Князева, Т. С. (канд. психол. наук, ст. научн. сотрудник Института психологии РАН).
    Психологические особенности художественно одаренной личности [Текст] / Князева Т. С. // Музыкальная психология и психотерапия. - 2009. - N 4. - С. 10-30. - Библиогр.: с. 29-30 (26 назв. )
УДК
ББК 88.37
Рубрики: Психология
   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
психология творчества -- психология искусства -- художественный талант -- художественная одаренность -- художественные способности -- художественный образ -- креативность -- художественное восприятие
Аннотация: О различиях человека художественного склада и других людей, о диагностике художественного развития личности.





    Афанасьев, Сергей Глебович (кандидат философских наук, президент Государственного фонда развития Северо-Запада РФ, председатель Совета Международного Союза общественных объединений "Перспективный мир").
    Эмпатия и художественное восприятие [Текст] / С. Г. Афанасьев // Вопросы культурологии. - 2010. - N 2 (февраль). - С. 11-15. - Библиогр.: с. 15 (5 назв. ) . - ISSN 2073-9702
УДК
ББК 71.0
Рубрики: Культурология
   Теоретическая культурология--Западная Европа, 20 в.

Кл.слова (ненормированные):
эмпатия -- художественное восприятие -- эмоциональное вовлечение -- теория репрезентации -- теория вчувствования -- эмпирический подход
Аннотация: Статья посвящена анализу и разбору эмпатических теорий художественного восприятия на Западе. Автор подробно останавливается на эмпирическом подходе Ганса и Суламифи Крейтлеров, проблеме эмоционального вовлечения, теории репрезентации. Тема актуальна, так как в России проблемы эмпатии недостаточно освещены, что является существенным пробелом в отечественной гуманитарной науке.


Доп.точки доступа:
Крейтлер, Г. (психолог, историк искусства); Крейтлер, С. (психолог, историк искусства); Липпс, Т. (философ, психолог ; 1851-1914); Станиславский, К. С. (режиссер, актер, теоретик театра ; 1863-1938)




    Щербакова, Елена Валерьевна (кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой музыки Коломенского государственного педагогического института).
    Эстетические идеи Ф. Ницше в австрийской литературе [Текст] / Е. В. Щербакова // Вопросы культурологии. - 2010. - N 3 (март). - С. 99-103. - Библиогр.: с. 103 (8 назв. ) . - ISSN 2073-9702
УДК
ББК 71.0 + 83.3(4)
Рубрики: Культурология
   Теоретическая культурология

   Литературоведение

   Литература Европы--Австрия, 19 в. кон.; 20 в. нач.

Кл.слова (ненормированные):
австрийская литература -- трагедии -- дионисические трагедии -- художественное восприятие -- эстетические идеи -- направления в литературе -- аналитическое направление -- абсурдное направление -- веселая наука -- проблема новой личности
Аннотация: В статье рассмотрено художественное восприятие творчества Ф. Ницше в австрийской литературе. На примере творчества Р. Музиля и Ф. Кафки показывается, что многоаспектность идей Ницше дала импульс развития как аналитического, так и "абсурдного" направления в литературе.


Доп.точки доступа:
Ницше, Ф. В. (немецкий философ и писатель ; 1844-1900); Музиль, Р. (писатель, драматург, эссеист ; 1880-1942); Кафка, Ф. (писатель ; 1883-1924); Липинер, З. (поэт, философ ; 1856-1911); Эрлих, Й. (писатель, журналист)




    Турышева, О. Н.
    Проза о читателе как форма саморефлексии литературы [Текст] / О. Н. Турышева // Сибирский филологический журнал. - 2010. - N 1. - С. 70-75. - Библиогр.: с. 75 . - ISSN 1813-7083
УДК
ББК 83.3(4)
Рубрики: Литературоведение
   Литература Европы

Кл.слова (ненормированные):
метапроза -- испанская литература -- писатели -- саморефлексия литературы -- литературная авторефлексия -- рецептивная проза -- художественное восприятие -- литературные герои -- читающий герой -- книжный человек в литературе -- проза о чтении -- тема чтения
Аннотация: Статья посвящена обоснованию необходимости изучения авторефлексии литературы относительно процессов рецепции и функционирования литературного продукта.


Доп.точки доступа:
Сервантес Сааведра, М. де (испанский писатель ; 1547-1616)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Федоров, А. В. (д-р пед. наук, профессор).
    Медиакомпетентность личности: от терминологии к показателям [Текст] / А. В. Федоров // Инновации в образовании. - 2007. - N 10. - С. 75-108. - Библиогр.: с. 105-108 (51 назв. ) . - ISSN 1609-4646
УДК
ББК 74.00
Рубрики: Образование. Педагогика
   Общая педагогика

Кл.слова (ненормированные):
анализ медиатекста -- грамотность -- информационная компетентность -- информационная культура -- информационный показатель медиакомпетентности -- компетентность -- контактный показатель медиакомпетентности -- медиавосприятие -- медиакомпетентность -- медиакультура -- медийная культура -- медийное восприятие -- мотивационный показатель медиакомпетентности -- образовательная компетентность -- оценочный показатель медиакомпетентности -- перцептивный показатель медиакомпетентности -- показатели медиакомпетентности -- терминологический анализ -- художественное восприятие -- чтение -- школьники
Аннотация: Рассматривается понятие "медиакомпетентность личности" в контексте понятий "медиаграмотность", "информационная культура" и т. д. Представлен терминологический анализ этих понятий. На основе глубокого анализа автор пришел к выводу о том, что медиакомпетентность более точно определяет суть имеющихся у индивида умений использовать, критически анализировать, оценивать и передавать медиатексты в различных видах, формах и жанрах, анализировать сложные процессы функционирования медиа в социуме. Представлена классификация медиакомпетентности личности с учетом подходов известных медиапедагогов. Рассмотрены и выделены уровни различных показателей медиакомпетентности личности.


Доп.точки доступа:
Гендина, Н. И.; Дахин, А. Н.; Тришина, С. В.; Силвэрблэт, А.; Поттер, Дж.; Хилько, Н. Ф.; Бондаренко, Е. А.; Усов, Ю. Н.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Турышева, Ольга Наумовна.
    Культурная мифология чтения как предмет литературной рефлексии [Текст] / О. Н. Турышева // Известия Уральского государственного университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. - 2010. - N 1 (72). - С. 6-19. - Библиогр.: с. 18-19 (12 назв. ) . - ISSN 1817-7166
УДК
ББК 83.00 + 83.3(4)
Рубрики: Литературоведение--Франция--Испания, 19 в.
   Теория литературы

   Литература Европы

Кл.слова (ненормированные):
французская литература -- сюжеты литературных произведений -- читатели литературы -- мифология чтения -- литературная авторефлексия -- художественное восприятие -- испанские писатели -- французские писатели
Аннотация: Анализируя роман "Дон Кихот" Мигеля Сервантеса и ряд повествовательных произведений французских писателей XIX века о читателях литературы, автор рассматривает художественную рефлексию как полемику литературы с современной ей мифологией чтения.


Доп.точки доступа:
Сервантес, М.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Афанасьев, С. Г.
    Феноменологическая эстетика и теория художественной эмпатии [Текст] / С. Г. Афанасьев // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2010. - N 1. - С. 39-42. - Библиогр.: с. 50-51 . - ISSN 1997-2377
УДК
ББК 87.5
Рубрики: Философия
   Философская антропология

Кл.слова (ненормированные):
теория эмпатии -- эмпатия -- феноменологическая эстетика -- художественное восприятие -- искусство
Аннотация: Краткий обзор и критический анализ зарождения и эволюции феноменологических учений, их соотношение с теорией эмпатии.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Афанасьев, С. Г. (канд. филос. наук).
    Экстраполяция психоанализа эмпатией [Текст] / Афанасьев С. Г. // Актуальные проблемы современной науки. - 2010. - N 3. - С. 42-45 . - ISSN 1680-2721
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
эмпатия -- экстраполяция -- психоанализ -- эмпатические теории -- психоаналитические теории -- самосознание -- эстетика -- экспрессивная эстетика -- художественное творчество -- художественное восприятие
Аннотация: Влияние эмпатических концепций художественного творчества, восприятия искусства и художественной критики на теории и методы художественного воспитания и образования.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Грошенков, В. А.
    Обучение младших школьников "талантливому" чтению [Текст] / Грошенков В. А., Ушинский К. Д. // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. - 2010. - N 3. - С. 61-68.
УДК
ББК 74.202
Рубрики: Образование. Педагогика
   Теория и методика обучения

Кл.слова (ненормированные):
младшие школьники -- чтение -- обучение чтению -- уроки чтения -- текстовая деятельность -- художественное восприятие -- творческие упражнения -- работа с текстом -- творческая личность
Аннотация: Рассмотрена проблема формирования творческой личности на уроках чтения в начальных классах. Приведены примеры творческих упражнений.


Доп.точки доступа:
Ушинский, К. Д.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Ермекова, Ж. Т. (кандидат педагогических наук).
    Особенности когнитивных пространств носителей русского и казахского языков [Текст] / Ж. Т. Ермекова // Русский язык за рубежом. - 2011. - № 6. - С. 78-83. : цв. фот. - Библиогр.: с. 83
УДК
ББК 81.001.2
Рубрики: Языкознание
   Социолингвистика

Кл.слова (ненормированные):
образы -- образ глаз -- парадигмы -- парадигмы образов -- русские писатели -- казахские писатели -- русский язык -- романы -- русскоязычные романы -- художественные тексты -- художественно-поэтические образы -- казахи -- билингвы -- казахи-билингвы -- художественное восприятие -- поэтическое сознание -- поэтическое сознание читателей -- русская литература -- казахская литература
Аннотация: В статье предлагается провести сопоставительное наблюдение за парадигмами образов с номинантой глаза, рождающихся в сознании казахской и русской творческой личности. Технология экспликации, декодирования словесного образа - один из наиболее продуктивных путей квалифицированно организованного диалога с классическим художественным текстом. В статье используются данные, полученные при анализе русскоязычных романов казахских писателей А. Жаксылыкова ("Поющие камни", "Сны окаянных") и Д. Накипова ("Круг пепла"), а также данные исследования Н. В. Павлович.


Доп.точки доступа:
Жаксылыков, А. (писатель); Накипов, Д. (писатель); Павлович, Н. В.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Школяр, В. А.
    Философский взгляд на содержание музыкального образования, или "О чем мы говорим со школьниками на уроках музыки" [Текст] / В. А. Школяр // Вестник Университета Российской Академии Образования. - 2012. - № 3. - С. 119-129. - Библиогр.: с. 129 (7 назв. ) . - ISSN 2072-5833
УДК
ББК 74.26
Рубрики: Образование. Педагогика
   Методика преподавания учебных предметов

Кл.слова (ненормированные):
музыкальное образование -- методика преподавания музыки -- музыка -- содержание музыки -- восприятие музыки -- музыкальное содержание -- ассоциации -- эмоции -- содержательный анализ -- анализ музыкального произведения -- художественное восприятие -- творческое восприятие -- инструментальная музыка
Аннотация: Приведены теории некоторых педагогов и музыкантов о возможности пересказывания содержания музыки словами.


Доп.точки доступа:
Фейнберг, С.; Медушевский, В.; Кабалевский, Д.; Ильенков, Э.; Асафьев, Б.; Каган, М.; Раппопорт, С.; Сохор, А.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Неверова, Анастасия Александровна (аспирантка).
    Особенности развития эмоционального компонента восприятия сюжетов киножурнала "Ералаш" детьми дошкольного возраста [Текст] / А. А. Неверова // Преподаватель XXI век. - 2013. - № 3, ч. 1. - С. 146-150. - Библиогр.: с. 150 (8 назв.) . - ISSN 2073-9613
УДК
ББК 74.1
Рубрики: Образование. Педагогика
   Дошкольная педагогика--Россия--Курганская область--Шадринск, город

Кл.слова (ненормированные):
дошкольники -- дети -- киножурналы -- комическое -- юмор -- художественное восприятие -- телевидение -- эмоции -- эмоциональная сфера -- эмоциональный компонент
Аннотация: О результатах исследования восприятия дошкольниками юмористического киножурнала "Ералаш".

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Галлямова, Мария Сергеевна.
    Дидактизм в художественном творчестве Джорджа Лилло и Уильяма Хогарта: связь английского изобразительного искусства и драматургии в эпоху Просвещения [Текст] : [Текст] / М. С. Галлямова // Гуманитарные исследования. - 2013. - № 4 (48). - С. 75-79. - Библиогр.: с. 78 . - ISSN 1818-4936
УДК
ББК 83.3(4)
Рубрики: Литературоведение--Великобритания
   Литература Европы

Кл.слова (ненормированные):
гравюры -- дидактизм -- драматургия -- живопись -- пьесы -- художественное восприятие
Аннотация: В статье рассматриваются особенности внутритекстовой связи драматургии и изобразительного искусства Англии XVIII века с литературоведческой точки зрения. В работе обозначены основные приемы раскрытия функций изобразительных компонентов художественного текста Джорджа Лилло.


Доп.точки доступа:
Лилло, Дж.; Хогарт, У.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Алиагаева, Эльвира Руслановна.
    Компоненты эстетического воспитания: содержательный аспект [Текст] : [Текст] / Э. Р. Алиагаева, В. И. Волынкин // Гуманитарные исследования. - 2014. - № 2 (50). - С. 126-129. - Библиогр.: с. 129 . - ISSN 1818-4936
УДК
ББК 74.200
Рубрики: Образование. Педагогика
   Теория и методика воспитания

Кл.слова (ненормированные):
художественная потребность -- художественное восприятие -- художественный вкус -- художественный образ -- эстетика -- эстетическая потребность -- эстетическое воспитание
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы компонентов эстетического воспитания школьников с целью их эстетического развития, как способности видеть прекрасное в жизни, искусстве, человеке, самом себе.


Доп.точки доступа:
Волынкин, В. И.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Эйдлин, Владимир Ильич (кандидат психологических наук; школьный психолог).
    О восприятии времени учениками начальной школы [Текст] : (в связи с формированием понимания литературного текста) / В. И. Эйдлин // Вопросы психологии. - 2014. - № 5. - С. 45-56. - Библиогр.: с. 56 (25 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.8
Рубрики: Психология
   Детская психология

Кл.слова (ненормированные):
ощущение времени -- оценка продолжительности временных интервалов -- временные интервалы -- художественное восприятие -- восприятие художественного произведения -- школьники -- школьники начальных классов
Аннотация: В обучающем эксперименте показано, что формирование адекватного восприятия художественного повествовательного произведения детьми может стать условием развития у них ощущения течения времени, а способность ощущать течение времени - условием для развития у детей умения пользоваться часами и календарем. Методика формирования ощущения времени была использована как инструмент для психологической реабилитации и построения терапевтических процедур со школьниками II - IV классов в посттравматической ситуации.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Власова, Виктория Борисовна (кандидат философских наук; старший научный сотрудник).
    Революция и миф [Текст] = Revolution and Myth / В. Б. Власова // Философские науки. - 2017. - № 8. - С. 19-32. - Библиогр.: с. 32. - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru . - ISSN 0235-1188
УДК
ББК 60.032
Рубрики: Социальная философия
   Исторический процесс

Кл.слова (ненормированные):
революции -- Октябрьская революция -- мифологизация -- мифы -- историческое развитие -- социальные процессы -- художественное восприятие
Аннотация: В статье революция рассматривается как социально-исторический феномен, анализируется феномен мифологизации революционных практик на разных этапах развития революций, исследуются способы мифологического освоения окружающего мира, доказывается, что мифология дает срез познавательного процесса, включая момент объективности и делается вывод о том, что истины и мифы всегда присутствуют в переломные моменты исторического и революционного развития.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Мельникова, Светлана Витальевна (кандидат философских наук).
    Художественные особенности рекламного текста: опыт иконологического анализа [Текст] / С. В. Мельникова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3, Общественные науки. - 2018. - Т. 13, № 4 (182). - С. 65-73. - Библиогр.: с. 73 (13 назв.) . - ISSN 2227-2291
УДК
ББК 65.47
Рубрики: Экономика
   Экономика рекламы

Кл.слова (ненормированные):
рекламные тексты -- реклама -- восприятие рекламы -- иконологический анализ -- коммерческая реклама -- символические образы -- художественные приемы -- художественное восприятие -- символы
Аннотация: Представлен иконологический анализ рекламных текстов, выводящих рекламу из однозначно коммерческого смыслового поля в символические образы.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Гришина, Наталья Владимировна.
    Эссе о Брейгеле: взгляд экзистенциального психолога [Текст] / Наталья В. Гришина // Вестник РГГУ. Серия "Психология. Педагогика. Образование". - 2019. - № 4. - С. 14-23. - Библиогр.: с. 21 . - ISSN 2073-6398
УДК
ББК 85.103
Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура
   История изобразительного искусства

Кл.слова (ненормированные):
нидерландские художники -- нидерландское искусство -- полифонизм -- психология искусства -- тема вечности -- тема времени -- тема смерти -- трагические мотивы -- художественное восприятие -- художественное пространство -- художники -- экзистенциализм -- экзистенциальная психология -- экзистенциальные темы -- эссе -- эстетика -- эстетические категории
Аннотация: В творчестве Питера Брейгеля преобладали экзистенциальные темы. Произведения великого нидерландского художника созвучны нашему времени.


Доп.точки доступа:
Брейгель, П. (художник ; 1526-1569)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Мисюров, Николай Николаевич (доктор философских наук; профессор).
    Новелла Э. Т. А. Гофмана "Разбойники" как новое "прочтение" знаменитой драмы Ф. Шиллера [Текст] / Н. Н. Мисюров // Вестник Томского государственного университета. - 2020. - № 451 (февраль). - С. 34-39. - Библиогр.: с. 38 (12 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru . - ISSN 1561-7793
УДК
ББК 83.3(4)
Рубрики: Литературоведение
   Литература Европы

Кл.слова (ненормированные):
немецкая литература -- новеллы -- драмы -- проза -- поэзия -- писатели -- поэты -- ремейки -- художественное восприятие -- жанровая трансформация -- жанры
Аннотация: Исследование новеллы Эрнста Теодора Амадея Гофмана "Разбойники", которая интерпретируется как "ремейк" одноименной драмы Фридриха Шиллера.


Доп.точки доступа:
Гофман, Э. Т. А. (писатель ; 1776-1822); Шиллер, Ф. (поэт ; 1759-1805)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Тендрякова, Мария Владимировна (кандидат исторических наук; старший научный сотрудник).
    "Первобытное" мышление и мышление ребенка: пересекающиеся параллели [Текст] / М. В. Тендрякова // Вопросы психологии. - 2021. - № 1. - С. 92-105. - Библиогр.: с. 104-105 (26 назв.). - References: p. 105 (24 names) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.8
Рубрики: Психология
   Детская психология

Кл.слова (ненормированные):
абстрактные понятия -- альтернативные пути познания -- анимизм -- когнитивная открытость миру -- культурно-исторический опыт -- мифологическое мышление -- мышление -- мышление ребенка -- онтогенез -- первобытное мышление -- познавательные стратегии -- пути познания мира -- синестезическое восприятие -- физиогномическое восприятие -- формирование понятий -- художественное восприятие -- эгоцентризм
Аннотация: Статья обращается к не раз поднимавшемуся в психологии и социальной антропологии вопросу о сходстве мышления ребенка и "первобытного" мышления. Рассматриваются подходы Ж. Пиаже и Х. Вернера и выделенные ими характеристики мышления ребенка на ранних этапах онтогенеза. Показывается, какие особенности восприятия мира ребенком стоят за анимизмом, магией и эгоцентризмом детского мышления, его физиогномическим характером. Автор подробно останавливается на принципиальных отличиях понятий детской речи от тех, которыми оперирует "первобытное" мышление, и показывает, что понятийный аппарат определяется кругом решаемых задач и культурных практик. "Первобытное" мышление, в отличие от мышления ребенка, опирается на богатый опыт и стабильную сложную систему представлений о мире, понятийный аппарат детально описывает важнейшие для общества сферы жизни. Детские предпонятия, напротив, неконвенциональны, каждым ребенком они изобретаются заново и отражают его мимолетные впечатления. В онтогенезе детские предпонятия уступают место тем понятиям, которые существуют в родном языке ребенка. В статье показано, что приоритетные стратегии познания задаются культурной средой, которая формирует определенные ожидания, каким путем оно должно пойти. Вслед за Х. Вернером физиогномическое, полимодальное синестезическое восприятие мира, присущее детям, представлено как альтернатива рациональному пути познания мира. Именно эти особенности роднят мышление ребенка, "первобытное" мышление и художественное восприятие мира.


Доп.точки доступа:
Пиаже, Ж.; Вернер, Х.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)