Умрихина, Е. И.
    Безопасность как философско-правовая категория [Текст] / Е. И. Умрихина // Философия права. - 2010. - N 4. - С. 53-56. . - Библиогр. в сносках
УДК
ББК 87
Рубрики: Философия
   Общие вопросы философии

Кл.слова (ненормированные):
безопасность (философия) -- человек -- общесоциальная безопасность -- индивидуальная безопасность -- эпикуреизм -- религия
Аннотация: В данной статье безопасность рассматривается в двух аспектах - общесоциальном и индивидуальном. Автор обосновывает тезис о том, что стремление человека к безопасности явилось причиной возникновения права, государства (как защиты от внешних угроз) и религии, философии и психологии (от угроз внутренних).

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Гусев, Дмитрий Алексеевич (кандидат философских наук).
    Античный скептицизм как ранняя форма рефлексии теоретического знания [Текст] / Д. А. Гусев // Преподаватель XXI век. - 2010. - N 2, ч. 2. - С. 204-211. . - Библиогр.: с. 211 (17 назв. )
УДК
ББК 87.3(0)
Рубрики: Философия
   Всемирная история философии

Кл.слова (ненормированные):
скептицизм -- скептики -- скептическая школа -- Пиррона школа -- древнегреческая философия -- эллинистическая философия -- эллинистические философские школы -- философские школы эллинизма -- эпикуреизм -- эпикурейцы -- позитивистская философия -- позитивизм -- стоицизм -- стоики -- стоическая школа -- эвдемонистические модели -- школа Пиррона -- философия науки -- постмодернизм (философия) -- истина (философия) -- Поппера концепция -- концепция Поппера -- информационное общество -- информационная глобализация
Аннотация: Дано понятие античного скептицизма как широкого интеллектуального движения эллинистического периода и крупной философской инновации, предсказавшей современное общество знания/незнания. Прослежена связь античного скептицизма с современными концепциями философии науки - позитивистскими, историческими и постмодернистскими, объединившимися вокруг идеи, согласно которой истина в науке является условностью и научная рациональность добывает знания, но не истину.


Доп.точки доступа:
Пиррон (древнегреческий философ ; ок. 360-ок. 270 г. до н. э.); Фейерабенд, П. (американский философ науки ; 1924-1994); Поппер, К. Р. (австрийский философ ; 1902-1994)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Тер-Аракельянц, В. А.
    Разочарование в жизни и надломленность волевой энергии как следствие учения Эпикура [Текст] : критика этических оснований / В. А. Тер-Аракельянц // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2011. - № 6. - С. 39-44. . - Библиогр.: с. 43-44
УДК
ББК 86.31 + 86.7
Рубрики: Религия. Мистика. Свободомыслие
   Ранние формы религии. Религии древнего мира

   Свободомыслие

Кл.слова (ненормированные):
эпикуреизм -- удовольствие -- высшее благо -- добродетель -- справедливость -- разочарование в жизни -- надломленность -- воля
Аннотация: Дан критический анализ этики Эпикура с позиций античных философов и святых отцов ранней Церкви.


Доп.точки доступа:
Эпикур
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Гусев, Дмитрий Алексеевич (доктор философских наук; профессор).
    Эллинистический эпикуреизм как отдаленный теоретический предшественник позитивизма [Текст] / Д. А. Гусев // Преподаватель XXI век. - 2014. - № 1, ч. 2. - С. 226-239. - Библиогр.: с. 239 (7 назв.) . - ISSN 2073-9613
УДК
ББК 87.3(0)
Рубрики: Философия
   Всемирная история философии

Кл.слова (ненормированные):
эпикуреизм -- позитивизм -- позитивистская философия -- эпикурейцы -- античный скептицизм -- эллинистическая цивилизация -- философия науки -- научное мышление -- эллинистическая философия -- философы
Аннотация: Об учении эпикурейцев, предсказавшем науку, основанную на доказательном эксперименте, и позитивизм, как философию минимализма.


Доп.точки доступа:
Гегель, Г. (немецкий философ ; 1770-1831); Эпикур (древнегреческий философ ; 341-270 до н. э.)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Тер-Аракельянц, В. А.
    Эпикуреизм Лукиана Самосатского и его отношение к христианству [Текст] / В. А. Тер-Аракельянц // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2014. - № 6. - С. 22-27. - Библиогр.: с. 27 . - ISSN 1997-2377
УДК
ББК 86.37
Рубрики: Религия. Мистика. Свободомыслие
   Христианство в целом

Кл.слова (ненормированные):
гедонизм -- демоны -- душа -- сатира -- суеверие -- философы -- эпикуреизм
Аннотация: Подтверждением приверженности эпикуреизму со стороны Лукиана является его отношение к греко-римской религии.


Доп.точки доступа:
Самосатский, Л. (философ; ритор-сатирик)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Гусев, Дмитрий Алексеевич (доктор философских наук; профессор).
    Античный скептицизм и современная философия науки [Текст] / Д. А. Гусев // Преподаватель XXI век. - 2014. - № 3, ч. 2. - С. 219-225. - Библиогр.: с. 225 (4 назв.) . - ISSN 2073-9613
УДК
ББК 87.3(0)
Рубрики: Философия
   Всемирная история философии

Кл.слова (ненормированные):
античный скептицизм -- философия науки -- научное мышление -- эллинистическая цивилизация -- эллинистические философские школы -- эллинистическая философия -- позитивизм -- минимализм (философия) -- эпикуреизм -- эпикурейцы -- скептики -- скептицизм -- скептическая школа -- стоицизм -- стоическая школа -- стоики
Аннотация: Об эллинистических философских направлениях: скептицизме, эпикуреизме, позитивизме, стоицизме накануне зарождения научного мышления.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)


21
Т 35


    Тер-Аракельянц, В. А.
    Средние века, ереси и лжеименный разум Эпикура [Текст] / В. А. Тер-Аракельянц // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2015. - № 1. - С. 54-58. - Библиогр.: с. 58 . - ISSN 1997-2377
УДК
ББК 86.2
Рубрики: Религия. Мистика. Свободомыслие
   Религиоведение

Кл.слова (ненормированные):
вера -- вечность -- высшее благо -- гедонизм -- ересь -- разум -- сенсуализм -- счастливая жизнь -- теология -- философы -- эпикуреизм
Аннотация: Дан критический анализ философии эпикуреизма средневековыми авторами, утверждавшими, что доминиканская инквизиция использовала слово "эпикуреец" как орудие против многих еретиков, в том числе лиц, предающихся беспутной и роскошной жизни. Причиной эпикурейских заблуждений является лжеименный разум, не способный и не стремящийся все исчислить.


Доп.точки доступа:
Эпикур (древнегреческий философ; основатель эпикуреизма в Афинах); Ростовская Епархия РПЦ




    Тер-Аракельянц, В. А.
    Филон Александрийский, Иосиф Флавий о нечестии в эпикуреизме [Текст] / В. А. Тер-Аракельянц // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2015. - № 2. - С. 37-41. - Библиогр.: с. 40-41 . - ISSN 1997-2377
УДК
ББК 87.5
Рубрики: Философия
   Философская антропология

Кл.слова (ненормированные):
высшее благо -- добродетель -- неоплатонизм -- нечестие -- саддукеи -- секуляризм -- стоицизм -- эпикуреизм
Аннотация: Дан критический анализ философии эпикуреизма знаменитыми представителями неоплатонизма и стоицизма.


Доп.точки доступа:
Филон, Александрийский; Иосиф, Флавий
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Тер-Аракельянц, В. А.
    Возрождение: христианизация эпикуреизма и попытки оправдания порока [Текст] / В. А. Тер-Аракельянц // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2015. - № 3. - С. 59-62. - Библиогр.: с. 61-62 . - ISSN 1997-2377
УДК
ББК 86.2 + 86.37
Рубрики: Религия. Мистика. Свободомыслие
   Религиоведение

   Христианство в целом

Кл.слова (ненормированные):
антропоцентризм -- гедонизм -- добродетель -- мораль -- порок -- христианство -- эпикуреизм
Аннотация: Неизбежным результатом христианизации эпикуреизма в эпоху Возрождения становится апология стремления к выгоде, поскольку потребность всего живого в самосохранении вытекает из стремления к личной пользе - алчность, как тягчайший из пороков "самой природой заложена и запечатлена в нас, подобно иным страстям, с которыми мы рождаемся на свет". Как следует из доктрины гуманистов, порочность человеческого существа естественна и, более того, в данном случае, рассматривается как предпосылка человеческой деятельности и критерий ее моральной оценки.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Тер-Аракельянц, В. А.
    Эразм Роттердамский и Томас Мор против Эпикура [Текст] / В. А. Тер-Аракельянц // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2016. - № 2. - С. 41-45. - Библиогр.: с. 44-45 . - ISSN 1997-2377
УДК
ББК 87.5
Рубрики: Философия
   Философская антропология

Кл.слова (ненормированные):
бодрость -- воля -- душа -- наслаждение -- радость -- свобода -- утопия -- христианство -- эпикуреизм
Аннотация: Христианское и эпикурейское благо - несопоставимы. Благо эпикурейское - больное, ложное, отвратительное, является таковым только для тех, кто сам болен, чужд благочестия. Как полагает Эразм, разница в понимании блага ощущается особо остро в свете Христовой истины. Секрет истинного наслаждения, говорит Эразм, в том "чтобы в любви ко Христу не соблазняться обманными радостями". Воззрение, согласно которому счастье состоит в удовольствии, у Мора, как и у Валлы, не имеет своим следствием никаких дурных поступков, ибо утопийцы полагают, что после настоящей жизни за добродетель назначены награды, а за пороки - наказания.


Доп.точки доступа:
Роттердамский, Э. (гуманист эпохи Возрождения ; 1469-1536); Мор, Т. (юрист; философ; писатель-гуманист ; 1478-1535); Эпикур (древнегреческий философ ; 341-270 до н. э.)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Шахнович, Марианна Михайловна (доктор философских наук).
    Трактат Филодема "О знаках" и эпикурейская логика И. А. Боричевского [Текст] / М. М. Шахнович // Вопросы философии. - 2016. - № 8. - С. 189-193. - Библиогр.: с. 193 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.3(0)
Рубрики: Философия
   Всемирная история философии

Кл.слова (ненормированные):
логика -- эпикурейская логика -- эпикурейцы -- древнегреческая философия -- знаки (философия) -- семиотика -- индуктивная логика -- индукция -- эпикуреизм -- эпистемология
Аннотация: Эпикурейцы признавали несколько видов знаков, два из которых описаны в дошедшей части трактата Филодема "О знаках". В этом сочинении Филодем излагал начала индуктивной логики, анализировал процедуры индукции, основанные на аналогии, и заложил основания современной семиотики. Первая публикация обнаруженных фрагментов сочинения Филодема в 1865 г. вызвала большой интерес Чарльза Пирса. В 1920–1930-е гг. русский позитивист И. А. Боричевский не только переводил сочинения эпикурейцев и популяризировал учение Эпикура, но пытался жить, подражая своему любимому философу.


Доп.точки доступа:
Филодем (древнегреческий философ ; 100/110 до н. э.-35/40 до н. э.); Боричевский, И. А. (русский философ ; 1892-1941); Эпикур (древнегреческий философ ; 342/341 до н. э.-271/270 до н. э.)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Тер-Аракельянц, В. А.
    Гассенди и Эпикур [Текст] / В. А. Тер-Аракельянц // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2016. - № 6. - С. 33-37. - Библиогр.: с. 37 . - ISSN 1997-2377
УДК
ББК 87.5 + 87.3(0)
Рубрики: Философия
   Философская антропология

   Всемирная история философии

Кл.слова (ненормированные):
антропоцентризм -- гедонизм -- добродетель -- порок -- христианство -- эпикуреизм -- эпоха Возрождения
Аннотация: Неизбежным результатом христианизации эпикуреизма в эпоху Возрождения становится апология стремления к выгоде, поскольку потребность всего живого в самосохранении вытекает из стремления к личной пользе - алчность, как тягчайший из пороков "самой природой заложена и запечатлена в нас, подобно иным страстям, с которыми мы рождаемся на свет". Таким образом, как следует из доктрины гуманистов, порочность человеческого существа естественна и, более того, в данном случае рассматривается как предпосылка человеческой деятельности и критерий ее моральной оценки.


Доп.точки доступа:
Гассенди, П. (философ ; 1592-1655); Эпикур (древнегреческий философ; основатель эпикуреизма в Афинах)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Лихтер, Павел Леонидович (кандидат юридических наук; доцент).
    Влияние консеквенциализма и этики долга на формирование конституционно-правовых институтов в эпоху потребления [Текст] / П. Л. Лихтер // Актуальные проблемы российского права. - 2020. - Т. 15, № 9. - С. 11-18. - Библиогр. в конце ст. - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru . - ISSN 1994-1471
УДК
ББК 67.0
Рубрики: Право
   Общая теория права

Кл.слова (ненормированные):
консеквенциализм -- общество потребления -- гедонизм -- эпикуреизм -- утилитаризм -- удовлетворение потребностей -- этика долга -- общее благо -- конституционная аксиология
Аннотация: Исследуется воздействие на современные институты государства и права двух направлений этических теорий, возникших в Древней Греции, - консеквенциализма и этики долга. Представлен краткий исторический очерк о различиях в подходах к иерархии потребностей человека в учениях Аристиппа, Эпикура, Платона, Аристотеля и других мыслителей. Рассматриваются отдельные аспекты учений античных философов о соотношении реализации желаний человека с его политико-правовой жизнью.


Доп.точки доступа:
Аристипп (древнегреческий философ ; 435-355 гг. до н. э.); Эпикур (древнегреческий философ ; 341-271 гг. до н. э.); Платон (древнегреческий философ ; 427-347 гг. до н. э.); Аристотель (древнегреческий философ ; 384-322 гг. до н. э.)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)