Кузнецов, С. М. (кандидат технических наук; профессор).
    Исследование переходных процессов в тяговой сети при проезде электроподвижного состава через секционный изолятор и совершенствование методики настройка уставок цифровой защиты [Текст] / С. М. Кузнецов, И. С. Демиденко, Е. А. Сухарева // Известия вузов. Электромеханика. - 2013. - № 6. - С. 70-72 : 5 рис. - Библиогр.: с. 72 (3 назв. ) . - ISSN 0136-3360
УДК
ББК 31.264.5
Рубрики: Энергетика
   Преобразователи, выпрямители, инверторы

Кл.слова (ненормированные):
мониторинг тока -- переходные процессы -- секционные изоляторы -- тяговые сети -- уставки защиты -- цифровые терминалы -- электрическая тяга -- электроподвижные составы
Аннотация: Изложены результаты мониторинга тока и его изменений при проезде поездом секционного изолятора. Даны предложения по совершенствованию настройки уставок цифровых терминалов.


Доп.точки доступа:
Демиденко, И. С. (бакалавр; магистр; аспирант); Сухарева, Е. А. (студент)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




   
    Показатели работы стационарного накопителя энергии на тяговых подстанциях Московского метрополитена [Текст] / Л. А. Баранов [и др.] // Электротехника. - 2014. - № 8. - С. 18-21 . - ISSN 0013-5860
УДК
ББК 31.277/278
Рубрики: Энергетика
   Электрические станции и подстанции

Кл.слова (ненормированные):
системы тягового электроснабжения -- метрополитены -- стационарные накопители энергии -- емкостные накопители энергии -- энергия торможения -- рекуперация энергии торможения -- электроэнергетические показатели -- электроподвижные составы -- асинхронные двигатели -- электроподвижные составы с асинхронными двигателями -- энергопотребление -- тяговые подстанции
Аннотация: Показано, что в решении задачи экономии электрической энергии в системе тягового электроснабжения Московского метрополитена, наибольший эффект дает повышение эффективности использования полномасштабного рекуперативного торможения электроподвижного состава с асинхронными двигателями. Рассматривались конкретные линии Московского метрополитена (Филевская, Арбатско-Покровская, Бутовская, Кольцевая), на которых используются поезда с асинхронными двигателями типа 81-740/741 «Русич» с возможной экономией энергии рекуперации до 10-12% от энергии тяги. Для повышения эффективности рекуперативного торможения предложено использовать стационарные накопители энергии. Из множества существующих типов накопительных систем был выбран стационарный накопитель энергии неуправляемого типа на базе накопительных модулей Российской фирмы «Элтон». Описана схема стационарного накопителя энергии для использования в условиях системы тягового электроснабжения Московского метрополитена. Представлены электротехнические характеристики накопителя, эксплуатационные особенности и функциональные возможности системы. На основе экспериментальных замеров рассмотрены электроэнергетические показатели работы стационарного накопителя энергии при штатной эксплуатации на тяговой подстанции Филевской линии Московского метрополитена в течение нескольких месяцев. Определены максимальные уровни обращаемых энергий, цикличность и КПД работы установки. Длительный мониторинг штатной эксплуатации показал высокую надежность стационарного накопителя энергии. Все системы, включая коммутационные органы, системы контроля и диагностики накопительных модулей, системы управления и сигнализации, в том числе и на диспетчерском пункте, работали безотказно. Получены дополнительные положительные эффекты от включения стационарного накопителя энергии, в числе которых стабилизация напряжения на шинах тяговой подстанции, возможность снижения установленной мощности тяговой подстанции за счет сглаживания графика энергопотребления, возможность при аварийном отключении внешнего электроснабжения вывода поезда с пассажирами из тоннеля до ближайшей станции. Показана сходимость данных теоретических расчетов и данных экспериментальных замеров.


Доп.точки доступа:
Баранов, Л. А.; Гречишников, В. А.; Ершов, А. В.; Родионов, М. Д.; Шевлюгин, М. В.; Московский метрополитен
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Иньков, Ю. М.
    Потери мощности в асинхронных тяговых двигателях перспективного электроподвижного состава [Текст] / Ю. М. Иньков, Т. Н. Фадейкин, Я. А. Бредихина // Электротехника. - 2014. - № 8. - С. 44-47 . - ISSN 0013-5860
УДК
ББК 31.264.5
Рубрики: Энергетика
   Преобразователи, выпрямители, инверторы

Кл.слова (ненормированные):
автономные инверторы напряжения -- асинхронные тяговые двигатели -- электроподвижные составы -- широтно-импульсная модуляция -- преобразовательное электрооборудование -- энергетические показатели -- гармонический анализ выходных напряжений
Аннотация: При питании от автономных инверторов напряжения в асинхронных тяговых двигателях перспективного электроподвижного состава ухудшается качество напряжения и тока, что приводит к снижению коэффициента полезного действия и коэффициента мощности таких двигателей по сравнению с аналогичными показателями при питании двигателей от источника энергии синусоидального напряжения. В результате гармонического анализа кривых выходного напряжения и тока двухуровневых автономных инверторов напряжения с амплитудной широтно-импульсной модуляцией выходного напряжения, выполненного с использованием программного пакета MatLab/Simulink и Mathcad установлено, что для перспективного асинхронного тягового двигателя типа ДТА1200А применение широтно-импульсной модуляции выходного напряжения автономного инвертора напряжения лишь незначительно ухудшает его энергетические показатели. В то же время применение многоуровневых автономных инверторов напряжения, вызывающих усложнение и увеличение стоимости преобразовательного электрооборудования, в настоящее время вряд ли оправдано.


Доп.точки доступа:
Фадейкин, Т. Н.; Бредихина, Я. А.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Манаков, А. Д.
    Методика определения тока помех в рельсах двухниточных рельсовых цепей метрополитенов [Текст] / А. Д. Манаков, В. А. Кудрявцев, А. Т. Осьминин // Электротехника. - 2016. - № 5. - С. 48-52 . - ISSN 0013-5860
УДК
ББК 39.20/21 + 39.8
Рубрики: Транспорт
   Железные дороги

   Городской транспорт

Кл.слова (ненормированные):
метрополитены -- рельсовые цепи -- электроподвижные составы -- электромагнитная совместимость -- кондуктивные помехи -- частотные приводы -- тональные рельсовые цепи
Аннотация: Рассмотрена задача определения норм кондуктивных помех от электроподвижного состава с частотным приводом на устройства рельсовых цепей метрополитенов на примере ГУП "Петербургский метрополитен". Такие нормы позволяют перейти к обеспечению электромагнитной совместимости подвижного состава и устройств регулирования движения поездов и, прежде всего, рельсовых цепей. Поставленные задачи решаются методами теории электромагнитной совместимости. Рассмотрены особенности помех, возникающих в процессе работы рельсовых цепей. Определено, какая помеха оказывает мешающее воздействие, а какая- опасное воздействие. Установлено, что при анализе электромагнитной совместимости электроподвижного состава с частотным приводом и аппаратуры рельсовых цепей необходимо стандартизировать требования к допустимому току помехи, генерируемому электроподвижным составом. Приведены основные показатели стандартов, разработанных по результатам исследований, а также нормированные значения допустимых токов помех, вызывающих опасное и мешающее влияние на электроподвижной состав. Указаны допустимые токи помех в тональных рельсовых цепях и в рельсовых цепях с частотой 50 Гц, а также допустимые токи помех в рельсах при заданных коэффициентах асимметрии.


Доп.точки доступа:
Кудрявцев, В. А.; Осьминин, А. Т.; ГУП "Петербургский метрополитен"; "Петербургский метрополитен", ГУП
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Сидоренко, В. Г.
    Влияние ночной расстановки составов на режим работы электроподвижного состава метрополитена [Текст] / В. Г. Сидоренко, К. М. Филипченко, М. А. Чжо // Электротехника. - 2016. - № 9. - С. 19-25 . - ISSN 0013-5860
УДК
ББК 22.174.2 + 39.22
Рубрики: Математика
   Теория графов

   Транспорт

   Подвижной состав железных дорог в целом

Кл.слова (ненормированные):
алгоритмическое обеспечение -- электроподвижные составы -- ночная расстановка электроподвижных составов -- варианты расстановки -- плановые графики движения поездов -- графики оборотов подвижных составов -- метрополитены
Аннотация: Построение планового графика движения поездов (ПГД) состоит из ряда этапов, включающих сбор и анализ исходных данных, формирование требований к интенсивности движения в зависимости от времени суток, техническому обслуживанию электроподвижного состава (ЭПС), определяющему необходимость совместного построения ПГД и графика оборота (ГО) подвижного состава. Одним из вопросов, оказывающих серьезное влияние на процедуру автоматизированного построения ПГД, совместимого с ГО, является способ ночной расстановки составов. В статье представлено математическое обеспечение решения задачи построения совокупности всех возможных вариантов организации ночной расстановки ЭПС на станции метрополитена. Предложенный подход основан на применении теории графов к формализации предметной области и поиску решений. Разработанное алгоритмическое обеспечение может применяться для станций с произвольной конфигурацией путевого развития, описываемой планарным графом. Показано, что реализованные алгоритмы (построения дерева и уплотнения графа) эквивалентны с точностью до изоморфизма получаемой графовой структуры. Предложены программный продукт, реализующий указанные алгоритмы, и способ формализации описания путевого развития.


Доп.точки доступа:
Филипченко, К. М.; Чжо, М. А.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Иньков, Ю. М.
    Особенности тягового электрооборудования перспективного электроподвижного состава [Текст] / Ю. М. Иньков, В. В. Литовченко, Д. В. Назаров // Электротехника. - 2016. - № 9. - С. 38-44 . - ISSN 0013-5860
УДК
ББК 39.16
Рубрики: Транспорт
   Оборудование подвижного состава

Кл.слова (ненормированные):
электроподвижные составы -- тяговые двигатели -- асинхронные тяговые двигатели -- инверторы напряжений -- автономные инверторы -- 4QS-преобразователи -- двигатели с короткозамкнутым ротором -- двухсистемные электровозы -- схемы силовых цепей
Аннотация: На магистральных железных дорогах России применяются две системы питания: постоянного тока напряжением 3 кВ и переменного тока напряжением 25 кВ частотой 50 Гц. Поэтому перспективный электроподвижной состав должен быть двойного питания. Повышение мощности и конструкционной скорости локомотивов базируется на применении асинхронных тяговых двигателей (АТД) с короткозамкнутым ротором, которые позволяют увеличить силу тяги и вес поезда, мощность и скорость доставки грузов, повысить надежность и снизить стоимость жизненного цикла, увеличить срок службы. Электрооборудование для такого подвижного состава должно быть максимально полно использовано как при работе от контактной сети постоянного тока, так и переменного. В статье на примере модуля тягового привода одной тележки двухсистемного электровоза рассмотрено построение схемы силовых цепей. Предложено использовать вторичные обмотки тягового трансформатора в качестве дросселя входного фильтра при питании от контактной сети постоянного тока. Регулирование режимов работы АТД осуществляется от статических полупроводниковых преобразователей двухзвенной структуры. Входные преобразователи обеспечивают обмен электрической энергией между контактной сетью и промежуточным звеном постоянного напряжения, а выходные звеном постоянного напряжения, а выходные преобразователи осуществляют регулирование тяговых двигателей путем изменения величины и частоты напряжения на обмотках статора АТД в зависимости от скорости движения электровоза и режима его работы. Входные 4QS-преобразователи и выходные преобразователи представляют собой автономные инверторы напряжения, преобразующие постоянное напряжение промежуточного звена в переменное: в случае входных в однофазное, выходных - в трехфазное. Приведены основные соотношения позволяющие определить напряжения и токи 4QS-преобразователя, определить переменную составляющую в выпрямленном токе 4QS-преобразователя и сформулировать требования к резонансному L2C2-фильтру, настроенному на частоту 100 Гц. Приведены выражения для определения коэффициента мощности входного преобразователя, а также рекомендации для определения основных параметров электрооборудования.


Доп.точки доступа:
Литовченко, В. В.; Назаров, Д. В.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




   
    Повышение эффективности существующей системы реостатного торможения тепловозов [Текст] / М. Ю. Изварин [и др.] // Электротехника. - 2017. - № 10. - С. 29-32 . - ISSN 0013-5860
УДК
ББК 39.23
Рубрики: Транспорт
   Локомотивы

Кл.слова (ненормированные):
электроподвижные составы -- реостатные тормоза -- тепловозы -- расходы топлива на тягу -- тормозные колодки -- схемотехнические решения
Аннотация: Электрическое реостатное торможение используется на большом количестве серий тепловозов. В статье проанализированы достоинства и недостатки существующих систем реостатного торможения тепловозов и электроподвижного состава. Приведена принципиальная схема реостатного торможения шестиосной секции тепловоза 2ТЭ116. Анализируется система реостатного торможения с независимым возбуждением, которая более широко распространена на электроподвижном составе российских железных дорог. Предложено схемотехническое решение системы реостатного тормоза тепловоза 2ТЭ116У, позволяющее применять реостатное торможение без дополнительного расхода топлива. Рассмотрена работа предложенной схемы, а также отмечаются ее основные преимущества перед существующими техническими решениями. Предполагается, что данная система без увеличения расхода топлива на тягу позволит также снизить расход тормозных колодок до 60%.


Доп.точки доступа:
Изварин, М. Ю.; Леонов, А. Е.; Ролле, И. А.; Кокурин, И. М.; Манаков, А. Д.; Булавский, П. Е.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




   
    Планирование обслуживания электроподвижного состава в условиях ограниченных ресурсов [Текст] / В. Г. Сидоренко [и др.] // Электротехника. - 2017. - № 12. - С. 73-76 . - ISSN 0013-5860
УДК
ББК 39.8 + 22.174.1
Рубрики: Транспорт
   Городской транспорт

   Математика

   Комбинаторный анализ

Кл.слова (ненормированные):
электроподвижные составы -- оптимизация -- планирование -- безопасность движения -- техническое обслуживание -- комбинаторика -- генетические алгоритмы -- теория графов -- плановые графики движения поездов -- критерии равномерного обслуживания -- условия ограниченных ресурсов -- метрополитены
Аннотация: Планирование технического обслуживания (ТО) электроподвижного состава (ЭПС) в условиях ограниченных ресурсов может осуществляться на основе следующих критериев эффективности построения графика оборота (ТО) ЭПС: - удовлетворение требований безопасности движения, обеспечиваемое путем коррекции планируемого времени движения ЭПС с целью недопустимости превышения времени между ТО над допустимым; - равномерность проведения ТО. Решение поставленной задачи с использованием теории графов дает возможность получить всё множество допустимых назначений обслуживаний и выбрать то, которое, с одной стороны, соответствует плановому графику движения поездов (ПТД), а с другой - минимально отличается от оптимального по выбранному критерию. Такой требует значительных затрат времени. Использование генетического алгоритма позволяет решить задачу быстро. Ввод нового критерия суммарного превышения времени между ТО над допустимым интервалом между двумя обслуживаниями - позволяет получить решение при любых исходных данных, что не всегда достижимо при использовании критерия равномерного обслуживания. Выполнена адаптация алгоритмов кроссинговера и мутации, реализуемых в рамках генетического алгоритма, с учетом особенностей агентов, задействованных в решении поставленной задачи. Исследованы возможность применения для построения ТО различных типов кроссинговера, мутации и влияние параметров генетического алгоритма на результаты. Полученные аналитические результаты апробированы для условий Московского метрополитена.


Доп.точки доступа:
Сидоренко, В. Г.; Чжо, М. А.; Алексеев, В. М.; Розенберг, Е. Н.; Уманский, В. И.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




   
    Опыт пуска электроподвижного состава при помощи "накопительных" тяговых подстанций на Московском метрополитене [Текст] / М. В. Шевлюгин [и др.] // Электротехника. - 2017. - № 11. - С. 75-80 . - ISSN 0013-5860
УДК
ББК 31.277/278 + 39.8
Рубрики: Энергетика
   Электрические станции и подстанции

   Транспорт

   Городской транспорт

Кл.слова (ненормированные):
тяговое электроснабжение -- системы тягового электроснабжения -- тяговые подстанции -- метрополитены -- накопители энергии -- электроподвижные составы -- стационарные накопители энергии
Аннотация: Описан эксперимент "аварийного" хода электроподвижного состава на Филевской линии Московского метрополитена за счет энергии "накопительной" тяговой подстанции при полном отключении внешней системы электроснабжения. Приведены схема и характеристики стационарных накопителей энергии неуправляемого типа, установленных на тяговых подстанциях, а также схема системы тягового электроснабжения экспериментального участка. Описаны условия эксперимента, включая тип и массу электроподвижного состава, а также режим ведения и скоростные ограничения, количество накопителей, зону экспериментального участка и схему подключения тяговой сети, определены кинетические характеристики поезда при движении. Приведены результаты мониторинга показателей работы стационарного накопителя энергии и электроподвижного состава в виде непрерывных осциллограмм токов и напряжений электроэнергетических объектов, участвующих в эксперименте. На основании результатов мониторинга рассчитаны мощность поезда и расход энергии при "аварийном" автономном ходе поезда. Зафиксированы факты возврата энергии обратно в стационарный накопитель энергии за счет рекуперации энергии торможения, а также восстановление напряжения на накопителе при его частичном разряде. Получены аналитические зависимости для оценки энергетического баланса при электроснабжении электроподвижного состава от стационарного накопителя энергии в замкнутой системе тягового электроснабжения. Представлена методика и выведены зависимости для оценки фактической емкости стационарного накопителя энергии по результатам экспериментальных замеров. Оценка показателей работы электроподвижного состава и стационарного накопителя энергии позволила спрогнозировать возможности существующих систем при отсутствии электропитания со стороны системы первичного электроснабжения.


Доп.точки доступа:
Шевлюгин, М. В.; Ермоленко, Д. В.; Стадников, А. Н.; Голицына, А. Е.; Московский метрополитен
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Косарев, А. Б.
    Определение параметров компенсирующей установки в системе тягового электроснабжения с вольтодобавочным трансформатором [Текст] / А. Б. Косарев, Б. И. Косарев // Электротехника. - 2018. - № 9. - С. 31-35 . - ISSN 0013-5860
УДК
ББК 31.261.8
Рубрики: Энергетика
   Трансформаторы

Кл.слова (ненормированные):
тяговые сети -- компенсирующие установки -- силовые трансформаторы -- вольтодобавочные трансформаторы -- многофункциональные трансформаторы -- несинусоидальные токи -- напряжение -- обменная энергия -- активная энергия -- электроподвижные составы -- токоприемники -- индуктивные накопители энергии
Аннотация: Рассмотрены энергетические соотношения в системе тягового электроснабжения переменного тока с включением в неё силового многофункционального вольтодобавочного трансформатора при несинусоидальных токе и напряжении на токоприемнике электроподвижного состава. Показана целесообразность выбора и регулирования компенсирующей установки, подключенной к компенсационной обмотке трансформатора, исходя из минимума обменной энергии, определяемой наличием в системе тягового электроснабжения емкостных и индуктивных накопителей энергии. Вырабатывая реактивную энергию, вольтодобавочный трансформатор уменьшает потери напряжения в системе электроснабжения за счет уменьшения первичного тока, в то же время вследствие эффектов вольтодобавки и продольной емкостной компенсации он повышает напряжение в тяговой сети и, соответственно, увеличивает напряжение на токоприёмнике электроподвижного состава. Предложенный коэффициент эффективности компенсирующей установки позволяет с достаточной точностью выбирать ее мощность для обеспечения оптимального режима работы системы тягового электроснабжения, при этом емкость компенсирующей установки, определяемая по критерию эффективности, оказывается в среднем на 15-20% меньше емкости, определяемой при использовании существующей методики.


Доп.точки доступа:
Косарев, Б. И.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Ле, Суан Хонг (преподаватель; кандидат технических наук).
    Комплексная оценка тягово-экономических показателей вагонов метрополитена с альтернативными системами тягового электропривода [Текст] = Integrated Assessment of traction and Economic Indicators of Metro with Alternative Electric Traction Systems / С. Х. Ле, А. Т. Нгуен // Качество. Инновации. Образование. - 2020. - № 1. - С. 21-28 : 3 рис., 4 табл. - Библиогр.: с. 26 (14 назв.) . - ISSN 1999-513Х
УДК
ББК 39.16
Рубрики: Транспорт
   Оборудование подвижного состава

Кл.слова (ненормированные):
ЭПС -- асинхронный тяговый привод -- метропоезда -- метрополитены -- пассажирские перевозки -- серийные вагоны -- технико-экономический рейтинг -- транспортная система -- тягово-экономические показатели -- тяговый привод постоянного тока -- электроподвижные составы -- электроэнергия
Аннотация: В данной статье обоснована целесообразность выбора наиболее эффективного типа ТЭП для вагонов метрополитена по тягово-энергетическим и ценовым показателям с использованием понятия "технико-экономический рейтинг".


Доп.точки доступа:
Нгуен, Ань Туан (преподаватель; начальник; кандидат технических наук)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)