Рыков, Анатолий Владимирович (кандидат искусствоведения).
    Об историческом значении творчества Боттичелли [Текст] = On historical significance of Botticelli's art: the concept of an aesthetic form : понятие эстет. формы / А. В. Рыков // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2, История. - 2010. - Вып. 2. - С. 115-122. . - Библиогр.: с. 121-122 (24 назв. )
УДК
ББК 85.141 + 85.140
Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура
   История живописи--Флоренция--Италия, 15 в.; 16 в.

   Теория живописи

Кл.слова (ненормированные):
западное искусство -- искусство Италии -- искусство Возрождения -- Возрождение -- искусство Ренессанса -- Ренессанс -- неоплатонизм -- романтизм -- художники -- живописцы -- творчество художников -- интерпретация творчества -- эстетическая форма -- эпоха кватроченто -- кватроченто -- историческое значение -- картины -- композиция картины -- лейтмотивы -- тема смерти -- тема любви -- тема катарсиса -- термины
Аннотация: Вводится понятие искусства эстетической формы, как искусства "конденсации" жизни, обостряющее наше жизненное чувство и вместе с тем - искусство полета над жизнью, отрешения от нее, снятия напряжения, освобождения, катарсиса. Творчество флорентийского художника С. Боттичелли (1445-1510) рассматривается в качестве примера зарождения искусства эстетической формы.


Доп.точки доступа:
Боттичелли, С. (флорентийский художник ; 1445-1510)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Костыря, Максим Алексеевич.
    "Пейзаж с возчиками камней" Питера Паулса Рубенса: проблемы интерпретации [Текст] / М. А. Костыря // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2, История. - 2011. - Вып. 3. - С. 126-136. . - Библиогр.: с. 135-136 (24 назв. )
УДК
ББК 85.141
Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура
   История живописи--Нидерланды--Фламандия, 17 в.

Кл.слова (ненормированные):
зарубежное искусство -- нидерландское искусство -- живопись -- пейзажная живопись -- картины -- анализ картины -- тема ночи -- художники -- живописцы -- творчество художников
Аннотация: В статье анализируется "Пейзаж с возчиками камней" фламандского живописца Питера Пауля Рубенса (1577-1640) из собрания Государственного Эрмитажа. Автором рассматриваются проблемы интерпретации данного произведения, преимущественно мотивы цикличности и восприятия мастером художественного наследия. Кроме того, устанавливается связь указанного пейзажа с ведущими культурными тенденциями эпохи.


Доп.точки доступа:
Рубенс, П. П. (фламандский живописец ; 1577-1640)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Дмитриева, Анна Алексеевна (кандидат искусствоведения).
    Жанровая живопись в творчестве мастеров "школы Питера де Хоха" [Текст]. Ч. 2. (Питер Янссенс Элинга, Ян Верколье, Корнелис де Ман) / А. А. Дмитриева // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2, История. - 2011. - Вып. 3. - С. 137-147. . - Библиогр.: с. 147 (9 назв. )
УДК
ББК 85.141 + 85.147
Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура
   История живописи--Голландия--Делфт, 17 в. кон.

   Жанры живописи--Голландия--Делфт, 17 в. кон.

Кл.слова (ненормированные):
зарубежное искусство -- голландское искусство -- голландская живопись -- делфтская школа живописи -- жанровая живопись -- художники -- живописцы -- творчество художников -- картины -- бытовой жанр -- портреты -- живописные композиции -- интерьер в живописи -- интерьерный бытовой жанр -- анализ творчества
Аннотация: Статья посвящена бытовому жанру в творчестве голландских художников последней трети XVII в. Питера Янссенса Элинги, Яна Верколье и Корнелиса де Мана, работавших в Делфте и Амстердаме и принадлежавших к так называемой "школе Питера де Хоха". Автор приходит к выводу о том, что Питер Янссенс Элинга был наиболее убедительным последователем творческого метода Питера де Хоха. В его произведениях мы можем найти такие типичные черты делфтской школы живописи, как интерес к перспективе, выразительность цвета, а также сюжетные аналогии.


Доп.точки доступа:
Хох, П. де (голландский живописец ; 1629-1684); Элинга, П. Я. (голландский живописец ; 1623-1682); Верколье, Я. (голландский живописец ; 1650-1693); Ман, К. де (голландский живописец ; 1621-1706)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Артамонова, Алена Алексеевна.
    Лоуренс и Делакруа в контексте англо-французских художественных связей в XIX в. [Текст] / А. А. Артамонова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2, История. - 2011. - Вып. 3. - С. 200-205. . - Библиогр.: с. 205 (8 назв. )
УДК
ББК 85.103
Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура
   История изобразительного искусства--Франция--Англия--Великобритания, 19 в.

Кл.слова (ненормированные):
зарубежное искусство -- европейское искусство -- английское искусство -- французское искусство -- англо-французские отношения -- художественные связи -- живопись -- история живописи -- художники -- живописцы -- биографии художников -- творчество художников -- портретная живопись -- портретные живописцы -- романтизм -- картины
Аннотация: Статья посвящена интересному аспекту англо-французских художественных связей XIX в. - взаимоотношениям сэра Томаса Лоуренса, одного из крупнейших европейских портретистов своего времени, и Эжена Делакруа, величайшего французского художника эпохи романтизма. Анализируются отзывы Делакруа о Лоуренсе, и прослеживается их эволюция. Автор рассматривает участие Лоуренса в Салонах, обстоятельства его поездок в Париж в 1814 и 1825 гг. и письмо, посланное английским художником в ответ на посвященную ему публикацию Делакруа.


Доп.точки доступа:
Лоуренс, Т. (английский живописец ; 1769-1830); Делакруа, Э. (французский живописец; график ; 1798-1863)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




   
    Трэш-арт - мусорное искусство [Текст] / подгот. О. Деяшкина // Твердые бытовые отходы. - 2012. - № 2. - С. 60-63. : ил., фот.
УДК
ББК 85.10
Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура
   Изобразительное искусство в целом

Кл.слова (ненормированные):
мусорные картины -- искусство -- трэш-арт -- мусорное искусство -- произведения живописи -- произведения искусства -- творчество архитекторов -- творчество скульпторов -- творчество художников -- художники -- скульптура -- живопись -- скульпторы -- бытовые отходы -- зарубежный опыт -- мусорные свалки
Аннотация: Одно из самых неординарных современных направлений в искусстве - "трэш-арт" - "альтернативное искусство", своеобразный протест против шаблонов и правил. О творческих решениях художников, работающих в жанре "трэш-арт".


Доп.точки доступа:
Деяшкина, Ольга \.\; Дейнингер, Т.; Ноубл, Т.; Вебстер, С.; Сьюэл, Л.; Шульт, Х.; Каита Ганз, Ганз, С.; Корбетт, Д.; Мунис, В.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Морозова, Анна Валентиновна (докторант; кандидат искусствоведения; доцент).
    И. М. Левина (1899-1983) [Текст] : судьба советской испанистики через призму истории / А. В. Морозова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2, История. - 2012. - Вып. 1. - С. 95-101. - Библиогр.: с. 100-101 (23 назв.) . - ISSN 1812-9323
УДК
ББК 85.100 + 85.103
Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура
   Теория изобразительного искусства--Россия, 20 в.

   История изобразительного искусства--Испания, 16 в.; 17 в.; 18 в.; 19 в.

Кл.слова (ненормированные):
искусствознание -- искусствоведы -- испанисты -- анализ научных исследований -- зарубежное искусство -- испанское искусство -- история искусства -- художники -- творчество художников
Аннотация: В статье освещается научная деятельность крупного ленинградского искусствоведа-испаниста Ирины Михайловны Левиной (1899-1983). Показан ее большой научный вклад в дело исследования и популяризации испанского искусства XVI-XIX вв. Предпринята попытка выявления влияния политико-идеологических этапов, переживаемых страной, на направление ее исследований.


Доп.точки доступа:
Левина, И. М. (искусствовед-испанист ; 1899-1983); Веласкес, Д. (испанский художник ; 1599-1660); Гойя, Ф. (испанский художник ; 1746-1828)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Тарасов, Юрий Алексеевич.
    Серия картин Рембрандта "Страсти Господни" - заказ статхаудера Фредерика Хендрика [Текст] / Ю. А. Тарасов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2, История. - 2013. - Вып. 2. - С. 104-114. - Библиогр.: с. 114 (8 назв.) . - ISSN 1812-9323
УДК
ББК 85.141
Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура
   История живописи--Голландия, 17 в.

Кл.слова (ненормированные):
зарубежное искусство -- голландская живопись -- художники -- биографии художников -- творчество художников -- картины -- серии картин -- библейские сюжеты -- тема религии
Аннотация: В статье рассматриваются обстоятельства получения Рембрандтом первого официального заказа в амстердамский период его творчества на серию картин "Страсти Господни" от статхаудера Республики Соединенных провинций Нидерландов, принца Оранского, Фредерика Хендрика (1584-1647), исследуются параллели между библейскими текстами и живописным воплощением сюжетов картин, предназначенных для принца-протестанта, приводятся и комментируются письма Рембрандта к секретарю Ф. Хендрика, Константину Хейгенсу. Настоящая статья - часть подготовленной к публикации монографии автора "Рембрандт. Жизнь и творчество".


Доп.точки доступа:
Рембрандт, Р. ван (голландский художник ; 1606-1669); Иисус, Христос; Фредерик, Хендрик (принц Оранский; статхаудер Республики Соединенных провинций Нидерландов ; 1584-1647); Хейгенс, К. (секретарь при дворе статхаудера; нидерландский поэт ; 1596-1687)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Костыря, Максим Алексеевич.
    Тема времен суток в голландской живописи и графике XVII в. [Текст] / М. А. Костыря // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2, История. - 2013. - Вып. 3. - С. 116-122. - Библиогр.: с. 121-122 (20 назв.) . - ISSN 1812-9323
УДК
ББК 85.103
Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура
   История изобразительного искусства--Западная Европа--Голландия, 17 в.

Кл.слова (ненормированные):
духовная культура -- зарубежное искусство -- голландское искусство -- художники -- творчество художников -- живопись -- история живописи -- пейзажная живопись -- графика -- история графики -- гравюра -- времена суток -- тема времени
Аннотация: Статья посвящена изображению времен суток в голландском искусстве XVII в. Интерес к данной теме был вызван кардинальными изменениями в духовной жизни эпохи, что подтверждается схожими явлениями в таких сферах, как наука, философия, литература и музыка. Можно говорить о том, что в голландской живописи и графике XVII в. появились первые в истории западноевропейского искусства серии «Времена суток», основанные на отображении реального состояния природы, а не на его аллегорической интерпретации. Это стало важным этапом процесса художественно-философского осмысления мира. Следует отметить тот факт, что рассматриваемая тема отразилась в творчестве ведущих мастеров пейзажного жанра, таких как Ян ван де Велде II, Ян Асселейн, Альберт Кейп, Арт ван дер Нер, и получила на почве Голландии столь разнообразное воплощение, которого нельзя найти ни в одной другой национальной школе Европы этой эпохи.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Сафронов, Никас (российский художник; академик).
    В гостях у редакции: заслуженный художник Российской Федерации Никас Сафронов [Текст] / Н. Сафронов // Аудит. - 2018. - № 6. - С. 2-5 : 2 репрод., 2 фот. . - ISSN 2078-1903
УДК
ББК 85.141
Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура--Москва--Россия--СССР; Ульяновск, город, 20 в. 2-я пол.; 2000-2018 гг.
   История живописи

Кл.слова (ненормированные):
интервью -- российские художники -- современные художники -- художники -- биографии -- творчество художников -- стили живописи художников -- достижения художников -- благотворительность художников
Аннотация: Интервью журнала "Аудит" с выдающимся художником современности, заслуженным художником Российской Федерации, академиком Российской академии художеств, профессором Никасом Сафроновым о его пути в искусстве, об основных этапах его самообразования, о собственном направлении в живописи - Дрим Вижн (Dream Vision), об особых достижениях художника. Дана биографическая справка о Никасе Степановиче Сафронове.


Доп.точки доступа:
Сафронов, Н. С. (уроженец Ульяновска; российский художник; заслуженный художник Российской Федерации; академик Российской академии художеств; профессор; почетный гражданин России ; 1956-)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Сафронов, Никас Степанович (заслуженный художник Российской Федерации; академик; профессор).
    Феномен Сальвадора Дали: ключ к оценке испанского сюрреализма [Текст] = Salvador Dali's Phenomenon: the key to the assessment of Spanish surrealism / Сафронов Никас Степанович // Аудит. - 2018. - № 6. - С. 5-7 : 2 фот. - Библиогр.: с. 7 (4 назв. ). - Библиогр., аннот. и ключевые слова на рус. и англ. яз. . - ISSN 2078-1903
УДК
ББК 85.141
Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура--Испания, 20 в.
   История живописи

Кл.слова (ненормированные):
испанский сюрреализм -- испанские художники -- художники-сюрреалисты -- биографии -- творчество художников -- картины -- концептуальные подходы -- анализ творчества художников -- анализ картин
Аннотация: Рассматриваются некоторые вопросы концептуальных подходов к оценке испанского сюрреализма на примере наиболее интересных образов сюрреализма Сальвадора Дали. Рассматриваются примеры быстротечности времени, осуществлена попытка осмысления сюрреализма Сальвадора Дали с точки зрения определения художником смысла жизни.


Доп.точки доступа:
Дали, С. (испанский живописец; график; скульптор; режиссер; писатель ; 1904-1989)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Антрушина, Ксения Тимофеевна (магистрант).
    Франсиско де Гойя и его влияние на творчество Пабло Пикассо [Текст] / К. Т. Антрушина // Социально-гуманитарные знания. - 2023. - № 2. - С. 50-53. - Библиогр. в конце ст. (7 назв.)
УДК
ББК 85.14
Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура
   Живопись в целом

Кл.слова (ненормированные):
анализ творчества -- испанские художники -- творчество художников -- художники
Аннотация: Проводится анализ творчества Франсиско Гойи и его отражение в работах Пабло Пикассо, через травматически пережитый опыт и личное переживание событий истории, разрешение мировосприятия и центрирование метафизических категорий. Оба этих художника считались признанными мастерами той эпохи и оба они превзошли всех своих современников в изображении вещей такими как они есть на самом деле. Можно сделать вывод, что творчество Франсиско Гойи и Пабло Пикассо определило не только все испанское искусство на двести лет, но и оставило неизгладимый след в истории всего мирового искусства.


Доп.точки доступа:
Гойя, Ф. де (художник); Пикассо, П. (испанский художник)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)