Иньков, Ю. М.
    Управление рекуперативным торможением электровоза при ограничении на возврат энергии в контактную сеть [Текст] / Ю. М. Иньков, В. П. Феоктистов, О. В. Третинников // Электротехника. - 2015. - № 9. - С. 9-14 . - ISSN 0013-5860
УДК
ББК 39.23
Рубрики: Транспорт
   Локомотивы

Кл.слова (ненормированные):
выпрямительно-инверторные агрегаты -- диодные выпрямители -- компьютерное моделирование -- контактные сети -- подвижной состав -- постоянный ток -- рекуперативное торможение -- реостатные тормоза -- тиристоры -- тормозные реостаты -- тяговые подстанции -- электрическая тяга -- электропоезда -- электропоезда постоянного тока -- энергобаланс -- энергосбережение
Аннотация: Рекуперативное торможение электрического подвижного состава на железнодорожном транспорте обеспечивает возврат энергии затормаживаемого поезда в контактную сеть. Однако в электрической тяге постоянного тока эта возможность используется не в полной мере. Это связано с тем, что контактная сеть постоянного тока не всегда готова к приему избыточной энергии, поскольку диодные выпрямители тяговой подстанции не позволяют возвращать электроэнергию рекуперирующего поезда из контактной сети в первичную сеть трехфазного переменного тока. Для того, чтобы подстанция могла выполнять эту функцию, ее нужно оборудовать тиристорным выпрямительно-инверторным агрегатом, что существенно увеличивает ее стоимость. Рекуперативное торможение обеспечивает энергосбережение, но для безопасности движения поездов дополнительно предусматривают реостатный тормоз. При невозможности возврата энергии в контактную сеть этот тормоз полностью замещает рекуперацию. Этот принцип использован на электропоездах постоянного тока, но при большой мощности электропоезда (до 6 МВт) возврат энергии составляет не более 3%, т. е. значительно меньше потенциально возможного. Это происходит потому, что другой электроподвижной состав, находящийся на данной фидерной зоне, не может принять рекуперируемую энергию. Поэтому и происходит переключение на реостатное торможение, т. е. возвращаемую в сеть энергию гасят в тормозном реостате электропоезда. Предложен принцип совместного управления рекуперативным и реостатным тормозами. Согласно этому принципу сначала включают рекуперативное торможение и постепенно увеличивают ток до предельно возможного значения, а затем оставшуюся энергию гасят в тормозных реостатах. Этот способ регулирования потоков энергии обеспечивает экономию энергозатрат до 12-15%, что подтверждено методом компьютерного моделирования для режимов движения электропоездов Московского железнодорожного узла.


Доп.точки доступа:
Феоктистов, В. П.; Третинников, О. В.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




   
    Применение интеллектуальных технологий для повышения энергоэффективности электроподвижного состава постоянного тока [Текст] / А. А. Зайцев [и др.] // Электротехника. - 2017. - № 10. - С. 56-61 . - ISSN 0013-5860
УДК
ББК 39.22
Рубрики: Транспорт
   Подвижной состав железных дорог в целом

Кл.слова (ненормированные):
электропоезда постоянного тока -- технологии управления -- интеллектуальные технологии управления -- интегрированные блоки управления -- тяговые двигатели -- экономия электроэнергии -- плавные пуски
Аннотация: Энергетической стратегией развития железнодорожного транспорта предусмотрено создание моторвагонного подвижного состава с плавным регулированием скорости, обеспечивающим экономию электроэнергии до 10%. Анализ состояния локомотивного парка показал, что в настоящее время моторвагонный подвижной состав обладает высокой энергоемкостью. Наряду с капитальными затратами на приобретение подвижного состава и расходами на текущее содержание значительную часть составляют расходы на электроэнергию, их сокращение предусмотрено энергетической стратегией ОАО "РЖД" в период до 2020 года. Применение морально устаревших энергоустановок (тяговых двигателей постоянного тока с реостатным пуском) является основной причиной повышенного расхода электроэнергии на тягу поездов. Решить задачу повышения энергоэффективности электроподвижного состава можно только с помощью интегрированной системы управления тягового привода, основанной на современных интеллектуальных технологиях.


Доп.точки доступа:
Зайцев, А. А.; Евстафьев, А. М.; Пегов, Д. В.; Крылов, А. В.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




   
    Имитационная модель следящей системы рекуперативно-резисторного торможения электропоезда постоянного тока [Текст] / А. С. Мазнев [и др.] // Электротехника. - 2018. - № 10. - С. 39-45 . - ISSN 0013-5860
УДК
ББК 39.23
Рубрики: Транспорт
   Локомотивы

Кл.слова (ненормированные):
электропоезда -- электропоезда постоянного тока -- рекуперативно-реостатное торможение -- следящие системы -- импульсное регулирование -- искусственные нейронные сети -- энергетические показатели -- коллекторные тяговые двигатели -- силовые цепи -- тормозные резисторы -- имитационные модели -- автоматическое управление торможением
Аннотация: Рассмотрены возможности улучшения энергетических показателей электропоездов постоянного тока с коллекторными тяговыми двигателями; показаны особенности структуры силовой цепи, реализующей контакторно-реостатный пуск, регулирование скорости в тяговом и тормозном режимах с использованием реостатного и рекуперативного торможения. Предложены направления совершенствования силовой схемы и системы управления, позволяющие повысить энергетическую эффективность рекуперации. Разработана следящая система рекуперативно-реостатного торможения и математическая модель силовой цепи применительно к электропоезду серии ЭД4М, определены параметры тормозных резисторов и способ регулирования их сопротивления в режиме электродинамического торможения. Оценено качество регулирования тока рекуперации предложенной следящей системой, обеспечивающей стабилизацию его значения при изменении напряжения контактной сети. Показана возможность увеличения энергии, отдаваемой источнику питания в режиме рекуперативно-реостатного торможения, на 3-6%. Рекомендовано для повышения быстродействия и точности регулирования использовать искусственную нейронную сеть, позволяющую объединить системы управления импульсным преобразователем и автоматического управления торможением.


Доп.точки доступа:
Мазнев, А. С.; Киселев, И. Г.; Иванов, И. А.; Киселев, А. А.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)