Черевань, С. В. Авторский замысел в русской музыкальной культуре - константа или тема для вариаций? (К проблеме "Жизнь за царя" - "Иван Сусанин" М. Глинки) [Текст] / С. В. Черевань> // Вестник Челябинского государственного университета. - 2008. - N 3. - С. 173-177. - Библиогр.: с. 177 (5 назв. ) . - ISSN 1994-2796
Рубрики: Музыка и зрелищные искусства--Россия, 19 в. История музыки Кл.слова (ненормированные): оперные сочинения -- либретто -- опера -- русская опера Аннотация: В статье рассматриваются актуальная для современного российского музыкального искусства проблема переоценки ценностей в контексте ренессанса отечественного наследия, восстановления подлинной концепции оперных сочинений XIX столетия на примере двух либретто первой классической национальной оперы "Жизнь за царя" М. И. Глинки. Доп.точки доступа: Глинка, М. И. (рус. композитор ; 1804-1857) |
Урванцева, Ольга Александровна (канд. искусствовед., доц., преподаватель каф. теории и истории музыки Магнитогорск. гос. консерватории им. М. И. Глинки). Принцип моделирования в духовно-концертной музыке (на примере литургии Чайковского) [Текст] / О. А. Урванцева> // Вестник Челябинского государственного университета. - 2008. - N 9. - С. 164-172. - Библиогр. в примеч. . - ISSN 1994-2796
Рубрики: Музыка и зрелищные искусства--Россия, 19 в. Музыка в целом Церковная музыка Кл.слова (ненормированные): концертные композиции -- русские музыканты -- духовная музыка -- музыкальный язык -- музыкальные жанры -- церковное пение -- русское гармоническое пение Аннотация: В статье рассматриваются особенные черты концертных композиций на церковные тексты в творчестве русских композиторов XIX века. Духовные произведения создаются по модели клиросных жанров (циклов Литургии, Всенощного бдения и отдельных песнопений), но с использованием музыкального языка светских жанров. Выявление модели, использованной композитором при сочинении духовной композиции, позволяет уточнить авторскую концепцию и установить соотношение канонического и индивидуально-стилевого компонентов в духовной музыке. Доп.точки доступа: Чайковский, П. И. (1840-1893) |
Галятина, Анна Валерьевна (аспирантка, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин на кафедре хореографического искусства Магнитогорской государственной консерватории им. М. И. Глинки). Два типа ритмических систем в музыке русского балета XIX века [Текст] / А. В. Галятина> // Вестник Челябинского государственного университета. - 2007. - N 20. - С. 181-189. . - Библиогр. в примеч.
Рубрики: Музыка и зрелищные искусства--Россия, 19 в. Музыка в целом Кл.слова (ненормированные): русские композиторы -- русский балет -- ритмические системы -- балетная музыка Аннотация: В статье рассматривается ритмическая организация дансантной музыки в первой половине XIX века, выявляется дифференциация типов ритма в балетах П. Чайковского и А. Глазунова, выясняется влияние открытий П. Чайковского и А. Глазунова в области ритма на балетную музыку И. Стравинского. Доп.точки доступа: Чайковский, П.; Глазунов, А.; Стравинский, И. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Куйвинен, Пол Уолтер (аспирант кафедры татарской музыки и этномузыкологии Казанской государственной консерватории (академии) имени Н. Г. Жиганова). Обучение игре на гармонике в практике татарских гармонистов [Текст] : (к вопросу о передаче музыкальных культурных традиций) / П. У. Куйвинен> // Вестник Челябинского государственного университета. - 2011. - № 20. - С. 163-172. : ил. - Библиогр. в примеч. - Примеч.: с. 171-172
Рубрики: Музыка и зрелищные искусства--Россия, 19 в. Инструментальная музыка Кл.слова (ненормированные): народная инструментальная культура -- народная музыка -- татары -- татарский фольклор -- гармони -- обучение -- авторские концепции Аннотация: В статье рассматриваются особенности распространения культуры народного инструментального исполнительства. Материалом изучения являются способы обучения игре на гармони, традиционно используемые татарскими гармонистами. Анализ их методики в совокупности с анализом подходов, предлагаемых российскими преподавателями XIX века, становится основой для формирования оригинальной авторской концепции обучения игре на гармони без использования классической нотной грамоты. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Лукина, Галима Ураловна (кандидат философских наук; доцент; профессор). О жанровой специфике трилогии "Орестея" С. И. Танеева [Текст] / Г. У. Лукина> // Вестник Челябинского государственного университета. - 2014. - № 16. - С. 166-171. - Библиогр.: с. 170-171 (22 назв.) . - ISSN 1994-2796
Рубрики: Музыка и зрелищные искусства--Россия, 19 в. История музыки Оперный театр Литературоведение--Древняя Греция, 5 в. до н. э. Литература Древнего мира Кл.слова (ненормированные): опера -- жанры -- трагедии -- композиторы -- драматурги -- мистериальность -- ораториальность -- хоровые компоненты Аннотация: Раскрывается своеобразие танеевского подхода к трагедии. Жанр оперы Танеев трактует как ораториальное действо с чертами мистериальности. В танеевской "Орестее" ораториальность органично сопрягается как с хоровым компонентом эсхиловского первоисточника, так и с монументальным кантатно-ораториальным стилем русской оперы, русской хоровой культурой в целом. Доп.точки доступа: Танеев, С. И.; Эсхил Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |