Полякова, О. Б.
    Деперсонализация как составляющая профессиональных деформаций и психологическая защита психологов и педагогов [Текст] / Полякова О. Б. // Мир психологии. - 2009. - N 3. - С. 231-239. - Библиогр.: с. 239 (20 назв. )
УДК
ББК 88.5
Рубрики: Психология
   Социальная психология

Кл.слова (ненормированные):
барьеры взаимопонимания -- деперсонализация -- межличностные установки -- профессиональные деформации -- психическая несовместимость -- психологическая защита -- редукция личностных достижений -- смысловой барьер -- эмоциональное истощение
Аннотация: В статье деперсонализация рассматривается как составляющая профессиональных деформаций личности, как деформация отношений с другими людьми. По результатам диагностических процедур выявлена основная предпосылка возникновения деперсонализации психологов и педагогов - уровень ниже среднего миролюбия как стратегии психологической защиты в общении.





    Осипова, Алла Анатольевна (доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин; кандидат психологических наук).
    К дефиниции смыслового барьера в теории деятельности [Текст] / А. А. Осипова, З. И. Брижак // Российский психологический журнал. - 2012. - Т. 9, № 2. - С. 9-15. - Библиогр.: с. 15 (9 назв.) . - ISSN 1812-1853
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология, 21 в.; 20 в.
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
теория деятельности -- смысловой барьер -- теория смысла -- смысловая сфера -- психологический барьер -- дефиниции смыслового барьера
Аннотация: Рассматриваются особенности дефиниции понятия "смысловой барьер".


Доп.точки доступа:
Брижак, Зинаида Игоревна (доцент кафедры военной психологии и юридической психологии; руководитель отдела профессионального развития (учебный центр) следственного управления; капитан юстиции; кандидат психологических наук); Абакумова, И. В.; Леонтьев, Д. А.; Славина, Л. С.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Закирова, Альфия Фагаловна (доктор педагогических наук).
    Формирование российской национальной идентичности студентов вуза: герменевтический подход [Текст] / А. Ф. Закирова, Л. А. Семенова // Образование и наука. - 2015. - № 7. - С. 165-180. - Библиогр.: с.179 (14 назв.) . - ISSN 1994-5639
УДК
ББК 74.58
Рубрики: Образование. Педагогика
   Высшее профессиональное образование

Кл.слова (ненормированные):
национальная идентичность -- общенациональные ценности -- герменевтический подход -- смысловой барьер -- текстовое событие -- человеческое поведение -- этнокультура -- этническое поведение
Аннотация: Описаны способы формирования российской национальной идентичности (РНИ), одним из которых является организация совместной коллективной деятельности учащихся по присвоению ими навыков интерпретации человеческого поведения в контексте собственной этнокультуры и общих российских ценностей. Показан процесс приобретения опыта постижения "Другого" исходя из некоторых культурных различий и переосмысления на этой основе общенациональной идентичности. В качестве средства формирования РНИ на этапе самоидентификации учащихся с российскими ценностями и нормами взаимодействия предложен подход, основанный на идеях герменевтики как искусства постижения чужой индивидуальности, внутреннего мира человека и "вживания" в другого. Выстраивание диалога и нахождение универсальных общенациональных ценностей способствуют устранению смысловых "барьеров" при коммуникативных контактах и достижению взаимопонимания субъектов образовательного процесса - носителей разных этнокультур. Доказано, что целенаправленный совместный поиск учащимися общенациональной идентичности способен не просто выявить личностные установки отдельного субъекта, но и существенно повлиять на его мировоззрение - сделать его более надежным и предсказуемым партнером социального сотрудничества. Основой такого благоприобретенного мировоззрения является диалектичность мышления - одновременное видение индивидуального и общественного, этнического и гражданского планов самосознания и поведения. Этническое поведение охарактеризовано как социокультурный феномен и культурное текстовое событие. Уважительная, доброжелательная интерпретация этнического поведения, поиск в его смысловом наполнении универсалий помогает снять барьеры, мешающие совместной деятельности. Раскрыт психолого-педагогический механизм смыслообразования. Герменевтический подход реализовался как вынесение во внешний план и вербализация характеристик идентичности, норм и ценностей, принятых участниками образовательного процесса.


Доп.точки доступа:
Семенова, Лариса Александровна
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




   
    Психолого-педагогические технологии преодоления смыслового барьера в учебном процессе [Текст] / А. А. Осипова [и др.] // Российский психологический журнал. - 2018. - Т. 15, № 2. - С. 260-278. - Библиогр.: с. 274-278 (30 назв.). - полный текст статей см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru . - ISSN 1812-1853
УДК
ББК 74.202
Рубрики: Образование. Педагогика--Россия, 21 в.
   Теория и методика обучения

Кл.слова (ненормированные):
смысл -- смыслообразование -- смысловой барьер -- образовательная среда -- учителя -- ученики -- учебный процесс -- педагогические технологии
Аннотация: В статье предложен новый научный подход к преодолению смысловых диссонансов в процессе взаимодействия учителя и ученика.


Доп.точки доступа:
Осипова, Алла А.; Дятлова, Лидия А.; Рядинская, Евгения Н.; Лукьяненко, Марина А.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)