Иванов, Е. М.
    Об онтологии смысла [Текст] / Е. М. Иванов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. - 2010. - Вып. 3. - С. 16-21. . - Библиогр. в примеч.
УДК
ББК 87.21
Рубрики: Философия
   Метафизика. Онтология

Кл.слова (ненормированные):
смысл -- смысловое поле -- потенциальность -- целостность
Аннотация: Представлен онтологический анализ феномена смысла: смысл исследуется с точки зрения его формы представленности в сознании, переживаемости. Констатируется внечувственный характер смысла: смысл не обладает пространственностью, временностью, качественностью. Показано, что смысл можно истолковать как "потенциальную" (возможную) форму бытия. Фундаментальным свойством смысла также является его единство, внутренняя целостность. Существуют не отдельные смысловые единицы, но целостное "смысловое поле", в котором каждая составляющая существует лишь в контексте целого.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Виноградова, Н. Л.
    Проблема понимания в социальном взаимодействии [Текст] / Н. Л. Виноградова // Известия Волгоградского государственного технического университета. Сер.: Проблемы социально-гуманитарного знания. - 2011. - N 7. - С. 9-12. . - Библиогр.: с. 12 (4 назв. )
УДК
ББК 87.21
Рубрики: Философия
   Метафизика. Онтология

Кл.слова (ненормированные):
социальное взаимодействие -- понимание (философия) -- диалогическая герменевтика -- интерпретация (философия) -- смысловое поле -- смысл (философия) -- общественные отношения -- контекст (философия)
Аннотация: О проблеме организации социального взаимодействия, для которой "понимание" является определяющим фактором.


Доп.точки доступа:
Гадамер, Г.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Лаенко, Л. В.
    Концептуальное поле как способ организации лексикона носителя английского языка [Текст] / Л. В. Лаенко // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2012. - № 1. - С. 29-35 : ил. - Библиогр.: с. 34-35. - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки (http://elibrary.ru)
УДК
ББК 81.2 + 81.03
Рубрики: Языкознание
   Германские языки

   Лексикология

Кл.слова (ненормированные):
английский язык -- лексиконы -- концептуальное поле -- семантическое поле -- смысловое поле
Аннотация: Рассмотрены различные подходы к трактовке лексикона отечественными и зарубежными учеными.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Леви, Ю. Э.
    Психолингвистические аспекты перевода [Текст] / Леви Ю. Э. // Вестник Университета Российской Академии Образования. - 2013. - № 5. - С. 108-111. - Библиогр.: с. 111 (9 назв. ) . - ISSN 2072-5833
УДК
ББК 81.002.3 + 81.07
Рубрики: Языкознание
   Психолингвистика

   Теория перевода

Кл.слова (ненормированные):
переводоведение -- речевая деятельность -- коммуникативная модель перевода -- текст -- смысловое поле -- поле значений
Аннотация: В статье обосновывается предположение о том, что на развитие переводоведения оказала влияние психолингвистика, при этом концептуальный аппарат обеих наук во многом совпадает.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Димитко, Евгений Станиславович.
    Креативность как формализованный процесс? [Текст] / Е. С. Димитко // Реклама. Теория и практика. - 2015. - № 2. - С. 118-130 : ил. - Библиогр.: с. 130 (14 назв. )
УДК
ББК 88.37
Рубрики: Психология
   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
задачи по развитию креативности -- креативная среда -- креативность -- креативный процесс -- повышение креативности -- смысловое поле -- способы повышения креативности -- формализованные процессы
Аннотация: В статье предлагаются примеры задач по развитию креативности.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Завершнева, Екатерина Юрьевна (кандидат психологических наук; доцент).
    Две линии развития категории "смысл" в работах Л. С. Выготского [Текст] / Е. Ю. Завершнева // Вопросы психологии. - 2015. - № 3. - С. 116-132. - Библиогр.: с. 131-132 (31 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.1
Рубрики: Психология
   История психологии

Кл.слова (ненормированные):
аффект -- значение -- интеллект -- интенции -- принципы единства -- речь -- семейные архивы -- смысл -- смысловое поле -- сознание
Аннотация: Анализируются предистория и динамика представлений Л. С. Выготского о смысле, с привлечением архивных документов реконструированы две основные линии развития категории "смысл"; 1) в рамках полевой метафоры и разработки конструкта "смысловое поле"; 2) по линии интерпретации смысла как интегральной характеристики отношения человека к миру. Теоретические замыслы Л. С. Выготского сопоставляются с экспериментальными исследованиями его научной группы, проведенными в начале 1930-х гг. Показано, что дискурсивное поле концепции Л. С. Выготского, заданное категорией "смысл", имело сложный состав и определялось в диалоге с теорией поля К. Левина, с применением метода формально-динамического анализа и экспериментальных методик, разработанных в рамках динамической психологии.


Доп.точки доступа:
Выготский, Л. С. (психолог); Левин, К. (психолог)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Завершнева, Екатерина Юрьевна (кандидат психологических наук; доцент).
    Представления о смысловом поле в теории динамических смысловых систем Л. С. Выготского [Текст] / Е. Ю. Завершнева // Вопросы психологии. - 2015. - № 4. - С. 119-135. - Библиогр.: с. 135 (18 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.1
Рубрики: Психология
   История психологии, 1933-1934 гг.

Кл.слова (ненормированные):
смысловое поле -- психологическое поле -- динамические смысловые системы -- смысловые системы -- видимое поле -- мера общности понятий -- динамический анализ -- предметная отнесенность -- свободное осмысленное действие -- свобода
Аннотация: Представления Л. С. Выготского о смысловом поле рассматриваются в контексте его полемики с В. Келером, К. Коффкой и К. Левиным. Понятие смыслового поля как семантического плана обобщения обсуждается на материале исследований, проведенных научной группой Л. С. Выготского в 1932-1935 гг., данное понятие сопоставляется с другими категориями культурно-исторической психологии (мера общности понятий, предметная отнесенность, смысл). Схематически описан генезис смыслового поля, показаны связи между процессами его развития и распада, обозначена его роль в развитии свободного осмысленного действия.


Доп.точки доступа:
Выготский, Л. С. (психолог); Левин, К. (психолог); Келер, В.; Коффка, К.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Этко, Евгений Александрович (аспирант).
    Смысловые поля и речевые маркеры процессов персонализации и персонификации [Текст] / Е. А. Этко, А. Б. Орлов // Вопросы психологии. - 2016. - № 1. - С. 123-134. - Библиогр.: с. 133-134 (42 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.37
Рубрики: Психология
   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
субъектность -- личность -- сущность -- персонализация -- персонификация -- смысловое поле -- речевой маркер
Аннотация: Обсуждается субъектность как свойство индивида, обнаруживающее себя в персонализации и персонификации как диаметрально противоположных процессах актуалгенеза личности человека. Выдвигается предположение о представленности данных процессов в речи. Анализируются результаты эмпирического исследования смысловых полей и речевых маркеров процессов персонализации и персонификации. Операционализированы смысловые поля "быть личностью" и "быть собой". Показано, что у испытуемых мужчин, для которых значимо обладание высокими личностными качествами, низка значимость принятия себя, и наоборот. Выявлены слова-маркеры процессов персонализации ("иметь", "уметь", "отстаивать", "обладать", "поступки", "жизнь") и персонификации ("вести себя", "существовать", "стараться", "принимать", "поступать"). Наконец, для персонификации характерны речевые конструкции, построенные через отрицание. Основываясь на валидизации полученных результатов экспертами особенности означения в речи испытуемых процессов персонализации и персонификации можно представить в виде категориальной сетки.


Доп.точки доступа:
Орлов, Александр Борисович (доктор психологических наук; профессор)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Завершнева, Екатерина Юрьевна (кандидат психологических наук; доцент).
    "Сознание без слова": Л. С. Выготский о доречевом горизонте человека [Текст] / Е. Ю. Завершнева // Вопросы психологии. - 2016. - № 5. - С. 71-87. - Библиогр.: с. 85-87 . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.1
Рубрики: Психология
   История психологии

Кл.слова (ненормированные):
речевое мышление -- сознание -- сознание без слов -- знак -- смысл -- смысловое поле -- внутренняя речь -- первичный эффект
Аннотация: Вопрос о начале развития высшей психики исследуется с привлечением опубликованных работ Л. С. Выготского и его личных записей из семейного архива. Обсуждается проблема определения и метода изучения области "сознания без слова", возникающей в начале онтогенеза и на первых этапах микрогенеза речевого мышления. В контексте данной проблемы анализируются параллели между теориями Л. С. Выготского и А. А. Потебни. Точка зрения Л. С. Выготского относительно влияния речи на возникновение и развитие высшей психики комментируется в свете идей Л. Витгенштейна и В. В. Бибихина.


Доп.точки доступа:
Выготский, Л. С. (психолог ; 1896-1934); Потебня, А. А.; Витгенштейн, Л.; Бибихин, В. В.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Завершнева, Екатерина Юрьевна (кандидат психологических наук; доцент).
    К определению понятия "бессознательное" в культурно-исторической психологии Л. С. Выготского [Текст] / Е. Ю. Завершнева // Вопросы психологии. - 2017. - № 3. - С. 102-118. - Библиогр.: с. 117-118 (24 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология, 1932-1934 гг.

Кл.слова (ненормированные):
сознание -- бессознательное -- психоанализ -- смысл -- смысловое поле -- переживание -- предсознательное -- культурно-историческая психология
Аннотация: Точка зрения Л. С. Выготского на природу бессознательного изучается на материале его поздних работ 1932-1934 гг. и личных записей. Анализируются определение понятий "бессознательное" и "предсознательное" выдвинутые в рамках фрейдовского и лакановского психоанализа, тематизируется проблема бессознательного в культурно-исторической психологии.


Доп.точки доступа:
Выготский, Л. С. (психолог ; 1896-1934); Фрейд, З. (австрийский психолог, основатель психоанализа ; 1856-1939); Лакан, Ж. (психолог)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)