Рогозин, Олег Васильевич (канд. техн. наук ; доц.). Применение фреймовой модели представления знаний на примере решения задачи Эйнштейна [Текст] = Application of Frame Model of Representation of Knowledge on an Example of the Decision of a Problem of Einstein / О. В. Рогозин> // Качество. Инновации. Образование. - 2008. - N 4. - С. 8-14 : 4 рис.
Рубрики: Образование. Педагогика Применение вычислительной техники в педагогике Кл.слова (ненормированные): фреймы -- фреймовые модели -- программные модули -- объектно-ориентированное программирование -- обучение -- методы обучения -- задача Эйнштейна -- Эйнштейна задача Аннотация: Автор рассматривает применение фреймовой модели на примере разработки программного модуля решения задачи Эйнштейна. |
Сорокоумов, С. П. Формирование профессиональных компетенций студентов при использовании интегративно-модульного обучения [Текст] / С. П. Сорокоумов> // Интеграция образования. - 2008. - N 4. - С. 9-13 : табл. - Библиогр.: c. 13 (3 назв. ) . - ISSN 1991-9468
Рубрики: Высшее профессиональное образование Образование. Педагогика Теория и методика обучения Кл.слова (ненормированные): вертикальные векторы интеграции -- горизонтальные векторы интеграции -- интегративно-модульное обучение -- межпредметная интеграция -- профессиональные компетенции студентов -- студенты -- таксоны -- учебные модули -- фреймы -- модернизация образования Аннотация: Формирование у студентов профессиональной компетенции предполагает объединение сквозной целью всех предметов блока ОПД и СД. Автором статьи предлагается осуществлять отбор содержания обучения за счет фреймов (единиц знания), объединенных в таксоны (информационные пакеты), внутри которых четко обозначены горизонтальные векторы интеграции. Подобная структуризация, характерная для интегративно-профильного обучения, приведет учебно-научный материал в систему, которая позволит будущему специалисту ориентироваться в информационном пространстве изучаемого предмета. |
Губанов, А. С. Использование баз знаний в обучающем процессе [Текст] / А. С. Губанов> // Информатизация образования. - 2009. - N 1. - С. 56-63. - Библиогр.: с. 63 (6 назв. )
Рубрики: Образование. Педагогика Применение вычислительной техники в педагогике Информатика Информационные системы с базами знаний Кл.слова (ненормированные): персональные компьютеры -- компьютерные программы -- обучающие программы -- базы данных -- базы знаний -- образовательные процессы -- обучающие процессы -- модели представления знаний -- продукционная модель -- информационные технологии -- учебные курсы -- фреймы -- фреймовые модели -- фреймовая база знаний Аннотация: Возможность использования моделей представления знаний в обучающем процессе. |
Белошапкова, Т. В. Когнитивно-дискурсивная парадигма лингвистического знания: взгляд на природу категории аспектуальности [Текст] / Т. В. Белошапкова> // Вестник Университета Российской академии образования. - 2008. - N 1. - С. 99-100. - Библиогр.: с. 100 (11 назв. )
Рубрики: Языкознание Общее языкознание Кл.слова (ненормированные): когнитивная лингвистика -- аспектуальность (лингвистика) -- концепты-примитивы -- фреймы -- когнитивные модели Аннотация: Статья написана в русле когнитивной лингвистики. Категория аспектуальности рассматривается как набор девяти концептов-примитивов, служащих для модификации ситуации и передающихся в языке тремя типами фреймов (поверхностным синтаксическим, поверхностным семантическим и тематическим), осмысление которых происходит с помощью трех когнитивных моделей (пропозициональной, образно-схематической, метафорической). |
Дьяченко, Татьяна Дмитриевна. Специфика аналитической репрезентации фрейма "Потребление пищи и жидкости" в английском языке [Текст] / Т. Д. Дьяченко> // Вестник Поморского университета. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. - 2009. - N 1. - С. 80-84
Рубрики: Языкознание Лексикология Кл.слова (ненормированные): когнитивная семантика -- когнитивная лингвистика -- аналитическая конструкция -- английский язык -- фреймы -- глаголы -- репрезентации Аннотация: В статье рассматриваются аналитические средства отражения на языковом уровне концептуального содержания фрейма "Потребление пищи и жидкости". Исследуются компоненты фрейма и способы их вербализации. |
Казанцев, Александр Иосифович (канд. филол. наук, доц. каф. рус. яз. как иностр.). Милитарная метафора в современном рекламном тексте [Текст] / А. И. Казанцев> // Вестник Челябинского государственного университета. - 2008. - N 3. - С. 55-60. - Библиогр.: с. 60 (4 назв. ) . - ISSN 1994-2796
Рубрики: Языкознание Лингвистика текста Кл.слова (ненормированные): метафора -- рекламные тексты -- метафорические модели -- теория метафоры -- реклама -- фреймы Аннотация: Представлена классификация основных разрядов метафоры рекламных текстов, опубликованных за последние пять лет. Показано, что социальная сфера является наиболее активным донором метафорических моделей, а рекламные тексты часто строятся на основе таких концептов, как война, спорт и игра, власть, религия. Детально анализируются фреймы метафорической модели "Рекламная кампания - это непрекращающаяся война". |
Эмер, Ю. А. Пространственная составляющая фольклорной концептосферы [Текст] / Ю. А. Эмер> // Сибирский филологический журнал. - 2008. - N 4. - С. 12-19 . - ISSN 1813-7083
Рубрики: Фольклор Общие вопросы фольклора Кл.слова (ненормированные): концептосфера -- фольклорная концептосфера -- миромоделирующая функция -- жанры -- концепты -- лирические песни -- фреймы Аннотация: В статье представлены результаты исследования миромоделирующей функции пространственной компоненты фрейма измена в лирической песне. |
Агагюлова, С. И. (ассистент кафедры английского языка для гуманитарных специальностей, аспирантка кафедры английской филологии и современных технологий обучения Астраханского государственного университета). Структурные признаки концепта "интернет" [Текст] / С. И. Агагюлова> // Гуманитарные исследования. - 2009. - N 3 (31). - С. 10-15. - Библиогр.: с. 14-15 (16 назв. ) . - ISSN 1818-4936
Рубрики: Языкознание Теория и философия языка Кл.слова (ненормированные): структуры -- фреймы -- концепты -- определения -- системы -- функции -- характеристики Аннотация: В данной статье автор проводит понятийный анализ концепта "интернет", который предполагает выявление его конструктивных признаков, отраженных в словарных дефинициях, и определение его системных связей с другими концептами. |
Шмелева, Ольга Юрьевна. Лингвистические способы эксплуатации концептосферы "страхование" [Текст] / О. Ю. Шмелева> // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2009. - N 3. - С. 72-77. - Библиогр.: с. 77 (2 назв. )
Рубрики: Языкознание--Россия Германские языки Кл.слова (ненормированные): концепты -- концептосферы -- фреймы -- терминологические фреймы -- терминосистемы -- лексические группы -- лексические репрезентации -- экономическая коммуникация -- терминология языков -- страхование Аннотация: В настоящее время особую актуальность приобретает изучение терминологии языка экономической коммуникации, одну из подструктур, которого составляет терминосистема "страхование". |
Цыцаркина, Наталья Николаевна (канд. филол. наук, доц. каф. англ. филологии Кург. гос. ун-та, докторант каф. англ. филологии РГПУ им. А. И. Герцена). Фрейм "социальный конфликт", его структура и репрезентация в современном английском языке [Текст] / Н. Н. Цыцаркина> // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - N 13. - С. 138-141. - Библиогр. в примеч. . - ISSN 1994-2796
Рубрики: Языкознание--Россия, 21 в. Германские языки Кл.слова (ненормированные): конфликты -- социальные конфликты -- концепты -- сценарии -- агенс -- предикат -- контрагенс -- фреймы -- пропозициональные фреймы -- английский язык Аннотация: Фрейм рассматривается как структура данных для представления стереотипной ситуации, вид сложного концепта. Особое внимание уделяется иерархической организации данного фрейма, а также его репрезентации в тексте. |
Стецюра, Людмила Викторовна (ст. преподаватель нем. и лат. яз. каф. иностр. яз. Челяб. гос. мед. акад., аспирант каф. нем. яз. Челяб. гос. ун-та). Военная метафора как средство репрезентации концепта "организм человека" в профессиональной картине мира медика [Текст] / Л. В. Стецюра> // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - N 13. - С. 122-125. - Библиогр. в примеч. . - ISSN 1994-2796
Рубрики: Языкознание--Россия, 20 в.; 21 в. Лексикология Социолингвистика Кл.слова (ненормированные): концепты -- метафоры -- военная метафора -- профессиональная картина мира -- фреймы -- медики -- медицина -- метафорические модели -- организм человека -- лексика -- речевое поведение Аннотация: Рассматривается метафорическая модель "организм человека - поле битвы". Военная метафора является ярким представителем данной модели и служит средством репрезентации исследуемого концепта. |
Евсеева, И. В. Словообразовательное гнездо как вопросно-ответное диалогическое единство [Текст] / И. В. Евсеева> // Сибирский филологический журнал. - 2009. - N 3. - С. 103-110. - Библиогр.: с. 109-110 . - ISSN 1813-7083
Рубрики: Языкознание Лексикология Кл.слова (ненормированные): словообразование -- словообразовательные гнезда -- диалогические единицы -- диалоги -- диалогическое единство -- вопросно-ответное диалогическое единство -- хранение информации -- фреймы Аннотация: В статье показано, что словообразовательное гнездо, характеризуемое как вопросно-ответное диалогическое единство и являющееся единицей хранения информации, построено по принципу фрейма. Все единицы гнезда представляют собой взаимосвязанные фрагменты единого мыслительного комплекса. Эта связь поддерживается посредством формирования в гнезде минимальной диалогической единицы. |
Шушунова, Зитта Рафаэловна (режиссер Центра эстетического воспитания "Золотой Петушок"). Роль и значение мизансцены в культурно-семиотическом пространстве театра [Текст] / З. Р. Шушунова> // Вопросы культурологии. - 2010. - N 2 (февраль). - С. 61-64. - Библиогр.: с. 64 (13 назв. ) . - ISSN 2073-9702
Рубрики: Культурология Прикладная культурология Музыка и зрелищные искусства Теория театра Кл.слова (ненормированные): театры -- театральная морфология -- выражение -- тексты -- вещи -- модальность -- фреймы -- тело -- экспрессивность -- коммуникация -- коммуникативная функция языка -- мизансцены -- субъекты культурной среды Аннотация: Автор статьи актуализирует вопросы, связанные с семиозисом культурно-семиотического пространства, на примере театра как модели жизни. Исследование театральной морфологии профессионалом-режиссером приводит к объяснению позиций, связанных со взаимодействием людей в культурном мире, совершенствованием взаимодействия профессий, занимающихся вопросами действительных отношений между субъектами культурной среды. Доп.точки доступа: Мид, Дж. Г. (философ, социолог ; 1863-1931); Бюлер, К. Л. (психолог, лингвист ; 1879-1963); Якобсон, Р. О. (1896-1982); Кристева, Ю. (психоаналитик, писатель ; 1941-); Гофман, И. (историк); Марсель, Г. О. (философ-экзистенциалист ; 1889-1979); Лейбниц, Г. В. (математик, юрист ; 1646-1716); Мерло-Понти, М. (философ ; 1908-1961) |
Лушникова, Г. И. Когнитивный подход к интерпретации литературной пародии [Текст] / Г. И. Лушникова> // Гуманитарные науки в Сибири. - 2009. - N 4. - С. 53-56 . - ISSN 0869-8651
Рубрики: Литературоведение Поэтика Кл.слова (ненормированные): пародия -- прототекст -- интерпретация -- декодирование -- когнитивные метафоры -- фреймы -- концепты -- сценарии Аннотация: Основой литературной пародии является связь между текстом пародии и прототекстом, которая устанавливается только при условии возникновения определенных ассоциаций между единицами текста пародии с соответствующими страницами текста оригинала. Автор статьи делает вывод, что пародия является когнитивной метафорой, в которой представлено видение одного объекта через другой. Ведущая функция пародии заключается в том, что она переформировывает когнитивные стереотипы, способствует изменению некоторых сценариев и при определенных условиях может способствовать реконструкции базовых фреймов. Интерпретация пародии предполагает декодирование и сопоставление интенций автора пародируемого произведения и автора пародии. |
Ушакова, Нина Леонидовна. Когнитивно-коммуникативный подход к формированию межкультурной компетенции [Текст] / Н. Л. Ушакова> // Вестник Поморского университета. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. - 2009. - N 6. - С. 171-174. - Библиогр.: с. 174
Рубрики: Образование. Педагогика Теория и методика обучения Языкознание Практическое владение языком Кл.слова (ненормированные): межкультурные компетенции -- межкультурное общение -- межкультурная коммуникация -- когнитивно-коммуникативный подход -- фоновые знания -- концепты -- иностранные языки -- фреймы -- обучение иностранному языку Аннотация: В данной статье в качестве основного подхода к формированию межкультурной коммуникации рассматривается когнитивно-коммуникативный подход. |
Кубрякова, Е. С. Лингвокультурологический статус драмы (новое в изучении языка пьес) [Текст] / Е. С. Кубрякова, Н. Ю. Петрова> // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2010. - N 2. - С. 64-73. - Библиогр.: с. 72-73
Рубрики: Языкознание Лингвистика текста Кл.слова (ненормированные): лингвистика -- когнитивная лингвистика -- художественные тексты -- драматургические произведения -- драма -- язык драмы -- пьесы -- язык пьес -- форматы знания -- фреймы -- сценические ремарки -- сэттинги Аннотация: Рассмотрены правила построения и организации пьес с когнитивно-дискурсивной точки зрения. Предложена новая трехмерная модель формата знания пьес, получившая название "Русской матрешки". Доп.точки доступа: Петрова, Н. Ю. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Романова, Т. В. Аксиологема "казенный" в художественном и публицистическом творчестве О. Павлова [Текст] / Т. В. Романова> // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2010. - N 2. - С. 74-84. - Библиогр.: с. 84
Рубрики: Языкознание Лингвистика текста Литературоведение Современная русская литература Кл.слова (ненормированные): лингвистика -- когнитивная лингвистика -- художественные тексты -- романы -- писатели -- публицистические тексты -- языковые единицы -- фразеологические единицы -- фреймы -- семы -- аксиологемы -- концепты -- концепт казенный -- казенный (языкознание) Аннотация: Рассмотрен аксиологический смысл определения "казенный", его роль в концептуальной структуре художественных и публицистических текстов О. Павлова. Доп.точки доступа: Павлов, О. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Кулькова, М. А. Паремиологическая интерпретация деонтических ситуаций разрешения (на приеме фреймового анализа текстов народных примет) [Текст] / М. А. Кулькова> // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2010. - N 2. - С. 91-94. - Библиогр.: с. 94
Рубрики: Языкознание Лингвистика текста Русский язык Германские языки Кл.слова (ненормированные): лингвистика -- когнитивная лингвистика -- немецкий язык -- концепты -- фреймы -- речевые акты -- пермиссивы -- паремии -- народные приметы Аннотация: Рассмотрены способы репрезентации деонических значений разрешения на примере русских и немецких паремий. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Бершадский, Михаил Евгеньевич (канд. пед. наук). Использование методов интеллект-карт и карт понятий для внешнего мониторинга образовательного процесса [Текст] / М. Е. Бершадский> // Педагогические технологии. - 2010. - N 1. - С. 16-49 : 20 схем, рис. - Библиогр. в сносках: 22 назв.
Рубрики: Образование. Педагогика Теория и методика обучения Кл.слова (ненормированные): метод интеллект-карт -- интеллект-карты -- метод карт понятий -- карты понятий -- когнитивные карты -- внешний мониторинг образовательного процесса -- мониторинг образовательного процесса -- образовательный процесс -- когнитивные схемы -- виды когнитивных схем -- пантомимические схемы -- эмоциональные карты -- звуковые карты -- карты запахов -- семантические фреймы -- семантические сети -- ассоциативные сети -- построение интеллект-карт Аннотация: В статье рассмотрены когнитивные основы технологии внешнего мониторинга образовательного процесса, психологические основания, законы построения, направления применения метода интеллект-карт и карт понятий. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Федоров, Виталий Викторович (канд. филолог. наук). Общественно-политическая речь как основа риторического направления современной англо-американской публицистики [Текст] = Political Public Speech: Basis for Rhetorical Trend in Anglo-American Journalism / Федоров В. В.> // Вестник Университета Российской Академии Образования. - 2010. - N 1. - С. 65-69. - Библиогр.: с. 69 (3 назв. ) . - ISSN 2072-5833
Рубрики: Литературоведение Литература Америки Кл.слова (ненормированные): жанры литературы -- публицистика -- англо-американская публицистика -- общественно-политическая речь -- политическая речь -- нобелевские лауреаты -- тексты выступлений -- американские писатели -- аргументация -- виды аргументации -- аргументация с опорой на эмоциональную память -- аргументация с опорой на сенсорные поля -- аргументация с опорой на фреймы -- аргументация с опорой на роли -- экспрессивный синтаксис -- экспрессивность -- риторика Аннотация: Описываются основные особенности структуры и содержания риторических жанров современной англо-американской публицистики. На примере анализа текста речи американского писателя У. Фолкнера, произнесенной на церемонии вручения ему Нобелевской премии в области литературы, выявляются понятийные и контентные параметры, позволяющие относить подобного рода тексты к разряду публицистики, и в тоже время рассматривать их в качестве самостоятельного направления в пределах единого стилистического регистра. Доп.точки доступа: Фолкнер, У. (американский писатель) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |