Дорфман, Леонид Яковлевич.
    Горизонты современной эмпирической психологии [Текст] / Л. Я. Дорфман // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2008. - Т. 5, N 3 (июль-сентябрь). - С. 3-30. - Библиогр.: с. 26-30 . - ISSN 1813-8918
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
эмпирическая психология -- эмпиризм -- эмпирические теории -- априорная теория -- априорное знание -- апостериорное знание -- эмпирическое знание -- рационализм -- реализм -- мышление
Аннотация: Предпринята попытка показать и осмыслить достижения эмпирической психологии, обозначить роль и место в ней мышления (теории) в методологическом аспекте.





    Яшин, Борис Леонидович (доктор философских наук; профессор).
    Универсальность мышления и соотношение априорного и апостериорного знания [Текст] / Б. Л. Яшин // Преподаватель XXI век. - 2015. - № 2, ч. 2. - С. 229-235. - Библиогр.: с. 234-235 (14 назв.) . - ISSN 2073-9613
УДК
ББК 87.4
Рубрики: Логика
   Общие вопросы логики

Кл.слова (ненормированные):
апостериорное знание -- априорное знание -- когнитивизм -- когнитивистика -- математическое образование -- эмпиризм -- эмпирическое знание -- эпистемология -- этноматематика
Аннотация: О двояком отношении к законам традиционной логики в науке и философии. О "априорно-апостериорном" характере многих фундаментальных научных понятий, подтверждением которых являются работы в области когнитивистики, а также этноматематики и ее педагогических вариантов.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Мамедов, А. К. (доктор социологических наук; профессор).
    Самопрезентация социологии в научном знании [Текст] / А. К. Мамедов // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2016. - № 2. - С. 4-23. - Библиогр.: с. 21-22. - Ref.: pp. 22-23 . - ISSN 0201-7385
УДК
ББК 60.500
Рубрики: Социология
   Социология как наука

Кл.слова (ненормированные):
научные парадигмы -- научная революция -- позитивизм -- познание -- социальное познание -- теоретические знания -- эпистемология -- эпистемологические доктрины -- научные методы -- социальная наука -- методология социологии -- социологическое знание -- эмпирическое знание -- постпозитивистский подход -- феноменологистичные теории -- сущностные теории -- критический рационализм -- фальсификационизм -- методологический анархизм -- пролиферация идей
Аннотация: Рассматриваются методологические основы социального познания, социокультурные и теоретические основания социальной науки; определяется место социологии в системе наук, проводится критика позитивистского подхода к анализу методов социологии; осуществляется эпистемологический анализ теоретических конструктов, послуживших основой современного социологического знания. Постулируется необходимость теоретического знания в социологии, ее философских и методологических оснований. Обосновывается общность социологической науки, ее отличие от простой эмпирики. Раскрываются теоретические подходы О. Конта и Г. Спенсера, концепция научной революции А. Койре, теория парадигм Т. Куна и их влияние на развитие социологической науки. Исследуются методологические принципы постпозитивистского подхода к социальным наукам и социальному познанию в целом. Описываются феноменологистичные и сущностные теории.


Доп.точки доступа:
Конт, О. (французский философ ; 1798-1857); Спенсер, Г. (английский философ; социолог ; 1820-1905); Койре, А. (французский философ ; 1892-1964); Кун, Т. С. (американский историк; философ ; 1922-1996)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Длугач, Тамара Борисовна (доктор философских наук).
    [Рецензия] [Текст] / Т. Б. Длугач // Вопросы философии. - 2017. - № 8. - С. 215-217. - Рец. на кн.: Левин Г. Д. Эмпирия и теория / Г. Д. Левин. Москва: Канон +, 2016. 255 с. . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87
Рубрики: Философия
   Общие вопросы философии

Кл.слова (ненормированные):
рецензии -- знание -- эмпирическое знание -- теоретическое знание -- философское знание


Доп.точки доступа:
Левин, Г. Д.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Масленников, Е. В. (кандидат философских наук; доцент).
    Возможности использования экспертного знания в качестве источника концепций развития организаций [Текст] / Е. В. Масленников // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2017. - № 2. - С. 229-249. - Библиогр.: с. 244-246. - Ref.: pp. 246-249 . - ISSN 0201-7385
УДК
ББК 60.500
Рубрики: Социология
   Социология как наука

Кл.слова (ненормированные):
экспертное знание -- социально-экономические объекты -- разработка стратегических решений -- концепции развития организаций -- неявное знание -- научное знание -- эмпирическое знание -- теоретическое знание -- метод экспертных оценок -- интеграция частных концепций экспертов -- эксперты -- информация -- компетентные знания экспертов -- проблемно-ориентированная деятельность -- генераторы идей -- метод КУРС -- дизъюнктивная сеть
Аннотация: Обосновывается подход, расширяющий возможности использования экспертного знания в качестве источника формирования частных концепций развития организаций как социально-экономических объектов. В новом подходе к интеграции частных концепций экспертов-теоретиков предполагается использование методологии концептуального анализа и соответствующего структурного математического аппарата. В качестве существующего теоретического задела предлагается использовать разработки по теории развития как многомерной полиаспектной дизъюнктивной сети с возрастающей сложностью.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Левин, Георгий Дмитриевич (доктор философских наук).
    Проблема трансформации эмпирического знания в теоретическое [Текст] / Г. Д. Левин // Вопросы философии. - 2018. - № 8. - С. 86-95. - Библиогр.: с. 94-95 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.25
Рубрики: Философия
   Философия науки

Кл.слова (ненормированные):
методы исследования -- знание -- эмпирическое знание -- теоретическое знание -- эмпиризм -- детерминизм -- методологические принципы
Аннотация: Трансформация эмпирического знания в теоретическое исследуется в статье на основе четырех методологических принципов. В соответствии с этими принципами эмпирическое знание трактуется как знание о существовании исследуемого явления и его признаков, а теоретическое – как знание о необходимости их существования. Обосновывается тезис, согласно которому трансформация эмпирического знания в исходные положения теоретического сводится к удалению из эмпирического знания затемняющего и искажающего содержания. Различены три типа такого содержания: однородное, инородное и подвидовое по отношению к исследуемому. Описаны методы их удаления. Показано, что в результате применения этих методов эмпирическое знание становится необходимым, безусловно всеобщим и способным к дедуктивному саморазвитию, т. е. теоретическим.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Черепанов, Виктор Алексеевич (доктор юридических наук; профессор).
    Народ и государство: о доктринальном толковании конституционной модели [Текст] / В. А. Черепанов // Журнал российского права. - 2019. - № 1. - С. 129-141. - Библиогр.: с. 140. - Ref.: p. 140-141 . - ISSN 1605-6590
УДК
ББК 67.400
Рубрики: Право
   Конституционное (государственное) право в целом

Кл.слова (ненормированные):
народ -- абстрактный народ -- конкретный народ -- государство -- источники власти -- эмпирическое знание -- теоретическое знание -- конституционно-правовое пространство -- доктринальное толкование -- конституционные модели
Аннотация: В теории конституционного права термином "народ" обозначаются два различных понятия: эмпирическое понятие (конкретный народ как совокупность граждан) и теоретическое понятие (абстрактный народ как юридическая личность, как правовое существо). При конституционно-правовом рассмотрении народ предстает как единство двух противоположностей: абстрактного народа (как должного) и конкретного народа (как сущего), а противоречие между ними - как противоречие между должным и сущим. Это исходное общее противоречие получает специфическое выражение в различных публично-властных отношениях, в которых возникают свои специфические противоречия, которые, в свою очередь, распадаются на порождающие их проблемные вопросы. В статье исследуется: теоретическая интерпретация понятия "народ" при его использовании в различных отраслях научного знания; сравнительный анализ взаимоотношений народа и государства в истории развития взглядов на природу государства; философское осмысление конституционной модели российской государственности. Автором на основе доктринального толкования конституционной модели предложен концептуальный подход, в соответствии с которым народ рассматривается как структурная единица российской государственности, как исходная гносеологическая клеточка ее научного познания, а само государство - как государственно организованный народ, как "коллективный гражданин".

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Шипанова, Елена Валерьевна (кандидат педагогических наук; доцент).
    "Знаниевая составляющая" нравственного сознания студентов - будущих инженеров: анализ состояния [Текст] / Е. В. Шипанова // Вестник Тверского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. - 2018. - № 4. - С. 178-184. - Библиогр.: с. 184 (8 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru . - ISSN 1999-4133
УДК
ББК 74.58 + 17
Рубрики: Образование. Педагогика
   Высшее профессиональное образование

   Общенаучные и междисциплинарные знания

   Глобалистика

Кл.слова (ненормированные):
будущие инженеры -- знаниевая составляющая -- мораль -- нравственное сознание -- обыденное сознание -- понятия морали -- понятия нравственного сознания -- студенты -- ценность -- экологические запреты -- эмпирическое знание
Аннотация: Представлены результаты изучения нравственного сознания студентов - будущих инженеров. В результате изучения "знаниевой составляющей" нравственного сознания первокурсников установлено, что их сознание в целом есть обыденное.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)