Веракса, А. Н. (кандидат психологических наук).
    "Теория сознания" и символизация в дошкольном возрасте [Текст] / А. Н. Веракса // Культурно-историческая психология. - 2011. - № 4. - С. 9-16. : табл. - Библиогр.: с. 15 (22 назв.)
УДК
ББК 88.8
Рубрики: Психология
   Детская психология

Кл.слова (ненормированные):
теория сознания -- дошкольники -- символизация -- знаковые средства -- репрезентация -- метарепрезентация
Аннотация: Статья посвящена анализу проблемы символизации в дошкольном возрасте в исследованиях, проведенных в рамках теории сознания. Опираясь на схему развития репрезентации, заданную в работах Дж. Пернера, автор показывает отсутствие различения знаковых и символических средств в развитии ребенка. Приводятся доводы в пользу выделения символического опосредствования, основанные на исследованиях представителей теории сознания.


Доп.точки доступа:
Пернер, Дж. (психолог)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Менский, М. Б.
    Интуиция и квантовый подход к теории сознания [Текст] / М. Б. Менский // Вопросы философии. - 2015. - № 4. - С. 48-57. - Библиогр.: с. 56-57. - Примеч.: с. 57 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.25
Рубрики: Философия
   Философия науки

Кл.слова (ненормированные):
Эверетта квантовая механика -- бессознательное -- интуиция -- квантовая механика -- квантовая механика Эверетта -- квантовая теория сознания -- сознание -- теория сознания
Аннотация: Одним из самых удивительных аспектов сознания является способность человека к интуитивным прозрениям, то есть догадкам, для которых нет оснований в имеющейся информации. Такую способность трудно объяснить в рамках привычных научных подходов, и все более распространенной становится точка зрения, что для ее объяснения необходимо привлечь квантовую механику. Большинство тех, кто разрабатывает эту тему, апеллируют к квантовым процессам, которые могут идти в некоторых структурах мозга. Автор настоящей статьи предложил другой подход. В нем используется лишь логическая структура квантовой механики в интерпретации Эверетта, и на этой основе сознание вводится не как функция мозга, а независимо, в рамках психофизического параллелизма. Это позволяет эффективно рассмотреть не только собственно сознание, но и роль бессознательного, которая, как хорошо известно, чрезвычайно важна. Это дает возможность объяснить феномен "сверхинтуиции", то есть прозрений (в том числе научных), которые заведомо не могут быть результатом рационального рассуждения, а появляются как своего рода "прямое видение истины".

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Михайлов, Игорь Феликсович (кандидат философских наук).
    К гиперсетевой теории сознания [Текст] / И. Ф. Михайлов // Вопросы философии. - 2015. - № 11. - С. 87-98. - Библиогр.: с. 97-98 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.25
Рубрики: Философия
   Философия науки

Кл.слова (ненормированные):
коннекционизм -- философия сознания -- теория сознания -- сознание -- социальные сети -- сетевое общество -- когнитивные социальные сети -- когнитивные науки -- мозг -- нейроны -- нейросети -- интерфейсы
Аннотация: Главными результатами исследований в области философии сознания можно считать, во-первых, представление о формах собственно человеческого сознания как о модальностях, складывающихся в сфере и в процессе коммуникации, а во-вторых, тезис о значимости сложных чувственных образов, которые, будучи частью общего нам и другим животным феноменального интерфейса с миром, формируются под воздействием потребностей и наполняются смыслом благодаря им. Результаты исследований в области нейросетей дали начало междисциплинарному направлению в исследованиях сознания, известному как коннекционизм. В рамках коннекционизма ментальная деятельность моделируется через распространение сигналов активации между простыми вычислительными единицами, что делает её возможной в условиях нечётких или недостаточных данных, контекстозависимых понятий и динамических репрезентаций.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Дубровский, Д. И.
    Нейрофилософия и проблема сознания [Текст] / Д. И. Дудровский // Философские науки. - 2015. - № 11. - С. 9-22. - Библиогр. в примеч. - Примеч.: с. 20-22 . - ISSN 0235-1188
УДК
ББК 60.00
Рубрики: Социальная философия
   Социальная философия в целом

Кл.слова (ненормированные):
нейрофилософия -- сознание -- мозг -- сознание и мозг -- мозг и сознание -- теория сознания -- сознания теория -- субъективная реальность -- физическое допущение -- эволюционное допущение -- теория Эдельмана -- Эдельмана теория -- философы
Аннотация: В статье рассматриваются общие вопросы нейрофилософии, анализируется проблема "сознание и мозг" как научная проблема, характеризуется понятие субъективной реальности, обозначающее неотъемлемое свойство всякого явления сознания, исследуется теория сознания Джеральда Эдельмана, являющаяся важнейшей для теоретического решения ряда проблем нейрофилософии.


Доп.точки доступа:
Эдельман, Дж. (философ)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Ананина, Мария Олеговна (аспирантка).
    Теория сознания Джесси Принца: философский анализ [Текст] / М. О. Ананина // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2015. - № 6. - С. 96-105. - Библиогр.: с. 105 . - ISSN 0201-7385
УДК
ББК 87
Рубрики: Философия
   Общие вопросы философии

Кл.слова (ненормированные):
теория сознания -- сознание -- феноменальное сознание -- внимание -- память -- рабочая память -- восприятие -- квалиа -- AIR теория -- философы
Аннотация: Анализируется AIR теория сознания, предложенная Д. Принцем в книге "Сознающий мозг", излагается его оригинальная позиция по поводу возможности редуктивного объяснения природы феноменального сознания в терминах нейрофизиологии.


Доп.точки доступа:
Принц, Д. (американский философ)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




   
    Образовательная среда и эмоционально-личностное развитие дошкольников [Текст] / О. В. Алмазова [и др.]. // Вопросы психологии. - 2019. - № 1. - С. 40-51. - Библиогр.: с. 50-51 (27 назв.). - References in Russian: с. 51 (7 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.8
Рубрики: Психология
   Детская психология

Кл.слова (ненормированные):
качество образовательной среды -- детские сады -- эмоциональный интеллект -- теория сознания -- дошкольники -- эмоционально-личностное развитие -- образовательная среда -- методики
Аннотация: Изложены результаты исследования взаимосвязи качества образовательной среды детских садов и уровня эмоционально-личностного развития дошкольников. Для оценки качества среды были использованы шкала для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях (Early Childhood Environment Rating Scale-Revised, ECERS-R). Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников была произведена с использованием методик "Теория сознания" и "Понимание эмоций".


Доп.точки доступа:
Алмазова, Ольга Викторовна (кандидат психологических наук; доцент); Белолуцкая, Анастасия Кирилловна (кандидат психологических наук; доцент); Бухаленкова, Дарья Алексеевна (кандидат психологических наук; младший научный сотрудник); Веракса, Александр Николаевич (доктор психологических наук; член-корреспондент РАО; профессор); Гаврилова, Маргарита Николаевна (аспирант)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Шохин, Владимир Кириллович (доктор философских наук; профессор).
    Философская борьба ранней адвайты с индийским атеизмом [Текст] / В. К. Шохин // Вопросы философии. - 2019. - № 8. - С. 185-192. - Библиогр.: с. 192. - Примеч.: с. 190-192 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.3(0)
Рубрики: Философия
   Всемирная история философии

Кл.слова (ненормированные):
атеизм -- индийский атеизм -- индийская философия -- история философии -- духовность -- философские школы -- чарвака-локаята -- религия -- сознание -- теория сознания -- мыслители -- индийские мыслители
Аннотация: В статье поднимается несколько тем. Первая из них - демонстрирование устоявшегося стереотипа, согласно которому индийские философы в их взаимоотношениях друг с другом руководствовались принципом консенсуса, который прямо противоречит контровертивному этосу индийского теоретического сознания. Вторая тема - выяснение того, когда индийский атеизм был реальным участником индийского полемического клуба и когда он стал лишь объектом "полемических воспоминаний". Третья - и главная - реконструкция всей палитры аргументов Шанкары и его ближайших последователей, направленных против основополагающей доктрины индийских атеистов школы чарвака-локаята, состоявшей в том, что духовное начало есть на самом деле лишь функция тела, наделенного контингентным сознанием - той самой, которая и была заострена против любой религии, с необходимостью предполагающей продолжения жизни после смерти тела. Автор статьи оценивает эти аргументы в аспектах неопровержимости, убедительности и креативности и делает вывод о том, что многие из них вполне могут быть востребованы и современной теорией сознания в полемике с современным физикалистским атеизмом.


Доп.точки доступа:
Шанкара (индийский мыслитель ; 788-820)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Катречко, Сергей Леонидович (кандидат философских наук; доцент).
    Трансцендентальный поворот в современной философии: трансцендентальная метафизика, эпистемология и философия науки, теология и философия сознания (обзор конференции) [Текст] / С. Л. Катречко, И. Д. Невважай // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Философия. - 2019. - Т. 23, № 4. - С. 548-556. - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://www.elibrary.ru
УДК
ББК 87
Рубрики: Философия
   Общие вопросы философии

Кл.слова (ненормированные):
доклады -- история философии -- кантовский трансцендентализм -- конференции -- семинары -- теология -- теория сознания -- трансцендентальная метафизика -- трансцендентальная философия -- феноменологические традиции -- философия науки -- философия сознания -- эпистемология
Аннотация: Обзор конференции "Трансцендентальный поворот в современной философии - 4: трансцендентальная метафизика, эпистемология и философия науки, теология и философия сознания" которая прошла в 2019 году в Москве. Для семинара была выбрана тема - трансцендентальная метафизика.


Доп.точки доступа:
Невважай, Игорь Дмитриевич (доктор философских наук; профессор; заведующий кафедрой); Трансцендентальный поворот в современной философии - 4: трансцендентальная метафизика, эпистемология и философия науки, теология и философия сознания, ежегодный международный научный семинар (конференция)Ежегодный международный научный семинар (конференция) "Трансцендентальный поворот в современной философии - 4: трансцендентальная метафизика, эпистемология и философия науки, теология и философия сознания"; Трансцендентальный поворот в современной философии - 4: трансцендентальная метафизика, эпистемология и философия науки, теология и философия сознания, ежегодный международный научный семинар (конференция) \трансцендентальная эпистемология и философия науки, секционное заседание\; Трансцендентальный поворот в современной философии - 4: трансцендентальная метафизика, эпистемология и философия науки, теология и философия сознания, ежегодный международный научный семинар (конференция) \трансцендентальная (феноменологическая) теория сознания, секционное заседание\
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Ускова, Е. В.
    Статус "квалиа" в натуралистических теориях сознания [Текст] / Е. В. Ускова // Вестник Пермского университета. Сер.: Философия. Психология. Социология. - 2020. - № 2. - С. 192-202. - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru
ГРНТИ
УДК
ББК 887.3(0)
Рубрики: Философия
   Всемирная история философии

Кл.слова (ненормированные):
аналитическая философия -- бессознательное -- ментальные состояния сознания -- натурализм -- сознательное -- теория сознания
Аннотация: Статья посвящена анализу натуралистических теорий сознания в рамках аналитической философии. Выбор данных теорий обусловлен монистической трактовкой сознания в этих теориях. Данная позиция представляется, с одной стороны, логически обоснованной, а с другой стороны, имеющей достаточную объяснительную силу.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Проволович, Татьяна Олеговна (аспирант).
    Квантовый подход Д. Чалмерса к решению проблемы сознания [Текст] / Т. О. Проволович // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2020. - № 5. - С. 20-34. - Библиогр.: с. 33-34. - Примечания в сносках
УДК
ББК 87
Рубрики: Философия
   Общие вопросы философии

Кл.слова (ненормированные):
Хамерофа - Пенроуза теория -- квантовые системы -- легкие проблемы сознания -- методология науки -- оркестрованная объективная редукция -- теория Хамерофа - Пенроуза -- теория сознания -- трудная проблема сознания -- философия сознания -- эпистемология
Аннотация: Статья посвящена методологическим аспектам решения проблемы сознания с опорой на идеи, сформулированные в рамках квантового подхода. Изучаются возможности применения квантовой механики и многомировой интерпретации Х. Эверетта к исследованию сознания с привлечением работ Д. Чалмерса и Р. Пенроуза. Проводится анализ "легких" и "трудной" проблем сознания, которые выделяет Чалмерс, рассматривается ряд подходов к сознанию в контексте квантовой механики и ее многомировой трактовки. Дается оценка эпистемологического потенциала теорий Пенроуза и Чалмерса для решения проблемы сознания.


Доп.точки доступа:
Чалмерс, Д. (австралийский и американский философ ; 1966-); Эверетт, Х. (американский физик ; 1930-1982); Пенроуз, Р. (американский ученый); Хамероф, С. (американский ученый)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Яшин, Артем Сергеевич (студент; лаборант).
    Теория сознания Дж. Тонони: анализ и критика [Текст] / А. С. Яшин, И. А. Дубынин // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2021. - № 4. - С. 31-40. - Библиогр.: с. 39-40. - Примечания в сносках
УДК
ББК 87.22
Рубрики: Философия
   Теория познания

Кл.слова (ненормированные):
IIT -- панпсихизм -- сознание -- супервентность -- теория интегрированной информации -- теория сознания
Аннотация: Теория интегрированной информации (IIT), предложенная Дж. Тонони, - фундаментальная теория сознания, опирающаяся на мощный математический аппарат. На сегодня теория не дает четкого ответа на вопрос о природе связи между субстратом сознания и субъективным опытом. В данной работе автор проводит анализ возможных интерпретаций IIT при разъяснении психофизиологической проблемы и показывает, что некоторые постулаты IIT нуждаются в доработке, если полагать субъективный опыт естественно супервентным на физических свойствах системы.


Доп.точки доступа:
Дубынин, Игнат Анатольевич (кандидат психологических наук; научный сотрудник); Тонони, Д. (американский ученый; автор теории интегрированной информации)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Ощепкова, Е. С.
    Связь развития речи и эмоций у детей дошкольного возраста: теоретический обзор [Текст] / Е. С. Ощепкова, Н. А. Картушина, Д. А. Бухаленкова // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2021. - № 3. - С. 263-290. - Библиогр.: с. 279-289 (82 назв.) . - ISSN 0137-0936
УДК
ББК 88.37
Рубрики: Психология
   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
теория сознания -- онтогенез -- речевое развитие ребенка -- эмоциональное развитие детей -- дети дошкольного возраста -- культурно-историческая теория
Аннотация: В статье дан обзор классических и современных исследований отечественных и зарубежных ученых о видах взаимосвязи речевого и эмоционального развития у детей дошкольного возраста. Авторами сделан критический анализ литературы по теме эмоционального и речевого развития и их связи. На основании проанализированных работ делается вывод о тесной связи и взаимодействии эмоциональной и языковой сферы ребенка в процессе онтогенеза.


Доп.точки доступа:
Картушина, Н. А.; Бухаленкова, Д. А.; Пиаже, Ж. (психолог ; 1896-1980); Понс, Ф. (психолог); Выготский, Л. С. (психолог ; 1896-1934)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Кючуков, Христо Славов (доктор педагогических наук).
    Роль семейной языковой среды в формировании теории сознания у ромских (цыганских) детей [Текст] / Х. С. Кючуков // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2022. - № 2 (58). - С. 6-21 : рис. - Библиогр.: с. 20-21 (11 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://www.elibrary.ru . - ISSN 2073-8439
УДК
ББК 88.8
Рубрики: Психология
   Детская психология

Кл.слова (ненормированные):
дети -- ромские дети -- цыганские дети -- теория сознания -- семейная среда -- семейная языковая среда -- сознание -- рома -- цыгане -- билингвизм
Аннотация: Исследование детей цыган из Болгарии показали, что они растут в больших семьях, состоящих из 2-3 поколений, усвоение теории сознания происходит раньше (в возрасте 3-4 лет) по сравнению с англоязычными детьми, овладевающими ею лишь в возрасте от 4 до 5 лет.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Кючуков, Х. С.
    Понимание детьми-билингвами психического состояния другого человека в контексте теории сознания [Текст] / Х. С. Кючуков // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2022. - № 4. - С. 60-91. - Библиогр.: с. 87-91 (33 назв.) . - ISSN 0137-0936
УДК
ББК 88.8
Рубрики: Психология--Болгария
   Детская психология

Кл.слова (ненормированные):
болгарский язык -- турецкий язык -- романи -- эвиденциальность -- билингвизм -- уточняющие вопросы -- понимание ложных убеждений -- задачи на понимание ложных убеждений -- теория сознания -- национальные меньшинства -- ложные убеждения -- дети-билингвы -- психология развития -- дети национальных меньшинств -- модели психического состояния -- психическое состояние человека -- языковые тесты -- возрастная психология
Аннотация: То, как двуязычные дети понимают ложные убеждения других людей, является актуальной, новой темой в области психологии развития. Этот вопрос очень важен, потому что от него зависит, насколько рано у двуязычных детей разовьется "теория сознания". В литературе на этот счет имеются противоречивые данные. По-видимому, это зависит от языка, на котором говорят дети, их культуры и общения с членами семьи. Почему развитие понимания заданий на ложные убеждения у детей-билингвов имеет такое значение? Дело даже не в том, что это важно для специалистов по психологии развития, данные соответствующих исследований окажутся полезными и для педагогов. Дети, у которых развито понимание психических процессов других людей, намного лучше подготовлены к процессу овладения грамотой в начальных классах. Показана связь между теорией сознания и развитием некоторых грамматических категорий в родном и втором языках двуязычных детей.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)