Маланов, Сергей Владимирович.
    Функциональная организация мышления и генезис установления пространственно-временных и предметно-семантических отношений [Текст] / С. В. Маланов // Мир психологии. - 2014. - № 1. - С. 53-67. - Библиогр.: с. 65-67 (31 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки (http://elibrary.ru)
УДК
ББК 88.37
Рубрики: Психология
   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
мышление -- умственные действия -- предметно-практические действия -- языковые средства -- организация мышления -- сравнительные суждения -- пространственно-временные отношения -- предметно-семантические отношения -- дошкольники -- школьники
Аннотация: Рассматриваются вопросы генезиса и функциональной структуры мышления. Приводятся результаты эмпирических исследований развития у дошкольников и школьников умений устанавливать пространственно-временные и предметно-семантические отношения. В качестве независимых переменных используются сравнительные суждения, задаваемые с помощью речевых указаний. Результаты выполнения предметно-практических и умственных действий выступают в качестве зависимых переменных.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Маланов, Сергей Владимирович.
    Основания для классификации психических явлений и проблема организации содержания учебника психологии [Текст] / С. В. Маланов // Мир психологии. - 2014. - № 4. - С. 216-229. - Библиогр.: с. 228-229 (29 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки http://elibrary.ru
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
гипотезы в психологии -- психические явления -- феноменология психических явлений -- регистрация психических явлений -- психические функции -- функциональные системы -- классификация психических явлений -- сознание -- образ мира -- рефлексия -- учебники -- учебники психологии
Аннотация: Анализируется содержание исходных гипотез о сущности психических явлений, обсуждается проблема формирования психических функций и их анатомо-физиологической локализации. С теоретических позиций системно-деятельностной культурно-исторической психологии выделяются: а) генетические основания для классификации психических функций; б) направления объяснительной интерпретации психических явлений, которые феноменологически описываются в учебной литературе.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Маланов, Сергей Владимирович.
    Два альтернативных теоретических подхода к исследованию генезиса и функциональной организации памяти [Текст] / С. В. Маланов // Мир психологии. - 2015. - № 2. - С. 84-94. - Библиогр.: с. 92-94 (25 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки http://elibrary.ru
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
механическое запоминание -- мнемические действия -- мнемические операции -- мнемические функции -- мнемотехнические приемы -- научение -- память -- произвольное запоминание -- смысловое запоминание -- функции памяти
Аннотация: В статье обсуждается проблема локализации мнемических процессов на структурах и функциях организма. Выделяется два альтернативных основания, на которые опираются исходные гипотезы о развитии мнемических функций у животных организмов. Гипотеза о "порождении психических явлений мозгом в мозге" и гипотеза о "порождении психических явлений во взаимодействиях организма с окружающим миром". Противопоставляются теоретические подходы к анализу памяти в психологии и в культурно-деятельностной психологии.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Маланов, Сергей Владимирович.
    Развитие рефлексивных действий как функциональная основа сознания и самосознания [Текст] / С. В. Маланов // Мир психологии. - 2016. - № 2. - С. 88-102. - Библиогр.: с. 100-102 (37 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки http://elibrary.ru
УДК
ББК 88.37
Рубрики: Психология
   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
общественное сознание -- индивидуальное сознание -- структура самосознания -- языковые средства -- знаковые средства -- символические средства -- речевые действия -- рефлексивные действия -- рефлексия -- сознание -- самосознание
Аннотация: В статье анализируются источники развития сознания и самосознания. Выделяются психологические механизмы развития функциональной организации индивидуального сознания и самосознания, которые дифференцируются у ребенка в межличностных взаимодействиях. Показывается зависимость широкого диапазона особенностей человеческой психики, выделяемых при анализе сознания и самосознания, от развития рефлексивных действий. В зависимости от особенностей использования языковых (знаково-символических) средств выделяются разные направления развития рефлексивных действий и типы рефлексивной ориентировки субъекта при организации взаимодействий с людьми и предметами окружающего мира.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Маланов, Сергей Владимирович.
    О генезисе целеполагания (на пути к осознаваемым формам взаимодействия с миром) в теоретическом контексте системно-деятельностной культурно-исторической психологии [Текст] / С. В. Маланов // Мир психологии. - 2018. - № 3. - С. 278-292. - Библиогр.: с. 290-292 (37 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
активность целеполагания -- эволюция целеполагания -- мотивационные отношения -- мотивационные цели -- целеполагание в онтогенезе ребенка -- генезис произвольных -- преднамеренные действия -- волевые действия -- целеполагание
Аннотация: С теоретических позиций системно-деятельностной культурно-исторической психологии анализируются закономерности развития целеполагания. Показано, что целеполагание исходно детерминируется не процессами внутри организма, а особенностями взаимодействий организмов с окружающим миром. Рассматривается генезис целеполагания у животных организмов в процессе эволюции, а также закономерности трансляции целеполагания в условиях общественно-исторического развития человечества. Выделяются этапы и направления развития целеполагания в онтогенезе ребенка. Анализируются особенности целеполагания в составе произвольно-преднамеренных и волевых действий человека. Результатом совершенствования способов целеполагания выступают телеологические формы организации поведения и взаимодействий с окружающим миром как у животных организмов, так и в сообществах людей.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Маланов, Сергей Владимирович (доктор психологических наук; профессор кафедры психологии образования НОЧУ ВО МИП).
    Зависимость воспроизведения семантического содержания подлежащих, сказуемых и дополнений от использования определений и обстоятельств в составе высказываний [Текст] = Reproduction Of Semantic Content Of Subjects, Predicates, / Маланов Сергей Владимирович, Полякова Марина Сергеевна // Вопросы психолингвистики. - 2021. - № 1 (47). - С. 30-47 : граф. - Библиогр.: с. 42-43 . - ISSN 2077-5911
УДК
ББК 81.002.3
Рубрики: Языкознание
   Психолингвистика

Кл.слова (ненормированные):
речевое действие -- языковые значения -- вербальные значения -- языковые средства -- предметно-семантическое содержание высказываний
Аннотация: В статье исследуется влияние синтаксической организации речевых высказываний на особенности актуализации и воспроизведения их предметно-семантического содержания (значений). Проверялись гипотезы о том, что семантическое содержание подлежащих, сказуемых и дополнений воспроизводится более эффективно: 1) когда в составе высказываний при именах существительных (подлежащих и дополнениях) используются определения, а при глаголах (сказуемых) – обстоятельства; 2) при преднамеренной сосредоточенности на выделении в составе высказываний семантического содержания существительных или глаголов.


Доп.точки доступа:
Полякова, Марина Сергеевна (ведущий IT-инженер, магистр НОЧУ ВО МИП)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Маланов, Сергей Владимирович (доктор психологических наук).
    К вопросу об альтернативных теоретических основаниях психолингвистики [Текст] = On the question of alternative theoretical foundations of / Сергей Владимирович Маланов // Вопросы психолингвистики. - 2022. - № 1 (51). - С. 76-91. - Библиогр.: С. 86-87 . - ISSN 2077-5911
УДК
ББК 81.002.3
Рубрики: Языкознание
   Психолингвистика

Кл.слова (ненормированные):
значения -- речевые действия -- ориентировочная основа действий -- языковые способности -- семантические связи -- синтаксические связи -- психические явления -- языковые средства
Аннотация: С ростом популярности когнитивной науки при объяснении речевых (языковых) способностей в психологии и лингвистике все шире используется гипотетическое моделирование способов организации семантических и синтаксических связей между языковыми единицами в "долговременных внутримозговых хранилищах", а также их избирательного извлечения при построении высказываний.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Маланов, Сергей Владимирович (доктор психологических наук; профессор).
    От феноменологии мышления к теории формирования мыслительных операций и действий [Текст] / С. В. Маланов // Актуальные проблемы психологического знания. - 2023. - № 1. - С. 33-45. - Библиогр.: с. 43-44 (30 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://www.elibrary.ru . - ISSN 2073-8544
УДК
ББК 88.2
Рубрики: Психология
   Развитие психики

Кл.слова (ненормированные):
знаково-символические средства -- межпредметные отношения -- предметно-практические действия -- процессы мышления -- теоретическое мышление -- умственные действия -- эмпирическое мышление -- языковые средства
Аннотация: В статье феномены и факты, которые часто объясняются скрытыми в организме процессами/функциями мышления, получают альтернативное объяснение на основе выделения уровней установления межпредметных отношений и связей в операциональном составе практических и умственных действий. Показывается, что материальным субстратом умственных действий могут выступать функциональные системы физиологических и нейрофизиологических процессов, которые формируются путем подстройки под активные предметно-практические и перцептивные действия; воспроизводятся и организуются с помощью языковых и знаково-символических средств.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Маланов, Сергей Владимирович (доктор психологических наук; профессор).
    Оценка старшими школьниками структурно-содержательных особенностей воспитательных воздействий, оказываемых учителями и родителями [Текст] / С. В. Маланов // Актуальные проблемы психологического знания. - 2023. - № 2. - С. 81-98. - Библиогр.: с. 96-98 (25 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://www.elibrary.ru . - ISSN 2073-8544
УДК
ББК 74.200
Рубрики: Образование. Педагогика
   Теория и методика воспитания

Кл.слова (ненормированные):
воспитательные воздействия -- детско-родительское взаимодействие -- родители -- старшеклассники -- стили воспитания -- стили педагогического общения -- структурно-содержательные особенности -- учителя
Аннотация: Представлены результаты исследования особенностей воспитательных воздействий, используемых родителями и учителями во взаимодействиях со старшеклассниками. На основе анализа особенностей предписаний и аргументации в составе воспитательных воздействий была разработана анкета для выявления структурно-содержательных особенностей взаимодействий взрослых с детьми.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)