Гуляницкая, Н. С. Музыкальный постмодернизм? [Текст] / Н. С. Гуляницкая> // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. - 2007. - N 4. - С. 164-172 . - ISSN 1562-0484
Рубрики: Музыка и зрелищные искусства, 20-21 вв. Теория музыки Кл.слова (ненормированные): постмодернизм -- постструктурализм -- эстетика постмодернизма -- категории нонклассики -- музыкальное произведение -- средства музыкальной выразительности Аннотация: Последняя четверть 20 века ознаменовалась сдвигами в области эстетического сознания. Автор статьи ставит задачу: установить, захвачена ли музыка сменой художественной парадигмы? В статье затронут ряд аспектов, связанных с постмодернизмом как категорией, которая фигурирует в гуманитарных науках. Текст состоит из трех разделов, в которых отражены общие философско-эстетические понятия; состояние музыковедческой мысли (за рубежом и у нас) ; конкретные музыкальные факты отечественной арт-практики. |
Смирнов, Дмитрий Николаевич (композитор, поэт). Музыкальная идея - зарождение и сотворение [Текст] / Смирнов Д. Н.> // Музыкальная психология и психотерапия. - 2009. - N 1. - С. 16-29. - Библиогр. в сносках. - Продолж. следует
Рубрики: Музыка и зрелищные искусства Теория музыки Кл.слова (ненормированные): музыкальная психология -- психология творчества Аннотация: О психологии музыкального творчества, о понимании сути творческого процесса. |
Бояринцева, А. А. (преподаватель кафедры теории музыки Нижегородской гос. консерватории). Сергей Прокофьев: визуальный опыт и особенности художественного мышления [Текст] / Бояринцева А. А.> // Музыкальная психология и психотерапия. - 2009. - N 1. - С. 30-37. - Библиогр. в сносках
Рубрики: Музыка и зрелищные искусства Теория музыки Кл.слова (ненормированные): музыкальная психология -- композиторы -- психология творчества Аннотация: Творчество композитора с точки зрения научной психологии. Доп.точки доступа: Прокофьев, С. С. |
Нехаева, И. Н. ХХI век: деконструкция и анализ музыкальной культуры [Текст] / И. Н. Нехаева> // Вопросы культурологии. - 2008. - N 12 (декабрь). - С. 4-6. - Библиогр.: с. 6 (7 назв. )
Рубрики: Музыка и зрелищные искусства Теория музыки Кл.слова (ненормированные): музыка -- музыкальная культура -- музыкальное искусство -- теория музыкального содержания -- символика музыки -- функции музыки -- семантическая функция музыки Аннотация: Исследование специфического отношения к музыкальному искусству в контексте социокультурного анализа, в ходе которого выявляются основные положения, касающиеся критики музыкальной сферы как области языка. |
Щербакова, А. А. Функции слова в современной музыке [Текст] / А. А. Щербакова> // Вопросы культурологии. - 2008. - N 12 (декабрь). - С. 7-9. - Библиогр. в сносках
Рубрики: Музыка и зрелищные искусства Теория музыки История музыки Кл.слова (ненормированные): музыкальные стили -- церковная музыка -- инструментальная музыка -- музыкальные произведения -- музыкальный текст -- онтология музыки -- современная музыка -- музыка и текст -- музыка и слово Аннотация: Эволюция слова как семантического и фонетического феномена в контексте музыкальной культуры. |
Смирнов, Д. Н. (Композитор). Музыкальная идея [Текст] / Смирнов Д. Н.> // Музыкальная психология и психотерапия. - 2009. - N 2. - С. 19-44. - Библиогр.: с. 41-44 (72 назв. ). - Окончание. Начало в N 1
Рубрики: Музыка и зрелищные искусства Теория музыки Кл.слова (ненормированные): музыкальная психология -- психология творчества -- композиторы -- музыкальное творчество -- творческий процесс Аннотация: О психологии музыкального творчества, о понимании сути творческого процесса. |
Красникова, Татьяна Николаевна (канд. искусствоведения, проф. каф. гармонии и сольфедж. РАМ им. Гнесиных). Фактура четвертой и пятой симфоний К. Сикорского [Текст] : под знаком неоклассицизма / Т. Н. Красникова> // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - N 17. - С. 141-145. - Библиогр.: с. 145 (7 назв. ) . - ISSN 1994-2796
Рубрики: Музыка и зрелищные искусства, 20 в. 2-я пол. Теория музыки Вокально-симфоническая музыка Кл.слова (ненормированные): фактура -- неоклассицизм -- польские композиторы -- симфонии Аннотация: Статья посвящена явлениям симфонического творчества патриарха польской композиторской школы К. Сикорского, которые рассмотрены сквозь призму фактуры. В процессе анализа осуществлен выход на стилистику сочинений, которая выявляется в соотношении фактуры, формы, и драматургии сочинений. Доп.точки доступа: Сикорский, К. |
Ручимская, С. В. (соискатель). Просветительство как художественно-эстетическая и этическая категория [Текст] / Ручимская С. В.> // Аспирант и соискатель. - 2009. - N 5. - С. 99-101. - Библиогр.: с. 101 (5 назв. ) . - ISSN 1608-9014
Рубрики: Музыка и зрелищные искусства Теория музыки Кл.слова (ненормированные): музыкальная педагогика -- воспитание духовного человека -- воспитание музыкой -- воспитание молодежи -- музыканты -- композиторы -- музыкальное воспитание -- просветительская деятельность -- эстетическое воспитание -- эстетические категории Аннотация: Просветительство в области искусства - это особый процесс художественно-эстетической деятельности, всегда обращенной в будущее, а просветитель в музыке - это человек, обладающий способнностью обогатить человечество новыми эмоциями, новыми переживаниями, раскрыть "новые миры звучаний", в которых хранятся смыслы и ценности культуры. Эти выводы аргументирует автор статьи, опираясь на высказывания великих просветителей - представителей искусства. |
Растворова, Наталья Валерьевна (канд. искусствовед., доц. каф. истории, теории музыки и композиции Челяб. гос. ин-та музыки им. П. И. Чайковского). О концепции новой мелодики уральского композитора Владимира Кобекина [Текст] / Н. В. Растворова> // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - N 22. - С. 177-182. - Библиогр. в примеч. . - ISSN 1994-2796
Рубрики: Музыка и зрелищные искусства--Россия, 20 в.; 21 в. нач. Теория музыки Кл.слова (ненормированные): русские композиторы -- уральские композиторы -- мелодика -- музыкальное развитие -- суггестия -- модус творческого состояния Аннотация: Статья посвящена осмыслению музыкально-теоретической концепции Владимира Кобекина. Она отражает особенности творческого метода композитора и комментируется с позиций философских и музыковедческих исследований по этой проблеме. Доп.точки доступа: Кобекин, В. А. |
Нехаева, Ираида Николаевна. "Музыкальный язык" как незнаковая форма мышления [Текст] / И. Н. Нехаева> // Известия Уральского государственного университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. - 2010. - N 2 (76). - С. 48-56. - Библиогр.: с. 56 (9 назв. ) . - ISSN 1817-7166
Рубрики: Музыка и зрелищные искусства Теория музыки Языкознание Теория и философия языка Кл.слова (ненормированные): философия искусства -- музыкальное искусство -- музыкальный язык -- семантика музыкальной речи -- философия языка Аннотация: В статье дается критический анализ музыкального искусства как области демонстрации языка, представляющего собой знаковую систему. Автор сравнивает особенности и специфику языковой и музыкальной сфер. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Гарипова, Наталья Михайловна. Музыкальный смысл и механизмы его постижения [Текст] / Н. М. Гарипова> // Известия Уральского государственного университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. - 2010. - N 3 (79). - С. 222-235. . - Библиогр.: с. 234-235 (30 назв. )
Рубрики: Музыка и зрелищные искусства Теория музыки Психология Психология личности Кл.слова (ненормированные): теоретическое музыкознание -- музыкальные произведения -- музыкальный смысл -- смыслогенез -- музыкальный смыслогенез -- психология музыкального восприятия -- объективация смысла Аннотация: В статье предпринята попытка показать, что в музыкальной деятельности имеют место две стратегии постижения и воплощения музыкального смысла. Понимание закономерности каждой из них дает возможность проникнуть в смысл музыкального произведения и объяснить особенности восприятия музыки разными людьми. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Маршанский, Станислав Анатольевич (аспирант каф. истории музыки Ростов. гос. консерватории (акад. ) им. С. В. Рахманинова, солист оркестра Мос. гос. симфонич. оркестра для детей и юношества). Современная отечественная музыка для альта [Текст] : перспективы изучения / С. А. Маршанский> // Вестник Челябинского государственного университета. - 2010. - N 22. - С. 164-168. . - Библиогр.: с. 168 (10 назв. )
Рубрики: Музыка и зрелищные искусства--Россия, 20 в.; 21 в. нач. Теория музыки Кл.слова (ненормированные): исполнительское искусство -- музыкальные инструменты -- альт -- стилистика -- тембровые возможности -- перспективы изучения музыки Аннотация: Статья С. А. Маршанского посвящена актуальным перспективам изучения современной отечественной музыки для альта. Отмечается усиление функции альта в музыкальном искусстве XX-начале XXI века. Рассматриваются тембровые возможности солирующего альта и альта в составе камерного ансамбля. Фокусируется внимание на роли исполнительского творчества Ю. Башмета и сложности стилистики современных альтовых сочинений. Доп.точки доступа: Башмет, Ю. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Бергер, Нина Александровна (канд. искусствоведения, доц. каф. теории музыки С. -Петерб. консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова; доц. каф. сурдопедагогики и ст. науч. сотрудник Учеб. -метод. лаб. музыкально-компьютерных технологий Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена). Клавиатура фортепиано как информационная система [Текст] / Н. А. Бергер> // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - N 35. - С. 160-167. . - Библиогр.: с. 167 (14 назв. ). - Примеч.: с. 167
Рубрики: Музыка и зрелищные искусства--Россия, 21 в. Теория музыки Инструментальная музыка Кл.слова (ненормированные): фортепиано -- клавиатура -- темперированный строй -- целотоновые позиции -- зеркальная симметрия -- геометрия Аннотация: Роль фортепианной клавиатуры в формировании музыкального мышления рассматривается в аспекте собственно инструментальных возможностей, который принципиально отличается от традиционного сольмизационного подхода. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Грачева, Татьяна Владиславовна (соискатель, преподаватель каф. народ. инструментов Саратов. гос. консерватории им. Л. В. Собинова). Программность как ключ к идентификации знаков и кодов музыкального сочинения [Текст] / Т. В. Грачева> // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - N 35. - С. 168-172. . - Библиогр.: с. 172 (4 назв. )
Рубрики: Музыка и зрелищные искусства--Россия, 21 в. Теория музыки Кл.слова (ненормированные): музыкальные сочинения -- коды -- знаки -- программность -- междисциплинарный подход -- музыковедческий анализ -- лингвистический анализ -- оркестр русских народных инструментов -- музыкальное мышление -- универсально-предметный код Аннотация: В статье рассматривается феномен музыкальной программности как ключ к идентификации знаков и кодов музыкального сочинения на примере музыки для оркестра русских народных инструментов. Автором используется междисциплинарный подход - сочетание музыковедческого и лингвистического анализа. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Кислицын, Николай Аркадьевич (ст. преподаватель каф. народ. инструментов Саратов. гос. консерватории им. Л. В. Собинова). Произношение, артикуляция, штрих - метаморфозы понятий в науке и музыкальной практике [Текст] / Н. А. Кислицын> // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - N 35. - С. 182-186. . - Библиогр.: с. 185-186 (15 назв. )
Рубрики: Музыка и зрелищные искусства--Россия, 21 в. Теория музыки Кл.слова (ненормированные): произношение -- артикуляция -- штрих -- установки -- звуковые системы -- язык -- речь -- грамматика -- музыкальное произношение -- средства произношения -- грамматические приемы произношения -- музыкальный язык -- музыкально-исполнительская речь Аннотация: В статье сделана одна из первых попыток анализа феномена произношения и его проявлений в музыке. Исследуются причины, породившие преобразование понятий произношение - артикуляция - штрих, предлагаются формулировки терминов 'музыкальное произношение', 'средства произношения', 'грамматические приемы произношения', 'звуковая система музыкального языка', 'музыкально-исполнительская речь'. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Денисова, Зарина Мухриддиновна (преподаватель каф. истории музыки Урал. гос. консерватории им. М. П. Мусоргского). О концепции четвертой симфонии Г. Канчели [Текст] / З. М. Денисова> // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - N 18. - С. 119-122. . - Библиогр. в примеч.
Рубрики: Музыка и зрелищные искусства Теория музыки Кл.слова (ненормированные): симфонии -- интонации -- семантика художественного текста -- драматургия -- концепция -- композиторы Аннотация: Четвертая симфония крупнейшего композитора современности Г. Канчели анализируется в статье в аспекте интертекстуальности, что дает возможность обнаружить в ней скрытые пласты содержания, не выявленные прежде. Доп.точки доступа: Канчели, Г. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Казакова, Светлана Викторовна. Аудиальная культура: сущность, структура, функции [Текст] / С. В. Казакова> // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. - 2010. - N 4 (81). - С. 43-54. . - Библиогр.: с. 53-54 (21 назв. )
Рубрики: Культурология Теоретическая культурология Психология Психология творчества Музыка и зрелищные искусства Теория музыки Кл.слова (ненормированные): язык культуры -- аудиальная культура личности -- музыкальная психология -- звуковая информация -- музыкальное восприятие -- речевая культура Аннотация: Статья посвящена феномену аудиальной культуры, раскрываются ее сущность, структура и функции. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Аркан, Марина Юрьевна. Археология средневековой музыки [Текст] / М. Ю. Аркан> // Известия Уральского государственного университета. Сер. 3, Общественные науки. - 2010. - N 4 (83). - С. 96-106. . - Библиогр.: с. 106 (15 назв. )
Рубрики: Культурология Теоретическая культурология Музыка и зрелищные искусства Теория музыки История музыки Кл.слова (ненормированные): средневековая культура -- средневековая музыка -- предмет музыки -- эстетическая составляющая музыки -- нравственные аспекты музыки -- теоретическое музыкознание Аннотация: Рассматривая музыку в контексте системы семи свободных искусств, автор останавливается на особенностях отношения к понятию "музыка" в средние века. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Данько, Леонид Игоревич. Classical crossover: эволюция и формы проявления [Текст] / Л. И. Данько> // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. - 2010. - N 5 (84). - С. 284-289. . - Библиогр.: с. 288-289 (8 назв. )
Рубрики: Музыка и зрелищные искусства Теория музыки Кл.слова (ненормированные): современная музыка -- массовая культура -- массовое музыкальное искусство -- жанры музыки -- музыкальные стили -- classical crossover -- классический кроссовер Аннотация: Предметом исследования в статье является classical crossover (классический кроссовер) - музыкальный стиль, сочетающий элементы классической и поп-рок-электронной музыки. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Гарипова, Наталья Михайловна (кандидат педагогических наук, доцент). О двух способах объективации и постижения смысла в музыке (психолого-философский аспект) [Текст] / Н. М. Гарипова> // Вопросы культурологии. - 2011. - N 4 (апрель). - С. 21-26. . - Библиогр.: с. 26 (17 назв. )
Рубрики: Культурология Теоретическая культурология Музыка и зрелищные искусства Теория музыки Кл.слова (ненормированные): смыслы -- личностные смыслы -- предмет смысла -- смыслогенезис -- музыкально-звуковое кодирование смысла -- музыкально-звуковое декодирование смысла -- интенциональный акт -- субъекты интенционального акта -- мыслительные процессы -- сенсорно-перцептивные процессы -- регуляторные процессы человека -- сенсорика -- восприятие -- эмоции Аннотация: Проблема объективации смысла в искусстве является одной из интереснейших и не изученных до конца тем гуманитарного знания. В статье предпринята попытка доказать, что в музыке имеют место два способа постижения и воплощения смысла. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |