанная саморегуляция является значимым предиктором успешного обучения и высокой вовлеченности учащихся при переходе в 9 класс. Доп.точки доступа: Филиппова, Е. В.; Моросанова, В. И. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Бондаренко, И. Н. Роль осознанной саморегуляции в динамике познавательной активности и когнитивной вовлеченности учащихся в период перехода из основной в старшую школу: лонгитюдное исследование [Текст] / И. Н. Бондаренко, И. Ю. Цыганов, В. И. Моросанова> // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2022. - № 4. - С. 200-223. - Библиогр.: с. 219-221 (17 назв.) . - ISSN 0137-0936
Рубрики: Психология Психология деятельности Детская психология Кл.слова (ненормированные): старшеклассники -- лонгитюдные исследования -- осознанная саморегуляция -- школьная вовлеченность -- познавательная активность -- психология старшеклассника Аннотация: Снижение познавательной активности и возникновение различных ее дефицитов при общем снижении положительного отношения к учебе создает трудности в обучении к концу основной школы и при переходе в старшую школу. В этой связи значимым становится выявление мотивационных и регуляторных ресурсов поддержания познавательной активности в предэкзаменационный период 9-го класса, а также в начале старшей школы. Была изучена динамика познавательной активности и школьной вовлеченности при переходе из средней в старшую школу и оценка влияния уровня сформированности осознанной саморегуляции к 8-му классу на эту динамику в 9-м и 10-м классах. Доп.точки доступа: Цыганов, И. Ю.; Моросанова, В. И. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |