Моисеев, П. А.
    Комическое в характерах раннего Диккенса (на примере романов "Записки Пиквикского клуба" и "Лавка древностей") [Текст] / П. А. Моисеев // Вестник Пермского университета. - 2007. - Вып. 2 (7). - С. 18-26. - Название вып.: Иностранные языки и литературы
УДК
ББК 83.3(4)
Рубрики: Литературоведение--Великобритания, 19 в.
   Литература Европы

Кл.слова (ненормированные):
реализм -- романы -- нравоописательные романы -- комизм -- комические персонажи
Аннотация: В статье рассматривается особый характерологический тип, созданный Ч. Диккенсом в его романах. Персонажи, представляющие его, - в частности, Бен Эллен, Боб Сойер, Дик Свивеллер, - являются не столько объектами высмеивания, сколько носителями радости. Причем радость перерастает уровень эмоции и становится категорией скорее онтологического плана., что доказывает анализ образов названных персонажей как в отдельности, так и в системе персонажей.


Доп.точки доступа:
Диккенс, Чарлз (писатель ; 1812-1870)




    Лазарева, Т. Г.
    Антикварное движение в Британии 18 века и Вальтер Скотт [Текст] / Т. Г. Лазарева // Вестник Пермского университета. - 2009. - Вып. 4. - С. 45-50. - Сер. Русская и зарубежная филология . - ISSN 2073-6681
УДК
ББК 83.3(4) + 82.3(3)
Рубрики: Литературоведение--Великобритания, 19 в.
   Литература Европы

   Фольклор

   Фольклор зарубежных стран

Кл.слова (ненормированные):
мировоззрение писателя -- фольклор -- древние рукописи -- Кельтское Возрождение
Аннотация: В статье рассматривается один из малоизвестных фактов формирования историко-филологических взглядов Вальтера Скотта в начальный период его литературной карьеры. Благодаря участию в антикварном движении, развернувшемся на Британских островах во второй половине 18 в., Вальтер Скотт не только собрал огромный исторический, литературный, фольклорный материал о населении Шотландии, но и приобрел навыки по его систематизации. Применив передовые для Европы того времени принципы шотландской философской истории к анализу и пояснению старинных баллад, Вальтер Скотт способствовал переходу антикварного движения на научные рельсы и созданию фольклористики как науки.


Доп.точки доступа:
Скотт, Вальтер (писатель ; 1771-1832)




    Проскурнин, Б. М.
    Новый человек и новое время в романе Шарлотты Бронте "Джен Эйр" [Текст] / Б. М. Проскурнин // Вестник Пермского университета. - 2009. - Вып. 4. - С. 51-62. - Сер. Русская и зарубежная филология . - ISSN 2073-6681
УДК
ББК 83.3(4)
Рубрики: Литературоведение--Великобритания, 19 в.
   Литература Европы

Кл.слова (ненормированные):
женская проза -- викторианская проза -- романы -- новый женский образ -- образ времени
Аннотация: Статья посвящена мало исследованному и недооцененному отечественной англистикой роману Ш. Бронте. Автором анализируется поэтическая структура произведения с точки зрения доминирования в ней характерологического начала. Демонстрируется, как интетенсифицированный психолого-аналитический подход определяет динамику сюжета романа и повествовательную стратегию произведения и как в парадигме литературного характера героини романа имплицитно проявляются тенденции нового времени и его социальные, нравственные и психологические силовые поля.


Доп.точки доступа:
Брпонте, Шарлотта (писатель ; 1816-1855)




    Бячкова, В. А.
    Ирония как диалог с читателем в романах Энтони Троллопа [Текст] / В. А. Бячкова // Вестник Пермского университета. - 2009. - Вып. 3. - С. 60-64. - Сер. Российская и зарубежная филология . - ISSN 2073-6681
УДК
ББК 83.3(4)
Рубрики: Литературоведение--Великобритания, 19 в.
   Литература Европы

Кл.слова (ненормированные):
романы -- автор-повествователь -- читатель -- диалог -- ирония -- герой
Аннотация: В статье анализируется использование иронии как средства диалога между автором и "формальным адресатом" произведения. Ирония служит средством установления контакта между автором-повествователем и читателем, с ее помощью аывтор добивается адекватной читательской оценки произведения. Ирония помогает автору передать его точку зрения на героев и отношение к ним. Ирония также помогает автору избежать нарочитого дидактизма и предоставить читателю определенную свободу в восприятии произведения. Читатель, таким орбразом, получает возможность в подной мере оценить авторский замысел.


Доп.точки доступа:
Троллоп, Энтони (писатель ; 1815-1882)




    Проскурнин, Б. М.
    Реализм? Неоромантизм? Взгляд на роман Дж. Конрада "Лорд Джим" [Текст] / Б. М. Проскурнин // Вестник Пермского университета. Сер.: Российская и зарубежная филология. - 2010. - Вып. 2 (8). - С. 119-125. - Библиогр.: с. 125 . - ISSN 2073-6681
УДК
ББК 83.3(4)
Рубрики: Литературоведение--Великобритания, 19 в.
   Литература Европы

Кл.слова (ненормированные):
английский роман -- модернизм -- неоромантизм -- реализм -- художественный психологизм
Аннотация: В статье анализируется роман Джозефа Конрада "Лорд Джим" с точки зрения сложного взаимодействия реалистической, неоромантической и модернистской художественных парадигм. В полемике с устоявшимися представлениями о характере художественного мира писателя доказывается, что творчество Конрада после 1900 г. открывает новые характерологические и повествовательные перспективы, в литературе 20 в. ставшие традицией.


Доп.точки доступа:
Конрад, Дж. (писатель ; 1857-1924)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Хьюз, Клэр.
    Роман со шляпкой [Текст] / Клэр Хьюз ; пер. с англ. Евгении Канищевой // Теория моды: одежда, тело, культура. - 2010. - Вып. 2: Лето. - С. 30-45 : ил., рис. - Библиогр.: с. 44-45 . - ISSN 5-86793-4
УДК
ББК 37.24 + 83.3(4)
Рубрики: Легкая промышленность--Великобритания, 19 в.
   Швейное производство--Великобритания, 19 в.

   Литературоведение--Великобритания, 19 в.

   Литература Европы--Великобритания, 19 в.

Кл.слова (ненормированные):
шляпы -- шляпки -- роль одежды в романах -- английский роман -- одежда в романах -- предмет одежды
Аннотация: Преподаватель истории искусства и английской литературы о предмете своих исследований - роли одежды в романах. Шляпка и шляпа служили непременным элементом женского и мужского костюма в XIX веке, что нашло свое отражение в романах того времени, густо населенных головными уборами, призванными сообщить читателю нечто важное о носящих их персонажах.


Доп.точки доступа:
Канищева, Евгения \.\
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Пикулева, Ирина Александровна (аспирант кафедры мировой литературы и культуры Пермского государственного университета).
    От сатиры к идиллии [Текст] : о двух стихотворениях Обри Бердсли / И. А. Пикулева, Н. С. Бочкарева // Вестник Челябинского государственного университета. - 2008. - N 20. - С. 89-94. . - Библиогр. в примеч. - Примеч.: с. 93-94
УДК
ББК 83.3(4)
Рубрики: Литературоведение--Великобритания, 19 в.
   Литература Европы

Кл.слова (ненормированные):
поэзия -- стихотворения -- сатира -- идиллия -- образы -- художники
Аннотация: В статье проанализированы два стихотворения известного английского графика Обри Бердсли, до сих пор не привлекавшие внимание исследователей и переводчиков. Они демонстрируют широкий диапазон интересов и творческих возможностей молодого художника от сатирической зарисовки поездки в городском омнибусе («A Ride in a Omnibus», 1887) до идиллической песни, прославляющей любовь («The Courts of Love», 1891). Со всем творчеством Бердсли эти произведения сближает богатая визуальная и музыкальная образность.


Доп.точки доступа:
Бочкарева, Нина Станиславна (доктор филологических наук, доцент кафедры мировой литературы и культуры Пермского государственного университета); Бердсли, О.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Седых, Э. В.
    Исландское начало в творчестве Уильяма Морриса [Текст] / Э. В. Седых // Вестник Пермского университета. Сер.: Российская и зарубежная филология. - 2011. - Вып. 4. - С. 217-224. . - Библиогр.: с. 223-224 (17 назв. )
УДК
ББК 83.3(4)
Рубрики: Литературоведение--Великобритания, 19 в.
   Литература Европы

Кл.слова (ненормированные):
викторианская литература -- исландская культура -- кеннинг
Аннотация: Основная проблематика статьи - влияние концептов исландской культуры на творчество У. Морриса, поэта, писателя, художника, дизайнера, теоретика искусства викторианской Англии. Исландский концепт в его метатексте анализируется с точки зрения различных дискурсов (поэтический, прозаический, публицистический, живописно-декоративный и т. д. ). Особое внимание уделяется таким понятиям, как "исландский" пейзаж и "исландская архаизация". В качестве декоративной канвы произведений рассматриваются кеннинги и хейти; в контексте словоживописи -перифразы антропонимов и топонимов, близкие по стилистике исландской поэтической традиции.


Доп.точки доступа:
Моррис, У. (художник, писатель ; 1834-1896)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Фирстова, М. Ю.
    Женская судьба в проблемно-тематической целостности романа Э. К. Гаскелл "Мэри Бартон" [Текст] / М. Ю. Фирстова // Вестник Пермского университета. Сер.: Российская и зарубежная филология. - 2012. - Вып. 1. - С. 107-115. . - Библиогр.: с. 114 (18 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки (http://elibrary.ru)
УДК
ББК 83.3(4)
Рубрики: Литературоведение--Великобритания, 19 в.
   Литература Европы

Кл.слова (ненормированные):
социальный роман -- чартизм -- женская судьба -- тема материнства
Аннотация: Роман Э. К. Гаскелл "Мэри Брайтон" анализируется с точки зрения темы материнства как вариации темы женской судьбы, во многом определившей проблемно-тематическую структуру произведения. Рассматриваются конфликт и система образов в связи с религиозно-нравственными императивами автора. В центре анализа - принципы создания женских образов; особый акцент делается на используется библейских аллюзий. Большое внимание уделяется художественному своеобразию воплощения в романе социального положения женщин из рабочей среды в период индустриализации в Англии в середине XIX в.


Доп.точки доступа:
Гаскелл, Э. К. (писатель)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Горбунова, Н. В.
    Рассказ Дж. Элиот "Приоткрытая завеса": к вопросу о переосмыслении традиции [Текст] / Н. В. Горбунова // Вестник Пермского университета. Сер.: Российская и зарубежная филология. - 2012. - Вып. 1. - С. 116-124. . - Библиогр.: с. 123 (11 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки (http://elibrary.ru)
УДК
ББК 83.3(4)
Рубрики: Литературоведение--Великобритания, 19 в.
   Литература Европы

Кл.слова (ненормированные):
викторианство -- романтизм -- сенсационный реализм -- готический рассказ -- традиция
Аннотация: В статье ставится вопрос о возможном переосмыслении значимости "малой прозы" Дж. Элиот, почти не исследованной ни отечественным, ни зарубежным литературоведением. Попытка рассмотрения "готического" рассказа "Приоткрытая завеса" в контексте потенциала романтичской традиции позволяет переосмыслить традицию восприятия творчества Элиот, сложившуюся в отечественной англистике. Соотнесение рассказа с размышлениями о литературе У. Вордсворта и С. Т. Колриджа, а также мистической прозой Э. Т. А. Гофмана и Э. По существенно обогащает представление об истоках творчества писателя. Это позволяет расширить спектр исследовательских выходов к творчеству Дж. Элиот, отказавшись от изучения ее произведений исключительно в границах потенциала "реалистического" письма.


Доп.точки доступа:
Элиот, Джордж (английский писатель ; 1819-1880)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Махмудова, Наргиза Алимовна (соискатель и старший преподаватель кафедры теории, практики языка и литературы Узбекского государственного университета мировых языков).
    "Dombey and son" as bildungsroman: peculiarities of plot development [Текст] / N. A. Makhmudova // Вестник Челябинского государственного университета. - 2011. - № 28. - С. 62-64. - Библиогр.: с. 64 (6 назв.) . - ISSN 1994-2796
УДК
ББК 83.01 + 83.3(4)
Рубрики: Литературоведение--Великобритания, 19 в.
   Поэтика

   Литература Европы

Кл.слова (ненормированные):
творчество -- писатели -- английские писатели -- романы -- романы воспитания -- сюжеты -- нарративы -- концепции -- эпоха Викторианская -- Викторианская эпоха
Аннотация: Рассматривается отображение своеобразия жанровых признаков английского романа воспитания в творчестве писателя - реалиста Ч. Диккенса. Отдельное внимание уделяется отображению характерных для жанра признаков в романе "Домби и сын".


Доп.точки доступа:
Диккенс, Ч.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Абилова, Ф. А.
    Викторианский роман и Уэссекские романы Т. Гарди: поэтика финала [Текст] / Ф. А. Абилова // Вестник Пермского университета. Сер.: Российская и зарубежная филология. - 2014. - Вып. 1. - С. 72-80. - Библиогр.: с. 79-80. - полный текст статей см. на сайте Научной электронной библиотеки (http://elibrary.ru) . - ISSN 2073-6681
УДК
ББК 83.3(4)
Рубрики: Литературоведение--Великобритания, 19 в.
   Литература Европы

Кл.слова (ненормированные):
вариативность финала -- повествовательный канон -- роль автора -- романы -- сюжетные стереотипы -- трагические коллизии -- фабульная завершенность -- финал -- хеппи-энд
Аннотация: В статье исследуются особенности финала в Уэкссекских романах Т. Гарди. В отличие от повествовательного канона викторианского романа, требовавшего разрешения конфликта и завершения художественной картины мира, в романах Т. Гарди выявляется отчетливая тенденция к формированию открытого финала. Писатель сталкивает своих героев с меняющимся миром, с неясной жизненной перспективой, отказывается от роли всеведущего автора и предлагает читателю несколько вариантов концовки, транслирует нерешенные проблемы за пределы произведения. Каноны классического повествования в Уэссекских романах Т. Гарди сменяются открытым финалом, предвосхищая писательские стратегии ХХ века.


Доп.точки доступа:
Гарди, Т. (писатель ; 1840-1928)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Амелина, Е. Е.
    Феномен двойничества в новеллах Р. Л. Стивенсона "Маркхейм" и "странная история доктора Джекила и мистера Хайда" [Текст] / Е. Е. Амелина // Вестник Пермского университета. Сер.: Российская и зарубежная филология. - 2014. - Вып. 2 (26). - С. 109-114. - Библиогр.: с. 113-114. - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки http://elibrary.ru . - ISSN 2073-6681
УДК
ББК 83.3(4)
Рубрики: Литературоведение--Великобритания, 19 в.
   Литература Европы

Кл.слова (ненормированные):
английские новеллы -- двойничество -- зеркальность -- психологизм
Аннотация: В статье анализируются новеллы английского писателя Р. Л. Стивенсона. Феномен двойничества определяет поэтику его новелл со стороны формы и содержания. Рассмотрены "дуальные модели", с помощью которых раскрывается философское основание данного явления. Мотив двойничества представлен противопоставлением света и тьмы как во внешнем, так и во внутреннем пространстве.


Доп.точки доступа:
Стивенсон, Р. Л. (писатель ; 1850-1894)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Бячкова, В. А.
    Парадоксальность женских и детских образов в романах Ч. Диккенса: к постановке вопроса [Текст] / В. А. Бячкова // Вестник Пермского университета. Сер.: Российская и зарубежная филология. - 2016. - Вып. 1 (33). - С. 86-92. - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки http://elibrary.ru . - ISSN 2073-6681
УДК
ББК 83.3(4)
Рубрики: Литературоведение--Великобритания, 19 в.
   Литература Европы

Кл.слова (ненормированные):
английская проза -- детство -- женские образы -- образы детей -- романы
Аннотация: В статье ставится проблема парадокса женских и детских образов в романах Ч. Диккенса. Как известно, Диккенс в своих произведениях часто обращается к теме семьи. Важнейшая в семье фигура, по мнению Диккенса и его современников, - это хозяйка дома, жена и мать, «Домашний Ангел». Вместе с тем тема семьи неотделима от темы незащищенного детства и воспитания. Парадокс женских и детских образов видится в том, что «Домашние Ангелы» у Диккенса, как правило, вырастают только из несчастливых детей. Среди возможных причин парадокса называются дидактическая направленность романов писателя, использование приема контрастов, следование писателем идеологии современной ему эпохи (с постановкой и обсуждением актуальных проблем воспитания и образования) и, наконец, место и роль женских персонажей в системе образов (ориентир и наставница молодого героя).


Доп.точки доступа:
Диккенс, Ч. (писатель ; 1812-1870)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Васильева, Э. В.
    К вопросу о реализме Ш. Бронте ("Городок" и мономиф) [Текст] / Э. В. Васильева // Вестник Пермского университета. Сер.: Российская и зарубежная филология. - 2016. - Вып. 1 (33). - С. 93-99. - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки http://elibrary.ru . - ISSN 2073-6681
УДК
ББК 83.3(4)
Рубрики: Литературоведение--Великобритания, 19 в.
   Литература Европы

Кл.слова (ненормированные):
мифологическая школа -- мифологический роман -- мономиф -- реализм -- романтизм
Аннотация: В данной статье роман Ш. Бронте «Городок» (Villette, 1853) - самое откровенное и одно из самых недооцененных произведений писательницы - рассматривается с позиции мифологической школы литературоведения и, в частности, через призму известной теории мономифа. Этот подход позволяет автору статьи исследовать структуру сюжета романа и представить его как частное прочтение «чудесного путешествия», т. е. базового сюжета о переходе, в рамках которого, согласно теории Дж. Кэмпбелла, преображение универсального героя происходит благодаря его выходу за пределы реальности. Путешествие Люси Сноу в вымышленное государство Лабаскур является в романе ключевой метафорой духовного пути главной героини к подобному преображению. Выбранный автором статьи подход к роману позволяет глубже погрузиться в авторское сознание Бронте и открыть новые грани художественного мира «Городка», а также поставить вопрос о необходимости пересмотра устоявшегося представления об этом произведении как о ярком примере реалистического текста. Исследуя способы работы Бронте с мифом как универсальным языком искусства, мы можем сделать вывод о переходном характере ее творчества, занимающем промежуточное положение между романтизмом и реализмом (в романе осуществляется синтез эстетики мифа и формы реалистического романа), а также между реализмом и искусством XX в., в частности, таким его проявлением, как «мифологический» (или «мифологизирующий») роман, для которого характерно структурирование текста с помощью мифа.


Доп.точки доступа:
Бронте, Ш. (писатель ; 1816-1855)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Ушакова, О. М.
    Русский нигилист как герой английской литературы XIX-XXI веков [Текст] / О. М. Ушакова // Вестник Пермского университета. Сер.: Российская и зарубежная филология. - 2016. - Вып. 1 (33). - С. 106-117. - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки http://elibrary.ru . - ISSN 2073-6681
УДК
ББК 83.3(4)
Рубрики: Литературоведение--Великобритания, 19 в.
   Литература Европы

Кл.слова (ненормированные):
английская проза -- архетип -- образ нигилиста
Аннотация: В статье рассматривается динамика развития образа русского нигилиста в английской литературе XIX-XXI вв. Особенности трансформации и трактовки данного типа персонажа изучаются в контексте «базаровского мифа». Образ Е. В. Базарова представлен как архетип нигилиста в мировой литературе. Исследуются причины высокой восприимчивости западной литературы к этому герою, его изначальная укорененность в европейской культурной традиции. Литературный образ нигилиста анализируется в широком философском и историко-культурном контексте.


Доп.точки доступа:
Тургенев, И. С. (русский писатель ; 1818-1883)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Горбунова, Н. В.
    Вера и знание: "Исповедь" vs "Проповедь" в рассказе Джордж Элиот "Приоткрытая завеса" [Текст] / Н. В. Горбунова // Вестник Пермского университета. Сер.: Российская и зарубежная филология. - 2017. - Т. 9, Вып. 4. - С. 120-132. - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru . - ISSN 2073-6681
УДК
ББК 83.3(4)
Рубрики: Литературоведение--Великобритания, 19 в.
   Литература Европы

Кл.слова (ненормированные):
викторианство -- готический рассказ -- исповедь -- позитивизм -- психологизм
Аннотация: В статье представлен один из вариантов интерпретации малоизвестного «готического» рассказа Джордж Элиот «Приоткрытая завеса» (1859). Созданный писательницей в начале творческой карьеры и до настоящего времени недостаточно изученный отечественным литературоведением, рассказ рассматривается как своеобразный эксперимент по интеграции элементов религиозного и научного дискурсов, который способствует трансформации отношений автора и читателя, изменяя характер повествовательной стратегии реалистического текста второй половины XIX в.


Доп.точки доступа:
Элиот, Д. (английский писатель ; 1819-1880)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Мароши, В. В.
    Урал романтический и готический в травелоге Т. У. Аткисона [Текст] / В. В. Мароши // Вестник Пермского университета. Сер.: Российская и зарубежная филология. - 2018. - Т. 10, Вып. 2. - С. 102-110. - Библиогр.: с. 108-110 . - ISSN 2073-6681
УДК
ББК 83.3(4)
Рубрики: Литературоведение--Великобритания, 19 в.
   Литература Европы

Кл.слова (ненормированные):
нарратив -- образ Урала -- пейзаж готический -- пейзаж живописный -- пейзажи -- романтизм
Аннотация: Автор показывает, как выстраивается образ Урала в травелоге Т. У. Аткинсона "Восточная и Западная Сибирь: рассказ о семи годах исследований и приключений в Сибири, Монголии Киргизских степях, Китайской Татарии и части Средней Азии" (1858).


Доп.точки доступа:
Аткисон, Т. У. (английский архитектор и художник ; 1799-1861)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)