Смирнова, Елена Дмитриевна (доктор философских наук).
    Теоретико-познавательные и логико-семантические основания парадоксов [Текст] / Е. Д. Смирнова // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. - 2011. - N 1 (62). - С. 68-78.
УДК
ББК 87.45
Рубрики: Логика
   Парадоксы, антиномии, логические ошибки

Кл.слова (ненормированные):
парадоксы -- логические парадоксы -- анализ парадоксов -- системный подход -- теоретическое знание -- аподиктическое знание -- математическое знание -- познавательная деятельность -- парадокс Лжеца -- Лжеца парадокс -- парадокс Рассела -- Рассела парадокс -- истоки парадоксов -- истинность -- предикат истинности -- семантические предикаты -- устранение парадоксов
Аннотация: Предложен нестандартный, системный подход к анализу парадоксов, выявлена их роль в анализе знания. Проведена идея, что проблема парадоксов заключается в выявлении несогласованностей, которые парадоксы вскрывают в познавательной деятельности. Проанализированы парадокс Лжеца, парадокс Рассела, истоки парадоксов аподиктического, математического знания.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Федулов, Игорь Николаевич (кандидат философских наук).
    Соотношение номологического и аксиологического содержания в структуре гуманитарного теоретического знания [Текст] / И. Н. Федулов // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7, Философия. Социология и социальные технологии. - 2011. - N 1 (13). - С. 17-24. . - Библиогр.: с. 23-24 (21 назв. )
УДК
ББК 87.25
Рубрики: Философия
   Философия науки

Кл.слова (ненормированные):
гуманитарное знание -- теоретическое знание -- гуманитарные науки -- методология науки -- номология -- аксиология -- истина -- ценности -- философы -- исследователи
Аннотация: Исследуется соотношение номологического и аксиологического содержания научной теории в гуманитарном знании. Показано, что они дополняют и обусловливают друг друга таким образом, что можно вести речь о дополнительности истины и ценностей в структуре теоретического знания.


Доп.точки доступа:
Батищев, Г. С.; Косарева, Л. М.; Ивин, А. А.; Риккерт, Г. (1863-1936); Шелер, М. (1874-1928); Кассирер, Э. (1874-1945); Шпенглер, О. (1880-1936); Вебер, М. (1864-1920); Поппер, К. (1902-1994); Нагель, Э. (1901-1985); Шюц, А.; Мамчур, Е. А.; Илларионов, С. В.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Кислова, М. С.
    Взаимодействие обыденного и специализированного знания в категориях двойственного типа [Текст] / М. С. Кислова // Вестник Тверского государственного университета. - 2011. - № 4 (Филология). - С. 171-178 : табл. - Библиогр.: с. 178 (7 назв. ) . - ISSN 1994-3725
УДК
ББК 81.002.3 + 88.2 + 88.37 + 87.22
Рубрики: Языкознание
   Психолингвистика

   Психология

   Развитие психики

   Психология личности

   Философия

   Теория познания

Кл.слова (ненормированные):
ассоциативный эксперимент -- взаимодействие -- возрастное развитие -- возрастной этап -- возрасты -- дети -- знание -- категории -- категория двойственного типа -- личность -- научное знание -- обыденное знание -- практическое знание -- развитие -- сознание -- специализированное знание -- теоретическое знание -- характер -- эксперименты -- этапы
Аннотация: Анализ взаимодействия обыденного и специализированного знания в сознании человека на различных ступенях развития личности.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Дуркин, Р. А.
    Гильберт Порретанский о совершенствовании теологического и гуманитарного знания [Текст] / Р. А. Дуркин // Философские науки. - 2013. - № 11. - С. 82-91. - Библиогр. в примеч. - Примеч.: с. 90-91 . - ISSN 0235-1188
УДК
ББК 87.3(4/8) + 86.2
Рубрики: Философия, 12 в.
   Религия. Мистика. Свободомыслие

   Философия зарубежных стран

   Религиоведение

Кл.слова (ненормированные):
богословы-схоласты -- средневековая философия -- средневековые философы -- схоластика -- теологическое знание -- теоретическое знание -- философское знание -- эпистемологические системы
Аннотация: Статья посвящена изучению и рассмотрению взглядов французского богослова и философа 12 века Гильберта Порретанского на вопрос о статусе философского и теологического знания, кроме того дается краткий анализ теологии как научного знания в контексте учения Гильберта.


Доп.точки доступа:
Гильберт, Порританский (богослов-схоласт ; ок. 1085-1154)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Бродская, Ирина Михайловна.
    Формирование свойств учебного текста с позиции постнеклассической методологии педагогики [Текст] = Forming educational text features from the points of the postnonclassical pedagogical methodology / И. М. Бродская // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Сер.: Гуманитарные и общественные науки. - 2011. - № 3 (131). - С. 60-66. - Библиогр.: с. 66 (15 назв.) . - ISSN 1994-2354
УДК
ББК 74.26
Рубрики: Образование. Педагогика
   Методика преподавания учебных предметов, 1971-2010 гг.

Кл.слова (ненормированные):
научная рациональность -- научная деятельность -- теоретическое знание -- постнеклассическая педагогика -- учебные тексты -- методология педагогики -- педагогика
Аннотация: Рассматриваются особенности постнеклассической педагогики. Результаты сравнительно-сопоставительного анализа работ по проблемам методологии педагогики, изданных в период с 1971 по 2010 год, позволяют выявить специфику постнеклассической методологии педагогики, сформировать методологические основы исследования учебного текста современного периода.The article considers some specifics of post-nonclassical pedagogy: shortof its formation period; domination of a set of axiological problems; the researcher's declared ability to apply easily methodological instruments of classical, nonclassical, and post-nonclassical pedagogy processing just from the research tasks.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Пржиленский, В. И.
    Теоретические знания в структуре и содержании образовательных практик [Текст] / В. И. Пржиленский, И. Б. Пржиленская // Философские науки. - 2016. - № 2. - С. 36-44. - Библиогр. в примеч. - Примеч.: с. 43-44 . - ISSN 0235-1188
УДК
ББК 74.00
Рубрики: Образование. Педагогика
   Общая педагогика

Кл.слова (ненормированные):
философия образования -- знание -- теоретическое знание -- научное знание -- игра -- реформирование образования -- образовательные практики
Аннотация: Статья посвящена исследованию причин, характеризующих изменение роли и места теоретического знания внутри самого научного знания, выявлению и описанию процесса философского осмысления понятия теоретического и прагматического соображения, влияющего на логику и диалектику реформ в сфере образования.


Доп.точки доступа:
Пржиленская, И. Б.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Масленников, Е. В. (кандидат философских наук; доцент).
    Инструментальная концептуализация предметных областей социологии: некоторые возможные решения [Текст] / Е. В. Масленников // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2016. - № 3. - С. 56-73. - Библиогр.: с. 71-72. - Ref.: pp. 72-73. - Окончание. Начало: № 2 . - ISSN 0201-7385
УДК
ББК 60.500
Рубрики: Социология
   Социология как наука

Кл.слова (ненормированные):
концептуализация -- теоретическое знание -- социологическое теоретическое знание -- структурная математика -- инструментальная концептуализация -- математические конструкты -- структурные математические конструкты -- концептуальные схемы -- концептуальные модели -- социологическое измерение -- концептуальное измерение -- методология социологических исследований -- теоретическая социология -- концептуализация теоретической социологии -- аппарат ступеней множеств -- концептуальная интеграция социологии -- системный анализ -- гипертеории -- микротеории -- мезотеории -- метатеории -- редукционное знание -- методология -- методология науки -- математика в социологии -- операционализм -- методология концептуального анализа
Аннотация: Намечены некоторые возможные пути развертывания интегрирующей инструментальной концептуализации предметных областей социологии на базе аппарата ступеней множеств. Обосновывается актуальность проблемы применения конструктов структурной математики в качестве структурообразующих формализмов предметной области социологии как совокупности теоретического знания. Сформулировано понимание социологического измерения в широком смысле и самого исследования как концептуального измерения на основе применения инструментальной концептуализации в методологии социологического исследования. Приведены представленные в ряде публикаций результаты эскизного применения методологии инструментальной концептуализации в смежных с социологией дисциплинах. Эти работы могут выполнять направляющую роль в ознакомлении и понимании методов, проблемного поля и задач предстоящей работы по концептуализации теоретической социологии с использованием форм математической теории.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Длугач, Тамара Борисовна (доктор философских наук).
    [Рецензия] [Текст] / Т. Б. Длугач // Вопросы философии. - 2017. - № 8. - С. 215-217. - Рец. на кн.: Левин Г. Д. Эмпирия и теория / Г. Д. Левин. Москва: Канон +, 2016. 255 с. . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87
Рубрики: Философия
   Общие вопросы философии

Кл.слова (ненормированные):
рецензии -- знание -- эмпирическое знание -- теоретическое знание -- философское знание


Доп.точки доступа:
Левин, Г. Д.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Масленников, Е. В. (кандидат философских наук; доцент).
    Возможности использования экспертного знания в качестве источника концепций развития организаций [Текст] / Е. В. Масленников // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2017. - № 2. - С. 229-249. - Библиогр.: с. 244-246. - Ref.: pp. 246-249 . - ISSN 0201-7385
УДК
ББК 60.500
Рубрики: Социология
   Социология как наука

Кл.слова (ненормированные):
экспертное знание -- социально-экономические объекты -- разработка стратегических решений -- концепции развития организаций -- неявное знание -- научное знание -- эмпирическое знание -- теоретическое знание -- метод экспертных оценок -- интеграция частных концепций экспертов -- эксперты -- информация -- компетентные знания экспертов -- проблемно-ориентированная деятельность -- генераторы идей -- метод КУРС -- дизъюнктивная сеть
Аннотация: Обосновывается подход, расширяющий возможности использования экспертного знания в качестве источника формирования частных концепций развития организаций как социально-экономических объектов. В новом подходе к интеграции частных концепций экспертов-теоретиков предполагается использование методологии концептуального анализа и соответствующего структурного математического аппарата. В качестве существующего теоретического задела предлагается использовать разработки по теории развития как многомерной полиаспектной дизъюнктивной сети с возрастающей сложностью.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Левин, Георгий Дмитриевич (доктор философских наук).
    Проблема трансформации эмпирического знания в теоретическое [Текст] / Г. Д. Левин // Вопросы философии. - 2018. - № 8. - С. 86-95. - Библиогр.: с. 94-95 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.25
Рубрики: Философия
   Философия науки

Кл.слова (ненормированные):
методы исследования -- знание -- эмпирическое знание -- теоретическое знание -- эмпиризм -- детерминизм -- методологические принципы
Аннотация: Трансформация эмпирического знания в теоретическое исследуется в статье на основе четырех методологических принципов. В соответствии с этими принципами эмпирическое знание трактуется как знание о существовании исследуемого явления и его признаков, а теоретическое – как знание о необходимости их существования. Обосновывается тезис, согласно которому трансформация эмпирического знания в исходные положения теоретического сводится к удалению из эмпирического знания затемняющего и искажающего содержания. Различены три типа такого содержания: однородное, инородное и подвидовое по отношению к исследуемому. Описаны методы их удаления. Показано, что в результате применения этих методов эмпирическое знание становится необходимым, безусловно всеобщим и способным к дедуктивному саморазвитию, т. е. теоретическим.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Черепанов, Виктор Алексеевич (доктор юридических наук; профессор).
    Народ и государство: о доктринальном толковании конституционной модели [Текст] / В. А. Черепанов // Журнал российского права. - 2019. - № 1. - С. 129-141. - Библиогр.: с. 140. - Ref.: p. 140-141 . - ISSN 1605-6590
УДК
ББК 67.400
Рубрики: Право
   Конституционное (государственное) право в целом

Кл.слова (ненормированные):
народ -- абстрактный народ -- конкретный народ -- государство -- источники власти -- эмпирическое знание -- теоретическое знание -- конституционно-правовое пространство -- доктринальное толкование -- конституционные модели
Аннотация: В теории конституционного права термином "народ" обозначаются два различных понятия: эмпирическое понятие (конкретный народ как совокупность граждан) и теоретическое понятие (абстрактный народ как юридическая личность, как правовое существо). При конституционно-правовом рассмотрении народ предстает как единство двух противоположностей: абстрактного народа (как должного) и конкретного народа (как сущего), а противоречие между ними - как противоречие между должным и сущим. Это исходное общее противоречие получает специфическое выражение в различных публично-властных отношениях, в которых возникают свои специфические противоречия, которые, в свою очередь, распадаются на порождающие их проблемные вопросы. В статье исследуется: теоретическая интерпретация понятия "народ" при его использовании в различных отраслях научного знания; сравнительный анализ взаимоотношений народа и государства в истории развития взглядов на природу государства; философское осмысление конституционной модели российской государственности. Автором на основе доктринального толкования конституционной модели предложен концептуальный подход, в соответствии с которым народ рассматривается как структурная единица российской государственности, как исходная гносеологическая клеточка ее научного познания, а само государство - как государственно организованный народ, как "коллективный гражданин".

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Павлов-Пинус, Константин Александрович (кандидат философских наук).
    Интуиция versus семантика: проблема a priori [Текст] / К. А. Павлов-Пинус // Вопросы философии. - 2021. - № 4. - С. 87-97. - Библиогр. в конце ст. . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.22
Рубрики: Философия
   Теория познания

Кл.слова (ненормированные):
значения -- интуиция -- кантианская традиция -- логический позитивизм -- обоснование -- семантика -- семантическая традиция -- теоретическое знание -- фактичность -- философская грамматика
Аннотация: В центре внимания статьи - нарастающая роль понятия значения, а также борьба "значения" с "интуицией" за право считаться ключевой позицией обосновываемого теоретического знания.


Доп.точки доступа:
Коффа, А. (писатель; философ); Кант, И. (немецкий философ ; 1724-1804); Карнап, Р. (американский философ ; 1891-1970)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)