Звездакова, Ирина Викторовна (ст. преподаватель каф. гуманитар. и естественнонауч. дисциплин Чайковск. филиала Перм. гос. техн. ун-та).
    Формирование эзотерического плана лингвистическими средствами в романе Г. Гессе "Степной волк" [Текст] / И. В. Звездакова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2008. - N 23. - С. 63-69. - Библиогр.: с. 68-69 . - ISSN 1994-2796
УДК
ББК 83.3(4)
Рубрики: Литературоведение--Германия, 20 в.
   Литература Европы

Кл.слова (ненормированные):
эзотерический план -- эзотерическое -- лингвистические средства -- имплицитная информация -- художественный текст
Аннотация: В статье рассматриваются проблема исследования эзотерического плана, присутствующего в некоторых текстах, дается определение понятия "эзотерический смысл", разрабатываются критерии, позволяющие отделить эзотерическое от архетипического, предлагается методика выделения и анализа эзотерического плана в художественном тексте.


Доп.точки доступа:
Гессе, Г.




    Поршнева, А. С.
    "Катарсис" в сюжетно-пространственной организации романа Э. М. Ремарка "Возлюби ближнего своего" [Текст] / А. С. Поршнева // Вестник Пермского университета. Сер.: Российская и зарубежная филология. - 2010. - Вып. 4. - С. 165-172. . - Библиогр.: с. 171-172
УДК
ББК 83.3(4)
Рубрики: Литературоведение--Германия, 20 в.
   Литература Европы

Кл.слова (ненормированные):
романы -- сюжеты -- художественное пространство -- катарсис -- хронотоп перелома -- эмиграция -- жертвоприношение
Аннотация: В статье рассматривается взаимосвязь пространственной и сюжетной организации романа Э. М. Ремарка "Возлюби ближнего своего". Автор доказывает, что в анализируемом произведении художественное пространство ведет за собой сюжет. Модель сюжетно-пространственного единства романа выстраивается с опрой на категории "катарсис" и "хронотоп перелома", что позволяет доказать пространственную обусловленность важнейших сюжетных поворотов.


Доп.точки доступа:
Ремарк, Э. М. (писатель ; 1898-1970)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Гладилин, Никита Валерьевич.
    Дрейф к постмодернизму в поэме Х. М. Энценсбергера "Гибель "Титаника" [Текст] / Н. В. Гладилин // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. - 2012. - № 1 (99). - С. 80-94. - Библиогр.: с. 93-94 (9 назв.) . - ISSN 2227-2283
УДК
ББК 83.3(4) + 83.00 + 83.01
Рубрики: Литературоведение--Германия, 20 в.
   Литература Европы

   Теория литературы

   Поэтика

Кл.слова (ненормированные):
немецкая поэзия -- немецкие писатели -- поэмы -- немецкая гражданская лирика -- постмодернизм -- немецкая литература -- поэтика немецкой литературы
Аннотация: Статья посвящена творчеству современного немецкого писателя и публициста Ханса Магнуса Энценсбергера, представителя немецкого постмодернизма. Автор исследует его поэму "Гибель "Титаника", где образ корабля есть грандиозная метафора западного "общества благоденствия" с его социальным неблагополучием и неравенством, и гибель которого воспринимается как своего рода "закат Европы".


Доп.точки доступа:
Энценсбергер, Х. М.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Мостовая, Маргарита Николаевна (соискатель теории и практики перевода Кемеровского государственного университета).
    Авторское "Я" - контекстная составляющая пресуппозитивной базы знаний как источник и средство декодирования дискурса художественного произведения [Текст] / М. Н. Мостовая, В. А. Каменева // Вестник Челябинского государственного университета. - 2011. - № 37. - С. 82-86 : ил. - Библиогр. в примеч. - Примеч.: с. 86 . - ISSN 1994-2796
УДК
ББК 83.3(4) + 81.0
Рубрики: Литературоведение--Германия, 20 в.
   Литература Европы

   Языкознание

   Лингвистика текста

Кл.слова (ненормированные):
писатели -- проза -- романы -- художественные произведения -- декодирование дискурса -- пресуппозии -- контексты -- имплицитная информация
Аннотация: В статье на материале романа Г. Грасса "Бескрайнее поле" дается классификация контекстных пресуппозий авторского "Я", позволяющая выявить особенности строения художественного дискурса, значимые для его декодирования.


Доп.точки доступа:
Каменева, Вероника Александровна (доктор филологических наук, профессор кафедры теории и практики перевода Кемеровского государственного университета); Грасс, Г.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Азначеева, Елена Николаевна (доктор филологических наук, профессор кафедры немецкого языка Челябинского государственного университета).
    Семиотический полиглотизм текста и его перевод [Текст] / Е. Н. Азначеева // Вестник Челябинского государственного университета. - 2012. - № 6. - С. 5-8. - Библиогр.: с. 8 (8 назв.) . - ISSN 1994-2796
УДК
ББК 81.07 + 83.3(4)
Рубрики: Языкознание--Россия, 21 в.
   Теория перевода

   Литературоведение--Германия, 20 в.

   Литература Европы

Кл.слова (ненормированные):
переводы -- художественные тексты -- семиотика -- интерпретации -- доминанты -- бессознательное -- интертекстуальность -- рассказы -- писатели
Аннотация: В статье рассматриваются особенности интерпретации семиотически неоднородных текстов на материале рассказа Л. Ринзер. Выявляются доминанты перевода на различных текстовых и интертекстуальных уровнях.


Доп.точки доступа:
Ринзер, Л.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Черненко, И. А.
    Две притчи о сущности искусства ("Голодарь" Ф. Кафки и "Тяга к глубине" П. Зюскинда) [Текст] / И. А. Черненко // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. - 2013. - № 2. - С. 30-38. - Библиогр.: с. 38-39 . - ISSN 1995-0640
УДК
ББК 83.3(4)
Рубрики: Литературоведение--Германия, 20 в.
   Литература Европы

Кл.слова (ненормированные):
притчи -- символическая притча -- искусство и художник -- одиночество -- зарубежные писатели
Аннотация: В статье сопоставляются произведения Ф. Кафки и П. Зюскинда в аспекте общей для исследуемых текстов специфики представления эстетической проблематики, облеченной в форму символической притчи. Особое внимание уделено принципам построения сюжетов и особенностям коллизий, благодаря которым достигается эффект остранения, обнажающий метафорические формулы: "искусство - это голод" или "искусство - это тяга к глубине".


Доп.точки доступа:
Кафка, Ф. (немецкоязычный писатель ; 1883-1924); Зюскинд, П. (немецкий писатель ; 1949-)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Поршнева, Алиса Сергеевна (доцент).
    Пространство эмиграции в романе Клауса Манна «Вулкан» [Текст] / А. С. Поршнева // Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. - № 29. - С. 115-124. - Библиогр. с. 124 (14 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки (http://elibrary.ru)_ . - ISSN 1994-2796
УДК
ББК 83.01
Рубрики: Литературоведение--Германия, 20 в.
   Поэтика

Кл.слова (ненормированные):
творчество -- писатели -- немецкие писатели -- романы -- эмиграция -- эмигрантские романы -- пространство -- художественное пространство -- мифы -- центр -- периферия -- хаос -- космос
Аннотация: Исследуются закономерности функционирования художественного пространства в романе Клауса Манна «Вулкан». Рассматривается феномен пространства эмиграции, которое выстраивается с точки зрения героев-эмигрантов. Доказывается, что в структурном отношении оно восходит к пространству классического мифа, а в аксиологическом – инвертировано по отношению к нему.


Доп.точки доступа:
Манн, К.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Подъяпольская, Ольга Юрьевна (кандидат филологических наук; доцент).
    Использование парадокса для выражения социальной критики в рассказе немецкого писателя Г. Кунерта «Центральный вокзал» [Текст] / О. Ю. Подъяпольская // Вестник Челябинского государственного университета. - 2014. - № 7. - С. 64-68. - Библиогр. в примеч. - Примеч. с. 68. - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки http://elibrary.ru . - ISSN 1994-2796
УДК
ББК 83.01 + 81.07
Рубрики: Литературоведение--Германия, 20 в.
   Поэтика

   Языкознание

   Стилистика

Кл.слова (ненормированные):
творчество -- немецкие писатели -- притчи -- парадокс -- гротеск -- абсурдность -- эффект отчуждения -- канцелярский стиль -- несобственно-прямая речь -- социальная критика
Аннотация: Исследуемое литературное произведение немецкого писателя Г. Кунерта в форме притчи повествует о трагической судьбе «маленького» человека в тоталитарном обществе. Рассматривается парадокс как основное средство выражения социальной критики, анализируется использование канцелярского стиля, а также других стилистических средств для отражения атмосферы вышеупомянутого режима.


Доп.точки доступа:
Кунерт, Г.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Похаленков, О. Е.
    Эрих Мария Ремарк и Арно Зурмински (проблема взаимодействия литературной традиции в военной прозе) [Текст] / О. Е. Похаленков // Вестник Пермского университета. Сер.: Российская и зарубежная филология. - 2017. - Т. 9, вып. 3. - С. 109-116. - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru . - ISSN 2073-6681
УДК
ББК 83.3(4)
Рубрики: Литературоведение--Германия, 20 в.
   Литература Европы

Кл.слова (ненормированные):
военная проза -- мотивы -- сравнительное литературоведение -- сюжетные модели
Аннотация: статья посвящена компаративистскому анализу структуры образов героев в романе классика военной прозы о Первой мировой войне Эриха Марии Ремарка "На Западном фронте без перемен№ и в произведении современного немецкого автора Арно Зурмински "Отечество без отцов".


Доп.точки доступа:
Ремарк, Э. М. (писатель ; 1898-1970); Зурмински, А (писатель ; 1934-)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Порошнева, А. С.
    Репрезентация травмы в романе Лиона Фейхтвангера «Семья Опперман» [Текст] / А. С. Порошнева // Вестник Пермского университета. Сер.: Российская и зарубежная филология. - 2019. - Т. 11, вып. 2. - С. 110-121. - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru . - ISSN 2073-6681
УДК
ББК 83.3(4)
Рубрики: Литературоведение--Германия, 20 в.
   Литература Европы

Кл.слова (ненормированные):
автор -- герой -- метафизическая вина -- роман-травма
Аннотация: Представлено исследование романа немецкого писателя-эмигранта Лиона Фейхтвангера «Семья Опперман» как произведения, репрезентирующего коллективную травму – захват власти в Германии национал-социалистами, или «травму 1933 года». Оно выполнено в рамках Trauma Studies, в русле исследований, адаптирующих эту междисциплинарную методологию к изучению литературных текстов.


Доп.точки доступа:
Фейхтвангер, Л. (писатель ; 1884-1958)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)