Карпова, Наталья Львовна (ведущий научный сотрудник; доктор психологических наук; профессор).
    Исследования чтения и грамотности, выполненные в Психологическом институте за 100 лет [Текст] / Н. Л. Карпова, Г. Г. Граник, М. К. Кабардов // Вопросы психологии. - 2014. - № 4. - С. 72-82. - Библиогр.: с. 82 (3 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.44
Рубрики: Психология
   Психология чтения и психология библиотечной работы, 1912-2012 гг.

Кл.слова (ненормированные):
чтение -- грамотность -- детское чтение -- психология чтения -- исследования -- хрестоматии
Аннотация: Статья посвящена недавно вышедшей хрестоматии "Исследования чтения и грамотности в Психологическом институте за 100 лет" (1912-2012) (под ред. Н. Л. Карповой, Г. Г. Граник, М. К. Кабардова). Предмет изучения авторов - психолого-педагогические основы чтения и грамотности в трудах сотрудников института, на основе которых была выстроена хрестоматия. Представлены принципы и наиболее важные направления исследований: условия речевого развития ребенка; проблемы обучения чтению и грамотности разных слоев населения; проблемы языкового сознания школьников; экспериментальное изучение детского чтения; понимание текста на русском (родном) и иностранном языках; создание учебных программ и учебников по русскому языку и литературе для разных ступеней обучения; проблемы библиотерапии; изучение чтения и грамотности в контексте современных международных исследований - PIRLS и PISA.


Доп.точки доступа:
Граник, Генриетта Григорьевна (заведующая лабораторией; доктор психологических наук; профессор; академик РАО); Кабардов, Мухаммед Каншобиевич (заместитель директора; заведующий кафедрой; доктор психологических наук; профессор); Психологический институт РАО
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Граник, Генриетта Григорьевна (заведующая лабораторией; доктор психологических наук; профессор; академик РАО).
    Психологические и лингвистические проблемы взаимоотношения школьных предметов "Русский язык" и "Литература" [Текст] / Г. Г. Граник // Вопросы психологии. - 2016. - № 4. - С. 56-66. - Библиогр.: с. 65-66 (19 назв.). - References.: с. 66 (19 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.492
Рубрики: Психология
   Практическая (консультативная) психология

Кл.слова (ненормированные):
русский язык -- психологические основы обучения -- учебники нового типа -- язык мысли -- семантический язык -- понимание текста -- синонимия
Аннотация: Статья посвящена проблеме создания на психологическом и лингвистическом фундаменте учебников, которые одновременно обучают школьников лингвистике и формируют у них умение понимать художественный текст, а также эмоционально откликаться на его содержание. Теоретический анализ работ психологов и лингвистов показал, что существует предположение о некоем семантическом языке, или "языке мысли", о возможности несловесного мышления, существовании особого кода внутренней речи. Автором статьи были разработаны новые приемы реализации теоретических представлений в принципиально новых учебниках, созданных с сотрудниками лаборатории Психологического института РАО.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Граник, Генриетта Григорьевна.
    Структура школьного учебника как предмет научного исследования (на материале учебника нового типа по русскому языку) [Текст] / Г. Г. Граник // Психологическая наука и образование. - 2017. - № 4. - С. 64-74. - Библиогр.: с. 72 (22 назв.) . - ISSN 1814-2052
УДК
ББК 74.26 + 88.40
Рубрики: Образование. Педагогика
   Методика преподавания учебных предметов

   Психология

   Педагогическая психология взрослых

Кл.слова (ненормированные):
учебники по русскому языку -- функции учебника -- психологические основы обучения -- обучение русскому языку -- русский язык
Аннотация: Рассматривается в ретроспективном аспекте проблема структуры и функций учебника по русскому языку. Проведен критический анализ психологических и дидактических исследований в данной области.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




   
    Функционирование воображения подростков при чтении бумажных и электронных текстов [Текст] / Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, К. В. Миронова, С. В. Шишкова // Вопросы психологии. - 2021. - № 1. - С. 38-50. - Библиогр.: с. 47-49 (39 назв.). - References: p. 49-50 (26 names) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.8
Рубрики: Психология
   Детская психология

Кл.слова (ненормированные):
воображение -- воссоздающее воображение -- подростки -- читательское воображение -- чтение -- чтение бумажных текстов -- чтение с листа -- чтение с экрана -- чтение электронных текстов -- эмпирические исследования
Аннотация: Представлено сравнительное исследование, посвященное выявлению уровня функционирования у современных подростков воссоздающего читательского воображения при чтении текстов с экрана и с листа. Ставились следующие вопросы: при чтении с какого носителя (бумажного или электронного) у подростков выше результативность данного вида воображения? Прослеживается ли возрастная динамика в уровне его развития? Для достижения поставленных целей был разработан диагностический инструментарий, отобраны два ключевых критерия оценивания: адекватность воссозданной картины исходному тексту и ее полнота (детализированность). Предполагалось, что у современных подростков 11-14 лет уровень работы воссоздающего воображения в процессе чтения с экрана будет ниже, чем при чтении с листа. Для проверки этой гипотезы был проведен констатирующий пилотажный эксперимент со сбалансированным дизайном. Общую выборку составили 268 учащихся V-VIII классов общеобразовательных учреждений Московской области. Как показал качественный и количественный анализ полученных данных, в целом в данной выборке, вопреки исходной гипотезе, значимых различий в уровне работы воссоздающего воображения при чтении с разных носителей выявлено не было. У общей совокупности испытуемых выявлена довольно слабая выраженность данного вида воображения. Делается вывод о необходимости организации в школах соответствующего развивающего курса, который должен стать неотъемлемой частью процесса обучения, способствуя формированию воссоздающего воображения как специальной компетенции квалифицированного читателя.


Доп.точки доступа:
Граник, Генриетта Григорьевна (доктор психологических наук; профессор; академик РАО; главный научный сотрудник); Борисенко, Наталья Анатольевна (кандидат филологических наук; ведущий научный сотрудник); Миронова, Ксения Вадимовна (научный сотрудник); Шишкова, Светлана Викторовна (старший научный сотрудник)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)