Маланов, С. В.
    Влияние синтаксической организации языковых средств на эффективность актуализации умственных действий [Текст] / Маланов С. В. // Мир психологии. - 2009. - N 2. - С. 140-147. - Библиогр.: с. 147 (20 назв. )
УДК
ББК 88.35
Рубрики: Психология
   Психические процессы и состояния

Кл.слова (ненормированные):
языковые среды -- грамматические средства языка -- речевые действия -- умственные операции -- умственные действия
Аннотация: Рассматриваются закономерности влияния грамматической структуры высказываний (предложений) на эффективность актуализации умственных операций и действий у субъекта.





    Гальперин, П. Я.
    О формировании умственных действий и понятий [Текст] : к докладу / П. Я. Гальперин // Культурно-историческая психология. - 2010. - N 3. - С. 110-114.
УДК
ББК 88.35
Рубрики: Психология
   Психические процессы и состояния

Кл.слова (ненормированные):
исследования -- интеллект -- умственные действия -- совокупность умений -- понятия -- образы
Аннотация: Доклад был подготовлен в 1955 г. Публикуются рукописные материалы автора.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Степанова, М. А. (кандидат психологических наук).
    Нить Ариадны в лабиринте психической жизни [Текст] : (комментарии к выступлению П. Я. Гальперина) / М. А. Степанова // Культурно-историческая психология. - 2010. - N 3. - С. 115-119. . - Библиогр.: с. 118
УДК
ББК 88.35
Рубрики: Психология
   Психические процессы и состояния

Кл.слова (ненормированные):
комментарии -- умственные действия -- теория поэтапного формирования умственных действий -- история психологии -- психика -- методы психологических исследований
Аннотация: Комментарии Марины Анатольевны Степановой к выступлению П. Я. Гальперина на Юбилейной сессии, которая проходила 9-13 мая 1955 года в г. Москве, посвященной 200-летию Московского государственного университета.


Доп.точки доступа:
Гальперин, П. Я. (доцент)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Маланов, С. В.
    Генезис и функциональная организация мышления в контексте системно-деятельностного культурно-исторического подхода [Текст] / С. В. Маланов // Мир психологии. - 2012. - № 3. - С. 198-211. - Библиогр.: с. 210-211 (32 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки http://elibrary.ru
УДК
ББК 88.37
Рубрики: Психология
   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
мышление -- интуиция -- операции -- понятие -- рефлексивность -- умственные действия -- умственные операции -- мыслительные действия -- мыслительные операции
Аннотация: Рассматриваются знаково-символические средства в развитии мышления человека, умственные мыслительные действия и операции как обобщенные способы ориентировки на основе установления межпредметных отношений и связей. Обсуждаются эмпирические и теоретические формы мышления, рефлексивность и интуиция в организации умственных (мыслительных) операций и действий.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Купцова, Наталья Вадимовна.
    Младший школьный возраст: развитие умственного действия систематизации [Текст] / Н. В. Купцова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. - 2012. - Вып. 4. - С. 65-68 : рис. - Библиогр. в примеч. - Примеч.: с. 68 . - ISSN 1814-733X
УДК
ББК 88.8
Рубрики: Психология
   Детская психология

Кл.слова (ненормированные):
школьники -- младшие школьники -- возраст -- умственные действия -- систематизация -- решение задач -- многоугольные геометрические фигуры
Аннотация: Исследуется связь между возрастом младшего школьника и успешностью решения им задач на систематизацию многоугольных геометрических фигур.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Максутова, Наталья Григорьевна (кандидат психологических наук).
    Психодрама как метод обучения взрослых. Чему? [Текст] / Н. Г. Максутова // Журнал практического психолога. - 2011. - № 4: Специальный выпуск "Психодрама в практике". - С. 75-98 : 2 табл. - Библиогр.: с. 97-98 (6 назв.) . - ISSN 1990-9349
УДК
ББК 88.40
Рубрики: Психология
   Педагогическая психология взрослых

Кл.слова (ненормированные):
психодрама -- концепции обучения -- ассоциативно-рефлекторное обучение -- умственные действия -- процессы обучения -- обучение взрослых -- усвоение информации -- наблюдение -- рефлексия -- абстрактная концептуализация -- активное экспериментирование -- обучение через действие -- обучение через опыт -- некогнитивное научение -- андрагогика -- интерактивные методы обучения -- игровые методы обучения -- психодраматические техники
Аннотация: Психодрама рассмотрена в качестве метода обучения взрослых. Описаны психодраматические техники, чаще всего применяемые в обучении.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Маланов, Сергей Владимирович.
    Функциональная организация мышления и генезис установления пространственно-временных и предметно-семантических отношений [Текст] / С. В. Маланов // Мир психологии. - 2014. - № 1. - С. 53-67. - Библиогр.: с. 65-67 (31 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки (http://elibrary.ru)
УДК
ББК 88.37
Рубрики: Психология
   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
мышление -- умственные действия -- предметно-практические действия -- языковые средства -- организация мышления -- сравнительные суждения -- пространственно-временные отношения -- предметно-семантические отношения -- дошкольники -- школьники
Аннотация: Рассматриваются вопросы генезиса и функциональной структуры мышления. Приводятся результаты эмпирических исследований развития у дошкольников и школьников умений устанавливать пространственно-временные и предметно-семантические отношения. В качестве независимых переменных используются сравнительные суждения, задаваемые с помощью речевых указаний. Результаты выполнения предметно-практических и умственных действий выступают в качестве зависимых переменных.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Айламазьян, Аида Меликовна.
    Проблема исследования в культурно-исторической и деятельностной школе психологии [Текст] / А. М. Айламазьян // Мир психологии. - 2014. - № 3. - С. 63-82. - Библиогр.: с. 81-82 (21 назв.)
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
культурно-историческая психология -- теория деятельности -- умственные действия -- экспериментально-генетические методы -- объективно-аналитические методы -- внутреннее действие -- сенсорное действие
Аннотация: Был проведен теоретический анализ проблемы метода исследования в культурно-историческом и деятельностном подходах. Показано, что культурно-историческая психология обладает не только оригинальной теорией, но и собственной методологией эмпирического исследования.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Шабельников, Виталий Константинович.
    Формирование умственных действий - путь к познанию самоорганизующихся функциональных систем [Текст] / В. К. Шабельников // Вестник РГГУ. Серия "Психология. Педагогика. Образование". - 2015. - № 2. - С. 62-78. - Библиогр.: с. 77-78 . - ISSN 2073-6398
УДК
ББК 88.35
Рубрики: Психология
   Психические процессы и состояния

Кл.слова (ненормированные):
детерминация психики -- интеллектуальная деятельность -- культурно-историческая психология -- психика -- самоорганизующиеся функциональные системы -- субъектность -- умственные действия -- функциональные системы
Аннотация: О формировании умственных действий в контексте культурно-исторической психологии.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Семенов, Игорь Никитович.
    Развитие научно-педагогической деятельности П. Я. Гальперина [Текст] : к 115-летию со дня рождения / И. Н. Семенов // Мир психологии. - 2017. - № 4. - С. 281-297. - Библиогр.: с. 293-297 (49 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru
УДК
ББК 88.37
Рубрики: Психология
   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
биографии -- умственные действия -- усвоение знаний -- научные понятия -- учебные задачи -- задачи на соображение -- творческое мышление -- деятельность -- программированное обучение
Аннотация: В статье дается общая характеристика научно-педагогического творчества П. Я. Гальперина, выделяются основные направления исследовательской деятельности его научной школы и кратко анализируется изучение в ней проблематики формирования творческого мышления с учетом его рефлексивных механизмов.


Доп.точки доступа:
Гальперин, П. Я. (психолог ; 1902-1988)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Гальперин, П. Я.
    Опыт изучения формирования умственных действий [Текст] / П. Я. Гальперин // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2017. - № 4. - С. 3-20 . - ISSN 0137-0936
УДК
ББК 88.36
Рубрики: Психология
   Психология деятельности

Кл.слова (ненормированные):
биографии психологов -- материальные действия -- освоение действия -- освоение речи -- поэтапное формирование действий -- психологи -- слышимая речь -- умственные действия -- формирование умственных действий
Аннотация: Публикуется текст доклада П. Я. Гальперина на Всесоюзном совещании по психологии, проходившем в Академии педагогических наук РСФСР в 1953 г. В этом докладе впервые в целостной форме представлены основы его всемирно известного сегодня метода планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий.


Доп.точки доступа:
Гальперин, П. Я. (психолог ; 1902-1988)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Шелина, С. Л.
    О роли организационной составляющей в процессе формирования действий с заданными свойствами [Текст] / С. Л. Шелина // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2018. - № 4. - С. 178-195. - Библиогр.: с. 191-192 (27 назв.) . - ISSN 0137-0936
УДК
ББК 88.36
Рубрики: Психология
   Психология деятельности

Кл.слова (ненормированные):
воспитание умственных действий -- преобразования действий -- реорганизация действий -- структурно-организационные преобразования -- умственные действия -- формирование умственных действий
Аннотация: Данная статья - попытка подойти к решению вопроса о содержании и происхождении первичных и вторичных свойств действия, выявленных и обозначенных П. Я. Гальпериным. Перечисляются первичные свойства: форма, мера обобщенности, развернутости, освоенности и самостоятельности. На их основе вырабатываются вторичные ("желаемые", "заданные") свойства действия - разумность, осознанность, прочность.


Доп.точки доступа:
Гальперин, П. Я. (психолог ; 1902-1988); Талызина, Н. Ф. (психолог ; 1923-2018)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Лукин, Ю. А.
    Знаково-символические средства в изучении понятийного аппарата педагогики (из опыта работы преподавателя вуза) [Текст] / Ю. А. Лукин // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Проблемы высшего образования. - 2020. - № 3. - С. 43-47 : рис. - Библиогр.: с. 46-47. - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://www.elibrary.ru . - ISSN 1609-0721
УДК
ББК 74.202
Рубрики: Образование. Педагогика
   Теория и методика обучения

Кл.слова (ненормированные):
воспитание (педагогика) -- знаково-символические средства -- круги Эйлера -- познавательная деятельность -- социализация личности -- умственные действия -- учебная деятельность -- учебные материалы -- Эйлера круги
Аннотация: Круги Эйлера изучаются как эффективное знаково-символическое средство обучения.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Маланов, Сергей Владимирович (доктор психологических наук; профессор).
    От феноменологии мышления к теории формирования мыслительных операций и действий [Текст] / С. В. Маланов // Актуальные проблемы психологического знания. - 2023. - № 1. - С. 33-45. - Библиогр.: с. 43-44 (30 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://www.elibrary.ru . - ISSN 2073-8544
УДК
ББК 88.2
Рубрики: Психология
   Развитие психики

Кл.слова (ненормированные):
знаково-символические средства -- межпредметные отношения -- предметно-практические действия -- процессы мышления -- теоретическое мышление -- умственные действия -- эмпирическое мышление -- языковые средства
Аннотация: В статье феномены и факты, которые часто объясняются скрытыми в организме процессами/функциями мышления, получают альтернативное объяснение на основе выделения уровней установления межпредметных отношений и связей в операциональном составе практических и умственных действий. Показывается, что материальным субстратом умственных действий могут выступать функциональные системы физиологических и нейрофизиологических процессов, которые формируются путем подстройки под активные предметно-практические и перцептивные действия; воспроизводятся и организуются с помощью языковых и знаково-символических средств.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)