Рогозин, Олег Васильевич (канд. техн. наук ; доц.).
    Применение фреймовой модели представления знаний на примере решения задачи Эйнштейна [Текст] = Application of Frame Model of Representation of Knowledge on an Example of the Decision of a Problem of Einstein / О. В. Рогозин // Качество. Инновации. Образование. - 2008. - N 4. - С. 8-14 : 4 рис.
УДК
ББК 74с
Рубрики: Образование. Педагогика
   Применение вычислительной техники в педагогике

Кл.слова (ненормированные):
фреймы -- фреймовые модели -- программные модули -- объектно-ориентированное программирование -- обучение -- методы обучения -- задача Эйнштейна -- Эйнштейна задача
Аннотация: Автор рассматривает применение фреймовой модели на примере разработки программного модуля решения задачи Эйнштейна.





    Сорокоумов, С. П.
    Формирование профессиональных компетенций студентов при использовании интегративно-модульного обучения [Текст] / С. П. Сорокоумов // Интеграция образования. - 2008. - N 4. - С. 9-13 : табл. - Библиогр.: c. 13 (3 назв. ) . - ISSN 1991-9468
УДК
ББК 74.58 + 74.202
Рубрики: Высшее профессиональное образование
   Образование. Педагогика

   Теория и методика обучения

Кл.слова (ненормированные):
вертикальные векторы интеграции -- горизонтальные векторы интеграции -- интегративно-модульное обучение -- межпредметная интеграция -- профессиональные компетенции студентов -- студенты -- таксоны -- учебные модули -- фреймы -- модернизация образования
Аннотация: Формирование у студентов профессиональной компетенции предполагает объединение сквозной целью всех предметов блока ОПД и СД. Автором статьи предлагается осуществлять отбор содержания обучения за счет фреймов (единиц знания), объединенных в таксоны (информационные пакеты), внутри которых четко обозначены горизонтальные векторы интеграции. Подобная структуризация, характерная для интегративно-профильного обучения, приведет учебно-научный материал в систему, которая позволит будущему специалисту ориентироваться в информационном пространстве изучаемого предмета.





    Губанов, А. С.
    Использование баз знаний в обучающем процессе [Текст] / А. С. Губанов // Информатизация образования. - 2009. - N 1. - С. 56-63. - Библиогр.: с. 63 (6 назв. )
УДК
ББК 74с + 73
Рубрики: Образование. Педагогика
   Применение вычислительной техники в педагогике

   Информатика

   Информационные системы с базами знаний

Кл.слова (ненормированные):
персональные компьютеры -- компьютерные программы -- обучающие программы -- базы данных -- базы знаний -- образовательные процессы -- обучающие процессы -- модели представления знаний -- продукционная модель -- информационные технологии -- учебные курсы -- фреймы -- фреймовые модели -- фреймовая база знаний
Аннотация: Возможность использования моделей представления знаний в обучающем процессе.





    Белошапкова, Т. В.
    Когнитивно-дискурсивная парадигма лингвистического знания: взгляд на природу категории аспектуальности [Текст] / Т. В. Белошапкова // Вестник Университета Российской академии образования. - 2008. - N 1. - С. 99-100. - Библиогр.: с. 100 (11 назв. )
УДК
ББК 81
Рубрики: Языкознание
   Общее языкознание

Кл.слова (ненормированные):
когнитивная лингвистика -- аспектуальность (лингвистика) -- концепты-примитивы -- фреймы -- когнитивные модели
Аннотация: Статья написана в русле когнитивной лингвистики. Категория аспектуальности рассматривается как набор девяти концептов-примитивов, служащих для модификации ситуации и передающихся в языке тремя типами фреймов (поверхностным синтаксическим, поверхностным семантическим и тематическим), осмысление которых происходит с помощью трех когнитивных моделей (пропозициональной, образно-схематической, метафорической).





    Дьяченко, Татьяна Дмитриевна.
    Специфика аналитической репрезентации фрейма "Потребление пищи и жидкости" в английском языке [Текст] / Т. Д. Дьяченко // Вестник Поморского университета. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. - 2009. - N 1. - С. 80-84
УДК
ББК 81.03
Рубрики: Языкознание
   Лексикология

Кл.слова (ненормированные):
когнитивная семантика -- когнитивная лингвистика -- аналитическая конструкция -- английский язык -- фреймы -- глаголы -- репрезентации
Аннотация: В статье рассматриваются аналитические средства отражения на языковом уровне концептуального содержания фрейма "Потребление пищи и жидкости". Исследуются компоненты фрейма и способы их вербализации.





    Казанцев, Александр Иосифович (канд. филол. наук, доц. каф. рус. яз. как иностр.).
    Милитарная метафора в современном рекламном тексте [Текст] / А. И. Казанцев // Вестник Челябинского государственного университета. - 2008. - N 3. - С. 55-60. - Библиогр.: с. 60 (4 назв. ) . - ISSN 1994-2796
УДК
ББК 81.0
Рубрики: Языкознание
   Лингвистика текста

Кл.слова (ненормированные):
метафора -- рекламные тексты -- метафорические модели -- теория метафоры -- реклама -- фреймы
Аннотация: Представлена классификация основных разрядов метафоры рекламных текстов, опубликованных за последние пять лет. Показано, что социальная сфера является наиболее активным донором метафорических моделей, а рекламные тексты часто строятся на основе таких концептов, как война, спорт и игра, власть, религия. Детально анализируются фреймы метафорической модели "Рекламная кампания - это непрекращающаяся война".





    Эмер, Ю. А.
    Пространственная составляющая фольклорной концептосферы [Текст] / Ю. А. Эмер // Сибирский филологический журнал. - 2008. - N 4. - С. 12-19 . - ISSN 1813-7083
УДК
ББК 82
Рубрики: Фольклор
   Общие вопросы фольклора

Кл.слова (ненормированные):
концептосфера -- фольклорная концептосфера -- миромоделирующая функция -- жанры -- концепты -- лирические песни -- фреймы
Аннотация: В статье представлены результаты исследования миромоделирующей функции пространственной компоненты фрейма измена в лирической песне.





    Агагюлова, С. И. (ассистент кафедры английского языка для гуманитарных специальностей, аспирантка кафедры английской филологии и современных технологий обучения Астраханского государственного университета).
    Структурные признаки концепта "интернет" [Текст] / С. И. Агагюлова // Гуманитарные исследования. - 2009. - N 3 (31). - С. 10-15. - Библиогр.: с. 14-15 (16 назв. ) . - ISSN 1818-4936
УДК
ББК 81 + 81
Рубрики: Языкознание
   Теория и философия языка

Кл.слова (ненормированные):
структуры -- фреймы -- концепты -- определения -- системы -- функции -- характеристики
Аннотация: В данной статье автор проводит понятийный анализ концепта "интернет", который предполагает выявление его конструктивных признаков, отраженных в словарных дефинициях, и определение его системных связей с другими концептами.





    Шмелева, Ольга Юрьевна.
    Лингвистические способы эксплуатации концептосферы "страхование" [Текст] / О. Ю. Шмелева // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2009. - N 3. - С. 72-77. - Библиогр.: с. 77 (2 назв. )
УДК
ББК 81.2
Рубрики: Языкознание--Россия
   Германские языки

Кл.слова (ненормированные):
концепты -- концептосферы -- фреймы -- терминологические фреймы -- терминосистемы -- лексические группы -- лексические репрезентации -- экономическая коммуникация -- терминология языков -- страхование
Аннотация: В настоящее время особую актуальность приобретает изучение терминологии языка экономической коммуникации, одну из подструктур, которого составляет терминосистема "страхование".





    Цыцаркина, Наталья Николаевна (канд. филол. наук, доц. каф. англ. филологии Кург. гос. ун-та, докторант каф. англ. филологии РГПУ им. А. И. Герцена).
    Фрейм "социальный конфликт", его структура и репрезентация в современном английском языке [Текст] / Н. Н. Цыцаркина // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - N 13. - С. 138-141. - Библиогр. в примеч. . - ISSN 1994-2796
УДК
ББК 81.2
Рубрики: Языкознание--Россия, 21 в.
   Германские языки

Кл.слова (ненормированные):
конфликты -- социальные конфликты -- концепты -- сценарии -- агенс -- предикат -- контрагенс -- фреймы -- пропозициональные фреймы -- английский язык
Аннотация: Фрейм рассматривается как структура данных для представления стереотипной ситуации, вид сложного концепта. Особое внимание уделяется иерархической организации данного фрейма, а также его репрезентации в тексте.





    Стецюра, Людмила Викторовна (ст. преподаватель нем. и лат. яз. каф. иностр. яз. Челяб. гос. мед. акад., аспирант каф. нем. яз. Челяб. гос. ун-та).
    Военная метафора как средство репрезентации концепта "организм человека" в профессиональной картине мира медика [Текст] / Л. В. Стецюра // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - N 13. - С. 122-125. - Библиогр. в примеч. . - ISSN 1994-2796
УДК
ББК 81.03 + 81.001.2
Рубрики: Языкознание--Россия, 20 в.; 21 в.
   Лексикология

   Социолингвистика

Кл.слова (ненормированные):
концепты -- метафоры -- военная метафора -- профессиональная картина мира -- фреймы -- медики -- медицина -- метафорические модели -- организм человека -- лексика -- речевое поведение
Аннотация: Рассматривается метафорическая модель "организм человека - поле битвы". Военная метафора является ярким представителем данной модели и служит средством репрезентации исследуемого концепта.





    Евсеева, И. В.
    Словообразовательное гнездо как вопросно-ответное диалогическое единство [Текст] / И. В. Евсеева // Сибирский филологический журнал. - 2009. - N 3. - С. 103-110. - Библиогр.: с. 109-110 . - ISSN 1813-7083
УДК
ББК 81.03
Рубрики: Языкознание
   Лексикология

Кл.слова (ненормированные):
словообразование -- словообразовательные гнезда -- диалогические единицы -- диалоги -- диалогическое единство -- вопросно-ответное диалогическое единство -- хранение информации -- фреймы
Аннотация: В статье показано, что словообразовательное гнездо, характеризуемое как вопросно-ответное диалогическое единство и являющееся единицей хранения информации, построено по принципу фрейма. Все единицы гнезда представляют собой взаимосвязанные фрагменты единого мыслительного комплекса. Эта связь поддерживается посредством формирования в гнезде минимальной диалогической единицы.





    Шушунова, Зитта Рафаэловна (режиссер Центра эстетического воспитания "Золотой Петушок").
    Роль и значение мизансцены в культурно-семиотическом пространстве театра [Текст] / З. Р. Шушунова // Вопросы культурологии. - 2010. - N 2 (февраль). - С. 61-64. - Библиогр.: с. 64 (13 назв. ) . - ISSN 2073-9702
УДК
ББК 71.4 + 85.330
Рубрики: Культурология
   Прикладная культурология

   Музыка и зрелищные искусства

   Теория театра

Кл.слова (ненормированные):
театры -- театральная морфология -- выражение -- тексты -- вещи -- модальность -- фреймы -- тело -- экспрессивность -- коммуникация -- коммуникативная функция языка -- мизансцены -- субъекты культурной среды
Аннотация: Автор статьи актуализирует вопросы, связанные с семиозисом культурно-семиотического пространства, на примере театра как модели жизни. Исследование театральной морфологии профессионалом-режиссером приводит к объяснению позиций, связанных со взаимодействием людей в культурном мире, совершенствованием взаимодействия профессий, занимающихся вопросами действительных отношений между субъектами культурной среды.


Доп.точки доступа:
Мид, Дж. Г. (философ, социолог ; 1863-1931); Бюлер, К. Л. (психолог, лингвист ; 1879-1963); Якобсон, Р. О. (1896-1982); Кристева, Ю. (психоаналитик, писатель ; 1941-); Гофман, И. (историк); Марсель, Г. О. (философ-экзистенциалист ; 1889-1979); Лейбниц, Г. В. (математик, юрист ; 1646-1716); Мерло-Понти, М. (философ ; 1908-1961)




    Лушникова, Г. И.
    Когнитивный подход к интерпретации литературной пародии [Текст] / Г. И. Лушникова // Гуманитарные науки в Сибири. - 2009. - N 4. - С. 53-56 . - ISSN 0869-8651
УДК
ББК 83.01
Рубрики: Литературоведение
   Поэтика

Кл.слова (ненормированные):
пародия -- прототекст -- интерпретация -- декодирование -- когнитивные метафоры -- фреймы -- концепты -- сценарии
Аннотация: Основой литературной пародии является связь между текстом пародии и прототекстом, которая устанавливается только при условии возникновения определенных ассоциаций между единицами текста пародии с соответствующими страницами текста оригинала. Автор статьи делает вывод, что пародия является когнитивной метафорой, в которой представлено видение одного объекта через другой. Ведущая функция пародии заключается в том, что она переформировывает когнитивные стереотипы, способствует изменению некоторых сценариев и при определенных условиях может способствовать реконструкции базовых фреймов. Интерпретация пародии предполагает декодирование и сопоставление интенций автора пародируемого произведения и автора пародии.





    Ушакова, Нина Леонидовна.
    Когнитивно-коммуникативный подход к формированию межкультурной компетенции [Текст] / Н. Л. Ушакова // Вестник Поморского университета. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. - 2009. - N 6. - С. 171-174. - Библиогр.: с. 174
УДК
ББК 74.202 + 81.00
Рубрики: Образование. Педагогика
   Теория и методика обучения

   Языкознание

   Практическое владение языком

Кл.слова (ненормированные):
межкультурные компетенции -- межкультурное общение -- межкультурная коммуникация -- когнитивно-коммуникативный подход -- фоновые знания -- концепты -- иностранные языки -- фреймы -- обучение иностранному языку
Аннотация: В данной статье в качестве основного подхода к формированию межкультурной коммуникации рассматривается когнитивно-коммуникативный подход.





    Кубрякова, Е. С.
    Лингвокультурологический статус драмы (новое в изучении языка пьес) [Текст] / Е. С. Кубрякова, Н. Ю. Петрова // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2010. - N 2. - С. 64-73. - Библиогр.: с. 72-73
УДК
ББК 81.0
Рубрики: Языкознание
   Лингвистика текста

Кл.слова (ненормированные):
лингвистика -- когнитивная лингвистика -- художественные тексты -- драматургические произведения -- драма -- язык драмы -- пьесы -- язык пьес -- форматы знания -- фреймы -- сценические ремарки -- сэттинги
Аннотация: Рассмотрены правила построения и организации пьес с когнитивно-дискурсивной точки зрения. Предложена новая трехмерная модель формата знания пьес, получившая название "Русской матрешки".


Доп.точки доступа:
Петрова, Н. Ю.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Романова, Т. В.
    Аксиологема "казенный" в художественном и публицистическом творчестве О. Павлова [Текст] / Т. В. Романова // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2010. - N 2. - С. 74-84. - Библиогр.: с. 84
УДК
ББК 81.0 + 83.3(2Рос=Рус)6
Рубрики: Языкознание
   Лингвистика текста

   Литературоведение

   Современная русская литература

Кл.слова (ненормированные):
лингвистика -- когнитивная лингвистика -- художественные тексты -- романы -- писатели -- публицистические тексты -- языковые единицы -- фразеологические единицы -- фреймы -- семы -- аксиологемы -- концепты -- концепт казенный -- казенный (языкознание)
Аннотация: Рассмотрен аксиологический смысл определения "казенный", его роль в концептуальной структуре художественных и публицистических текстов О. Павлова.


Доп.точки доступа:
Павлов, О.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Кулькова, М. А.
    Паремиологическая интерпретация деонтических ситуаций разрешения (на приеме фреймового анализа текстов народных примет) [Текст] / М. А. Кулькова // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2010. - N 2. - С. 91-94. - Библиогр.: с. 94
УДК
ББК 81.0 + 81.2Рус + 81.2
Рубрики: Языкознание
   Лингвистика текста

   Русский язык

   Германские языки

Кл.слова (ненормированные):
лингвистика -- когнитивная лингвистика -- немецкий язык -- концепты -- фреймы -- речевые акты -- пермиссивы -- паремии -- народные приметы
Аннотация: Рассмотрены способы репрезентации деонических значений разрешения на примере русских и немецких паремий.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Бершадский, Михаил Евгеньевич (канд. пед. наук).
    Использование методов интеллект-карт и карт понятий для внешнего мониторинга образовательного процесса [Текст] / М. Е. Бершадский // Педагогические технологии. - 2010. - N 1. - С. 16-49 : 20 схем, рис. - Библиогр. в сносках: 22 назв.
УДК
ББК 74.202
Рубрики: Образование. Педагогика
   Теория и методика обучения

Кл.слова (ненормированные):
метод интеллект-карт -- интеллект-карты -- метод карт понятий -- карты понятий -- когнитивные карты -- внешний мониторинг образовательного процесса -- мониторинг образовательного процесса -- образовательный процесс -- когнитивные схемы -- виды когнитивных схем -- пантомимические схемы -- эмоциональные карты -- звуковые карты -- карты запахов -- семантические фреймы -- семантические сети -- ассоциативные сети -- построение интеллект-карт
Аннотация: В статье рассмотрены когнитивные основы технологии внешнего мониторинга образовательного процесса, психологические основания, законы построения, направления применения метода интеллект-карт и карт понятий.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Федоров, Виталий Викторович (канд. филолог. наук).
    Общественно-политическая речь как основа риторического направления современной англо-американской публицистики [Текст] = Political Public Speech: Basis for Rhetorical Trend in Anglo-American Journalism / Федоров В. В. // Вестник Университета Российской Академии Образования. - 2010. - N 1. - С. 65-69. - Библиогр.: с. 69 (3 назв. ) . - ISSN 2072-5833
УДК
ББК 83.3(7)
Рубрики: Литературоведение
   Литература Америки

Кл.слова (ненормированные):
жанры литературы -- публицистика -- англо-американская публицистика -- общественно-политическая речь -- политическая речь -- нобелевские лауреаты -- тексты выступлений -- американские писатели -- аргументация -- виды аргументации -- аргументация с опорой на эмоциональную память -- аргументация с опорой на сенсорные поля -- аргументация с опорой на фреймы -- аргументация с опорой на роли -- экспрессивный синтаксис -- экспрессивность -- риторика
Аннотация: Описываются основные особенности структуры и содержания риторических жанров современной англо-американской публицистики. На примере анализа текста речи американского писателя У. Фолкнера, произнесенной на церемонии вручения ему Нобелевской премии в области литературы, выявляются понятийные и контентные параметры, позволяющие относить подобного рода тексты к разряду публицистики, и в тоже время рассматривать их в качестве самостоятельного направления в пределах единого стилистического регистра.


Доп.точки доступа:
Фолкнер, У. (американский писатель)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)