Романов, Андрей Петрович (канд. ист. наук, доц. каф. истории дореволюц. России).
    Либеральные идеи и крестьянский традиционализм. Проблемы адаптации земской начальной школы в русской деревне [Текст] / А. П. Романов // Вестник Челябинского государственного университета. - 2007. - N 18. - С. 31-43. - Примеч.: с. 42-43
УДК
ББК 63.3(2) + 74.03
Рубрики: История--Россия, 19 в.
   Образование. Педагогика

   История России

   История образования

Кл.слова (ненормированные):
русская деревня -- земства -- начальная школа -- народное образование
Аннотация: В статье реконструируются идеи земских деятелей и либеральной интеллигенции, касающиеся форм, целей и методов организации начальной школы в русской деревне. Автор анализирует процесс изучения опыта внедрения начального образования в крестьянскую среду, что позволяет детализировать научные модели трансформации традиционного общества в России.





    Алеврас, Наталия Николаевна (д-р ист. наук, проф. каф. истории дореволюц. России).
    В. О. Ключевский и его школа [Текст] : (фрагменты лекционного курса "Отечественная история" / Н. Н. Алеврас // Вестник Челябинского государственного университета. - 2007. - N 18. - С. 161-171. - Примеч.: с. 161-171. - Окончание. Начало: N 2, 2005 ; N 11, 2007
УДК
ББК 74.03
Рубрики: Образование. Педагогика--Россия, 18 в.; 19 в.; 20 в.
   История образования

Кл.слова (ненормированные):
история педагогики -- реформы образования -- диссертации
Аннотация: В заключительной части публикации лекции продолжен анализ диссертаций А. А. Кизеветтера, М. М. Богословского, Н. А. Рожкова, Ю. В. Готье, К. М. Любавского, подведены итоги наблюдений над феноменом школы Ключевского, представлена аргументация в пользу тезиса о ее существовании как сложившемся структурированном явлении.


Доп.точки доступа:
Кизеветтер \а. А.\; Богословский \м. М.\; Рожков \н. А.\; Готье \ю. В.\; Любавский \к. М.\




    Крюков, С. Н. (педагог).
    Изучение начальной географии [Текст] / С. Н. Крюков ; материал подгот. к публ. И. Б. Антоновой // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2008. - N 1. - С. 64-70. - Библиогр. в подстроч. примеч.
УДК
ББК 74.3 + 74.03
Рубрики: Образование. Педагогика
   Дефектология. Специальные школы

   История образования

Кл.слова (ненормированные):
история педагогики -- педагоги -- педагогическое наследие -- дефективные дети -- начальная география -- санатории-школы
Аннотация: Опыт преподавания начальной географии описан С. Н. Крюковым в статье "Изучение начальной географии", опубликованной в сборнике "Из жизни санатория-школы доктора Вс. П. Кащенко" в 1914 году. Представлен фрагмент из этой уникальной и весьма актуальной в наше время работы.


Доп.точки доступа:
Антонова, И. Б. \.\; Крюков (педагог) \с. Н.\; Кащенко, Всеволод Петрович (доктор) \в. П.\; Санаторий-школа для дефективных детей




    Газизова канд. пед. наук, Ф. С.
    Идеи дошкольного воспитания в колыбельных песнях [Текст] / Газизова Ф. С. // Вестник Университета Российской Академии Образования. - 2007. - N 3. - С. 61-63. - Библиогр.: с. 63 (2 назв. )
УДК
ББК 74.1 + 74.03
Рубрики: Образование. Педагогика
   Дошкольная педагогика

   История образования

Кл.слова (ненормированные):
воспитание дошкольников -- дошкольники -- колыбельные песни -- народная педагогика -- народные песни -- песни -- татарские колыбельные песни -- татарские народные песни
Аннотация: О воспитательном воздействии татарских колыбельных песен.





    Морозова, М. М.
    Метод проектов в истории отечественной и зарубежной педагогики [Текст] / М. М. Морозова // Интеграция образования. - 2007. - N 3/4. - С. 36-41. - Библиогр.: с. 41 (14 назв. )
УДК
ББК 74.03
Рубрики: Образование. Педагогика
   История образования

Кл.слова (ненормированные):
инновации (образование) -- информационные технологии -- метод проектов (педагогика) -- ориентация (образование) -- реформирование образования
Аннотация: В статье анализируются основные этапы зарождения, становления и использования методов в зарубежной и отечественной педагогике. Очерчиваются перспективы дальнейшего развития метода, ожидаемые результаты его применения в образовательном процессе.





    Фахрутдинов, Р. Р.
    Татарское просветительство и религиозное реформаторство в ХIХ в. [Текст] / Р. Р. Фахрутдинов // Интеграция образования. - 2007. - N 3/4. - С. 42-48. - Библиогр.: с. 50 (4 назв. )
УДК
ББК 74.03
Рубрики: История образования
   Образование. Педагогика

Кл.слова (ненормированные):
просветительство -- религиозное реформаторство -- реформаторство -- татарские школы
Аннотация: Автором впервые комплексно рассматриваются проблемы развития татарской общественно-политической мысли дореформенного этапа в контексте соотношения светской и религиозной составляющей. На основе анализа деятельности просветителей А. Утыз-Имяни, Ш. Марджани, К. Насыри и др. формулируется вывод, что татарская общественно-политическая мысль первой половины ХIХ в. развивалась синкретически (как культурно-просветительная и религиозно-реформаторская одновременно). При этом религиозное реформаторство оформлялось под влиянием восточных, мусульманских традиций, а культурное просветительство - благодаря западным и русским.


Доп.точки доступа:
Утыз-Имяни (татарский мыслитель ; ХVIII-ХIХ вв.) \а.\; Курсави, Абу Наср (ученый, теолог); Марджани, Шигабуддин (выдающийся татрский религиозный деятель, философ, теолог, историк и просветитель ; 1818-1889); Фаизханов, Хусаин (известный татарский ученый ; 1828-1866) \х.\




    Самойлов, С. Ф.
    Критика научной установки сознания как составляющая гуманитарного образования [Текст] / С. Ф. Самойлов // Интеграция образования. - 2007. - N 3/4. - С. 127-133. - Библиогр.: с. 133 (3 назв. )
УДК
ББК 74.03
Рубрики: Образование. Педагогика
   История образования

Кл.слова (ненормированные):
антисциентистское мировозрение -- герменевтический метод -- гуманитарное образование -- научная установка сознания -- философия образования
Аннотация: В статье представлен анализ взглядов позднего Хайдеггера в контексте формирования антисциентистского мировоззрения второй половины ХХ в. По мнению автора, критика науки немецкого ученого обнаруживает фундамент гуманитарного знания, на базе которого становится возможным реформирование современного образования.


Доп.точки доступа:
Хайдеггер \м.\




    Мордвинова, З., Зинаида Евграфовна.
    Смольный институт в эпоху императрицы Екатерины II (1764-1796) [Текст] / З. Е. Мордовина ; вступ. к ст. подгот. Е. Н. Пенская // Вопросы образования. - 2007. - N 3. - С. 255-277
УДК
ББК 74.03 + 74.03
Рубрики: Образование. Педагогика, 18 в.
   История образования

Кл.слова (ненормированные):
императрицы -- женское образование -- история женского образования -- отечественное женское образование -- воспитание русских женщин -- воспитание благородных девиц -- гендерное образование -- гендерный аспект
Аннотация: Феномен женского институтского образования представляет особый интерес в контексте изучения роли женщины в дворянской сословной культуре России конца XVIII в. Смольный инстититут - это любимое детище императрицы Екатерины II - пожалуй, может быть признан наиболее масштабным и амбициозным образовательным проектом своего времени, предполагающим создание принципиально нового типа учреждения. Организация института была началом планомерного воспитания русской женщины.


Доп.точки доступа:
Пенская, Е. Н. \.\; Екатерина II (российская императрица ; 1729-1796); Бецкой, Иван Иванович (1704-1795) \и. И.\; Смольный институт




    Лукьянец, А. А. (кандидат педагогических наук ; доцент).
    Социально-педагогические проблемы формирования системы воспитания в пансионе Министерства обороны Российской Федерации [Текст] / А. А. Лукьянец // Социология образования. - 2008. - N 5. - С. 21-30. - Библиогр.: с. 30 (8 назв. )
УДК
ББК 74.03 + 74.200
Рубрики: Образование. Педагогика
   История образования

   Теория и методика воспитания

Кл.слова (ненормированные):
воспитание детей -- образование детей -- создание пансионов -- пансионы -- девочки -- воспитанницы -- традиции воспитания -- институты благородных девиц
Аннотация: Современные тенденции создания Пансиона воспитанниц и историческая справка о функционировавшем ранее Смольном институте благородных девиц.


Доп.точки доступа:
Пансион воспитанниц МО РФ при Военном университете




    Антонова, Т. А. (аспирант).
    Сравнительный анализ форм и методов работы с беспризорными детьми А. С. Макаренко и В. Н. Сороки-Росинского [Текст] / Антонова Т. А. // Аспирант и соискатель. - 2008. - N 3. - С. 48-52. - Библиогр.: с. 51-52 (19 назв. )
УДК
ББК 74.03
Рубрики: Образование. Педагогика, 20 в. 20-е гг.
   История образования

Кл.слова (ненормированные):
безнадзорность -- беспризорность -- педагогическое наследие -- педагоги -- воспитательные колонии -- колонии беспризорников -- воспитательные системы
Аннотация: Способы решения проблем детей, выбитых из жизненной колеи, имеют свою историю. В этой связи особое значение приобретает обращение к педагогическому опыту работы с беспризорниками в 1920-е годы таких видных педагогов-гуманистов, как В. Н. Сорока-Росинский и А. С. Макаренко.


Доп.точки доступа:
Макаренко (педагог) \а. С.\; Сорока-Росинский (педагог) \в. Н.\




    Стрельцов, А. А.
    Скромное обаяние классицизма [Текст] : (педагогическое исследование) / А. А. Стрельцов // Вопросы культурологии. - 2008. - N 5 (май). - С. 33-37. - Библиогр.: с. 37
УДК
ББК 74.03
Рубрики: Образование. Педагогика
   История образования

Кл.слова (ненормированные):
образование -- среднее образование -- классическое образование -- реальное образование -- классицизм
Аннотация: Автор статьи пытается ответить на вопрос, что представляет собой классическое образование: в чем его особенность, чем объясняется его "долголетие" (XVI-XIX вв. ), имеет ли оно право на существование в наши дни.





    Зыкова, Т. С. (д-р пед. наук).
    Развитие научных идей С. А. Зыкова в современной сурдопедагогике [Текст] / Т. С. Зыкова, Г. Ю. Одинокова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2008. - N 2. - С. 68-75 : Фот. - Библиогр.: с. 75
УДК
ББК 74.3 + 74.03
Рубрики: Образование. Педагогика
   Дефектология. Специальные школы

   История образования

Кл.слова (ненормированные):
специальная педагогика -- сурдопедагогика -- педагогическое наследие -- система обучения -- коррекционная педагогика -- глухие дети -- слабослышащие дети -- нарушения слуха -- коррекционная помощь
Аннотация: Достойное место среди отечественных сурдопедагогов занимает доктор педагогических наук, профессор Сергей Александрович Зыков, чей столетний юбилей отмечался в 2007 году.


Доп.точки доступа:
Одинокова, Г. Ю.; Зыков, Сергей Александрович (д-р пед. наук) \с. А.\




    Днепрова, Тамара Петровна (канд. пед. наук).
    Инверсионная детерминация политико-педагогических процессов в истории отечественного образования [Текст] / Т. П. Днепрова // Образование и наука. - 2008. - N 1. - С. 106-115. - Библиогр.: с. 114-115 (7 назв. )
УДК
ББК 74.03
Рубрики: Образование. Педагогика
   История образования

Кл.слова (ненормированные):
история отечественного образования -- осмысление истории образования -- образовательная политика -- консервативная педагогика -- либеральная педагогика -- образовательные реформы -- историко-педагогический процесс -- национальная толерантность -- медиационный процесс
Аннотация: Рассматриваются две тенденции в истории отечественного образования - консервативная и либеральная, являющиеся отражением государственной политики. Дано обоснование национальной толерантности как медиационного процесса позволяющего определить возможность "срединного пути" в прошлом и настоящем российского образования.





    Третьяченко, В. Ф. (старший преподаватель Красноярской государственной академии музыки и театра).
    История скрипичной педагогики в зеркале нотного учебника. Век XVIII [Текст] / В. Ф. Третьяченко // История науки и техники. - 2008. - N 6. - С. 34-42
УДК
ББК 74.03
Рубрики: Образование. Педагогика
   История образования

Кл.слова (ненормированные):
учебники -- нотные учебники -- музыканты -- скрипачи -- педагоги -- скрипичная педагогика -- композиторы
Аннотация: Освещено одно из наиболее знаковых событий в музыкальном искусстве 18 в.- становление скрипичных нотных учебников.


Доп.точки доступа:
Моцарт, Вольфганг Амадей (австрийский композитор ; 1756-1791) \в. А.,\




   
    В. И. Разумовский: "Университет начинается с медицинского факультета" [Текст] / предисл. Е. Н. Пенская // Вопросы образования. - 2008. - N 1. - С. 248-255
УДК
ББК 74.03
Рубрики: Образование. Педагогика
   История образования

Кл.слова (ненормированные):
медицинское образование -- история медицинского образования
Аннотация: Медицинское образование в современной России и его подлинные, отчаянные проблемы сегодня всерьез публично практически не обсуждаются. К числу первостепенных проблем следует отнести отсутствие даже в ведущем медицинском вузе страны доступа к основным электронным базам данных и международным информационным источникам. Весьма поучительным представляется возвращение к истории медицинского образования России и непосредственно к одной из ключевых фигур - Василию Ивановичу Разумовскому.


Доп.точки доступа:
Пенская, Е. Н. \.\; Разумовский, Василий Иванович (1857-1935) \в. И.\




    Куличкина, М. И.
    Теория коллектива в трудах А. С. Макаренко [Текст] / Куличкина М. И. // Актуальные проблемы современной науки. - 2008. - N 2. - С. 108-110
УДК
ББК 74.03
Рубрики: Образование. Педагогика
   История образования

Кл.слова (ненормированные):
педагоги -- история педагогики -- педагогические труды -- коллектив -- теория коллектива -- воспитание -- социалистическое общество -- труды педагогов -- педагогический коллектив -- школьные коллективы -- коллективизм
Аннотация: Понятие "коллектива" в работах Антона Семеновича Макаренко.


Доп.точки доступа:
Макаренко, Антон Семенович \а. С.\




    Третьяченко, В. Ф. (кандидат искусствоведения; старший преподаватель).
    История скрипичной педагогики в зеркале нотного учебника. Век XIX [Текст] / В. Ф. Третьяченко // История науки и техники. - 2008. - N 8. - С. 36-45. - Библиогр.: с. 45 (8 назв. )
УДК
ББК 74.03 + 74.26
Рубрики: Образование. Педагогика
   История образования

   Методика преподавания учебных предметов--Россия, 19 в.

Кл.слова (ненормированные):
учебники -- нотные учебники -- скрипичное искусство -- скрипичные учебники -- скрипки -- игра на скрипке -- музыкальное искусство
Аннотация: О влиянии на развитие скрипичной педагогики музыкальной деятельности.





    Турбовской, Я. С.
    От какого наследства мы отказываемся [Текст] / Я. С. Турбовской // Образование и общество. - 2007. - N 6. - С. 78-82
УДК
ББК 74.03
Рубрики: Образование. Педагогика--Россия
   История образования

Кл.слова (ненормированные):
национальные традиции -- преемственность -- школьное образование -- нравственное воспитание
Аннотация: Автор защищает в своей статье принципы преемственности, национальной системы образования, которые должны определять государственную политику в этой области. Никакая реформа по зарубежному образцу не заменит гуманистическое отношение к каждому обучающемуся малышу, неиссякаемую душевную обеспокоенность судьбой всего школьного коллектива.





    Новиков, С. Г.
    Актуальный опыт воспитания рабочей молодежи времен форсированной модернизации России (1917-1930 гг) [Текст] / С. Г. Новиков // Образование и общество. - 2007. - N 6. - С. 105-108
УДК
ББК 74.03
Рубрики: Образование. Педагогика--Россия--СССР, 1917-1930 гг.
   История образования

Кл.слова (ненормированные):
построение советского общества -- система образования -- обучение рабочей молодежи -- воспитание нового человека -- коммунистическая идеологизация воспитания
Аннотация: В статье речь идет о принципах воспитания рабочей молодежи на первом этапе строительства советского общества.





    Стрельцов, А. А.
    Российские лицеи в XIX веке [Текст] / А. А. Стрельцов // Образование и общество. - 2008. - N 2. - С. 100-105
УДК
ББК 74.03
Рубрики: Образование. Педагогика--Россия--Российская империя, 19 в.
   История образования

Кл.слова (ненормированные):
лицеи
Аннотация: В статье разворачивается история возникновения и распространения лицеев в России. Изложение событий дает на хроникальной основе.