Дементьева, Е. В. Становление новых культурных доминант в музыкальной культуре ХХ века [Текст] : п. Булез, К. Штокхаузен, Д. Кейдж / Е. В. Дементьева> // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6, Философия, политология, социология, психология и право. - 2007. - Вып : 4. - С. 230-237. - Библиогр. в сносках
Рубрики: Музыка и зрелищные искусства, 20 в. История музыки Кл.слова (ненормированные): атональность -- композиторы -- музыкальная культура -- музыкальные стили -- музыкальный вкус -- философия и музыка -- алеаторическая музыка -- мировая музыка (концепция) Аннотация: В статье рассматриваются ряд важных характеристик культуры ХХ в. на примере деятельности выдающихся композиторов, которые в поисках новых выразительных средств обратились к изучению различных традиций мышления в западноевропейской и восточной культуре. Автор показывает, что именно философии подготовила почту для трансформации музыкального языка: сначала изменилось мышление, мировосприятие, понимание композиторами своих функций, и затем все это нашло выражение в их произведениях. Доп.точки доступа: Булез \п.\; Штокхаузен \к.\; Кейдж \д.\ |
На досуге [Текст] : 135 лет со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова> // Дополнительное профессиональное образование . - 2008. - N 4. - С. 31-32 . - ISSN 1812-4232
Рубрики: Музыка и зрелищные искусства История музыки Кл.слова (ненормированные): знаменитые композиторы -- выдающиеся деятели -- музыка -- Интернет-ресурсы -- знаменитые пианисты Аннотация: О жизни и творчестве одного из крупнейших музыкантов рубежа 19-20 веков по материалам сайтов. Адреса сайтов приведены. Доп.точки доступа: Рахманинов, С. В. (рос. композитор, пианист и дирижер ; 1873 - 1943) |
На досуге [Текст] : бородин Александр Порфирьевич - 175 лет со дня рождения> // Дополнительное профессиональное образование . - 2008. - N 8. - С. 35-36 . - ISSN 1812-4232
Рубрики: Музыка и зрелищные искусства История музыки Кл.слова (ненормированные): история музыки -- русские композиторы -- знаменитые люди -- знаменитые химики -- русская музыка -- Интернет-ресурсы Аннотация: Биографические данные и информация о о знаменитом русском композиторе по материалам сайтов. Адреса сайтов приведены. Доп.точки доступа: Бородин А. П., А. П. (рос. композитор, ученый-химик, проф. Воен. -мед. акад. (С. -Петербург). Чл. "Могучей кучки" ; 1833-1887) |
Алиев, Ю. Б. (д-р пед. наук, проф.). Знакомство с явлением стиля в искусстве как инновационное дидактическое средство повышения художественной культуры подростков [Текст] / Ю. Б. Алиев> // Инновации в образовании. - 2009. - N 2. - С. 80-97. - Библиогр.: с. 97 (10 назв. ) . - ISSN 1609-4646
Рубрики: Образование. Педагогика Теория и методика воспитания Методика преподавания учебных предметов Музыка и зрелищные искусства История музыки Кл.слова (ненормированные): искусствоведение -- композиторы -- музыка -- музыкальная культура -- музыкальное образование -- музыкальный стиль -- подростки -- развитие стиля -- романтизм -- стиль -- стиль венских классиков -- стиль романтизма -- уроки музыки -- художественный стиль -- эстетическое воспитание Аннотация: В статье раскрывается сущность художественного стиля в музыкальном искусстве, его проявления в творчестве композиторов-классиков, а также роль в музыкальном развитии подрастающего поколения. |
Пыльнева, Л. Л. Национальные композиторские школы Сибири: к постановке вопроса [Текст] / Л. Л. Пыльнева> // Гуманитарные науки в Сибири. - 2008. - N 3. - С. 113-116 . - ISSN 0869-8651
Рубрики: Фольклор--Сибирь--Якутия--Тува, 20 в. Фольклор России--Бурятия Музыка и зрелищные искусства История музыки Кл.слова (ненормированные): музыкальная культура -- национальные композиторы -- фольклорные традиции Аннотация: Статья посвященв описанию основных процессов становления композиторского творчества Бурятии, Якутии и Тувы. Обозначены проблемы использования национального фольклора, зарождения и формирования профессиональных школ, их соотнесенность с контекстами сибирской и российской культуры. |
Щербакова, А. А. Функции слова в современной музыке [Текст] / А. А. Щербакова> // Вопросы культурологии. - 2008. - N 12 (декабрь). - С. 7-9. - Библиогр. в сносках
Рубрики: Музыка и зрелищные искусства Теория музыки История музыки Кл.слова (ненормированные): музыкальные стили -- церковная музыка -- инструментальная музыка -- музыкальные произведения -- музыкальный текст -- онтология музыки -- современная музыка -- музыка и текст -- музыка и слово Аннотация: Эволюция слова как семантического и фонетического феномена в контексте музыкальной культуры. |
Черевань, С. В. Авторский замысел в русской музыкальной культуре - константа или тема для вариаций? (К проблеме "Жизнь за царя" - "Иван Сусанин" М. Глинки) [Текст] / С. В. Черевань> // Вестник Челябинского государственного университета. - 2008. - N 3. - С. 173-177. - Библиогр.: с. 177 (5 назв. ) . - ISSN 1994-2796
Рубрики: Музыка и зрелищные искусства--Россия, 19 в. История музыки Кл.слова (ненормированные): оперные сочинения -- либретто -- опера -- русская опера Аннотация: В статье рассматриваются актуальная для современного российского музыкального искусства проблема переоценки ценностей в контексте ренессанса отечественного наследия, восстановления подлинной концепции оперных сочинений XIX столетия на примере двух либретто первой классической национальной оперы "Жизнь за царя" М. И. Глинки. Доп.точки доступа: Глинка, М. И. (рус. композитор ; 1804-1857) |
Варламов, Дмитрий Иванович (ст. науч. сотрудник Сарат. гос. консерватории им. Л. В. Собинова, канд. пед. наук, проф., чл. -кор. АПСН). К вопросу об академизме, академизации и академическом искусстве [Текст] / Д. И. Варламов> // Вестник Челябинского государственного университета. - 2008. - N 21. - С. 181-187. - Библиогр.: с. 187. - Примеч. в сносках . - ISSN 1994-2796
Рубрики: Музыка и зрелищные искусства--Россия, 19 в.; 20 в.; 21 в. нач. История музыки Кл.слова (ненормированные): академизм -- академизация -- академическое искусство -- фольклор -- музыкальное искусство -- музыкальная фольклористика -- феномены Аннотация: Сделана одна из первых попыток анализа феномена академизма и его проявлений в музыкальном искусстве. |
Хасанова, Алсу Наилевна (аспирант Каз. гос. консерватории (акад. ) им. Н. Жиганова). О взаимодействии квантитативных метров и новоевропейских композиционных структур в музыке С. Сайдашева [Текст] / А. Н. Хасанова> // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - N 13. - С. 174-177. - Библиогр. в примеч. - Примеч.: с. 177 . - ISSN 1994-2796
Рубрики: Музыка и зрелищные искусства--Россия--Татария, 19 в. История музыки Инструментальная музыка Кл.слова (ненормированные): татарская музыка -- квантитативность -- вокальные формы -- татарские композиторы -- вокально-инструментальная музыка -- песни -- песенный фольклор -- композиторы Аннотация: Среди факторов, обуславливающих своеобразие музыки татарских композиторов, немалую роль играет соединение европейских средств музыкальной выразительности со средствами, определяемыми спецификой татарского песенного фольклора. В области формообразования это проявляется во взаимодействии тональных композиционных структур с квантативными строфическими моделями, организующими ритмический строй музыки. Доп.точки доступа: Сайдашев, С. |
Трифонова, А. Ю. (аспирант, ст. преп-ль). О полифоническом стиле А. К. Глазунова [Текст] : (на примере его циклов "Прелюдии и фуги" для фортепиано) / Трифонова А. Ю.> // Аспирант и соискатель. - 2010. - N 1. - С. 41-44. - Библиогр.: с. 43-44 (9 назв. ) . - ISSN 1608-9014
Рубрики: Музыка и зрелищные искусства История музыки Кл.слова (ненормированные): композиторы-новаторы -- композиторская деятельность -- полифоническая музыка -- музыкальное творчество Аннотация: Говоря о новаторском творчестве композитора, автор отмечает, что в полифонической манере Глазунова органически сочетаются традиционные приемы и приемы, обращенные в будущее, то есть намечается путь к диагональной организации музыкального материала. Доп.точки доступа: Глазунов, А. К. (композитор) |
Кизин, Михаил Михайлович (народн. артист Рос., канд. искусствовед., соиск. ученой степени д-ра искусствовед.). Древнерусские вокальные традиции [Текст] / М. М. Кизин> // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - N 43. - С. 163-166. - Библиогр.: 166 (7 назв. ) . - ISSN 1994-2796
Рубрики: Музыка и зрелищные искусства--Россия История музыки Вокальная музыка Кл.слова (ненормированные): вокальное искусство -- восточные славяне -- песенное звокутворчество -- древнерусские традиции -- вокальные традиции -- исследовательский анализ -- певческое искусство Аннотация: в статье предлагается исследовательский анализ особенностей вокального звукотворчества в древнерусской культуре. Реконструируются основные аспекты, характеризующие черты древнерусского певческого искусства. |
Гудимова, С. А. Музыкальные кумиры романтиков [Текст] / С. А. Гудимова> // Культурология. - 2010. - N 2. - С. 123-133. - Библиогр.: с. 132-133 (16 назв. ) . - ISSN 2073-5588
Рубрики: Музыка и зрелищные искусства История музыки Эстетика История эстетики Кл.слова (ненормированные): принцип подражания -- романтическая музыкальная эстетика -- венская классическая школа -- композиторы -- романтики Аннотация: Отношение романтиков к венской классической школе, а также некоторые проблемы романтической музыкальной эстетики. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Жура, Михаил Владимирович. Синтетичность музыкальной культуры Серебряного века [Текст] / М. В. Жура> // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7, Философия. Социология и социальные технологии. - 2009. - N 2 (10). - С. 65-69. . - Библиогр.: с. 69 (6 назв. )
Рубрики: Музыка и зрелищные искусства История музыки Кл.слова (ненормированные): музыкальная культура -- Серебряный век -- синтетичность -- синтез искусств -- интеграция искусств -- синтетические жанры -- музыкальные жанры -- симфонический жанр -- композиторы Аннотация: Рассмотрен феномен синтетичности музыкальной культуры Серебряного века. Определены уровни и направления интеграции культурных ценностей в ней. Выявлены области творческого синтеза в рассматриваемой музыкальной культуре. Доп.точки доступа: Скрябин, А. Н.; Стравинский, И. Ф. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Шамилли, Гюльтекин Байджановна (канд. искусствоведения, ст. науч. сотрудник Гос. ин-та искусствознания (г. Москва)). К истории зарождения музыкальной культуры исламской цивилизации (610-661 годы) [Текст] / Г. Б. Шамилли> // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - N 10. - С. 178-183. . - Примеч.: с. 181-183
Рубрики: Музыка и зрелищные искусства, 7 в.; 610-661 гг. История музыки Религия. Мистика. Свободомыслие Ислам Кл.слова (ненормированные): исламская цивилизация -- музыка -- арабо-персидский синтез -- доктрины -- легитимность Аннотация: В статье анализируется состояние музыкального искусства периода первых десятилетий исламской цивилизации в аспекте проблемы легитимности музыки и ее соотнесенности с доктринальными устоями религии, текстом Корана и преданиями о жизни и поведении пророка Мухаммада. Доп.точки доступа: Мухаммад (пророк) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Ручимская, С. В. Феномен просветительства в деятельности русских музыкантов [Текст] / Ручимская С. В.> // Актуальные проблемы современной науки. - 2009. - N 5. - С. 120-122. . - Библиогр.: с. 122 (5 назв. )
Рубрики: Музыка и зрелищные искусства История музыки Кл.слова (ненормированные): европейская музыкальная культура -- национальная музыкальная культура -- художественная культура -- просветительство -- русские музыканты -- музыка -- музыкальная критика -- музыкальная культура -- народная музыка Аннотация: Роль русской музыкальной мысли в развитии национальной художественной культуры. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Денисова, Зарина Мухриддиновна (аспирантка III курса каф. истории муз., преподаватель каф. истории музыки Урал. гос. консерватории им. М. П. Мусоргского). Творчество Г. Канчели в современном научном контексте [Текст] / З. М. Денисова> // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - N 29. - С. 157-159. . - Библиогр. в примеч.
Рубрики: Музыка и зрелищные искусства История музыки Кл.слова (ненормированные): анализ литературы -- отклики на исполнение -- монографии -- профессиональные музыканты -- отечественная музыка -- симфонии -- музыканты Аннотация: На основании последовательного анализа музыковедческой литературы о композиторе Г. Канчели прослеживается процесс освоения его творчества научной мыслью и вхождения его в музыкальную культуру современности. Доп.точки доступа: Канчели, Г. А. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Аркан, Марина Юрьевна. Археология средневековой музыки [Текст] / М. Ю. Аркан> // Известия Уральского государственного университета. Сер. 3, Общественные науки. - 2010. - N 4 (83). - С. 96-106. . - Библиогр.: с. 106 (15 назв. )
Рубрики: Культурология Теоретическая культурология Музыка и зрелищные искусства Теория музыки История музыки Кл.слова (ненормированные): средневековая культура -- средневековая музыка -- предмет музыки -- эстетическая составляющая музыки -- нравственные аспекты музыки -- теоретическое музыкознание Аннотация: Рассматривая музыку в контексте системы семи свободных искусств, автор останавливается на особенностях отношения к понятию "музыка" в средние века. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Садыков, Даниэль Ильясович (аспирант). Российские культурные проекты П. П. Сувчинского [Текст] / Д. И. Садыков> // Вопросы культурологии. - 2011. - N 1 (январь). - С. 42-46. . - Библиогр.: с. 46 (9 назв. )
Рубрики: Музыка и зрелищные искусства История музыки Кл.слова (ненормированные): русские мыслители -- музыканты -- издатели -- творческие проекты -- культурные проекты -- музыкальные журналы -- искусство -- революция -- новаторство -- философия творчества Аннотация: В статье рассмотрена новаторская деятельность Петра Петровича Сувчинского в доэмигрантский период его творчества. Проанализирована реализация ряда его проектов в издательском деле. Показано, что данные культурные проекты стали реакцией на динамично меняющиеся условия внешней среды, способом преобразования культурной действительности, ломали утвердившиеся традиции, объявленные рутиной. Доп.точки доступа: Сувчинский, П. П. (русский музыкант, издатель, публицист ; 1892-1985) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Петрусева, Надежда Андреевна. Постсериализм и экспериментальный постмодернизм: положение новой музыки [Текст] / Н. А. Петрусева> // Философия и культура. - 2010. - N 12 (36). - С. 94-104. : 1 схема. - Библиогр.: с. 104 (23 назв. )
Рубрики: Музыка и зрелищные искусства Музыка в целом История музыки Кл.слова (ненормированные): музыка -- новая музыка -- сериализм -- композиции -- сериальная музыка -- сериальность -- тональность -- звуки -- тональная гармония -- постсериализм -- постмодернизм -- постсериальный модернизм -- экспериментальный постмодернизм. -- концептуальное искусство -- композиторы -- музыкальный авангард -- музыкальный модернизм Аннотация: Сериализм стал самым мощным выходом из кризиса тональности и в течение десятилетий был основной силой организации музыкального модернизма. Рассмотрены два движения музыкального авангарда - постсериальный модернизм и экспериментальный постмодернизм. Доп.точки доступа: Булез, П. (композитор ; 1925-); Кейдж, Д. (композитор ; 1912-1992); Штокхаузен, К. (композитор ; 1928-2007) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Костюк, Екатерина Борисовна (кандидат педагогических наук, доцент). Духовно-эстетические предпосылки возникновения джаза [Текст] / Е. Б. Костюк> // Вопросы культурологии. - 2011. - N 2 (февраль). - С. 108-112. . - Библиогр.: с. 112 (14 назв. )
Рубрики: Музыка и зрелищные искусства История музыки Философия Общие вопросы философии Кл.слова (ненормированные): философия музыки -- джаз -- модернизм в музыке -- постмодернизм -- диалог культур Аннотация: В статье делается вывод о том, что на рубеже XX-XXI веков джаз - явление модное, социально-престижное, элитарное, но не эволюционирующее, как это было в первой половине XX века, а существующее в тех формах, которые тогда сформировались. Доп.точки доступа: Конен, В. Д. (музыковед, доктор искусствоведения ; 1909-1991); Фрейд, З. (австрийский врач, невропатолог, психопатолог, психиатр, психолог, основоположник психоанализа и фрейдизма ; 1856-1939) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |