Крюков, Андрей Васильевич (доктор технических наук; профессор).
    Ситуационное управление режимами систем тягового электроснабжения на основе методов нечеткой кластеризации [Текст] = Situation control of modes of railway electric supply system based on fuzzy clusterization methods / Крюков А. В., Закарюкин В. П., Абрамов Н. А. // Вестник Ивановского государственного энергетического университета. - 2010. - Вып. 2. - С. 36-41. : ил., табл. - Библиогр.: с. 40-41 (8 назв. )
УДК
ББК 31.16 + 32.973-018.2
Рубрики: Энергетика
   Энергетическое оборудование

   Вычислительная техника

   Прикладные информационные (компьютерные) технологии в целом

Кл.слова (ненормированные):
системы тягового электроснабжения -- СТЭ -- математическое моделирование СТЭ -- нечеткая кластеризация -- кластеры
Аннотация: Предложен метод ситуационного управления режимами систем тягового электроснабжения железных дорог переменного тока, основанный на использовании процедуры нечеткой кластеризации. На основе кластеризации из большой совокупности режимов выделяется 16 ситуаций, для каждой из которых может быть назначена рациональная стратегия управления.


Доп.точки доступа:
Закарюкин, Василий Пантелеймонович (кандидат технических наук; доцент); Абрамов, Никита Андреевич (аспирант)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




   
    Показатели работы стационарного накопителя энергии на тяговых подстанциях Московского метрополитена [Текст] / Л. А. Баранов [и др.] // Электротехника. - 2014. - № 8. - С. 18-21 . - ISSN 0013-5860
УДК
ББК 31.277/278
Рубрики: Энергетика
   Электрические станции и подстанции

Кл.слова (ненормированные):
системы тягового электроснабжения -- метрополитены -- стационарные накопители энергии -- емкостные накопители энергии -- энергия торможения -- рекуперация энергии торможения -- электроэнергетические показатели -- электроподвижные составы -- асинхронные двигатели -- электроподвижные составы с асинхронными двигателями -- энергопотребление -- тяговые подстанции
Аннотация: Показано, что в решении задачи экономии электрической энергии в системе тягового электроснабжения Московского метрополитена, наибольший эффект дает повышение эффективности использования полномасштабного рекуперативного торможения электроподвижного состава с асинхронными двигателями. Рассматривались конкретные линии Московского метрополитена (Филевская, Арбатско-Покровская, Бутовская, Кольцевая), на которых используются поезда с асинхронными двигателями типа 81-740/741 «Русич» с возможной экономией энергии рекуперации до 10-12% от энергии тяги. Для повышения эффективности рекуперативного торможения предложено использовать стационарные накопители энергии. Из множества существующих типов накопительных систем был выбран стационарный накопитель энергии неуправляемого типа на базе накопительных модулей Российской фирмы «Элтон». Описана схема стационарного накопителя энергии для использования в условиях системы тягового электроснабжения Московского метрополитена. Представлены электротехнические характеристики накопителя, эксплуатационные особенности и функциональные возможности системы. На основе экспериментальных замеров рассмотрены электроэнергетические показатели работы стационарного накопителя энергии при штатной эксплуатации на тяговой подстанции Филевской линии Московского метрополитена в течение нескольких месяцев. Определены максимальные уровни обращаемых энергий, цикличность и КПД работы установки. Длительный мониторинг штатной эксплуатации показал высокую надежность стационарного накопителя энергии. Все системы, включая коммутационные органы, системы контроля и диагностики накопительных модулей, системы управления и сигнализации, в том числе и на диспетчерском пункте, работали безотказно. Получены дополнительные положительные эффекты от включения стационарного накопителя энергии, в числе которых стабилизация напряжения на шинах тяговой подстанции, возможность снижения установленной мощности тяговой подстанции за счет сглаживания графика энергопотребления, возможность при аварийном отключении внешнего электроснабжения вывода поезда с пассажирами из тоннеля до ближайшей станции. Показана сходимость данных теоретических расчетов и данных экспериментальных замеров.


Доп.точки доступа:
Баранов, Л. А.; Гречишников, В. А.; Ершов, А. В.; Родионов, М. Д.; Шевлюгин, М. В.; Московский метрополитен
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




   
    Многофункциональные фильтрокомпенсирующие устройства для систем тягового электроснабжения переменного тока [Текст] = Multifunctional Filtering and Compensation Systems for Railway ac Traction Systems / В. П. Довгун [и др.] // Известия вузов. Электромеханика. - 2016. - № 3 (545). - С. 55-60 : 7 рис., 2 табл. - Библиогр.: с. 59 (8 назв. ) . - ISSN 0136-3360
УДК
ББК 31.2
Рубрики: Энергетика
   Электротехника в целом

Кл.слова (ненормированные):
высшие гармоники -- компенсирующие устройства -- потери мощности -- сети тягового электроснабжения -- силовые фильтры -- системы тягового электроснабжения -- токоприемники -- тяговое электроснабжение -- узкополосные фильтры -- широкополосные демпфирующие фильтры -- электроподвижной состав
Аннотация: Рассмотрены проблемы ослабления высших гармоник в сетях тягового электроснабжения. Предложена схема фильтрокомпенсирующего устройства для систем тягового электроснабжения, образованного параллельным соединением узкополосных и широкополосного звеньев. Узкополосные звенья осуществляют ослабление мощных низкочастотных гармоник, тогда как широкополосное звено предназначено для демпфирования резонансных режимов в области высоких частот. Разработаны процедуры расчета звеньев, основанные на использовании методов синтеза пассивных цепей. Анализ характеристик предлагаемого ФКУ показал, что устройство обеспечивает компенсацию реактивной мощности и ослабление высших гармоник напряжения на токоприемнике ЭПС в широком диапазоне частот.


Доп.точки доступа:
Довгун, В. П. (доктор технических наук; член-корреспондент АЭН; профессор); Сташков, И. А. (инженер-электромеханик); Николаев, И. Ф. (первый заместитель начальника); Синяговский, А. Ф. (кандидат технических наук; доцент)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Власов, С. П.
    Дополнительные возможности вольтодобавочного трансформатора [Текст] / С. П. Власов // Электротехника. - 2016. - № 9. - С. 26-30 . - ISSN 0013-5860
УДК
ББК 31.261.8
Рубрики: Энергетика
   Трансформаторы

Кл.слова (ненормированные):
вольтодобавочные трансформаторы -- системы тягового электроснабжения -- тяговые подстанции -- электровозы -- уравнительные токи -- установки емкостных компенсаций -- напряжение в тяговых сетях -- тяговые нагрузки -- токи тяговых нагрузкок -- реактивные мощности -- электроэнергетические системы -- межподстанционные зоны
Аннотация: Разработанный сотрудниками кафедры "Теоретические основы электротехники" Московского института инженеров железнодорожного транспорта совместно с работниками Службы электроснабжения Красноярской железной дороги и сконструированный и изготовленный на Средневолжском Производственном Объединении "Трансформатор" в г. Тольятти унифицированный трансформатор для электрифицированных ж. д. переменного тока ОРМЖ 10000/27 наряду с его главным назначением – продольным и продольно-поперечным регулированием напряжения на отстающей фазе тягового трансформатора с целью повышения напряжения в тяговой сети при больших тяговых нагрузках и ограничения уравнительного тока в тяговой сети может быть использован и для других целей: при подключении к одной из секций обмотки низкого напряжения (2, 5 кВ) конденсаторной батареи осуществляется компенсация реактивных (индуктивных) составляющих токов электровозов, снижаются потери энергии и потери напряжения в системе тягового электроснабжения, в тяговых трансформаторах и в системе внешнего электроснабжения при сохранении функций продольного и продольно-поперечного регулирования напряжения; при осуществлении выносного питания тяговой сети на участках с большими тяговыми нагрузками (на участках с тяжелым профилем пути) достигается существенное повышение напряжения в средней части межподстанционной зоны и более равномерное его распределение в тяговой сети всей межподстанционной зоны; при включении вольтодобавочной обмотки вольтодобавочного трансформатора в цепь отсоса тяговой подстанции достигается поворот векторов напряжений на рабочих фазах тяговой подстанции на углы гамма, что может быть использовано для ограничения уравнительного тока в тяговой сети межподстанционной зоны, обусловленного наличием поперечной разности напряжений на шинах соседних тяговых подстанций; особенно это актуально на стыках соседних электроэнергетических систем; для существенного повышения эффективности работы установок поперечной емкостной компенсации может быть рекомендована совместная работа вольтодобавочного трансформатора и установок поперечной емкостной компенсации; что сопоставимо с увеличением установленной реактивной мощности установок поперечной емкостной компенсации на 18-20%.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Гаранин, М. А.
    Учет электрической связи между тяговыми подстанциями при расчете пропускной способности электрифицированных железных дорог [Текст] / М. А. Гаранин, А. Н. Митрофанов, Е. В. Добрынин // Электротехника. - 2017. - № 3. - С. 35-39 . - ISSN 0013-5860
УДК
ББК 39.20/21 + 31.277/278
Рубрики: Транспорт
   Железные дороги

   Энергетика

   Электрические станции и подстанции

Кл.слова (ненормированные):
тяговые подстанции -- тяговое электроснабжение -- системы тягового электроснабжения -- распределение электрического тока -- пропускная способность -- расчет пропускной способности -- электрифицированные железные дороги -- электрическая связь -- смежные тяговые подстанции
Аннотация: Одним из основных параметров, определяющих эффективность работы железных дорог, является пропускная способность. Основные объемы перевозки грузов и пассажиров на железных дорогах России и большинства других стран осуществляются по электрифицированным участкам. Система тягового электроснабжения (СТЭ) электрифицированных железных дорог, обеспечивая энергией перевозочный процесс, является в то же время элементом, ограничивающим пропуск поездов по участкам. Таким образом, возникает актуальная задача оценки пропускной способности участков железных дорог по условиям энергообеспечения с последующей разработкой мероприятий по усилению "узких" мест в системе электроснабжения. В статье приведены результаты исследования по совершенствованию модели расчета пропускной способности электрифицированных железных дорог. Проведен анализ зависимости точности расчета пропускной способности от учета электрической связи между тяговыми подстанциями. Разработана модель системы тягового электроснабжения повышенной точности за счет использования процедуры проверки адекватности расчета. Представлены схемы, поясняющие наличие электрической связи. Электрическая связь смежных тяговых подстанций как постоянного, так и переменного токов обеспечивается за счет включенных секционных разъединителей контактной сети и постов секционирования соответствующей межподстанционной зоны. Разработанная модель системы тягового электроснабжения позволяет повысить точность расчета пропускной способности электрифицированных железных дорог.


Доп.точки доступа:
Митрофанов, А. Н.; Добрынин, Е. В.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




   
    Опыт пуска электроподвижного состава при помощи "накопительных" тяговых подстанций на Московском метрополитене [Текст] / М. В. Шевлюгин [и др.] // Электротехника. - 2017. - № 11. - С. 75-80 . - ISSN 0013-5860
УДК
ББК 31.277/278 + 39.8
Рубрики: Энергетика
   Электрические станции и подстанции

   Транспорт

   Городской транспорт

Кл.слова (ненормированные):
тяговое электроснабжение -- системы тягового электроснабжения -- тяговые подстанции -- метрополитены -- накопители энергии -- электроподвижные составы -- стационарные накопители энергии
Аннотация: Описан эксперимент "аварийного" хода электроподвижного состава на Филевской линии Московского метрополитена за счет энергии "накопительной" тяговой подстанции при полном отключении внешней системы электроснабжения. Приведены схема и характеристики стационарных накопителей энергии неуправляемого типа, установленных на тяговых подстанциях, а также схема системы тягового электроснабжения экспериментального участка. Описаны условия эксперимента, включая тип и массу электроподвижного состава, а также режим ведения и скоростные ограничения, количество накопителей, зону экспериментального участка и схему подключения тяговой сети, определены кинетические характеристики поезда при движении. Приведены результаты мониторинга показателей работы стационарного накопителя энергии и электроподвижного состава в виде непрерывных осциллограмм токов и напряжений электроэнергетических объектов, участвующих в эксперименте. На основании результатов мониторинга рассчитаны мощность поезда и расход энергии при "аварийном" автономном ходе поезда. Зафиксированы факты возврата энергии обратно в стационарный накопитель энергии за счет рекуперации энергии торможения, а также восстановление напряжения на накопителе при его частичном разряде. Получены аналитические зависимости для оценки энергетического баланса при электроснабжении электроподвижного состава от стационарного накопителя энергии в замкнутой системе тягового электроснабжения. Представлена методика и выведены зависимости для оценки фактической емкости стационарного накопителя энергии по результатам экспериментальных замеров. Оценка показателей работы электроподвижного состава и стационарного накопителя энергии позволила спрогнозировать возможности существующих систем при отсутствии электропитания со стороны системы первичного электроснабжения.


Доп.точки доступа:
Шевлюгин, М. В.; Ермоленко, Д. В.; Стадников, А. Н.; Голицына, А. Е.; Московский метрополитен
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Гателюк, О. В.
    Анализ данных измерений в системе тягового электроснабжения постоянного тока с неуправляемыми выпрямителями [Текст] / О. В. Гателюк, В. Л. Незевак, В. В. Эрбес // Электротехника. - 2018. - № 12. - С. 66-72 . - ISSN 0013-5860
УДК
ББК 31.264.5
Рубрики: Энергетика
   Преобразователи, выпрямители, инверторы

Кл.слова (ненормированные):
тяговое электроснабжение -- системы тягового электроснабжения -- тяговые подстанции -- постоянные токи -- функции распределения Джонсона -- Джонсона функции распределения -- критерий Пирсона -- Пирсона критерий -- критерий Колмогорова -- Колмогорова критерий -- неуправляемые выпрямители -- экспериментальные данные
Аннотация: Рассматриваются данные измерений тяговой нагрузки и напряжения неуправляемых выпрямителей 3, 3 кВ тяговых подстанций, выбор теоретических законов распределения тяговой нагрузки и напряжения, однородности рядов наблюдаемых значений. Рассмотрены тяговые подстанции, расположенные на участках с различным профилем пути в условиях организации движения с тяжеловесными и длинносоставными поездами. Представлены результаты измерений графиков тяговой нагрузки и напряжения на шинах 3, 3 кВ тяговых подстанций постоянного тока холдинга РЖД. Показано, что гауссовские распределения не подходят для описания наблюдаемых значений. Рассмотрены распределения Джонсона, наиболее подходящие для описания наблюдаемых электрических величин. Сравнение наблюдаемых частот напряжения и тяговой нагрузки выполнено по распределениям кумулятивных частот. Показано различие изменения кумулятивных частот для тяговых подстанций, расположенных на участках с различным профилем пути. Для подтверждения различия экспериментальных данных тяговых подстанций по суткам использован критерий Колмогорова.


Доп.точки доступа:
Незевак, В. Л.; Эрбес, В. В.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Косарев, А. Б.
    Система тягового электроснабжения переменного тока с опорами контактной сети, не соединенными с рельсовым путем [Текст] / А. Б. Косарев, Б. И. Косарев // Электротехника. - 2019. - № 6. - С. 6-12 . - ISSN 0013-5860
УДК
ББК 31.279
Рубрики: Энергетика
   Линии электропередачи и электрические сети

Кл.слова (ненормированные):
системы тягового электроснабжения -- контактные сети -- опоры -- заземлители -- короткие замыкания -- переменный ток -- троcы группового заземления -- надежность -- дистанционная защита -- рельсовые пути
Аннотация: Предложена система тягового электроснабжения переменного тока. Показано, что наиболее перспективным направлением обеспечения надежной работы существующих типов дистанционных защит является использование для заземления опор троca группового заземления. Определены вероятностные характеристики напряжений на опорах контактной сети при учёте случайного характера параметров, определяющих уровни напряжений на опорах при коротких замыканиях в тяговой сети. Рассчитано математическое ожидание числа опасных ситуаций на участке длиной 100 км при использовании для заземления опор рельсового пути и при применении предлагаемой системы заземления опор контактной сети. Показано, что число опасных ситуаций при отказе от заземления опор контактной сети не превышает аналогичного на электрифицированных участках, где для заземления опор используется рельсовый путь. Установлено, что при сопротивлении системы трос группового заземления - опоры менее 7, 5 Ом работа тягового электроснабжения в грозовой период не ухудшается по сравнению с тяговой сетью, когда для заземления опор используется рельсовый путь.


Доп.точки доступа:
Косарев, Б. И.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Власьевский, С. В.
    Встречное регулирование показателей работы в системе тягового электроснабжения переменного тока [Текст] / С. В. Власьевский, Н. П. Григорьев, П. Н. Трофимович // Электротехника. - 2019. - № 7. - С. 49-52 . - ISSN 0013-5860
УДК
ББК 39.20/21
Рубрики: Транспорт
   Железные дороги

Кл.слова (ненормированные):
тяговое электроснабжение -- системы тягового электроснабжения -- напряжения -- схемы питания -- токоприемники поездов -- коммутационные аппараты -- распределительные устройства -- устройства регулирования напряжения -- железнодорожные перевозки -- тяговые нагрузки
Аннотация: Обеспечение плановых грузовых и пассажирских железнодорожных перевозок осуществляется по графику движения поездов, для успешного выполнения которого необходимо поддерживать требуемый уровень напряжения на токоприемнике поездов. Напряжение зависит от положения коммутационных аппаратов распределительных устройств и устройств регулирования напряжения. Для повышения эффективности работы предлагается выполнять встречное интервальное регулирование показателей работы системы тягового электроснабжения. Прогнозная последовательность дискретных значений показателей работы определяется по исполненным графикам движения поездов и нагрузок потребителей. Дискретные значения являются исходными данными для определения интервалов времени. Число интервалов за сутки выбирается с учетом коммутационного ресурса аппаратов и устройств. Интервалы времени и прогнозные средние значения в интервалах являются основой выбора нормальных схем питания тяговых нагрузок.


Доп.точки доступа:
Григорьев, Н. П.; Трофимович, П. Н.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Григорьев, Н. П. (кандидат технических наук; профессор; доцент).
    Повышение эффективности работы системы тягового электроснабжения устройствами продольной компенсации [Текст] / Н. П. Григорьев, П. Н.Трофимович // Известия вузов. Электромеханика. - 2019. - Т. 62, № 3. - С. 64-68 : 1 рис. - Библиогр.: с. 67 (10 назв. ). - Заглавие, авторы, аннотация, ключевые слова, библиография на английском языке приведены в конце статьи . - ISSN 0136-3360
УДК
ББК 39.20/21 + 31.27
Рубрики: Транспорт
   Железные дороги

   Энергетика

   Электрические системы в целом

Кл.слова (ненормированные):
напряжение в тяговой сети -- падение напряжения -- подстанции переменного тока -- продольная емкостная компенсация -- расчетные схемы -- системы тягового электроснабжения -- сопротивление -- тяговые подстанции -- тяговые сети -- устройства продольной емкостной компенсации -- фидера плеч питания
Аннотация: Рассмотрен вопрос повышения эффективности работы системы тягового электроснабжения устройствами продольной компенсации. График движения поездов железных дорог переменного тока обеспечивается нормируемым уровнем напряжения в тяговой сети. Токи плеч питания тяговых нагрузок снижают напряжение в тяговой сети. Для повышения напряжения широко применяются устройства продольной компенсации. Доказана рациональная установка устройств компенсации в фидерах тяговых подстанций. Получены формулы для расчета сопротивления и мощности устройств компенсации.


Доп.точки доступа:
Трофимович, П. Н. (старший преподаватель)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)