Ермолаева, Марина Валерьевна. Значение субъективного подхода для изучения развития личности на этапах зрелого возраста [Текст] / М. В. Ермолаева, П. В. Кондратьев> // Мир психологии. - 2007. - N 1. - С. 79-86. - Библиогр.: с. 86 (20 назв. )
Рубрики: Психология--Психология личности Кл.слова (ненормированные): личность -- жизненный путь -- субъектность -- субъектный подход -- самопонимания -- самоотношения -- самопостижения -- Я- субъект -- самоопределения -- самодвижения -- саморазвития -- самоактуализация -- самореализация -- самотворчество -- зрелый возраст -- профессионализация личности Аннотация: Субъектный подход предполагает, что человек на определенном этапе своего развития способен превращать собственную человеческую природу в предмет практического преобразования. Это позволяет по-новому подойти к изучению развития взрослого человека в общем и в профессиональной деятельности в частности. Доп.точки доступа: Кондратьев, Петр Владимирович Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Ермолаева, Марина Валерьевна (доктор психологических наук; профессор). Проблема внутренней позиции в контексте современных исследований свободы воли [Текст] / М. В. Ермолаева, Д. В. Лубовский> // Актуальные проблемы психологического знания. - 2013. - № 1. - С. 34-42. - Библиогр.: с. 41-42 (14 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки http://elibrary . - ISSN 2073-8544
Рубрики: Психология Психология личности Кл.слова (ненормированные): внутренняя позиция -- внутренняя свобода -- теория самодетерминации -- свобода воли -- психология ребенка -- психологические потребности -- развитие ребенка -- интернализация -- внутренняя мотивация Аннотация: В статье проанализировано соотношение понятия внутренней позиции, введенного Л. И. Божович, и теории самодетерминации, разрабатываемой Э. Деси и Р. Райаном. Показано, что внутренняя позиция может рассматриваться как основа для самодетерминации как преобладания внутренней мотивации, выбора личностью своего пути развития, личностного роста и т. д. Авторы прослеживают соответствие между представлениями о волевом поведении и свободе личности у Л. И. Божович и у Э. Деси и Р. Райана. Подчеркнуто взаимное дополнение исследовательской методологии в обоих подходах. Доп.точки доступа: Лубовский, Дмитрий Владимирович (кандидат психологических наук; профессор); Божович, Л. И. (советский психолог); Деси, Э. (американский психолог); Райан, Р. (американский психолог и психиатр) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Ермолаева, Марина Валерьевна (доктор психологических наук; профессор). Современное развитие понятия внутренней позиции личности в контексте субъективного подхода [Текст] / М. В. Ермолаева, Д. В. Лубовский> // Актуальные проблемы психологического знания. - 2013. - № 2. - С. 7-16. - Библиогр. в конце ст. - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки http://elibrary . - ISSN 2073-8544
Рубрики: Психология Психология личности Кл.слова (ненормированные): внутрення позиция -- субъективность -- психологическое развитие -- возрастно-психологический подход -- дети -- детская психология Аннотация: В статье показана возможность использования понятия внутренней позиции для интеграции возрастно-психологического и субъектного подхода в психологическом изучении жизненного пути личности. Подчеркнуто значение субъектного подхода в изучении саморазвития личности ребенка. Авторы статьи рассматривают понятие внутренней позиции в связи с представлениями о развитии личности ребенка как свободного и самостоятельного субъекта, сформулированными Л. И. Божович. Авторы анализируют развитие субъектности ребенка и его внутренней позиции в онтогенезе, опираясь на теоретические положения о развитии личности, разработанные Л. И. Божович. Доп.точки доступа: Лубовский, Дмитрий Владимирович (кандидат психологических наук; профессор); Божович, Л. И. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Ермолаева, Марина Валерьевна (доктор психологических наук; профессор; заведующая кафедрой). К вопросу о путях социализации личности пожилого человека [Текст] / М. В. Ермолаева, Е. В. Приходько> // Актуальные проблемы психологического знания. - 2014. - № 2. - С. 25-32. - Библиогр. в конце ст. - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки (http://elibrary.ru) . - ISSN 2073-8544
Рубрики: Психология Психология личности Социология Социология групп Кл.слова (ненормированные): дети -- диалог поколений -- пожилые люди -- социализация -- социализация пожилых Аннотация: Рассмотрены психологические механизмы взаимодействия пожилых людей и детей как возможного пути социализации личности в старости. Высказано предположение, что это взаимодействие осуществляется в ходе трансляции жизненного опыта старшим поколением младшему. Обоснована необходимость передачи базовых психологических знаний пожилым в целях оптимизации этого взаимодействия. Доп.точки доступа: Приходько, Екатерина Владимировна (кандидат психологических наук; декан) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Виноградова, Анна Викторовна (аспирант). Субъектный подход к повышению эффективности коммуникативной деятельности младших школьников [Текст] / А. В. Виноградова, М. В. Ермолаева> // Актуальные проблемы психологического знания. - 2014. - № 3. - С. 60-72. - Библиогр. в конце ст. - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки http://elibrary.ru . - ISSN 2073-8544
Рубрики: Психология Детская психология Кл.слова (ненормированные): дети младшего школьного возраста -- коммуникативная деятельность -- общение -- психолого-педагогическое сопровождение -- субъектный подход Аннотация: Рассматривается проблема повышения эффективности коммуникативной деятельности обучающихся в системе начального общего образования. Высказывается точка зрения, согласно которой психолого-педагогическое сопровождение младших школьников должно быть направлено на создание условий для их развития в качестве субъектов коммуникативной деятельности. Анализируется проблемное поле, требующее организации теоретических и практических исследований. Доп.точки доступа: Ермолаева, Марина Валерьевна (доктор психологических наук; профессор; заведующая кафедрой) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Ермолаева, Марина Валерьевна (доктор психологических наук; профессор; заведующая кафедрой). Особенности внутренней позиции студентов-психологов [Текст] / М. В. Ермолаева, Д. В. Лубовский> // Вопросы психологии. - 2015. - № 3. - С. 58-65. - Библиогр.: с. 65 (10 назв.) . - ISSN 0042-8841
Рубрики: Психология Отраслевая психология Кл.слова (ненормированные): внутренняя позиция -- второе высшее образование -- высшее образование -- первое высшее образование -- психологическая поддержка -- развитие субъектности -- структура внутренней позиции -- студенты-психологи -- факторный анализ Аннотация: Исследование посвящено особенностям внутренней позиции при получении высшего образования в поздней юности и ранней зрелости. На основе системно-деятельностного подхода рассматривается развитие внутренней позиции профессионала, проанализированы ее структурные характеристики, выявленные у студентов-психологов при получении первого и второго высшего образования, выделены признаки зрелой внутренней позиции, показаны ее существенные различия при получении первого высшего образования в поздней юности и второго высшего образования в зрелом возрасте. Выводы касаются возможностей психологической поддержки ее формирования у студентов-психологов в ходе обучения. Доп.точки доступа: Лубовский, Дмитрий Владимирович (кандидат психологических наук; доцент) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Ермолаева, Марина Валерьевна. Социальное содержание процесса старения и пути его реализации [Текст] / М. В. Ермолаева> // Мир психологии. - 2015. - № 3. - С. 69-79. - Библиогр.: с. 77-79 (24 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки http://elibrary.ru
Рубрики: Психология Психология личности Кл.слова (ненормированные): жизненный опыт -- личностное самоопределение -- социально ориентированная деятельность -- трудовая деятельность -- старение -- старость -- старение населения -- пожилые люди Аннотация: В статье рассматриваются различные психологические подходы к изучению личности в старости, процессу самоопределения, возможные пути развития личности в старости через выбор и осуществление социально значимой деятельности. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Ермолаева, Марина Валерьевна (доктор психологических наук). Дилемма внутренней позиции в зрелом возрасте [Текст] / М. В. Ермолаева, Д. В. Лубовский> // Актуальные проблемы психологического знания. - 2016. - № 1. - С. 65-75. - Библиогр. в конце ст. - полный текст статьи см. на сайте научной электронной библиотеки http://elibrary.ru . - ISSN 2073-8544
Рубрики: Психология Психология личности Кл.слова (ненормированные): зрелый возраст -- внутренняя позиция -- пожилой возраст -- кризисы -- самоопределение -- жизненный путь -- старость -- личностная идентичность Аннотация: Представлен теоретико-методологический анализ понятия внутренней позиции как отражения во внутреннем плане ведущих мотивов личности в соотнесении с возможностью их реализации в действии. Показано, что данное понятие универсально и эффективно для анализа развития личности на протяжении жизненного пути. Доп.точки доступа: Лубовский, Дмитрий Владимирович (кандидат психологических наук) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Ермолаева, Марина Валерьевна (доктор психологических наук). Стоит ли бояться старости? [Текст] / М. В. Ермолаева> // Актуальные проблемы психологического знания. - 2016. - № 1. - С. 123-132. - Библиогр. в конце ст. - полный текст статьи см. на сайте научной электронной библиотеки http://elibrary.ru . - ISSN 2073-8544
Рубрики: Психология Психология личности Кл.слова (ненормированные): старость -- жизненный путь -- способы существования -- старение -- кризисы Аннотация: Обосновывается необходимость рассмотрения содержания старости в контексте анализа целостного жизненного пути. Теоретически обоснованы принимаемые личностью варианты негативного (инволюции) и позитивного (саморазвития) сценариев старения. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Ермолаева, Марина Валерьевна. Старость своя и чужая (от поиска Я к самооценке Я и оценке Я старого человека) [Текст] / М. В. Ермолаева> // Мир психологии. - 2016. - № 3. - С. 181-189. - Библиогр.: с. 189 (12 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки http://elibrary.ru
Рубрики: Психология Психология личности Кл.слова (ненормированные): жизненный путь -- старость -- возрастные кризисы -- саморазвитие -- жизнетворчество Аннотация: В статье обосновывается необходимость рассмотрения содержания старости в контексте анализа целостного жизненного пути. Теоретически обоснованы принимаемые личностью варианты отношения к себе, к своему Я - негативного (инволюции) и позитивного (саморазвития) сценариев старения. Описана последовательность тех решений в периоды возрастных кризисов, которые определяют качество жизни в поздние годы. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Ермолаева, Марина Валерьевна (доктор психологических наук). Старость: я сам ее творенье и творец [Текст] / М. В. Ермолаева> // Актуальные проблемы психологического знания. - 2016. - № 4. - С. 13-18. - Библиогр. в конце ст. - полный текст статей см. на сайте Научной электронной библиотеки http://elibrary.ru . - ISSN 2073-8544
Рубрики: Психология Психология личности Кл.слова (ненормированные): старость -- пенсия -- трудовая деятельность -- саморазвитие Аннотация: Аргументировано положение о том, что человек несет ответственность за свою жизненную траекторию. Показано значение продолжения трудовой деятельности в старости. Психологически обоснована необходимость повышения пенсионного возраста. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Ермолаева, Марина Валерьевна (доктор психологических наук). Пути и средства смыслопорождения в ходе встречи с искусством [Текст] / М. В. Ермолаева> // Актуальные проблемы психологического знания. - 2016. - № 4. - С. 32-43. - Библиогр. в конце ст. - полный текст статей см. на сайте Научной электронной библиотеки http://elibrary.ru . - ISSN 2073-8544
Рубрики: Психология Психология творчества Кл.слова (ненормированные): смыслопорождение -- искусство -- миропонимание -- таинственное -- скульптура -- живопись -- противоречия -- неопределенность Аннотация: Представлен теоретико-методологический анализ путей, средств и механизмов смыслопорождения в ходе встречи с произведением искусства субъекта художественного восприятия. Рассмотрены пути смыслопорождения на примерах литературы, драматического искусства, живописи, скульптуры. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Ермолаева, Марина Валерьевна. Профессиональные страхи в психологии и педагогике в представлениях студентов [Текст] / М. В. Ермолаева, Н. С. Пряжников> // Мир психологии. - 2017. - № 2. - С. 206-218. - Библиогр.: с. 217-218 (11 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru
Рубрики: Психология Психология личности Кл.слова (ненормированные): профессиональные страхи -- осторожность -- ответственность -- страхи -- психологические барьеры -- сдерживающее начало -- профессиональная деятельность -- педагоги -- психологи -- студенты Аннотация: В статье уточняется понятие "профессиональные страхи" в контексте таких близких понятий, как "осторожность" и "ответственность". Отмечаются взаимовлияние и взаимопереходы этих состояний, когда некоторые опасения психолого-педагогических работников не могут однозначно трактоваться как "трусость", т. к. бывают оправданы осознанием различных обстоятельств в сложных профессиональных ситуациях, а также заботой о своих коллегах и доверившихся клиентах. Описаны результаты исследования представлений студентов психолого-педагогических вузов о своих профессиональных страхах в разных сферах будущей деятельности: в практической психологии, преподавании и научно-исследовательской деятельности. Доп.точки доступа: Пряжников, Николай Сергеевич Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Ермолаева, Марина Валерьевна (доктор психологических наук). В поисках утраченных возможностей [Текст] / М. В. Ермолаева> // Актуальные проблемы психологического знания. - 2017. - № 3. - С. 24-32. - Библиогр. в конце ст. - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru . - ISSN 2073-8544
Рубрики: Психология Психология личности Кл.слова (ненормированные): личностное самоопределение -- этапы детства -- особенности поведения -- юноши -- жизненный путь -- развитие личности -- жизненные ценности -- психологический смысл труда -- самореализация -- рефлексия -- трудовая деятельность Аннотация: Представлен теоретический анализ развития как последовательного освоения ресурсных возможностей каждой стадии жизненного пути. Показан последовательный вклад важнейших психологических достижений каждого этапа детства в процесс личностного самоопределения юноши. Теоретически обосновано значение рефлексивного личностного самоопределения для формирования психологического смысла труда и достижения вершины в развитии взрослого человека. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Ермолаева, Марина Валерьевна. Формирование открытого смыслового горизонта в искусстве [Текст] / М. В. Ермолаева, Д. В. Лубовский> // Мир психологии. - 2017. - № 3. - С. 56-66. - Библиогр.: с. 65-66 (19 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru
Рубрики: Психология Психология творчества Кл.слова (ненормированные): психология искусства -- смыслопорождение -- противоречие -- неопределенность -- художественные произведения -- смысл Аннотация: В статье представлен теоретико-методологический анализ путей, средств и механизмов смыслопорождения в ходе встречи с произведением искусства субъекта художественного восприятия. Рассмотрены пути снятия неопределенности путем смыслопорождения в ходе восприятия произведения искусства. К этим путям были отнесены движение по смысловой горизонтали (расширение смыслового горизонта), движение по смысловой вертикали и возможность духовного обновления за счет углубленного самопознания. Доп.точки доступа: Лубовский, Дмитрий Владимирович Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Ермолаев, Борис Валерьевич (доктор биологических наук; профессор). Представления студентов об индивидуальном здоровье на протяжении жизни [Текст] / Б. В. Ермолаев, М. В. Ермолаева, Д. В. Лубовский> // Психологическая наука и образование. - 2018. - Т. 10, № 1. - С. 42-50 : 2 рис. - Библиогр.: с. 48-50 (12 назв. )
Рубрики: Психология Детская психология Психология личности Кл.слова (ненормированные): адаптационные ресурсы организма -- гендерные различия -- здоровьесбережение -- индивидуальное здоровье -- онтогенез -- периоды жизненного пути -- резервы здоровья -- смертность -- социальные ожидания -- студенты -- эмпирические исследования Аннотация: Рассматриваются представления подростков, юношества и молодежи о здоровьесбережении, выявляются гендерные различия отношения к индивидуальному здоровью. Доп.точки доступа: Ермолаева, Марина Валерьевна (доктор психологических наук; профессор); Лубовский, Дмитрий Владимирович (кандидат психологических наук; доцент; заведующий кафедрой) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Ермолаева, Марина Валерьевна. Дары волхвов. О функционально ролевой структуре современной семьи [Текст] / М. В. Ермолаева, Д. В. Лубовский> // Мир психологии. - 2018. - № 1. - С. 16-24. - Библиогр.: с. 23-24 (10 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru
Рубрики: Психология Другие виды отраслевой психологии Кл.слова (ненормированные): семья -- генерирующие функции семьи -- статус семьи -- прародители -- родительско-детские взаимоотношения -- семейная психология -- психотерапия семьи -- современные семьи Аннотация: С позиций современной семейной психологии и психотерапии семья рассматривается как открытая система отношений, выполняющая генерирующую функцию, выражающуюся в способности семьи вдохновлять каждого ее члена на решение важных жизненных задач и помощь другим. Умение жертвовать во имя другого, выражающееся, прежде всего, в отказе от изживших себя семейных правил, представлено как важнейшая способность членов семьи, определяющая их значимость для других. Подчеркнута необходимость осознания членами семьи своего статуса. Статус поколения прародителей изучен в связи с особенностями их жизненной позиции. Рассматриваются возможность родителей помочь поколению прародителей в реализации воспитательного потенциала во взаимоотношениях с детьми, а также взаимодействие взрослых с детьми в контексте освоения потенциала развития детей. Показано, как доверительность и правдивые объяснения смысла родительских требований, ограничений и запретов для детей выступают предпосылкой благополучия во взаимоотношениях родителей с детьми в будущем. Доп.точки доступа: Лубовский, Дмитрий Владимирович Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Ермолаева, Марина Валерьевна (доктор психологических наук; профессор). Оценка метапредметных и личностных образовательных результатов при переходе обучающихся на новый уровень общего образования [Текст] / М. В. Ермолаева, Д. В. Лубовский> // Психологическая наука и образование. - 2019. - Т. 24, № 1. - С. 80-88 : 2 табл. - Библиогр.: с. 85-88 (14 назв. )
Рубрики: Образование. Педагогика Педагогическое образование Общеобразовательная школа Кл.слова (ненормированные): высшее профессиональное образование -- диагностическая программа -- личностный потенциал -- новый уровень образования -- образовательные результаты -- образовательные стандарты -- психолого-педагогическое сопровождение -- профессиональное образование -- педагоги-психологи -- педагогические кадры -- подготовка кадров -- студенты -- школьники Аннотация: Рассматривается диагностическая программа обеспечения преемственности психолого-педагогического сопровождения реализации образовательных стандартов, прошедшая апробацию в исследовании обучающихся 4-х и 9-х классов с целью оценки динамики образовательных результатов. Доп.точки доступа: Лубовский Д. В., Дмитрий Владимирович (кандидат психологических наук; профессор) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Ермолаева, Марина Валерьевна. Историческая эволюция катарсиса как феномена культуры [Текст] / М. В. Ермолаева, Д. В. Лубовский> // Мир психологии. - 2019. - № 3. - С. 172-182. - Библиогр.: с. 180-182 (25 назв.)
Рубрики: Психология Психология личности Кл.слова (ненормированные): античная трагедия -- катарсис -- культура -- культурно-историческая обусловленность -- пафос -- произведения искусства -- смысл -- смыслопорождение -- трансцендирования -- фаза возбуждения -- фаза выхода за пределы себя -- фаза слияния с героями произведения -- фаза сосредоточения -- эвдемонистическая трактовка Аннотация: В статье проанализированы происхождение, функции и психологическая структура катарсиса как культурного средства смыслопорождения. На основе эвдемонистического понимания катарсиса показано его смыслопорождающее действие. В структуре катарсиса выделены фазы возбуждения (пафоса), сосредоточения (слияния с героем произведения) и выхода за пределы себя (трансцендирования), который за счет личностной рефлексии завершается возвращением человека к себе, изменившемуся в результате встречи с произведением искусства. Рассматривая катарсис в историческом контексте, авторы анализируют особенности катарсиса античной трагедии и в произведениях Рембрандта и Вермеера. Выявлена культурно-историческая обусловленность функций катарсиса, показаны перспективы исследования катарсиса как культурного средства порождения смысла. Доп.точки доступа: Лубовский, Дмитрий Владимирович; Рембрандт, Х. Р. ван (голландский художник ; 1606-1669); Вермеер, Я. (нидерландский живописец ; 1632-1675) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Ермолаева, Марина Валерьевна (доктор психологических наук; профессор). Особенности родительского общения как фактор психологического благополучия подростков [Текст] / М. В. Ермолаева, О. В. Смирнова> // Психологическая наука и образование. - 2020. - Т. 25, № 1. - С. 51-62 : 7 табл. - Библиогр.: с. 60-62 (24 назв. ). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru . - ISSN 1814-2052
Рубрики: Образование. Педагогика Психология Семейное воспитание и образование Практическая (консультативная) психология Детская психология Кл.слова (ненормированные): дети -- детско-родительские отношения -- коммуникабельность -- методики -- опросники -- психологическое благополучие -- подростки -- родительское общение -- родители -- психологическая помощь -- психологические консультации -- эмоциональная близость Аннотация: Исследуются особенности родительского общения как фактор психологического благополучия подростков. В результате исследования выявлена пятифакторная структура психологического благополучия подростков и восприятия ими детско-родительских отношений, показана связь уровня эмоционального отклика родителей и оценок подростками согласия в отношениях с родителями. Доп.точки доступа: Смирнова, Ольга Владимировна (магистр психолого-педагогического образования) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |