Иньков, Ю. М.
    Двухсистемный грузовой электровоз для железных дорог Российской Федерации [Текст] / Ю. М. Иньков, В. В. Литовченко, В. П. Феоктистов // Электротехника. - 2014. - № 3. - С. 57-63 . - ISSN 0013-5860
УДК
ББК 39.23 + 31.261
Рубрики: Транспорт
   Локомотивы

   Энергетика

   Электрические машины в целом

Кл.слова (ненормированные):
электровозы -- грузовые электровозы -- двухсистемные грузовые электровозы -- подвижной состав -- технические параметры подвижного состава -- железнодорожный транспорт -- предельные тяговые характеристики -- модульные принципы конструирования -- асинхронные тяговые двигатели -- энергетические показатели
Аннотация: Рассмотрен вопрос определения параметров перспективного двухсистемного грузового электровоза с учетом предусмотренных Стратегией развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 г. основных направлений улучшения технических параметров и характеристик подвижного состава.


Доп.точки доступа:
Литовченко, В. В.; Феоктистов, В. П.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Литовченко, В. В.
    Математическая модель коллекторного тягового электродвигателя [Текст] / В. В. Литовченко, Д. В. Кокорин, Д. В. Назаров // Электротехника. - 2014. - № 8. - С. 22-28 . - ISSN 0013-5860
УДК
ББК 31.261.2
Рубрики: Энергетика
   Электрические двигатели

Кл.слова (ненормированные):
тяговые двигатели -- коллекторные тяговые двигатели -- электромагнитные процессы -- математические модели -- коммутационные токи -- аварийные режимы -- вихревые токи -- магнитные системы -- переходные процессы
Аннотация: Рассмотрена математическая модель коллекторного тягового двигателя, позволяющая исследовать переходные и установившиеся процессы. В модели электрической части двигателя выделены четыре компоненты: цепи якоря, компенсационной обмотки, дополнительных полюсов и обмотки главных полюсов с шунтирующими резисторами ослабления возбуждения. В модели магнитной части учтены нелинейность магнитной характеристики главных и дополнительных полюсов, а также влияние вихревых токов в массивных участках магнитной цепи на изменение магнитного потока. При описании процессов в цепи главных полюсов учтены магнитодвижущие силы обмоток возбуждения, компенсационной обмотки, дополнительных полюсов, реакции якоря и вихревых токов в массивных частях магнитной системы. При этом реакция якоря рассматривается в виде трех составляющих: поперечной и продольной реакции якоря и составляющих добавочных коммутационных токов в связи с изменением характера коммутации (ускоренной или замедленной). Показано, что при исследовании аварийных режимов, связанных с образованием "кругового огня", необходимо использовать полную модель. В случае переходных режимов отличных от "кругового огня" возможно упрощение математической модели, что позволяет существенно сократить время расчета электромагнитных процессов.


Доп.точки доступа:
Кокорин, Д. В.; Назаров, Д. В.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Литовченко, В. В.
    Эффективность внедрения бортовых компенсаторов реактивной мощности на электроподвижном составе переменного тока [Текст] / В. В. Литовченко, Д. А. Донской, Д. В. Назаров // Электротехника. - 2015. - № 9. - С. 36-41 . - ISSN 0013-5860
УДК
ББК 39.23 + 31.264.5 + 31.261.6
Рубрики: Транспорт
   Локомотивы

   Энергетика

   Преобразователи, выпрямители, инверторы

   Электрические машины переменного тока

Кл.слова (ненормированные):
активная мощность -- бортовые компенсаторы -- векторные диаграммы -- диоды -- компенсаторы реактивной мощности -- контактные сети -- потери мощности -- потери напряжения -- реактивная мощность -- тиристоры -- тяговые подстанции -- тяжеловесные поезда -- электроподвижной состав -- электроподвижной состав переменного тока -- электроснабжение электровозов -- энергетическая эффективность
Аннотация: В статье рассмотрены вопросы энергетической эффективности электроподвижного состава переменного тока. Приводятся данные о весьма низком коэффициенте мощности эксплуатируемых на железных дорогах РФ грузовых электровозах переменного тока с преобразователями на неуправляемых вентилях - диодах, а также с выпрямительно-инверторными преобразователями на тиристорах. Приведены результаты эксплуатационных испытаний на железных дорогах, которыми установлено, что практически каждый кВтч активной энергии сопровождается потреблением одного кварч реактивной энергии, т. е. значение коэффициента мощности колеблется около 0, 7. На примере упрощенной схемы электроснабжения электровоза от тяговой подстанции определены составляющие полной мощности и приведены выражения, позволяющие оценить влияние активной и реактивной составляющих мощности на потери электроэнергии в линии электропередачи. Отдельное внимание уделено определению потерь напряжения в контактной сети, которое приобретает особую актуальность при вождении тяжеловесных поездов. Приведены результаты расчета мощности потерь в системе тягового электроснабжения и потери напряжения в контактной сети в зависимости от коэффициента мощности при различных мощностях электровозов для среднего эксплуатационного режима. Приведена векторная диаграмма, показывающая превалирующее влияние реактивной составляющей тока электровоза на потери напряжения в контактной сети. На основе выполненного анализа установлено, что для повышения коэффициента мощности на токоприемнике электровоза, снижения расхода электроэнергии на тягу поездов наиболее эффективным является размещение устройств компенсации реактивной мощности (КРМ) непосредственно на электроподвижном составе. Приведены результаты испытаний и опытной эксплуатации электровозов, оборудованных бортовыми регулируемыми компенсаторами реактивной мощности.


Доп.точки доступа:
Донской, Д. А.; Назаров, Д. В.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Иньков, Ю. М.
    Особенности тягового электрооборудования перспективного электроподвижного состава [Текст] / Ю. М. Иньков, В. В. Литовченко, Д. В. Назаров // Электротехника. - 2016. - № 9. - С. 38-44 . - ISSN 0013-5860
УДК
ББК 39.16
Рубрики: Транспорт
   Оборудование подвижного состава

Кл.слова (ненормированные):
электроподвижные составы -- тяговые двигатели -- асинхронные тяговые двигатели -- инверторы напряжений -- автономные инверторы -- 4QS-преобразователи -- двигатели с короткозамкнутым ротором -- двухсистемные электровозы -- схемы силовых цепей
Аннотация: На магистральных железных дорогах России применяются две системы питания: постоянного тока напряжением 3 кВ и переменного тока напряжением 25 кВ частотой 50 Гц. Поэтому перспективный электроподвижной состав должен быть двойного питания. Повышение мощности и конструкционной скорости локомотивов базируется на применении асинхронных тяговых двигателей (АТД) с короткозамкнутым ротором, которые позволяют увеличить силу тяги и вес поезда, мощность и скорость доставки грузов, повысить надежность и снизить стоимость жизненного цикла, увеличить срок службы. Электрооборудование для такого подвижного состава должно быть максимально полно использовано как при работе от контактной сети постоянного тока, так и переменного. В статье на примере модуля тягового привода одной тележки двухсистемного электровоза рассмотрено построение схемы силовых цепей. Предложено использовать вторичные обмотки тягового трансформатора в качестве дросселя входного фильтра при питании от контактной сети постоянного тока. Регулирование режимов работы АТД осуществляется от статических полупроводниковых преобразователей двухзвенной структуры. Входные преобразователи обеспечивают обмен электрической энергией между контактной сетью и промежуточным звеном постоянного напряжения, а выходные звеном постоянного напряжения, а выходные преобразователи осуществляют регулирование тяговых двигателей путем изменения величины и частоты напряжения на обмотках статора АТД в зависимости от скорости движения электровоза и режима его работы. Входные 4QS-преобразователи и выходные преобразователи представляют собой автономные инверторы напряжения, преобразующие постоянное напряжение промежуточного звена в переменное: в случае входных в однофазное, выходных - в трехфазное. Приведены основные соотношения позволяющие определить напряжения и токи 4QS-преобразователя, определить переменную составляющую в выпрямленном токе 4QS-преобразователя и сформулировать требования к резонансному L2C2-фильтру, настроенному на частоту 100 Гц. Приведены выражения для определения коэффициента мощности входного преобразователя, а также рекомендации для определения основных параметров электрооборудования.


Доп.точки доступа:
Литовченко, В. В.; Назаров, Д. В.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)