Борисов, С. В.
    Что такое философия? Или пропедевтика ко всякой прошлой и будущей метафизике... [Текст] : основания философ. рефлексии / С. В. Борисов // Социум и власть. - 2009. - N 4. - С. 85-89. - Библиогр.: с. 89 (7 назв. ) . - ISSN 1996-0522
УДК
ББК 87.22
Рубрики: Философия
   Теория познания

Кл.слова (ненормированные):
философствование -- философская рефлексия -- мышление -- философские диалоги
Аннотация: Основаниями философской рефлексии являются: удивление, сомнение и переживание экзистенциальных состояний жизненного опыта. Предельные философские вопросы обеспечивают, с одной стороны, рефлексию по поводу проблемных зон "знания-незнания", с другой - саморефлексию по поводу "Я", как границы и горизонта самой способности мыслить. В философском диалоге участвуют: Ignorant (профан), Doctor (ученый) и Мыслители прошлого и современности, оставившие наиболее заметный след в философии.


Доп.точки доступа:
Ignorant; Doctor; Шарден, П. Т. де; Ясперс, К.; Хайдеггер, М.; Мамардашвили, М. К.; Блаженный, Августин




    Полтавец, Елена Юрьевна (кандидат филологических наук).
    "Война и мир" Л. Н. Толстого на фоне религиозно-дидактического эпоса [Текст] / Е. Ю. Полтавец // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2014. - № 4. - С. 101-122. - Библиогр. в примеч. . - ISSN 0201-7385
УДК
ББК 83.01
Рубрики: Литературоведение
   Поэтика

Кл.слова (ненормированные):
религиозно-дидактический эпос -- древнеиндийский эпос -- романы -- эпосы -- русская литература -- поэмы -- древнеиндийские поэмы -- философские диалоги -- жанровая типология
Аннотация: "Война и мир" Л. Н. Толстого рассматривается на фоне "Махабхараты" и ее главной философской части, "Бхагавадгиты". Религиозно-дидактический эпос, такой как "Махабхарата", предлагается в качестве наиболее убедительного типологического аналога "Войны и мира", особенно с точки зрения структуры батальных эпизодов и философских диалогов. Поставлен вопрос и о некоторых других эпических параллелях и мотивах.


Доп.точки доступа:
Толстой, Л. Н. (русский писатель ; 1828-1910)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)


821.161.1.09"18"
Ю 72


    Юрина, Наталья Геннадьевна (кандидат филологических наук).
    "Вечера в Каире" В. С. Соловьева и Д. Н. Цертелева как философский диалог [Текст] / Н. Г. Юрина // Вестник Томского государственного университета. Филология. - 2015. - № 1 (33). - С. 169-180. - Библиогр.: с. 179 (15 назв.) . - ISSN 1998-6645
УДК
ББК 83.3(2Рос=Рус)5 + 83.2
Рубрики: Литературоведение
   Русская литература XIX в.

   Анализ литературного произведения. Литературная критика

Кл.слова (ненормированные):
русские поэты -- публицисты -- философы -- литературные произведения -- жанры -- диалог -- платоновский диалог -- философские диалоги -- драматизм -- ирония -- литературные традиции
Аннотация: Жанровая специфика произведения "Вечера в Каире", написанного Владимиром Сергеевичем Соловьевым в соавторстве с Дмитрием Николаевичем Цертелевым. Автор находит в нем признаки и черты философского диалога, восходящего к платоновскому диалогу.


Доп.точки доступа:
Соловьев, Владимир Сергеевич (русский философ ; 1853-1900); Цертелев, Дмитрий Николаевич (русский поэт ; 1852-1911); Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева (Саранск)




    Ощепков, Иван Владимирович (научный сотрудник).
    Поздняя диалектика Платона. Общая характеристика [Текст] / И. В. Ощепков // Вопросы философии. - 2016. - № 1. - С. 105-118. - Библиогр.: с. 115-116. - Примеч.: с. 116-118 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.3(0)
Рубрики: Философия
   Всемирная история философии

Кл.слова (ненормированные):
история философии -- древнегреческая философия -- диалектический метод -- платоновский диалектический метод -- теория припоминания -- диалоги -- философские диалоги
Аннотация: В статье дается общий анализ платоновского диалектического метода позднего периода. Рассматриваются три его составляющие: а также связь между ними. В качестве основы для анализа взят отрывок из диалога "Софист", а также привлекаются материалы из других диалогов. Высказывается предположение, что диалектический метод отнюдь не сводится только к родовидовому членению, но представляет собой более сложный процесс, являясь, по сути, развитием теории припоминания.


Доп.точки доступа:
Платон (древнегреческий философ ; 427-347 до н. э.)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Вевюрко, Илья Сергеевич (кандидат философских наук; старший преподаватель).
    Иудео-эллинистическая религиозная антропология в диалоге мудрецов из "Письма Аристея" [Текст] / И. С. Вевюрко // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2016. - № 3. - С. 96-108. - Библиогр.: с. 107-108. - Примеч. в сносках . - ISSN 0201-7385
УДК
ББК 86.37 + 86.2
Рубрики: Религия. Мистика. Свободомыслие
   Христианство в целом

   Религиоведение

Кл.слова (ненормированные):
антропология -- калокагатия -- иудаизм -- эллинизм -- философские диалоги -- промысл Божий -- Божий промысл -- судьба -- человеческое совершенство -- добродетель -- власть -- воспитание -- религиозная антропология
Аннотация: Проанализированы основные антропологические темы из "Письма Аристея", построенные в форме диалога мудрецов: промысл, судьба, человеческое совершенство, добродетель, власть и воспитание.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Бутай, Дмитрий Владимирович (кандидат философских наук; доцент).
    Платон и его религия. К интерпретации диалога "Эвтифрон" [Текст] / Д. В. Бутай // Вопросы философии. - 2019. - № 8. - С. 168-184. - Библиогр.: с. 184. - Примеч.: с. 182-184 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.3(0)
Рубрики: Философия
   Всемирная история философии

Кл.слова (ненормированные):
история философии -- древнегреческая философия -- религиозная философия -- диалоги -- философские диалоги -- эпистемология -- трактовка платоновских диалогов -- теология -- христианская теология -- логика -- благочестие -- боги
Аннотация: В статье подробно анализируются теологическое, логическое и эпистемологическое содержание диалога Платона "Эвтифрон". С середины XIX в. адекватной интерпретации "Эвтифрона" препятствовали представления о том, что данный диалог относится к так называемым ранним платоновским сочинениям, которые якобы отражают "сократический" период развития платоновской мысли. В силу этого логическим и в особенности теологическим взглядам, присутствующим в данном диалоге, не уделялось достаточного внимания. Истолкователи, комментаторы, исследователи не брезговали и откровенным смещением исторических и религиозных акцентов, предлагая трактовать "дело богов", о котором идет речь в ключевом месте "Эвтифрона", как некое предвосхищение христианской теологии Апостола Павла. В результате ясная и последовательная картина богословских взглядов Платона, укорененная в его религиозном и философском миросозерцании, превращалась в странный и противоречивый набор плохо продуманных фрагментов. Исходя из "унитаристской гипотезы", активно привлекая важные и релевантные пассажи из других платоновских диалогов, которые обычно считаются "более поздними", автор пытается показать, что данный диалог содержит те же представления о благочестии и богах, которые без труда можно найти, например, в "Меноне" и "Законах... ".


Доп.точки доступа:
Платон (древнегреческий философ ; 428 или 427 до н. э.-348 или 347 до н. э.)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Баженова, Елена Альбертовна (кандидат юридических наук; доцент).
    Об аутентичности мифа Протагора и его роли в диалоге Платона "Протагор" [Текст] / Е. А. Баженова // Сибирский философский журнал. - 2019. - Т. 17, № 1. - С. 176-183. - Библиогр.: с. 182-183. - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru
УДК
ББК 87.3(0)
Рубрики: Философия
   Всемирная история философии

Кл.слова (ненормированные):
мифы -- софисты -- диалоги -- философские диалоги -- сатирические изображения -- древнегреческие философы -- античные философы -- драматургические особенности
Аннотация: Анализ мифа Протагора из одноименного диалога Платона, его исторической основы и драматургических особенностях.


Доп.точки доступа:
Протагор (древнегреческий философ ; ок. 485-410 гг. до н.э.); Платон (древнегреческий философ ; ок. 427-347 гг. до н.э.)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Блажкина, Анастасия Юрьевна (кандидат философских наук; старший научный сотрудник).
    Философская ценность конфуцианского трактата "Кун-цзы цзя юй" [Текст] / А. Ю. Блажкина // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Философия. - 2021. - Т. 25, № 2. - С. 276-287. - Библиогр.: с. 285-286 (17 назв.). - Примеч. в сносках. - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://www.elibrary.ru
УДК
ББК 87.3(4/8)
Рубрики: Философия
   Философия зарубежных стран--Китай

Кл.слова (ненормированные):
авторство -- аутентичность текстов -- беседы -- датировка произведений -- древние тексты -- конфуцианство -- письменные памятники -- политическая философия -- раннее конфуцианство -- содержание трактатов -- тематика трактатов -- трактаты -- ученые -- философские диалоги -- эпоха Великого Единения -- эпоха Сун -- эпоха Троецарствия -- эпоха Хань -- этика
Аннотация: Выявляется философская ценность конфуцианского трактата "Кун-цзы цзя юй", рассматриваются вопросы, имеющие важное теоретическое значение для истории мировой синологии. Исследование "Кун-цзы цзя юй" представляется автору актуальной научной задачей, решение которой способствует расширению арсенала синологического философского знания, а также диалогу философских культур Востока и Запада. Представлены диспуты вокруг авторства и времени написания данного трактата.


Доп.точки доступа:
Конфуций (китайский мыслитель; философ ; 551 г. до н. э. - 479 до н. э.); Кун, Аньго (конфуцианский ученый; каноновед ; II в. до н. э.); Ван, Су (ученый-конфуцианец ; 195-256); Чжэн, Сюань (ученый-конфуцианец ; 127-200); Янь, Шигу (литератор; лингвист ; 581-645)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)