Ермолаева, Марина Валерьевна.
    Значение субъективного подхода для изучения развития личности на этапах зрелого возраста [Текст] / М. В. Ермолаева, П. В. Кондратьев // Мир психологии. - 2007. - N 1. - С. 79-86. - Библиогр.: с. 86 (20 назв. )
ГРНТИ
УДК
ББК 88.37
Рубрики: Психология--Психология личности
Кл.слова (ненормированные):
личность -- жизненный путь -- субъектность -- субъектный подход -- самопонимания -- самоотношения -- самопостижения -- Я- субъект -- самоопределения -- самодвижения -- саморазвития -- самоактуализация -- самореализация -- самотворчество -- зрелый возраст -- профессионализация личности
Аннотация: Субъектный подход предполагает, что человек на определенном этапе своего развития способен превращать собственную человеческую природу в предмет практического преобразования. Это позволяет по-новому подойти к изучению развития взрослого человека в общем и в профессиональной деятельности в частности.


Доп.точки доступа:
Кондратьев, Петр Владимирович
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Ермолаева, Марина Валерьевна (доктор психологических наук; профессор).
    Проблема внутренней позиции в контексте современных исследований свободы воли [Текст] / М. В. Ермолаева, Д. В. Лубовский // Актуальные проблемы психологического знания. - 2013. - № 1. - С. 34-42. - Библиогр.: с. 41-42 (14 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки http://elibrary . - ISSN 2073-8544
УДК
ББК 88 + 88.37
Рубрики: Психология
   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
внутренняя позиция -- внутренняя свобода -- теория самодетерминации -- свобода воли -- психология ребенка -- психологические потребности -- развитие ребенка -- интернализация -- внутренняя мотивация
Аннотация: В статье проанализировано соотношение понятия внутренней позиции, введенного Л. И. Божович, и теории самодетерминации, разрабатываемой Э. Деси и Р. Райаном. Показано, что внутренняя позиция может рассматриваться как основа для самодетерминации как преобладания внутренней мотивации, выбора личностью своего пути развития, личностного роста и т. д. Авторы прослеживают соответствие между представлениями о волевом поведении и свободе личности у Л. И. Божович и у Э. Деси и Р. Райана. Подчеркнуто взаимное дополнение исследовательской методологии в обоих подходах.


Доп.точки доступа:
Лубовский, Дмитрий Владимирович (кандидат психологических наук; профессор); Божович, Л. И. (советский психолог); Деси, Э. (американский психолог); Райан, Р. (американский психолог и психиатр)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Ермолаева, Марина Валерьевна (доктор психологических наук; профессор).
    Современное развитие понятия внутренней позиции личности в контексте субъективного подхода [Текст] / М. В. Ермолаева, Д. В. Лубовский // Актуальные проблемы психологического знания. - 2013. - № 2. - С. 7-16. - Библиогр. в конце ст. - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки http://elibrary . - ISSN 2073-8544
УДК
ББК 88 + 88.37
Рубрики: Психология
   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
внутрення позиция -- субъективность -- психологическое развитие -- возрастно-психологический подход -- дети -- детская психология
Аннотация: В статье показана возможность использования понятия внутренней позиции для интеграции возрастно-психологического и субъектного подхода в психологическом изучении жизненного пути личности. Подчеркнуто значение субъектного подхода в изучении саморазвития личности ребенка. Авторы статьи рассматривают понятие внутренней позиции в связи с представлениями о развитии личности ребенка как свободного и самостоятельного субъекта, сформулированными Л. И. Божович. Авторы анализируют развитие субъектности ребенка и его внутренней позиции в онтогенезе, опираясь на теоретические положения о развитии личности, разработанные Л. И. Божович.


Доп.точки доступа:
Лубовский, Дмитрий Владимирович (кандидат психологических наук; профессор); Божович, Л. И.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Ермолаева, Марина Валерьевна (доктор психологических наук; профессор; заведующая кафедрой).
    К вопросу о путях социализации личности пожилого человека [Текст] / М. В. Ермолаева, Е. В. Приходько // Актуальные проблемы психологического знания. - 2014. - № 2. - С. 25-32. - Библиогр. в конце ст. - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки (http://elibrary.ru) . - ISSN 2073-8544
УДК
ББК 88.37 + 60.54
Рубрики: Психология
   Психология личности

   Социология

   Социология групп

Кл.слова (ненормированные):
дети -- диалог поколений -- пожилые люди -- социализация -- социализация пожилых
Аннотация: Рассмотрены психологические механизмы взаимодействия пожилых людей и детей как возможного пути социализации личности в старости. Высказано предположение, что это взаимодействие осуществляется в ходе трансляции жизненного опыта старшим поколением младшему. Обоснована необходимость передачи базовых психологических знаний пожилым в целях оптимизации этого взаимодействия.


Доп.точки доступа:
Приходько, Екатерина Владимировна (кандидат психологических наук; декан)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Виноградова, Анна Викторовна (аспирант).
    Субъектный подход к повышению эффективности коммуникативной деятельности младших школьников [Текст] / А. В. Виноградова, М. В. Ермолаева // Актуальные проблемы психологического знания. - 2014. - № 3. - С. 60-72. - Библиогр. в конце ст. - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки http://elibrary.ru . - ISSN 2073-8544
УДК
ББК 88.8
Рубрики: Психология
   Детская психология

Кл.слова (ненормированные):
дети младшего школьного возраста -- коммуникативная деятельность -- общение -- психолого-педагогическое сопровождение -- субъектный подход
Аннотация: Рассматривается проблема повышения эффективности коммуникативной деятельности обучающихся в системе начального общего образования. Высказывается точка зрения, согласно которой психолого-педагогическое сопровождение младших школьников должно быть направлено на создание условий для их развития в качестве субъектов коммуникативной деятельности. Анализируется проблемное поле, требующее организации теоретических и практических исследований.


Доп.точки доступа:
Ермолаева, Марина Валерьевна (доктор психологических наук; профессор; заведующая кафедрой)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Ермолаева, Марина Валерьевна (доктор психологических наук; профессор; заведующая кафедрой).
    Особенности внутренней позиции студентов-психологов [Текст] / М. В. Ермолаева, Д. В. Лубовский // Вопросы психологии. - 2015. - № 3. - С. 58-65. - Библиогр.: с. 65 (10 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.4
Рубрики: Психология
   Отраслевая психология

Кл.слова (ненормированные):
внутренняя позиция -- второе высшее образование -- высшее образование -- первое высшее образование -- психологическая поддержка -- развитие субъектности -- структура внутренней позиции -- студенты-психологи -- факторный анализ
Аннотация: Исследование посвящено особенностям внутренней позиции при получении высшего образования в поздней юности и ранней зрелости. На основе системно-деятельностного подхода рассматривается развитие внутренней позиции профессионала, проанализированы ее структурные характеристики, выявленные у студентов-психологов при получении первого и второго высшего образования, выделены признаки зрелой внутренней позиции, показаны ее существенные различия при получении первого высшего образования в поздней юности и второго высшего образования в зрелом возрасте. Выводы касаются возможностей психологической поддержки ее формирования у студентов-психологов в ходе обучения.


Доп.точки доступа:
Лубовский, Дмитрий Владимирович (кандидат психологических наук; доцент)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Ермолаева, Марина Валерьевна.
    Социальное содержание процесса старения и пути его реализации [Текст] / М. В. Ермолаева // Мир психологии. - 2015. - № 3. - С. 69-79. - Библиогр.: с. 77-79 (24 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки http://elibrary.ru
УДК
ББК 88.37
Рубрики: Психология
   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
жизненный опыт -- личностное самоопределение -- социально ориентированная деятельность -- трудовая деятельность -- старение -- старость -- старение населения -- пожилые люди
Аннотация: В статье рассматриваются различные психологические подходы к изучению личности в старости, процессу самоопределения, возможные пути развития личности в старости через выбор и осуществление социально значимой деятельности.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Ермолаева, Марина Валерьевна (доктор психологических наук).
    Дилемма внутренней позиции в зрелом возрасте [Текст] / М. В. Ермолаева, Д. В. Лубовский // Актуальные проблемы психологического знания. - 2016. - № 1. - С. 65-75. - Библиогр. в конце ст. - полный текст статьи см. на сайте научной электронной библиотеки http://elibrary.ru . - ISSN 2073-8544
УДК
ББК 88.37
Рубрики: Психология
   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
зрелый возраст -- внутренняя позиция -- пожилой возраст -- кризисы -- самоопределение -- жизненный путь -- старость -- личностная идентичность
Аннотация: Представлен теоретико-методологический анализ понятия внутренней позиции как отражения во внутреннем плане ведущих мотивов личности в соотнесении с возможностью их реализации в действии. Показано, что данное понятие универсально и эффективно для анализа развития личности на протяжении жизненного пути.


Доп.точки доступа:
Лубовский, Дмитрий Владимирович (кандидат психологических наук)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Ермолаева, Марина Валерьевна (доктор психологических наук).
    Стоит ли бояться старости? [Текст] / М. В. Ермолаева // Актуальные проблемы психологического знания. - 2016. - № 1. - С. 123-132. - Библиогр. в конце ст. - полный текст статьи см. на сайте научной электронной библиотеки http://elibrary.ru . - ISSN 2073-8544
УДК
ББК 88.37
Рубрики: Психология
   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
старость -- жизненный путь -- способы существования -- старение -- кризисы
Аннотация: Обосновывается необходимость рассмотрения содержания старости в контексте анализа целостного жизненного пути. Теоретически обоснованы принимаемые личностью варианты негативного (инволюции) и позитивного (саморазвития) сценариев старения.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Ермолаева, Марина Валерьевна.
    Старость своя и чужая (от поиска Я к самооценке Я и оценке Я старого человека) [Текст] / М. В. Ермолаева // Мир психологии. - 2016. - № 3. - С. 181-189. - Библиогр.: с. 189 (12 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки http://elibrary.ru
УДК
ББК 88.37
Рубрики: Психология
   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
жизненный путь -- старость -- возрастные кризисы -- саморазвитие -- жизнетворчество
Аннотация: В статье обосновывается необходимость рассмотрения содержания старости в контексте анализа целостного жизненного пути. Теоретически обоснованы принимаемые личностью варианты отношения к себе, к своему Я - негативного (инволюции) и позитивного (саморазвития) сценариев старения. Описана последовательность тех решений в периоды возрастных кризисов, которые определяют качество жизни в поздние годы.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Ермолаева, Марина Валерьевна (доктор психологических наук).
    Старость: я сам ее творенье и творец [Текст] / М. В. Ермолаева // Актуальные проблемы психологического знания. - 2016. - № 4. - С. 13-18. - Библиогр. в конце ст. - полный текст статей см. на сайте Научной электронной библиотеки http://elibrary.ru . - ISSN 2073-8544
УДК
ББК 88.37
Рубрики: Психология
   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
старость -- пенсия -- трудовая деятельность -- саморазвитие
Аннотация: Аргументировано положение о том, что человек несет ответственность за свою жизненную траекторию. Показано значение продолжения трудовой деятельности в старости. Психологически обоснована необходимость повышения пенсионного возраста.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Ермолаева, Марина Валерьевна (доктор психологических наук).
    Пути и средства смыслопорождения в ходе встречи с искусством [Текст] / М. В. Ермолаева // Актуальные проблемы психологического знания. - 2016. - № 4. - С. 32-43. - Библиогр. в конце ст. - полный текст статей см. на сайте Научной электронной библиотеки http://elibrary.ru . - ISSN 2073-8544
УДК
ББК 88.45
Рубрики: Психология
   Психология творчества

Кл.слова (ненормированные):
смыслопорождение -- искусство -- миропонимание -- таинственное -- скульптура -- живопись -- противоречия -- неопределенность
Аннотация: Представлен теоретико-методологический анализ путей, средств и механизмов смыслопорождения в ходе встречи с произведением искусства субъекта художественного восприятия. Рассмотрены пути смыслопорождения на примерах литературы, драматического искусства, живописи, скульптуры.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Ермолаева, Марина Валерьевна.
    Профессиональные страхи в психологии и педагогике в представлениях студентов [Текст] / М. В. Ермолаева, Н. С. Пряжников // Мир психологии. - 2017. - № 2. - С. 206-218. - Библиогр.: с. 217-218 (11 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru
УДК
ББК 88.37
Рубрики: Психология
   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
профессиональные страхи -- осторожность -- ответственность -- страхи -- психологические барьеры -- сдерживающее начало -- профессиональная деятельность -- педагоги -- психологи -- студенты
Аннотация: В статье уточняется понятие "профессиональные страхи" в контексте таких близких понятий, как "осторожность" и "ответственность". Отмечаются взаимовлияние и взаимопереходы этих состояний, когда некоторые опасения психолого-педагогических работников не могут однозначно трактоваться как "трусость", т. к. бывают оправданы осознанием различных обстоятельств в сложных профессиональных ситуациях, а также заботой о своих коллегах и доверившихся клиентах. Описаны результаты исследования представлений студентов психолого-педагогических вузов о своих профессиональных страхах в разных сферах будущей деятельности: в практической психологии, преподавании и научно-исследовательской деятельности.


Доп.точки доступа:
Пряжников, Николай Сергеевич
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Ермолаева, Марина Валерьевна (доктор психологических наук).
    В поисках утраченных возможностей [Текст] / М. В. Ермолаева // Актуальные проблемы психологического знания. - 2017. - № 3. - С. 24-32. - Библиогр. в конце ст. - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru . - ISSN 2073-8544
УДК
ББК 88.37
Рубрики: Психология
   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
личностное самоопределение -- этапы детства -- особенности поведения -- юноши -- жизненный путь -- развитие личности -- жизненные ценности -- психологический смысл труда -- самореализация -- рефлексия -- трудовая деятельность
Аннотация: Представлен теоретический анализ развития как последовательного освоения ресурсных возможностей каждой стадии жизненного пути. Показан последовательный вклад важнейших психологических достижений каждого этапа детства в процесс личностного самоопределения юноши. Теоретически обосновано значение рефлексивного личностного самоопределения для формирования психологического смысла труда и достижения вершины в развитии взрослого человека.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Ермолаева, Марина Валерьевна.
    Формирование открытого смыслового горизонта в искусстве [Текст] / М. В. Ермолаева, Д. В. Лубовский // Мир психологии. - 2017. - № 3. - С. 56-66. - Библиогр.: с. 65-66 (19 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru
УДК
ББК 88.45
Рубрики: Психология
   Психология творчества

Кл.слова (ненормированные):
психология искусства -- смыслопорождение -- противоречие -- неопределенность -- художественные произведения -- смысл
Аннотация: В статье представлен теоретико-методологический анализ путей, средств и механизмов смыслопорождения в ходе встречи с произведением искусства субъекта художественного восприятия. Рассмотрены пути снятия неопределенности путем смыслопорождения в ходе восприятия произведения искусства. К этим путям были отнесены движение по смысловой горизонтали (расширение смыслового горизонта), движение по смысловой вертикали и возможность духовного обновления за счет углубленного самопознания.


Доп.точки доступа:
Лубовский, Дмитрий Владимирович
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Ермолаев, Борис Валерьевич (доктор биологических наук; профессор).
    Представления студентов об индивидуальном здоровье на протяжении жизни [Текст] / Б. В. Ермолаев, М. В. Ермолаева, Д. В. Лубовский // Психологическая наука и образование. - 2018. - Т. 10, № 1. - С. 42-50 : 2 рис. - Библиогр.: с. 48-50 (12 назв. )
УДК
ББК 88.8 + 88.37
Рубрики: Психология
   Детская психология

   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
адаптационные ресурсы организма -- гендерные различия -- здоровьесбережение -- индивидуальное здоровье -- онтогенез -- периоды жизненного пути -- резервы здоровья -- смертность -- социальные ожидания -- студенты -- эмпирические исследования
Аннотация: Рассматриваются представления подростков, юношества и молодежи о здоровьесбережении, выявляются гендерные различия отношения к индивидуальному здоровью.


Доп.точки доступа:
Ермолаева, Марина Валерьевна (доктор психологических наук; профессор); Лубовский, Дмитрий Владимирович (кандидат психологических наук; доцент; заведующий кафедрой)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Ермолаева, Марина Валерьевна.
    Дары волхвов. О функционально ролевой структуре современной семьи [Текст] / М. В. Ермолаева, Д. В. Лубовский // Мир психологии. - 2018. - № 1. - С. 16-24. - Библиогр.: с. 23-24 (10 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru
УДК
ББК 88.49
Рубрики: Психология
   Другие виды отраслевой психологии

Кл.слова (ненормированные):
семья -- генерирующие функции семьи -- статус семьи -- прародители -- родительско-детские взаимоотношения -- семейная психология -- психотерапия семьи -- современные семьи
Аннотация: С позиций современной семейной психологии и психотерапии семья рассматривается как открытая система отношений, выполняющая генерирующую функцию, выражающуюся в способности семьи вдохновлять каждого ее члена на решение важных жизненных задач и помощь другим. Умение жертвовать во имя другого, выражающееся, прежде всего, в отказе от изживших себя семейных правил, представлено как важнейшая способность членов семьи, определяющая их значимость для других. Подчеркнута необходимость осознания членами семьи своего статуса. Статус поколения прародителей изучен в связи с особенностями их жизненной позиции. Рассматриваются возможность родителей помочь поколению прародителей в реализации воспитательного потенциала во взаимоотношениях с детьми, а также взаимодействие взрослых с детьми в контексте освоения потенциала развития детей. Показано, как доверительность и правдивые объяснения смысла родительских требований, ограничений и запретов для детей выступают предпосылкой благополучия во взаимоотношениях родителей с детьми в будущем.


Доп.точки доступа:
Лубовский, Дмитрий Владимирович
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Ермолаева, Марина Валерьевна (доктор психологических наук; профессор).
    Оценка метапредметных и личностных образовательных результатов при переходе обучающихся на новый уровень общего образования [Текст] / М. В. Ермолаева, Д. В. Лубовский // Психологическая наука и образование. - 2019. - Т. 24, № 1. - С. 80-88 : 2 табл. - Библиогр.: с. 85-88 (14 назв. )
УДК
ББК 74р + 74.2
Рубрики: Образование. Педагогика
   Педагогическое образование

   Общеобразовательная школа

Кл.слова (ненормированные):
высшее профессиональное образование -- диагностическая программа -- личностный потенциал -- новый уровень образования -- образовательные результаты -- образовательные стандарты -- психолого-педагогическое сопровождение -- профессиональное образование -- педагоги-психологи -- педагогические кадры -- подготовка кадров -- студенты -- школьники
Аннотация: Рассматривается диагностическая программа обеспечения преемственности психолого-педагогического сопровождения реализации образовательных стандартов, прошедшая апробацию в исследовании обучающихся 4-х и 9-х классов с целью оценки динамики образовательных результатов.


Доп.точки доступа:
Лубовский Д. В., Дмитрий Владимирович (кандидат психологических наук; профессор)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Ермолаева, Марина Валерьевна.
    Историческая эволюция катарсиса как феномена культуры [Текст] / М. В. Ермолаева, Д. В. Лубовский // Мир психологии. - 2019. - № 3. - С. 172-182. - Библиогр.: с. 180-182 (25 назв.)
УДК
ББК 88.37
Рубрики: Психология
   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
античная трагедия -- катарсис -- культура -- культурно-историческая обусловленность -- пафос -- произведения искусства -- смысл -- смыслопорождение -- трансцендирования -- фаза возбуждения -- фаза выхода за пределы себя -- фаза слияния с героями произведения -- фаза сосредоточения -- эвдемонистическая трактовка
Аннотация: В статье проанализированы происхождение, функции и психологическая структура катарсиса как культурного средства смыслопорождения. На основе эвдемонистического понимания катарсиса показано его смыслопорождающее действие. В структуре катарсиса выделены фазы возбуждения (пафоса), сосредоточения (слияния с героем произведения) и выхода за пределы себя (трансцендирования), который за счет личностной рефлексии завершается возвращением человека к себе, изменившемуся в результате встречи с произведением искусства. Рассматривая катарсис в историческом контексте, авторы анализируют особенности катарсиса античной трагедии и в произведениях Рембрандта и Вермеера. Выявлена культурно-историческая обусловленность функций катарсиса, показаны перспективы исследования катарсиса как культурного средства порождения смысла.


Доп.точки доступа:
Лубовский, Дмитрий Владимирович; Рембрандт, Х. Р. ван (голландский художник ; 1606-1669); Вермеер, Я. (нидерландский живописец ; 1632-1675)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Ермолаева, Марина Валерьевна (доктор психологических наук; профессор).
    Особенности родительского общения как фактор психологического благополучия подростков [Текст] / М. В. Ермолаева, О. В. Смирнова // Психологическая наука и образование. - 2020. - Т. 25, № 1. - С. 51-62 : 7 табл. - Библиогр.: с. 60-62 (24 назв. ). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru . - ISSN 1814-2052
УДК
ББК 74.9 + 88.492 + 88.8
Рубрики: Образование. Педагогика
   Психология

   Семейное воспитание и образование

   Практическая (консультативная) психология

   Детская психология

Кл.слова (ненормированные):
дети -- детско-родительские отношения -- коммуникабельность -- методики -- опросники -- психологическое благополучие -- подростки -- родительское общение -- родители -- психологическая помощь -- психологические консультации -- эмоциональная близость
Аннотация: Исследуются особенности родительского общения как фактор психологического благополучия подростков. В результате исследования выявлена пятифакторная структура психологического благополучия подростков и восприятия ими детско-родительских отношений, показана связь уровня эмоционального отклика родителей и оценок подростками согласия в отношениях с родителями.


Доп.точки доступа:
Смирнова, Ольга Владимировна (магистр психолого-педагогического образования)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)