Ардашкин, Игорь Борисович (канд. филос. наук, доц. каф. философии).
    Статус рациональности в контексте проблемы [Текст] / И. Б. Ардашкин // Вестник Челябинского государственного университета. - 2008. - N 14. - С. 117-122. - Библиогр. в примеч.
УДК
ББК 87.21 + 87.22
Рубрики: Философия
   Метафизика. Онтология

   Теория познания

Кл.слова (ненормированные):
рациональность -- статус рациональности -- контекст
Аннотация: Рассматривается статус рациональности в контексте проблемы. Доказывается, что сфера проблемы обладает более широким онтологическим горизонтом, чем рациональность. Рациональность - это лишь одна из способностей человека в познании и жизнедеятельности при взаимодействии с проблемой.





    Ардашкин, Игорь Борисович (канд. филос. наук).
    Проблемная методология как один из путей инновационной организации образовательного процесса [Текст] = The problem methodology as the ways of innovative organization of the educational process / И. Б. Ардашкин // Философия образования. - 2009. - N 4 (29). - С. 91-97. - Библиогр.: с. 97 (7 назв. ) . - ISSN 1811-0916
ГРНТИ
УДК
ББК 74.00
Рубрики: Образование. Педагогика
   Общая педагогика

Кл.слова (ненормированные):
образовательный процесс -- проблемная методология -- инновационная деятельность -- эвристические способности -- установка развития -- вузы -- специалисты
Аннотация: О характеристиках проблемной методологии.





    Ардашкин, Игорь Борисович.
    Континуальность проблемы как особенность ее онтологического статуса в контексте философии Ж. Делеза [Текст] / И. Б. Ардашкин // Известия Томского политехнического университета. - 2007. - Т. 310, N 3. - С. 138-142. : ил. - Библиогр.: с. 142 (6 назв. )
УДК
ББК 87.3(0)
Рубрики: Философия
   Всемирная история философии

Кл.слова (ненормированные):
континуальность проблемы -- онтологический статус -- континуальные измерения -- познание -- истина
Аннотация: Рассматривается континуальное измерение проблемы. Доказывается, что континуальность проблемы свидетельствует о смысловом приоритете познания перед истиной.


Доп.точки доступа:
Делез, Ж. (французский философ ; 1925-1995)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Ардашкин, Игорь Борисович.
    Философские основания проблемно-ориентированных исследований [Текст] / И. Б. Ардашкин // Известия Томского политехнического университета. - 2010. - Т. 316, N 6 : Экономика : Философия, социология и культурология. - С. 74-78. . - Библиогр.: с. 78 (11 назв. )
УДК
ББК 87.25
Рубрики: Философия
   Философия науки

Кл.слова (ненормированные):
проблемно-ориентированные исследования -- философские подходы -- научное познание -- научные исследования -- аподиктическое бытие -- проблематическое бытие -- синергетика -- постнеклассическая наука
Аннотация: Рассматриваются философские основания проблемно-ориентированных исследований. Доказывается, что философские подходы, используемые в качестве оснований научного познания, лучше всего выражают эвристический потенциал научных исследований через демонстрацию своих возможностей, пределов. Это приводит к необходимости поиска других способов выражения бытия, что открывает новые гносеологические перспективы науки. Такие перспективы научного познания реализуются через проблемно-ориентированные исследования.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Ардашкин, Игорь Борисович (канд. философ. наук, доц. каф. философии Томск. политехн. ун-та).
    Вопрос единства знания в современной научной картине мира и роль проблемы [Текст] / И. Б. Ардашкин // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - N 33. - С. 91-95. . - Библиогр. в примеч.
УДК
ББК 87
Рубрики: Философия
   Общие вопросы философии

Кл.слова (ненормированные):
научная картина мира -- познание -- проблемы науки -- субъекты -- объекты
Аннотация: В статье рассматривается вопрос формирования единой научной картины мира в зависимости от особенности формирования структуры научного знания. Доказывается, что проблема как форма знания является условием возможности единства научного знания и научной картины мира.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Ардашкин, Игорь Борисович.
    "Понимающая" природа проблемы в рамках герменевтического подхода [Текст] / И. Б. Ардашкин, А. А. Корниенко, А. В. Корниенко // Известия Томского политехнического университета. - 2010. - Т. 317, N 6 : Экономика : Философия, социология и культурология. - С. 77-84. . - Библиогр.: с. 84 (6 назв. )
УДК
ББК 87.7/72
Рубрики: Этика
   Общие вопросы этики

Кл.слова (ненормированные):
понимание -- субъекты -- проблема -- вопрос -- герменевтика -- конфликт интерпретаций -- поиск истины -- гуманитарное познание -- неопределенность -- определенность
Аннотация: Рассматриваются онто-гносеологические основания проблемы в рамках герменевтического подхода. Акцентируется тот момент, что для гуманитарных наук в познании важен в первую очередь не поиск истины (хотя от такой цели полного отказа не происходит), а то, каким образом субъект представляет себя, других, мир. Здесь важно не столько точное отображение объекта, сколько глубина проникновения в себя, в свои смысловые ориентиры. Поэтому задача проблемы в гуманитарном познании - понять, выстроить коммуникацию с самим собой как основой познания. При этом существуют опасные тенденции, могущие привести к бессмысленной проблематизации ради проблематизации. Противовесом этой тенденции выступает у Г. -Г. Гадамера разделение между вопросом и проблемой, поскольку вопрос обладает большей определенностью, чем проблема, что и позволяет избегать крайностей неопределенности и определенности. Рассматривается механизм соблюдения меры соотношения проблемы и вопроса в гуманитарном познании - конфликт интерпретаций.


Доп.точки доступа:
Корниенко, Алла Александровна; Корниенко, Анатолий Васильевич; Гадамер, Г. Г. (немецкий философ ; 1900-2002)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Ардашкин, Игорь Борисович.
    Социокультурная обусловленность постановки и решения научных проблем в современном научном познании [Текст] / И. Б. Ардашкин // Известия Томского политехнического университета. - 2011. - Т. 318, N 6 : Экономика : Философия, социология и культурология. - С. 78-84. . - Библиогр.: с. 84 (12 назв. )
УДК
ББК 60.01
Рубрики: Социальная философия
   Социальное познание

Кл.слова (ненормированные):
научные проблемы -- научное познание -- современное научное познание -- прикладные исследования -- фундаментальные исследования -- истина -- комплексные проблемы -- практико-прагматические результаты -- научное творчество -- социальный заказ
Аннотация: Рассматривается процесс научного творчества на примере особенностей постановки и решения научных проблем в познании. Констатируется, что научные проблемы в современной науке ставятся и решаются не только ради получения истины. Важнейшую роль сегодня в процессе постановке и решения научных проблем играет социальный заказ, в рамках которого исследователь ориентируется на получение практического и эффективного результата, что не обязательно связано с получением истины. Современным ученым приходится решать проблемы, одновременно придерживаясь задачи получения как истины, так и практического результата. Такие научные проблемы носят комплексный характер, и опыта решения подобных проблем в науке еще нет.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Ардашкин, Игорь Борисович.
    Основания проблемы как формы знания [Текст] / И. Б. Ардашкин // Известия Томского политехнического университета. - 2009. - Т. 314, N 6 : Экономика : Философия, социология и культурология. - С. 67-74. . - Библиогр.: с. 73-74 (13 назв. )
УДК
ББК 87.22
Рубрики: Философия
   Теория познания

Кл.слова (ненормированные):
проблема -- субъект-объектные отношения -- субъект-субъектные отношения -- виртуальность
Аннотация: Рассматриваются основания проблемы как формы знания. Автор полагает, что осмысление таких оснований проблемы возможно через анализ понятий "субъект-объектные" и "субъект-субъектные" отношения, а также через понятие "виртуальность".

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Ардашкин, Игорь Борисович.
    Проблема в системе философских оснований научной модели естествознания [Текст] / И. Б. Ардашкин // Известия Томского политехнического университета. - 2009. - Т. 315, N 6 : Экономика : Философия, социология и культурология. - С. 81-85. . - Библиогр.: с. 85 (7 назв. )
УДК
ББК 87.25
Рубрики: Философия
   Философия науки

Кл.слова (ненормированные):
научные проблемы -- философские основания -- научная модель естествознания -- естествознание -- гносеологические явления -- истина -- критерии научного познания -- научное познание
Аннотация: Рассматривается особенность понимания проблемы в системе философских оснований научной модели естествознания. Доказывается, что проблема характеризуется в рамках естествознания исключительно как явление гносеологическое. Все другие свойства и функции проблемы обусловлены приоритетом истины как основного критерия научного познания.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Ардашкин, Игорь Борисович.
    Онтологические основания проблемно-ориентированных исследований [Текст] / И. Б. Ардашкин // Известия Томского политехнического университета. - 2012. - Т. 320, № 6 : Экономика : Философия, социология и культурология. История. - С. 56-63. - Библиогр.: с. 63 (16 назв.) . - ISSN 1684-8519
УДК
ББК 87.22
Рубрики: Философия
   Теория познания

Кл.слова (ненормированные):
проблемно-ориентированные исследования -- онтологические основания -- научное познание -- философские основания -- научные проблемы -- субъективизация объекта -- объективизация субъекта -- наука -- объективное знание
Аннотация: Рассматриваются онтологические основания проблемно-ориентированных исследований. Констатируется, что проблемно-ориентированный процесс научного познания сопровождается двумя взаимообусловленными процессами: "субъективизацией объекта" и "объективизацией субъекта". Данные процессы идут виртуально. Сфера виртуальности выступает в качестве основного онтологического фона осуществления проблемно-ориентированных исследований. Подобное позволяет сохранить за наукой возможность считаться системой объективного знания. В то же время общество сохраняет существенные рычаги воздействия на развитие науки.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Ардашкин, Игорь Борисович.
    Феномен мифологической проблемы [Текст] / И. Б. Ардашкин // Известия Томского политехнического университета. - 2008. - Т. 312, № 6 : Экономика : Философия, социология и культурология. - С. 125-130. - Библиогр.: с. 130 (5 назв.) . - ISSN 1684-8519
УДК
ББК 60.028
Рубрики: Социальная философия
   Духовная деятельность

Кл.слова (ненормированные):
мифы -- мифологическое сознание -- мифологические проблемы -- мифологическое мышление -- проблемность -- вопрошание -- вопросно-ответные отношения -- познание
Аннотация: Рассматривается проблема как явление мифологического сознания. Доказывается, что при всей кажущейся беспроблемности мифологического мышления, ему была свойственна проблемность. Выражение проблемности мифологического мышления проявляется через первичное вопрошание.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Ардашкин, Игорь Борисович.
    Онтология "Я" как основание проблемы в познании [Текст] / И. Б. Ардашкин // Известия Томского политехнического университета. - 2008. - Т. 312, № 6 : Экономика : Философия, социология и культурология. - С. 130-136. - Библиогр.: с. 136 (5 назв.) . - ISSN 1684-8519
УДК
ББК 60.026
Рубрики: Социальная философия
   Общение

Кл.слова (ненормированные):
познание -- проблема -- человек -- человеческие возможности -- субъект-объектные отношения -- субъект-субъектные отношения -- язык
Аннотация: Рассматривается зависимость представлений о проблеме как форме познания и о человеке. Доказывается, что природа проблемы выражается через характеристики человеческого "Я" и его структуры, что позволяет лучше представлять человеческие возможности и границы в процессе познания.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Ардашкин, Игорь Борисович.
    Трансцендентальная философия как ориентация на образец беспроблемного познания [Текст] / И. Б. Ардашкин // Известия Томского политехнического университета. - 2008. - Т. 313, № 6 : Экономика : Философия, социология и культурология. - С. 81-87. - Библиогр.: с. 87 (8 назв.) . - ISSN 1684-8519
УДК
ББК 87.22
Рубрики: Философия
   Теория познания

Кл.слова (ненормированные):
трансцендентальная философия -- беспроблемное познание -- трансцендентальные субъекты -- проблема -- научная эпистемология -- очищение знания -- редукция
Аннотация: Рассматривается идеал беспроблемного познания на основе фигуры трансцендентального субъекта. Доказывается, что реализация проекта познания на основе трансцендентального субъекта возможна через признание проблемы как негативного основания научной эпистемологии.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Ардашкин, Игорь Борисович (доктор философских наук).
    Научная проблема как один из ключевых феноменов неклассической эпистемологии [Текст] / И. Б. Ардашкин // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2012. - № 4 (20). - С. 5-13. - Библиогр.: с. 13 (5 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки http://elibrary.ru
УДК
ББК 87.22
Рубрики: Философия
   Теория познания

Кл.слова (ненормированные):
эпистемология -- классическая эпистемология -- неклассическая эпистемология -- научные проблемы -- научные знания -- социокультурное основание
Аннотация: Рассматривается феномен научной проблемы в контексте компаративистской оценки его интерпретации с позиции классической и неклассической эпистемологии.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Ардашкин, Игорь Борисович.
    Эпистемологические аспекты исследования телесности человека [Текст] / И. Б. Ардашкин // Известия Томского политехнического университета. - 2012. - Т. 321, № 6 : Экономика : Философия, социология и культурология. История. - С. 119-126. - Библиогр.: с. 126 (7 назв.) . - ISSN 1684-8519
УДК
ББК 87.5
Рубрики: Философия
   Философская антропология

Кл.слова (ненормированные):
тело -- телесность человека -- эпистемология -- эпистемологические аспекты -- эпистемологическая активность -- феноменология -- психоанализ -- постмодернизм -- человеческое бытие -- познавательные перспективы -- мировосприятие
Аннотация: Рассматривается феномен телесности человека в качестве источника его эпистемологической активности. Автор обращается к ряду философских традиций (феноменология, психоанализ, постмодернизм) с целью выявления уточнения феномена тела как одного из измерений человеческого бытия. Констатируется, что тело в процессе развития предмета эпистемологии представляет собой важный источник познавательных перспектив человека, позволяющих ориентироваться на целостное мировосприятие.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Ардашкин, Игорь Борисович (доктор философских наук; профессор).
    Доверие в науке и религии: к вопросу о становлении культуры доверия [Текст] / И. Б. Ардашкин // Вестник Томского государственного университета. - 2013. - № 370 (май). - С. 56-60. - Библиогр.: с. 60 (10 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки http://elibrary.ru . - ISSN 1561-7793
УДК
ББК 71.0
Рубрики: Культурология
   Теоретическая культурология

Кл.слова (ненормированные):
религия -- наука -- доверие -- культура доверия -- общественные отношения
Аннотация: Проблемы формирования культуры доверия как одного из важнейших механизмов регулирования социального взаимодействия в обществе.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Ардашкин, Игорь Борисович.
    Управление знаниями как форма студенческой инициативы и повышения эффективности образования [Текст] / И. Б. Ардашкин // Известия Томского политехнического университета. - 2013. - Т. 323, № 6 : Экономика : Философия, социология и культурология. История. - С. 156-162 : ил. - Библиогр.: с. 161 (9 назв.) . - ISSN 1684-8519
УДК
ББК 74.58
Рубрики: Образование. Педагогика
   Высшее профессиональное образование

Кл.слова (ненормированные):
управление знаниями -- эффективность образования -- опыт -- студенческие инициативы -- образовательная деятельность -- студенты -- преподаватели
Аннотация: Актуальность статьи обусловлена необходимостью осмысления и разработки новых форм организации образовательного процесса в контексте когнитивного поворота, происходящего сегодня в сфере информационных и познавательных процессов. Цель работы: выявление первостепенных и наиболее значимых форм образовательной деятельности в системе высшего образования, позволяющих компетентно осуществлять управление знаниями как самим учащимся, так и преподавателям. Методы исследования: метод экспликации, метод сравнительного анализа, метод этимологического анализа. Результаты: В процессе рассмотрения трансформации цели и содержания высшего образования в контексте перехода к информационному обществу делается вывод о первостепенности инициативы и самостоятельности студентов как важнейших факторов подготовки в системе высшего образования. Предполагается, что преподаватель должен эмпатически поставить себя в ситуацию учащегося, чтобы сформировать необходимый опыт в качестве примера для студентов в организации образовательного процесса и повышения степени его эффективности.The relevance of the study is caused by the need of reflection and development of new forms of organization in the educational process within the cognitive rotation occurring today in the field of information and cognitive processes. The objective of the study is to identify the primary and the most important forms of educational activities in higher education which allow students and teachers to manage knowledge adequately. Methods: explication method of comparative analysis, the method of etymological analysis. Results: Considering the transformation of the purpose and content of higher education within the transition to a new information society the author made a conclusion on primacy of initiative and independence of students as the major factors of training in higher education system. It is assumed that the teacher must empathically put himself in student situation to develop necessary experience as an example for the students in organization of educational process and increase its efficiency.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Ардашкин, Игорь Борисович.
    Онтология "Я" как источник проблематизации знания и горизонт познавательных возможностей человека [Текст] / И. Б. Ардашкин // Известия Томского политехнического университета. - 2013. - Т. 323, № 6 : Экономика : Философия, социология и культурология. История. - С. 168-177 : ил. - Библиогр.: с. 176 (13 назв.) . - ISSN 1684-8519
УДК
ББК 87.44
Рубрики: Логика
   Индукция, индуктивная логика, индуктивные умозаключения

Кл.слова (ненормированные):
человек -- онтология -- эго -- проблематизация знания -- познание -- диалог -- познавательные возможности -- эпистемология -- компаративистский анализ -- холистический подход
Аннотация: Актуальность статьи обусловлена необходимостью осмысления оснований познавательных возможностей человека в контексте уточнения происхождения последних. Подобный ракурс исследования обусловлен ориентацией на выработку холистической установки в эпистемологии, которая, по мнению большинства исследователей, позволит выработать холистическую методологию познания. Обращение к онтологии "Я"- один из способов формирования такой установки в эпистемологии. Цель работы: выявление когнитивных оснований онтологии "Я" посредством сравнительного анализа их осмысления в истории эпистемологии; установление потенциальной зависимости определения горизонта познавательных возможностей человека от его представлений о мире в сформировавшихся эпистемологических "Я" концепциях сквозь призму механизма проблематизации знания. Методы исследования: метод компаративистского анализа, холистический подход. Результаты: Рассмотрены онтологические концепции "Я" в истории эпистемологии. Продемонстрирована зависимость представлений о характере и границах познания относительно понимания онтологии "Я" как сущностного измерения человека. Отмечается, что игнорирование холистического понимания онтологии "Я" ведет к упрощению результатов познавательной деятельности. Констатируется, что представление человека о себе играют определяющую роль в понимании проблематизации знания и определении горизонта познания.The relevance of the study is caused by the need of understanding the cognitive capabilities of human reason within verification of origin of the latter. Such perspective is conditioned by orientation of research on the development of a holistic set in epistemology, which will develop a holistic methodology for knowledge according to most researchers. Appealing to "I" ontology is one of the ways of forming such facility in epistemology. The objective of the study is to identify cognitive bases of "I" ontology through a comparative analysis of their interpretation in the history of epistemology, to establish potential dependence of determining the horizon of human cognitive abilities on his epistemological "I"-concepts through the lens of knowledge problematization mechanism. Methods: the comparative analysis, holistic approach. Results: The author has considered the ontological "I" concepts in the history of epistemology. The paper demonstrates the dependence of nature and limits of knowledge regarding on understanding of "I" ontology as an essential dimension of man. It is noted that ignoring the holistic understanding of "I" ontology leads to a simplification of cognitive activity results. It is stated that the human self-conception is relevant in understanding knowledge problematization and in determining knowledge horizon.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Ардашкин, Игорь Борисович.
    Феномен проблемы с позиции радикального конструктивизма [Текст] / И. Б. Ардашкин // Известия Томского политехнического университета. - 2013. - Т. 323, № 6 : Экономика : Философия, социология и культурология. История. - С. 184-189 : ил. - Библиогр.: с. 189 (6 назв.) . - ISSN 1684-8519
УДК
ББК 87.46
Рубрики: Логика
   Логическое учение о методе

Кл.слова (ненормированные):
конструктивизм -- радикальный конструктивизм -- объективность -- познание -- субъекты -- эпистемология -- научные проблемы -- экспликация
Аннотация: Актуальность статьи обусловлена конструктивистским вызовом для эпистемологии, который заключается в утверждении того, что все человеческие представления о мире являются его ментальной конструкцией. Проблема (научная проблема) в таком случае не может выступать начальным пунктом познавательных действий субъекта по причине того, что знания последнего формируются исключительно по причине его личной инициативы, а не противоречий, с которыми он сталкивался в самом начале познания. Отсюда проистекает и цель исследования. Цель работы: эксплицировать эпистемологический статус проблемы (научной проблемы) в контексте конструктивистского подхода. Методы исследования: метод экспликации, метод сравнительного анализа. Результаты: Рассмотрены эпистемологические положения конструктивизма, в основе которых лежит представление о субъектно-ориентированной направленности познания. Проанализирована возможность выявления различных пересечений между традиционной эпистемологией и конструктивисткой познавательной моделью на примере интерпретации роли субъекта в каждой из представленных концепций. Автор приходит к выводу о том, что при общей неприемлемости конструктивисткой эпистемологии (особенно в версии радикального конструктивизма), она все-таки играет положительную роль для человека, которая заключается в том, что появляется основание для использования еще одного критерия оценки познавательного значения научной проблемы - экологического.The relevance of the study is caused by a constructivist epistemology challenge, which consists in assertion that all human conceptions of the world are his mental construction. The problem (scientific problem) in this case cannot be a starting point of cognitive actions of the subject due to the fact that the knowledge of the latter is formed solely by the reason of his personal initiative, but not contradictions he encounters at the beginning of knowledge. Hence both the purpose and the research derive. The objective of the study is to explicate the epistemological status of the problem (scientific problem) within the constructivist approach. Methods: method of explication, method of comparative analysis. Results: The author has considered the epistemological positions of constructivism, which are based on the concept of subject-oriented focus of knowledge. The possibility of identifying various intersections of traditional epistemology and constructivist cognitive model was analyzed by the example of the interpretation of a subject role in each presented concept. The author comes to the conclusion that at total unacceptability of constructivist epistemology (especially in the version of radical constructivism) the latter plays a positive role, which consists in occurrence of bases for using another criterion to assess the cognitive implication of scientific problems - the environmental one.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Ардашкин, Игорь Борисович (доктор философских наук; профессор).
    Ценности современного образования как фактор развития: мировые тенденции и перспективы России [Текст] / И. Б. Ардашкин // Вестник Томского государственного университета. - 2014. - № 384 (июль). - С. 60-67. - Библиогр.: с. 66-67 (19 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки http://elibrary.ru . - ISSN 1561-7793
УДК
ББК 74.04
Рубрики: Образование. Педагогика
   Организация образования--Россия

Кл.слова (ненормированные):
философия образования -- глобализация -- качество образования -- качество жизни -- творчество -- свобода -- партнерство -- доверие -- образовательные системы
Аннотация: Тенденции развития философии образования ведущих стран и пути ее развития в России.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)