Математическое моделирование механического взаимодействия токоприемников и контактной подвески для скоростных электрофицированных железных дорог [Текст] / Б. С. Григорьев [и др.] // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Сер.: Наука и образование. - 2012. - № 4 (159). - С. 155-162 : граф., схемы, табл. - Библиогр.: с. 162 (8 назв.) . - ISSN 1994-2354
УДК
ББК 39.22 + 22.161.1
Рубрики: Транспорт
   Подвижной состав железных дорог в целом

   Математика

   Дифференциальные и интегральные уравнения

Кл.слова (ненормированные):
электрофицированные железные дороги -- скоростные железные дороги -- токоприемники -- контактные подвески -- математическое моделирование -- метод конечных элементов -- волновые уравнения -- условие дополнительности -- контактные сети
Аннотация: Рассмотрено построение математической модели контактной подвески методом конечных элементов. Исследуется ее взаимодействие с токоприемником, движущимся с большой скоростью. Приведены результаты для скорости движения 200 км/ч.Development of mathematical model of a catenary by finite elements method is considered. Its interaction with pantograph that has a high speed is investigated. Results for speed of 200 km/h are presented.


Доп.точки доступа:
Григорьев, Борис Семенович (1944-); Головин, Олег Андреевич; Викторов, Евгений Дмитриевич (1934-); Кудряшов, Евгений Владимирович
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Мазнев, А. С.
    Локализация тока коллекторных тяговых двигателей в нестационарных режимах работы электрического подвижного состава [Текст] / А. С. Мазнев, А. В. Плакс, С. В. Урушев // Электротехника. - 2016. - № 5. - С. 37-41 . - ISSN 0013-5860
УДК
ББК 31.261-04
Рубрики: Энергетика
   Детали и узлы электрических машин

Кл.слова (ненормированные):
силовые полупроводниковые приборы -- коммутационная стойкость двигателей -- регулирование токов в обмотках возбуждения -- тяговые двигатели -- токоприемники -- электрические подвижные составы -- компьютерные модели
Аннотация: Поставлена задача оценить возможность предложенного устройства ограничивать ток двигателей при восстановлении напряжения питания после кратковременного отрыва токоприемника от контактного провода. Проведены анализ переходных процессов в цепях тяговых коллекторных двигателей в нестационарных режимах эксплуатации электрического подвижного состава, устройств ограничения тока при восстановлении напряжения на токоприемнике после его отрыва от контактного провода, оценка вариантов подпитки обмоток возбуждения, расчет параметров предложенного устройства ограничения тока, разработка вариантов компьютерных моделей и исследование переходных процессов в цепи тяговых двигателей при восстановлении напряжения питания. Произведена оценка влияния подпитки обмоток возбуждения от дополнительного источника, пока зона возможного ограничения и исключение бросков тока двигателя при восстановлении напряжения источника, рассмотрены варианты разряда накопительного элемента на обмотке возбуждения, рассмотрены соотношение параметров конденсаторов в зависимости от необходимого значения напряжения на обмотках, реализован способ регулирования тока в обмотках возбуждения от независимого источника. Использование предположенного способа и устройства защиты позволяет повысить коммутационную стойкость тяговых двигателей при бросках или при восстановлении напряжения после потери контакта токоприемника с контактным проводом, снизить вероятность нарушения коммутации и уменьшить число выхода их строя.


Доп.точки доступа:
Плакс, А. В.; Урушев, С. В.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Ецков, Т. А. (аспирант).
    Разработка и исследование численной модели токоприемника [Текст] = Development and Investigation of Numerical Model of Pantograph / Т. А. Ецков, Б. Н. Лобов, П. В. Попов // Известия вузов. Электромеханика. - 2016. - № 3 (545). - С. 30-34 : 3 рис. - Библиогр.: с. 32-33 (20 назв. ) . - ISSN 0136-3360
УДК
ББК 31.2
Рубрики: Энергетика
   Электротехника в целом

Кл.слова (ненормированные):
аэродинамические характеристики -- кинематические схемы -- контактное нажатие -- модели токоприемников -- программные комплексы -- токоприемники -- численное моделирование -- численные модели
Аннотация: Предложены численные модели токоприемников, позволяющие исследовать работу шарниров токоприемника с учетом инерционных и аэродинамических характеристик элементов кинематической схемы (подвижных рам, кареток, полоза). В программном комплексе "Универсальный механизм" разработаны и исследованы численные модели токоприемников, имеющих две различные кинематические схемы: с кулисным механизмом шарнира нижней тяги и с неподвижным шарниром нижней тяги на основании. При этом звенья кинематической схемы построены из объемных примитивов с наибольшим возможным приближением к конструкции серийного токоприемника. Благодаря этому обеспечивается автоматический пересчет инерционных характеристик входящих в модель тел при изменении их размеров. Численные модели позволяют получить для различных размеров звеньев токоприемника его статическую характеристику, контактное нажатие на контактный провод с учетом аэродинамической характеристики, координаты, скорость и ускорение шарниров при движении механизма, силы реакции в шарнирах, нормальные силы и силы трения в узлах трения. Результаты исследований используются при проектировании и модернизации токоприемников. По результатам исследований численной модели токоприемника с кулисным механизмом предложена и внедрена модернизация кинематической схемы, позволившая сократить размеры токоприемника, предложена модернизация по существенному снижению трения в этом токоприемнике.


Доп.точки доступа:
Лобов, Б. Н. (доктор технических наук; доцент; профессор); Попов, П. В. (аспирант)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




   
    Многофункциональные фильтрокомпенсирующие устройства для систем тягового электроснабжения переменного тока [Текст] = Multifunctional Filtering and Compensation Systems for Railway ac Traction Systems / В. П. Довгун [и др.] // Известия вузов. Электромеханика. - 2016. - № 3 (545). - С. 55-60 : 7 рис., 2 табл. - Библиогр.: с. 59 (8 назв. ) . - ISSN 0136-3360
УДК
ББК 31.2
Рубрики: Энергетика
   Электротехника в целом

Кл.слова (ненормированные):
высшие гармоники -- компенсирующие устройства -- потери мощности -- сети тягового электроснабжения -- силовые фильтры -- системы тягового электроснабжения -- токоприемники -- тяговое электроснабжение -- узкополосные фильтры -- широкополосные демпфирующие фильтры -- электроподвижной состав
Аннотация: Рассмотрены проблемы ослабления высших гармоник в сетях тягового электроснабжения. Предложена схема фильтрокомпенсирующего устройства для систем тягового электроснабжения, образованного параллельным соединением узкополосных и широкополосного звеньев. Узкополосные звенья осуществляют ослабление мощных низкочастотных гармоник, тогда как широкополосное звено предназначено для демпфирования резонансных режимов в области высоких частот. Разработаны процедуры расчета звеньев, основанные на использовании методов синтеза пассивных цепей. Анализ характеристик предлагаемого ФКУ показал, что устройство обеспечивает компенсацию реактивной мощности и ослабление высших гармоник напряжения на токоприемнике ЭПС в широком диапазоне частот.


Доп.точки доступа:
Довгун, В. П. (доктор технических наук; член-корреспондент АЭН; профессор); Сташков, И. А. (инженер-электромеханик); Николаев, И. Ф. (первый заместитель начальника); Синяговский, А. Ф. (кандидат технических наук; доцент)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




   
    Анализ электромагнитных процессов в однородной длинной линии [Текст] / А. Я. Якушев [и др.] // Электротехника. - 2017. - № 10. - С. 23-28 . - ISSN 0013-5860
УДК
ББК 31.2 + 39.23
Рубрики: Энергетика
   Электротехника в целом

   Транспорт

   Локомотивы

Кл.слова (ненормированные):
длинные линии -- тяговые сети -- телеграфное уравнение -- метод бегущих волн -- метод разделения переменных -- метод конечных элементов -- имитационные модели -- MatlabSimulink -- электромагнитные процессы -- выпрямительно-инверторные преобразователи -- токоприемники -- электровозы
Аннотация: Выполнен анализ зависимостей между токами и напряжениями на зажимах однородной длинной линии, позволяющих более корректно объяснить изменения тока и напряжения в тяговой сети при коммутации тиристорных плеч выпрямительно-инверторного преобразователя по сравнению с выводами, полученными при замещении длинной линии цепью с сосредоточенными параметрами. В среде MatlabSimulink предложена имитационная модель однородной длинной линии с малыми потерями, адекватно отображающая перемещение падающих и отраженных электромагнитных волн по линии. Представлены передаточные функции, аппроксимирующие частотные зависимости удельных параметров петли "эквивалентный рельс-земля" и петли "контактная подвеска-земля", рассчитанные с учетом увеличения сопротивления проводов за счет вихревых токов и поверхностного эффекта. Показано влияние частотных зависимостей удельных электрических параметров тяговой сети, рассчитанных по различным методикам, на затухание свободных колебаний напряжения на токоприемнике электровоза, полученных путем моделирования электромагнитных процессов в системе "тяговая подстанция-тяговая сеть-электровоз".


Доп.точки доступа:
Якушев, А. Я.; Середа, А. Г.; Василенко, М. Н.; Булавский, П. Е.; Белозеров, В. Л.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Ецков, Т. А. (соискатель; ведущий инженер-конструктор).
    Применение численной модели токоприемника для расчета характеристик контакта "Полоз токоприемника - контактный провод" [Текст] / Т. А. Ецков // Известия вузов. Электромеханика. - 2017. - Т. 60, № 6. - С. 108-111 : 1 рис. - Библиогр.: с. 110 (11 назв. ). - Заглавие, авторы, аннотация, ключевые слова на английском языке приведены в конце статьи . - ISSN 0136-3360
УДК
ББК 31.264-04
Рубрики: Энергетика
   Детали и узлы электрических аппаратов

Кл.слова (ненормированные):
закон Ньютона-Рихмана -- закон Ома -- контактные провода -- модели Хольма -- Ньютона-Рихмана закон -- Ома закон -- переходное сопротивление -- полозы -- проектирование токоприемников -- токоприемники -- Хольма модели -- электрические контакты
Аннотация: Предложено использовать классическую модель круговой площадки контактирования Хольма с поправкой на температуру контактирующих материалов для определения значения переходного электрического сопротивления в скользящем контакте "полоз токоприемника - контактный провод". При этом контакт рассматривается как линейный. В качестве контактной силы используются значения, вычисляемые в численной модели токоприемника с учетом особенностей его кинематической схемы, сил реакции и трения в шарнирах, инерции звеньев и воздействия на них встречного воздушного потока при различной скорости движения и высоте подъема. Падение напряжения в контакте вычисляется по закону Ома, а температура контактных вставок выводится из интегральной формулировки закона Ньютона-Рихмана. Описанная модель позволяет достичь приемлемой точности расчета температуры нагрева контактных вставок полоза и выполнять предварительную оценку ее соответствия требованиям ГОСТ на стадии проектирования токоприемника.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Косарев, А. Б.
    Определение параметров компенсирующей установки в системе тягового электроснабжения с вольтодобавочным трансформатором [Текст] / А. Б. Косарев, Б. И. Косарев // Электротехника. - 2018. - № 9. - С. 31-35 . - ISSN 0013-5860
УДК
ББК 31.261.8
Рубрики: Энергетика
   Трансформаторы

Кл.слова (ненормированные):
тяговые сети -- компенсирующие установки -- силовые трансформаторы -- вольтодобавочные трансформаторы -- многофункциональные трансформаторы -- несинусоидальные токи -- напряжение -- обменная энергия -- активная энергия -- электроподвижные составы -- токоприемники -- индуктивные накопители энергии
Аннотация: Рассмотрены энергетические соотношения в системе тягового электроснабжения переменного тока с включением в неё силового многофункционального вольтодобавочного трансформатора при несинусоидальных токе и напряжении на токоприемнике электроподвижного состава. Показана целесообразность выбора и регулирования компенсирующей установки, подключенной к компенсационной обмотке трансформатора, исходя из минимума обменной энергии, определяемой наличием в системе тягового электроснабжения емкостных и индуктивных накопителей энергии. Вырабатывая реактивную энергию, вольтодобавочный трансформатор уменьшает потери напряжения в системе электроснабжения за счет уменьшения первичного тока, в то же время вследствие эффектов вольтодобавки и продольной емкостной компенсации он повышает напряжение в тяговой сети и, соответственно, увеличивает напряжение на токоприёмнике электроподвижного состава. Предложенный коэффициент эффективности компенсирующей установки позволяет с достаточной точностью выбирать ее мощность для обеспечения оптимального режима работы системы тягового электроснабжения, при этом емкость компенсирующей установки, определяемая по критерию эффективности, оказывается в среднем на 15-20% меньше емкости, определяемой при использовании существующей методики.


Доп.точки доступа:
Косарев, Б. И.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




   
    Энергетическая эффективность полупроводниковых преобразователей локомотивов [Текст] / Н. Л. Михальчук [и др.] // Электротехника. - 2018. - № 10. - С. 15-20 . - ISSN 0013-5860
УДК
ББК 39.23 + 31.264.5
Рубрики: Транспорт
   Локомотивы

   Энергетика

   Преобразователи, выпрямители, инверторы

Кл.слова (ненормированные):
электровозы -- тяговые приводы -- однофазный переменный ток -- коэффициенты мощности -- энергетическая эффективность -- электровозы однофазного переменного тока -- выпрямительно-инверторные преобразователи -- токоприемники -- фидерные зоны -- контактные сети -- электромагнитная совместимость -- электрические сопротивления
Аннотация: Приведены расчетные энергетические характеристики тягового привода электровоза 2ЭС5К при работе в середине фидерной зоны контактной сети. На всем диапазоне регулирования, особенно в начальной зоне малых мощностей, тяговый привод с разработанным преобразователем входного электрического сопротивления имеет преимущества. Коэффициент искажения синусоидальности напряжения на токоприемнике электровоза с выпрямительно-инверторным преобразователем составляет 10, 87%, с применением электрического полупроводникового вариатора в таком же режиме ведения поезда этот коэффициент равен 7, 5%. Показано, что регулированием мощности локомотива путем изменения электрического сопротивления в процессе передачи и потребления электроэнергии из контактной сети повышается энергетическая эффективность и электромагнитная совместимость локомотива с системой электроснабжения без применения дополнительного оборудования.


Доп.точки доступа:
Михальчук, Н. Л.; Курилкин, Д. Н.; Урушев, С. В.; Макарова, Е. И.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Власьевский, С. В.
    Встречное регулирование показателей работы в системе тягового электроснабжения переменного тока [Текст] / С. В. Власьевский, Н. П. Григорьев, П. Н. Трофимович // Электротехника. - 2019. - № 7. - С. 49-52 . - ISSN 0013-5860
УДК
ББК 39.20/21
Рубрики: Транспорт
   Железные дороги

Кл.слова (ненормированные):
тяговое электроснабжение -- системы тягового электроснабжения -- напряжения -- схемы питания -- токоприемники поездов -- коммутационные аппараты -- распределительные устройства -- устройства регулирования напряжения -- железнодорожные перевозки -- тяговые нагрузки
Аннотация: Обеспечение плановых грузовых и пассажирских железнодорожных перевозок осуществляется по графику движения поездов, для успешного выполнения которого необходимо поддерживать требуемый уровень напряжения на токоприемнике поездов. Напряжение зависит от положения коммутационных аппаратов распределительных устройств и устройств регулирования напряжения. Для повышения эффективности работы предлагается выполнять встречное интервальное регулирование показателей работы системы тягового электроснабжения. Прогнозная последовательность дискретных значений показателей работы определяется по исполненным графикам движения поездов и нагрузок потребителей. Дискретные значения являются исходными данными для определения интервалов времени. Число интервалов за сутки выбирается с учетом коммутационного ресурса аппаратов и устройств. Интервалы времени и прогнозные средние значения в интервалах являются основой выбора нормальных схем питания тяговых нагрузок.


Доп.точки доступа:
Григорьев, Н. П.; Трофимович, П. Н.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)