Павлова, Е. Д. (канд. филос. наук, докторант).
    Символическое моделирование в современном коммуникационном процессе как инструмент контроля массового сознания [Текст] / Павлова Е. Д. // Аспирант и соискатель. - 2007. - N 3. - С. 94-95. - Библиогр. в сносках
УДК
ББК 88.5
Рубрики: Психология--Социальная психология
Кл.слова (ненормированные):
архетипы -- коммуникационные средства -- массовое сознание -- массовое социальное сознание -- символическое моделирование -- символы (психология) -- смысл символов
Аннотация: Дана характеристика символического моделирования как знака, обретающего собственное бытие, создающего свою реальность. Символ рассматривается как собственное виртуальное тело, способное стать эффективным инструментом контроля массового сознания.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Веракса, А. Н.
    Символическое и знаковое опосредствование в познавательной деятельности [Текст] / А. Н. Веракса // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2007. - Т. 4, N 4 (октябрь-декабрь). - С. 124-131. - Библиогр.: с. 130-131 (19 назв. )
УДК
ББК 88.35
Рубрики: Психология
   Психические процессы и состояния

Кл.слова (ненормированные):
познавательная деятельность -- знаково-символическое отражение -- символическое отражение -- символ -- знаковое отражение -- знаки
Аннотация: Рассматривается отличие знакового отражения от отражения символического.





    Торопова, А. В.
    "Смысловое устройство" музыкального сознания личности [Текст] / Торопова А. В. // Мир психологии. - 2008. - N 2. - С. 127-137. - Библиогр.: с. 136-137 (19 назв. )
ГРНТИ
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
музыкальное сознание -- музыкально-психические функции -- звуки -- музыка (психология) -- смысловое устройство сознания -- сознание -- жизненно значимое переживание -- символическое интонирование
Аннотация: В статье предлагается новый методологический подход к изучению музыкального сознания как системного организатора музыкально-психических функций и процессов. Музыкальное сознание, его смысловое "устройство" изучаются сквозь призму общего, особенного и единичного. Дается интерпретация смысла музыки как интонированнных в звуках жизненно значимых переживаний.





    Печенина, О. В.
    Функции реального, воображаемого и символического в коммуникативной модели структурного психоанализа Ж. Лакана [Текст] / О. В. Печенина // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6, Философия, политология, социология, психология и право. - 2007. - Вып : 4. - С. 208-214. - Библиогр. в сносках
УДК
ББК 87.3(0)
Рубрики: Философия
   Всемирная история философии

Кл.слова (ненормированные):
воображаемое (философия) -- психоанализ -- реальное (философия) -- символическое (философия) -- структурализм -- структурный психоанализ -- бессознательное
Аннотация: Статья посвящена исследованию философских оснований концепции структурного психоанализа Ж. Лакана и раскрывает смысл ее центральных понятий. Автор уделяет особое внимание проблемам интерпретации и понимания. Основной вывод статьи состоит в том, что понимание бессознательного инициирует возникновение полной речи субъекта в результате сближения реального, воображаемого и символического.


Доп.точки доступа:
Лакан \ж.\




    Мурзина, Ирина Яковлевна (д-р культурологии ; проф.).
    Региональное образовательное пространство и его составляющие [Текст] / И. Я. Мурзина // Образование и наука. - 2008. - N 5. - С. 52-59. - Библиогр.: с. 59 (5 назв. ) . - ISSN 1994-5639
УДК
ББК 74.00
Рубрики: Образование. Педагогика
   Общая педагогика

Кл.слова (ненормированные):
образовательное пространство -- физическое пространство -- символическое пространство -- ментальное пространство -- социальное пространство -- региональное образовательное пространство -- региональная культура
Аннотация: Описание педагогической категории "образовательное пространство" и его регионального измерения. Рассматриваются физическая, символическая, ментальная составляющие этого понятия, поднимаются вопросы связи ценностного освоения регионального пространства и его роли в формировании положительной идентичности молодого человека.





    Коваленко, Е. М.
    Символ и символическое в философии И. Канта [Текст] / Е. М. Коваленко // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2008. - N 5. - С. 58-61. - Библиогр. в конце ст. . - ISSN 1997-2377
УДК
ББК 87.5
Рубрики: Философия
   Философская антропология

Кл.слова (ненормированные):
символ -- познание -- культура -- интуиция -- знаки
Аннотация: Проблема символа в философии И. Канта.


Доп.точки доступа:
Кант, И.




    Веракса, А. Н.
    Особенности символического опосредствования у младших школьников [Текст] : дайджест / А. Н. Веракса // Психология обучения. - 2008. - N 11. - С. 104-106. - Полностью ст. опубл.: Психологическая наука и образование. - 2008. - N 1. - С. 50-57. . - ISSN 1561-2457
УДК
ББК 88.8
Рубрики: Психология
   Детская психология

Кл.слова (ненормированные):
младшие школьники -- младший школьный возраст -- познавательная деятельность -- семиотическая функция -- символическая игра -- познавательная деятельность -- символическое отражение -- символическое опосредствование
Аннотация: Отличие знакового и символического опосредствования у детей младшего школьного возраста.





    Тагиров, Ф. В.
    "Я" Vs "Другой" - дискурс насилия в поле "сакрального" (сакральное насилие и насилие именем "сакрального") [Текст] / Ф. В. Тагиров // Философия права. - 2008. - N 4. - С. 73-78. - Библиогр. в сносках
УДК
ББК 60.027
Рубрики: Социальная философия
   Общественные отношения--Россия--РФ--Российская Федерация

Кл.слова (ненормированные):
насилие -- сакральное насилие -- реальное насилие -- общество -- конфликт -- джихад -- жертвоприношение -- символическое насилие -- терроризм -- толерантность
Аннотация: Сакральное и реальное насилие в мифологии, религии и современном мире.





    Галкин, Анатолий Петрович (канд. соц. наук, доцент).
    Концептуальный фон социологического дискурса об идентичности [Текст] / А. П. Галкин, А. Г. Кузнецов // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7, Философия. Социология и социальные технологии. - 2007. - Вып. 6. - С. 97-103. - Библиогр. в примеч.
УДК
ББК 60.52
Рубрики: Социология
   Социология общества

Кл.слова (ненормированные):
идентичность -- конструктивизм -- символы -- социальные науки -- социальный порядок -- социологические концепты -- социологический дискурс -- эссенциализм
Аннотация: Проанализированы специфические черты социологического дискурса об идентичности, проблема которой является одной из наиболее популярных в современной гуманитарной науке. Рассмотрены эссенциалистский и конструктивистский подходы в трактовке идентичности, а также идентичность в повседневной социальной практике.


Доп.точки доступа:
Кузнецов, Андрей Геннадьевич




    Маркова, Татьяна Борисовна (канд. филос. наук).
    Библиотека как символическое пространство культуры [Текст] / Т. Б. Маркова // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7, Философия. Социология и социальные технологии. - 2007. - Вып. 6. - С. 182-188. - Библиогр. в примеч.
УДК
ББК 78
Рубрики: Библиотечное дело
   Общие вопросы библиотечного дела, 18 в.; 20 в.; 21 в.

Кл.слова (ненормированные):
библиотеки -- библиотековедение -- информационные центры -- книги -- книжные собрания -- культура -- культурное наследие -- культурно-просветительские учреждения -- массовые библиотеки -- музеи -- научные библиотеки -- национальная культура -- национальные библиотеки -- публичные библиотеки -- распространение информации -- чтение -- эволюция музеев
Аннотация: Библиотека рассматривается как самостоятельный институт, выполняющий функции хранения и защиты самобытного культурного наследия. Это некое транснациональное образование, где представлена вся информация.





    Николаева, Евгения Михайловна (д-р филос. наук).
    Образование в обществе потребления [Текст] = Education in тhe consumеr society / Е. М. Николаева, М. Д. Щелкунов // Философия образования. - 2009. - N 1 (26). - С. 11-19. - Библиогр.: с. 18-19 (11 назв. ) . - ISSN 1811-0916
ГРНТИ
УДК
ББК 74.04
Рубрики: Образование. Педагогика
   Организация образования

Кл.слова (ненормированные):
производительное потребление -- потребительное производство -- субъектность -- образовательные услуги -- консюмеризм -- символическое потребление
Аннотация: Рассматривается образование в дискурсе потребления и доказывается, что основная тенденция развития современного образования - ориентация на потребителя. Освещается тенденция разграничения образования и обучения.


Доп.точки доступа:
Щелкунов, Михаил Дмитриевич (д-р филос. наук ; проф.)




    Смирнова, Татьяна Борисовна.
    Обычай венчания покойников у немцев Сибири [Текст] / Т. Б. Смирнова // Этнографическое обозрение. - 2008. - N 5. - С. 133-144 : 3 рис. - Библиогр.: с. 143-144. - Примеч.: с. 143 . - ISSN 0869-5415
УДК
ББК 63.52
Рубрики: Этнология
   Этнология современных народов--Сибирь

Кл.слова (ненормированные):
народы -- обряды -- этнография -- ритуалы -- немцы -- похоронные обряды -- обычай венчания покойников -- символическое венчание
Аннотация: Немцы, проживающие в Сибири, являются носителями своеобразной культуры, сочетающей в себе традиции, существовавшие еще в германских землях и сформировавшиеся в материнских колониях европейской части России до переселения в Сибирь, где немецкая обрядность находилась под влиянием русских обрядов.





    Щепанская, Татьяна Борисовна.
    Проекции социального контроля в пространстве профессии [Текст] / Т. Б. Щепанская // Этнографическое обозрение. - 2008. - N 5. - С. 18-32. - Библиогр.: с. 31-32. - Примеч.: с. 30-31 . - ISSN 0869-5415
УДК
ББК 63.500
Рубрики: Этнология
   Теория этнологии--Россия, 20 в. кон.; 21 в. нач.

Кл.слова (ненормированные):
профессиональные традиции -- традиции -- профессиональные сообщества -- социальный контроль -- сравнительно-этнографические исследования -- пространство профессий -- маркирование пространства -- символическое освоение пространства -- неформальные традиции -- знаки профессии
Аннотация: Сравнительно-этнографические исследования о неформальных традициях профессий в России конца 20 в.- начала 21 в. Рассматривается один из аспектов профессиональной традиции - маркирование пространства.





    Мисюров, Д. А.
    Символы российских перемен [Текст] : варианты имперско-советско-президентской символической модели / Д. А. Мисюров // Россия и современный мир. - 2009. - N 1. - С. 59-70 . - ISSN 1726-5223
УДК
ББК 66.3(0),15
Рубрики: Политика. Политология
   Политическое сознание. Политическая культура--Россия, 1985-2008 гг.

Кл.слова (ненормированные):
символические модели -- символы -- государственная власть -- имперско-советско-президентские модели -- символическое моделирование
Аннотация: В 1985-2008 г. общественно-политическая жизнь в России ориентировалась на имперско-советско-президентскую символическую модель.





    Мазлумян, В. С.
    Механизмы развития мышления и языка в антропогенезе как движущие факторы эволюционной динамики психики [Текст] / Мазлумян В. С. // Мир психологии. - 2009. - N 2. - С. 69-78. - Библиогр.: с. 77-78 (18 назв. )
УДК
ББК 88.2
Рубрики: Психология
   Развитие психики

Кл.слова (ненормированные):
фрейм-модели -- ситуативная деятельность -- заситуативное общение -- номинанта -- внутреннее мышление -- голограмма психической активности -- антропогенетическая психология -- мышление и язык -- мышление -- символическое мышление -- речевая коммуникация
Аннотация: Статья посвящена анализу возможных условий развития психики в антропогенезе. Автор исходит из того, что в этом процессе основную роль сыграло появление символического мышления в ситуативной деятельности прегоминид под руководством лидера. Символическое мышление, развивая сферу представлений и первичную речевую коммуникацию, должно было привести к формированию второй сигнальной системы, а последняя, в свою очередь, стала сильным толчком для развития единиц психического оперирования и тем самым - для ускорения эволюции всей психики.





    Яковенко, Екатерина Борисовна (доктор филологических наук).
    Сердце в библейской картине мира [Текст] / Е. Б. Яковенко // Человек. - 2009. - N 5. - С. 105-121 : ил. - Библиогр. в примеч. . - ISSN 0236-2007
УДК
ББК 87.5 + 86.2 + 87.5 + 86.2
Рубрики: Философия
   Философская антропология

   Религия. Мистика. Свободомыслие

   Религиоведение

Кл.слова (ненормированные):
библейская картина мира -- когнитивный подход -- концепт сердце -- символ сердца -- символическое употребление -- философия и религия
Аннотация: Работа посвящена моделированию концепта "сердце" как одного из наиболее значимых фрагментов библейской картины мира. Вычленяется набор признаков, составляющих структуру данного концепта: значимость сердца в физической и духовной жизни человека (жизненная основа, центр эмоций и восприятия, носитель определенных свойств характера, центр воли, мышления и памяти). Особое внимание уделяется библейским представлениям о сердце как органе религиозного чувства.





    Рудакова, Ирина Алексеевна.
    Принципы моделирования метапроектной деятельности [Текст] / И. А. Рудакова, К. Ю. Колесина // Российский психологический журнал. - 2009. - Т. 6, N 1. - С. 70-79. - Библиогр.: с. 79 . - ISSN 1812-1852
УДК
ББК 88.40
Рубрики: Психология
   Педагогическая психология взрослых

Кл.слова (ненормированные):
метапроектное обучение -- метапроектная деятельность -- деятельная активность субъекта -- символическое опосредование
Аннотация: Метапроектная деятельность выступает предметом освоения, основой формирования общего механизма присвоения "смыслов культуры". Она порождает процессы смыслообразования и является предметом анализа самого учащегося.


Доп.точки доступа:
Колесина, Карина Юрьевна




    Царева, Елена Алексеевна (кандидат философских наук, доцент кафедры философии Курского государственного университета).
    Символ как культурообразующий феномен [Текст] / Е. А. Царева // Вопросы культурологии. - 2010. - N 6 (июнь). - С. 44-49. - Библиогр.: с. 49 (5 назв. ) . - ISSN 2073-9702
УДК
ББК 71.0
Рубрики: Культурология
   Теоретическая культурология

Кл.слова (ненормированные):
символы -- символические факторы -- символические функции -- символические порядки -- символические отношения -- символическое -- реальное -- воображаемое -- означаемое -- означающее -- традиционные общества
Аннотация: Опираясь на исследования Э. Кассирера, К. Леви-Стросса, Ж. Лакана, А. Н. Уайтхеда, автор статьи рассматривает символ и обосновывает значение символического фактора в социально-культурной жизни. На основе анализа теоретических построений названных авторов, в статье выявляются такие особенности символа, которые позволяют характеризовать его как ценностный феномен.


Доп.точки доступа:
Леви-Стросс, К. (этнограф, социолог, культуролог ; 1908-); Лакан, Ж. (французский психоаналитик ; 1901-1981); Кассирер, Э. (немецкий философ, культуролог ; 1874-1945); Уайхед, А. Н. (логик, философ ; 1861-1947)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Коваленко, Е. М.
    Культура как символическое выражение духовной жизни в концепциях О. Шпенглера и Н. Бердяева [Текст] / Е. М. Коваленко // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2009. - N 3. - С. 70-74. - Библиогр.: с. 74 . - ISSN 1997-2377
УДК
ББК 87.5
Рубрики: Философия
   Философская антропология

Кл.слова (ненормированные):
символ -- символизм -- культура -- цивилизация -- дух -- душа -- свобода духа
Аннотация: Рассматриваются вопросы духовных оснований культуры в концепциях О. Шпенглера и Н. Бердяева. Человеческая культура рассматривается О. Шпенглером как единственный язык, при помощи которого душа может себя выразить. Н. Бердяев также считает, что любая культура имеет духовную основу, так как является результатом работы духа над природой. Опираясь на кантовскую трактовку символических оснований культуры как способности к целостно-символическому осмыслению мира и интерпретируя ее в рамках своего собственного подхода к проблеме, О. Шпенглер и Н. Бердяев рассматривают культуру как символическое выражение духовной жизни.


Доп.точки доступа:
Шпенглер, О.; Бердяев, Н.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Веракса, А. Н.
    Роль символического опосредствования в познавательной деятельности младших школьников (на примере освоения определения функции на уроках математики) [Текст] : дайджест / А. Н. Веракса // Психология обучения. - 2010. - N 5. - С. 124-125. - Полностью ст. опубл.: Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2009. - N 2. - С. 31-34. . - ISSN 1561-2457
УДК
ББК 88.8
Рубрики: Психология
   Детская психология

Кл.слова (ненормированные):
младшие школьники -- селективное внимание -- символическое опосредствование -- познавательная деятельность -- символический образ -- учебная деятельность -- непродуктивная символизация
Аннотация: Предположение, что ориентировка в образном содержании символа на первом этапе ознакомления с учебной задачей поможет младшим школьникам выделить существенные в образном содержании символа отношения, которые могут быть трансформированы в отношения знаковые.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)