Амоголонова, Дарима Дашиевна.
    Современный бурятский анекдот в конструировании этносферы [Текст] / Д. Д. Амоголонова // Этнографическое обозрение. - 2008. - N 5. - С. 159-170. - Библиогр.: с. 169-170. - Примеч.: с. 169 . - ISSN 0869-5415
УДК
ББК 82.3(2) + 63.52
Рубрики: Фольклор
   Этнология

   Фольклор России

   Этнология современных народов

Кл.слова (ненормированные):
культура -- этнокультура -- народы -- буряты -- анекдоты -- этнография -- этническое пространство -- этносфера -- бурятские анекдоты -- бурятская этносфера -- конструирование этносферы
Аннотация: Бурятский анекдот является полноправным и многоаспектным элементом сконструированной и конструируемой бурятской этносферы, определяющим пределы и характеристики этнического пространства и способным выступать в качестве сигнала, предупреждающего другого о приближении к чужой культурной и политической территории.





    Бондырева, С. К.
    Этносфера как составляющая воспроизводства Социума [Текст] / Бондырева С. К., Сайко Э. В. // Мир психологии. - 2009. - N 3. - С. 3-11
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
этносы -- социум -- этнические группы -- этнические категории -- полиэтничность -- этносфера -- народы -- нации -- миграция
Аннотация: О том, как представлена проблема этноса сегодня и путях ее развития.


Доп.точки доступа:
Сайко, Э. В.




    Петров, И. Г.
    Этнос и нации, национальность и этничность (предназначение и смысл) [Текст] / Петров И. Г. // Мир психологии. - 2009. - N 3. - С. 12-23. - Библиогр.: с. 23 (14 назв. )
УДК
ББК 88.5
Рубрики: Психология
   Социальная психология

Кл.слова (ненормированные):
этносы -- этническое -- нации -- национальное -- народы -- материальное -- идеальное -- российская нация -- россияне -- ориентации -- национально-этнические ориентации -- универсально-глобальные ориентации -- уникально-личностные ориентации
Аннотация: В статье обсуждаются сущностные характеристики предназначения и смысл этнического (национального), многообразие их проявлений, возвышение статуса этнического (национального) в эпоху его индивидуализации, уникализации и глобализации.





    Соловьева, А. Н.
    Культурные различия как основа этнической идентичности в контексте глобализации [Текст] / Соловьева А. Н. // Мир психологии. - 2009. - N 3. - С. 23-34. - Библиогр.: с. 34 (31 назв. )
УДК
ББК 88.5
Рубрики: Психология
   Социальная психология

Кл.слова (ненормированные):
этническая идентичность -- культура -- мультикультурализм -- транснациональность -- национальность -- глобализация -- этничность -- идентичность
Аннотация: В статье продемонстрированы аналитические механизмы и эвристические границы использования понятий "культура", "этничность", "идентичность", и "мультикультурализм" в исследованиях процессов трансформации этнических групп в глобализационном контексте.





    Солдатова, Г. В.
    Многоязычие как фактор формирования новой идентичности и культурного интеллекта [Текст] / Солдатова Г. В., Тетерина М. В. // Мир психологии. - 2009. - N 3. - С. 34-46. - Библиогр.: с. 44-46 (44 назв. )
УДК
ББК 88.5
Рубрики: Психология
   Социальная психология

Кл.слова (ненормированные):
билигвизм -- идентичность -- этнолингвистическая жизнеспособность -- многоязычие -- глобальная идентичность -- культурный интеллект -- поликультурная среда
Аннотация: В статье рассматриваются современные европейские и североамериканские концепции и дается обзор исследований влияния многоязычия и билингвизма как наиболее его частного случая на трансформации идентичности личности в поликультурной среде. Ставится вопрос о возможности существования нового типа идентичности, в качестве инструмента обретения такой идентичности рассматривается предлагаемое британскими психологами понятие культурного интеллекта.


Доп.точки доступа:
Тетерина, М. В.




    Телегин, Д. В.
    Национальная идентичность как вид социокультурной идентичности и модель языковой общности в европейской перспективе [Текст] / Телегин Д. В., Телегина Г. В. // Мир психологии. - 2009. - N 3. - С. 46-58. - Библиогр.: с. 57-58 (36 назв. )
УДК
ББК 88.5
Рубрики: Психология
   Социальная психология

Кл.слова (ненормированные):
социокультурная идентичность -- национализм -- монолингвизм -- плюралингвизм -- мультикультурализм -- глобализация
Аннотация: В статье понятие идентичности рассматривается в широком контексте социогуманитарного знания, в перспективе тенденции к преодолению междисциплинарных барьеров. Представлены основные теоретические подходы к понятию национальной идентичности; показана роль языка как ключевого фактора в формировании социокультурных идентичностей в процессе становления европейской государственности и в условиях глобализационных трансформаций; выявлены основные социокультурные факторы, затрудняющие лингвистическую коммуникацию в странах Евросоюза.


Доп.точки доступа:
Телегина, Г. В.




    Лебедева, Н. М.
    Ценностный компонент в характеристике русского национального характера и его влияние на экономическое развитие России [Текст] / Лебедева Н. М. // Мир психологии. - 2009. - N 3. - С. 58-68. - Библиогр.: с. 67-68 (15 назв. )
УДК
ББК 88.5
Рубрики: Психология
   Социальная психология

Кл.слова (ненормированные):
культура -- ценности -- национальный характер -- менталитет -- экономическое развитие -- инновации -- русские -- русский характер
Аннотация: В статье рассматривается понятие национального характера, русский национальный характер анализируется с точки зрения русских и иностранных писателей и философов. Приводятся результаты исследований динамики ценностей русских на рубеже XXI в. Сравниваются ценности россиян с ценностями представителей стран Западной и Восточной Европы и Китая. Анализируются результаты исследований влияния ценностей на экономические установки и отношение к инновациям в России.





    Розин, В. М.
    От теории этноса к концепциям "этничности-идентичности" и обратно? [Текст] / Розин В. М. // Мир психологии. - 2009. - N 3. - С. 68-78. - Библиогр.: с. 77-78 (13 назв. )
УДК
ББК 88.5
Рубрики: Психология
   Социальная психология

Кл.слова (ненормированные):
этничность -- этнос -- идентичность -- самоопределение -- этнические группы -- этническая идентичность -- евреи
Аннотация: В научной литературе наряду с понятием "этнос" все чаще используется понятие "этничность". Существенным для различения этноса и этничности являются: новые проблемы и задачи не сложившиеся отношения, а динамические, смешение критериев целостности к таким "маркерам", как "идентичность", "границы", "контекст", "определение" и "самоопределение", репрезентация". В концепциях идентичности реализуется совершенно новая стратегия исследования: анализируется процесс установления ("определения"), как отдельным человеком, так и этнической группой, своей идентичности, т. е. сложный процесс, в ходе которого устанавливается и индивид, и этническая группа (сообщество), и сама процедура установления. Во второй части статьи автор иллюстрирует эти положения на материале установления собственной этнической идентичности в еврействе.





    Гаджимурадова, З. М.
    Особенности этнической и государственной идентичностей в самосознании русской молодежи Дагестана [Текст] / Гаджимурадова З. М., Гаджимурадова Ж. Т. // Мир психологии. - 2009. - N 3. - С. 78-84. - Библиогр.: с. 84 (13 назв. )
УДК
ББК 88.5
Рубрики: Психология
   Социальная психология--Россия--Дагестан

Кл.слова (ненормированные):
этническое самосознание -- государственная идентичность -- гражданское самосознание -- русские -- молодежь -- этническая идентичность -- межэтническая идентичность -- идентичность
Аннотация: В статье обсуждаются результаты исследования государственной и этнической идентичностей русской молодежи Дагестана. Выявлена специфика этнического самосознания русских дагестанцев, состоящая из разноуровневых идентичностей: этнической, межэтнической (общедагестанской), государственной (общероссийской) и общепланетарной. Государственная идентичность в самосознании русских дагестанцев представлена значительно как политическая реальность и совпадает с общедагестанской идентичностью.


Доп.точки доступа:
Гаджимурадова, Ж. Т.




    Хайруллин, Р. З.
    Формирование культуры межнационального общения и толерантности в молодежной среде [Текст] / Хайруллин Р. З. // Мир психологии. - 2009. - N 3. - С. 85-93. - Библиогр.: с. 93 (9 назв. )
УДК
ББК 88.5
Рубрики: Психология
   Социальная психология

Кл.слова (ненормированные):
межнациональное общение -- миграция -- мигранты -- культура межнационального общения -- межнациональное общение -- толерантность -- молодежь -- общеобразовательные школы -- вузы -- политкультурная среда -- этнотолерантность -- многонациональность -- конфессии -- многоконфессиональность
Аннотация: Статья посвящена проблеме формирования толерантности и культуры межнациональных отношений в молодежной среде. Основную роль в их формировании должна сыграть система образования. Автор предлагает пути решения проблемы в условиях общеобразовательной школы и вузах, которые в настоящее время отличаются многонациональностью и многоконфессиональностью.





    Кадыкова, С. А.
    Развитие этнической идентичности учащихся в образовательном учреждении (исследование процессов на примере Национальной президентской школы-интерната N 1 Республики Марий Эл для одаренных детей) [Текст] / Кадыкова С. А. // Мир психологии. - 2009. - N 3. - С. 93-103. - Библиогр.: с. 103 (12 назв. )
УДК
ББК 88.5
Рубрики: Психология
   Социальная психология--Россия--Марий Эл

Кл.слова (ненормированные):
этническая идентичность -- идентичность -- толерантность -- этническая аффилиация -- миграция -- национальное самосознание -- самоотношение -- самооценка -- полиэтническое пространство -- одаренные дети
Аннотация: В проведенном исследовании установлено, что организация в образовательной среде полиэтнического пространства учебно-воспитательной деятельности, направленной на развитие когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов этноидентичности, является психолого-педагогической основой формирования позитивной этнической идентичности и приводит к гармонизации этничности, повышению национального самосознания, позитивного отношения и толерантности учащихся.


Доп.точки доступа:
Национальная президентская школа-интернат N 1 Республики Марий Эл для одаренных детей




    Фролова, С. В.
    Роль образовательной среды в становлении отношения личности к эмиграции [Текст] / Фролова С. В. // Мир психологии. - 2009. - N 3. - С. 103-109. - Библиогр.: с. 109 (18 назв. )
УДК
ББК 88.5
Рубрики: Психология
   Социальная психология

Кл.слова (ненормированные):
эмиграция -- эмиграционные намерения -- образовательная среда -- образная сфера личности -- этноинтегрирующая функция
Аннотация: Статья посвящена анализу участия образовательной среды в становлении отношения личности к эмиграции. Образовательная среда рассматривается как некая информационная среда, предоставляющая человеку материал для построения субъективных образов внешнего и внутреннего мира, имеющих огромное регулятивное значение. Автор приводит результаты исследования, показавшего, что в более этноинтегрирующей образовательной среде с широко представленным родиноведческим компонентом наблюдаются менее выраженные эмиграционные намерения и более позитивное отношение к родной стране.





    Карпезина, Е. М.
    Актуальность готовности учителей к педагогической деятельности в поликультурной среде учащихся старших классов [Текст] / Карпезина Е. М. // Мир психологии. - 2009. - N 3. - С. 109-116. - Библиогр.: с. 116 (10 назв. )
УДК
ББК 88.5
Рубрики: Психология
   Социальная психология

Кл.слова (ненормированные):
педагогическое взаимодействие -- поликультурное образовательное пространство -- толерантность -- гражданское общество -- миграция
Аннотация: Современные условия построения гражданского общества в России обусловили рост осознания как отдельными людьми, так и социальными группами своего места в поликультурном социуме, в системе социально-экономических, этнических, культурных и межконфессиональных отношений. Процессы, связанные с гипермобильностью населения, увеличением миграционных движений, нарастанием межэтнической нетерпимости, ростом экстремистских молодежных организаций, актуализировали проблему формирования толерантных отношений у подрастающего поколения, и, пожалуй, основным звеном в этом процессе является школа. Но готовы ли учителя общеобразовательных школ к подобной работе?





    Борисов, Р. В.
    Деформация этнической идентичности как проблема консультативной психологии [Текст] / Борисов Р. В., Зульфикаров Ш. М. // Мир психологии. - 2009. - N 3. - С. 117-123. - Библиогр.: с. 122-123 (7 назв. )
УДК
ББК 88.5 + 88.492
Рубрики: Психология
   Социальная психология--Россия--Дагестан

   Практическая (консультативная) психология

Кл.слова (ненормированные):
этническая идентичность -- этническая толерантность -- деформация этнической идентичности -- этническая травма -- психотерапевтическая коррекция -- молодежь
Аннотация: Статья посвящена изучению особенностей этнической идентичности молодежи Дагестана, типов ее проявления и выявлению тех из них, которые подлежат коррекции. Акцент сделан не на социально-психологическом ракурсе, в котором традиционно изучается этническая идентичность, а на рассмотрении ее деформаций в плане психотерапевтической коррекции данных патологических трансформаций.


Доп.точки доступа:
Зульфикаров, Ш. М.




    Петрова, Ирина Александровна (доктор философских наук; профессор).
    Этногенез и социогенез: проблемы взаимодействия [Текст] / И. А. Петрова, Г. П. Кибасова, В. В. Жура // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7, Философия. Социология и социальные технологии. - 2012. - № 2 (17). - С. 11-16. - Библиогр.: с. 16 (8 назв. ) . - ISSN 1998-9946
УДК
ББК 63.51 + 60.023
Рубрики: Этнология
   Историческая этнология

   Социальная философия

   Общество и природа

Кл.слова (ненормированные):
биосоциальные системы -- биосфера -- социальное развитие -- социальные взаимодействия -- социогенез -- социосфера -- социум -- структура социума -- этническая история -- этническое развитие -- этнос -- этногенез -- этносфера
Аннотация: Предпринимается попытка показать возможности социально-философского анализа общества через призму этнического развития. Выявляются место и роль этнической составляющей в развитии общества, детерминированных биосоциальной природой этноса. Анализируются механизмы этнических и социальных взаимодействий в исторической динамике.


Доп.точки доступа:
Кибасова, Галина Петровна (доктор философских наук; профессор); Жура, Виктория Валентиновна (доктор филологических наук; доцент); Найдыш, В. М. (доктор философских наук)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Иващенко, А. П.
    К вопросу о проблеме этноса в рамках концепции идентичности [Текст] / А. П. Иващенко // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2016. - № 5. - С. 50-54. - Библиогр.: с. 54 . - ISSN 1997-2377
УДК
ББК 87.5
Рубрики: Философия
   Философская антропология

Кл.слова (ненормированные):
идентичность -- концепция идентичности -- стереотипы -- этническая идентичность -- этнические границы -- этнические группы -- этнос -- этносфера
Аннотация: Несмотря на критику в адрес термина идентичность, современная дискуссия об этносе невозможна без обращения к концепции идентичности. Рассматриваются современные представления об идентичности, прослеживается взаимосвязь между понятиями этноса и идентичности.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Амоголонова, Дарима Дашиевна (доктор исторических наук).
    Национальная история и художественная культура в современной бурятской этносфере [Текст] / Д. Д. Амоголонова // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2018. - № 2 (44). - С. 71-76. - Библиогр.: с. 76 (12 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru . - ISSN 1997-2857
УДК
ББК 63.52
Рубрики: Этнология
   Этнология современных народов--Республика Бурятия--Бурятия--Россия

Кл.слова (ненормированные):
буряты -- этносфера -- художественная культура -- этнокультурное возрождение -- идентичность -- память -- скульпторы -- художники -- шаманизм -- этническая идеология -- бурятская живопись
Аннотация: На материалах современной Бурятии исследуется феномен культурной этносферы, понимаемой как пространство этнической идентичности и форма включения в социальные процессы. Автор доказывает, что современные художественные процессы являются культурным воплощением этнической идеологии, но при этом способствуют ее деполитизации. Благодаря реализации обучающей функции художественные практики решают задачи по ознакомлению этнической группы с национальными достижениями и травмами, особенностями исторического развития, основаниями для этнической гордости. Целостные представления об этнической культуре способствуют развитию позитивного этнонационального и гражданского патриотизма.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)