Кара-Мурза, Е. С. (кандидат филологических наук; доцент; действительный член ГЛЭДИС).
    Лингвоконфликтология: основные понятия и вузовские варианты [Текст] / Е. С. Кара-Мурза // Журналистика и культура русской речи. - 2011. - № 3. - С. 55-73. - Библиогр. в примеч. - Примеч.: с. 72-73. - Продолжение. Окончание следует . - ISSN 2222-1492
УДК
ББК 81.07 + 81.2Рус + 81.0
Рубрики: Языкознание
   Стилистика

   Русский язык

   Лингвистика текста

Кл.слова (ненормированные):
лингвоконфликтология -- лингвистическая конфликтология -- лингвоправовые конфликты -- лингвистическая экспертиза -- речевое преступление -- речевые конфликты -- коммуникативные конфликты -- коммуникативные неудачи -- теория речевых актов -- речевое действие -- иллокуция -- перлокуция -- интерпретация -- медиаконфликты -- коммуникативные ситуации -- речевые ситуации -- конфликтогенные тексты -- журналистские тексты -- структура текста
Аннотация: Продолжено знакомство с новой вузовской дисциплиной - лингвоконфликтологией, предназначенной для решения и предотвращения конфликтов в разных речедеятельностных сферах. Изложены основные конфликтологические понятия применительно к лингвистическому объекту. Предложена множественная классификация конфликтов на взаимодополнительных основаниях. Сравниваются такие градации некооперативного взаимодействия, как коммуникативная неудача, коммуникативный (речевой) конфликт и речевое преступление.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Киселева, Людмила Борисовна (старший преподаватель кафедры иностранных языков).
    Установка студентов на осуществление иноязычной речевой деятельности [Текст] / Л. Б. Киселева // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12, Психология. Социология. Педагогика. - 2012. - Вып. 1. - С. 4-8. - Библиогр.: с. 8 (9 назв. )
УДК
ББК 74.58
Рубрики: Образование. Педагогика
   Высшее профессиональное образование

Кл.слова (ненормированные):
вузы -- высшие учебные заведения -- неязыковые вузы -- студенты -- установка студентов -- речевая деятельность -- иноязычная речевая деятельность -- языковая установка -- иностранные языки -- высшая школа -- обучение студентов -- речевое действие -- речевые навыки -- речевая ошибка -- педагогическая психология -- аттитюды
Аннотация: Статья посвящена анализу психологической установки и ее влиянию на иноязычную речевую деятельность студентов. Рассматривается проблема языковой установки и причины речевых ошибок студентов. Показана роль установки на уровне активности личности.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Нечаев, Николай Николаевич (доктор психологических наук; академик; профессор; проректор; заведующий кафедрой).
    Речевая коммуникация и предметная деятельность: взаимосвязь и взаимозависимость [Текст] / Н. Н. Нечаев, Г. И. Резницкая // Вопросы психологии. - 2016. - № 6. - С. 19-37. - Библиогр.: с. 35-37 (25 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.3
Рубрики: Психология
   Общая психология

Кл.слова (ненормированные):
предметная деятельность -- речевая коммуникация -- двойственность совместной деятельности -- коммуникативное сознание -- речевое действие -- языковые средства коммуникации -- ориентировка -- переосознание -- языковое сознание
Аннотация: Рассмотрена проблема взаимоотношений между речевой коммуникацией и предметной деятельностью. В качестве методологической основы этих взаимоотношений рассматриваются марксистские положения о месте индивида в системе общественных отношений, о деятельности как общественной практике, о языке как "практическом сознании", а также идеи Л. С. Выготского и психологов его школы о взаимосвязи речи и мышления.


Доп.точки доступа:
Резницкая, Галина Исаевна (кандидат педагогических наук); Выготский, Л. С. (психолог ; 1896-1934); Гальперин, П. Я. (психолог ; 1902-1988); Леонтьев, А. А. (психолог ; 1936- 2004)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Пищальникова, Вера Анатольевна (доктор филологических наук; профессор).
    Эксперимент как составная часть методологии сопоставительных исследований [Текст] / Вера Анатольевна Пищальникова // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 2, Языкознание. - 2019. - Т. 18, № 3. - С. 52-63. - Библиогр.: с. 62-63. - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://www.elibrary.ru . - ISSN 1998-9911
УДК
ББК 81 + 81.002.3
Рубрики: Языкознание
   Методология языкознания

   Психолингвистика

Кл.слова (ненормированные):
ассоциативные поля -- ассоциативные эксперименты -- ассоциаты -- вербальные ассоциации -- лингвистические исследования -- методология исследований -- речевое действие -- свободные ассоциативные эксперименты -- семантическая структура -- семантика -- смыслы -- сопоставительные исследования -- экспериментальные исследования
Аннотация: Рассматривается эксперимент как составная часть методологии сопоставительных исследований и эффективность его использования для выявления психологически актуального содержания слова и его специфики в различных языках. Теоретически обосновывается установление совокупности признаков ассоциирования, позволяющих эффективно сопоставлять структуру и содержание ассоциативных полей разных слов и языков. Рассматривается соотношение "стимул - реакция" как речевое действие, позволяющее актуализировать в семантике ассоциатов мотив речевого действия; уточнить приемы обнаружения личностного смысла, представленного ассоциатом; выявить доминантные признаки ассоциирования для определения семантической разницы сопоставляемых значений. Выделяются параметры, позволяющие установить изменение значения слова в сравниваемых языках.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Маланов, Сергей Владимирович (доктор психологических наук; профессор кафедры психологии образования НОЧУ ВО МИП).
    Зависимость воспроизведения семантического содержания подлежащих, сказуемых и дополнений от использования определений и обстоятельств в составе высказываний [Текст] = Reproduction Of Semantic Content Of Subjects, Predicates, / Маланов Сергей Владимирович, Полякова Марина Сергеевна // Вопросы психолингвистики. - 2021. - № 1 (47). - С. 30-47 : граф. - Библиогр.: с. 42-43 . - ISSN 2077-5911
УДК
ББК 81.002.3
Рубрики: Языкознание
   Психолингвистика

Кл.слова (ненормированные):
речевое действие -- языковые значения -- вербальные значения -- языковые средства -- предметно-семантическое содержание высказываний
Аннотация: В статье исследуется влияние синтаксической организации речевых высказываний на особенности актуализации и воспроизведения их предметно-семантического содержания (значений). Проверялись гипотезы о том, что семантическое содержание подлежащих, сказуемых и дополнений воспроизводится более эффективно: 1) когда в составе высказываний при именах существительных (подлежащих и дополнениях) используются определения, а при глаголах (сказуемых) – обстоятельства; 2) при преднамеренной сосредоточенности на выделении в составе высказываний семантического содержания существительных или глаголов.


Доп.точки доступа:
Полякова, Марина Сергеевна (ведущий IT-инженер, магистр НОЧУ ВО МИП)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Пищальникова, Вера Анатольевна (доктор филологических наук).
    Функциональная неграмотность: аспектыпо материалам круглого стола ХХ симпозиума [Текст] = Functional illiteracy: Aspects of psycholinguistic research / В. А. ПищальниковаПищальникова Вера АнатольевнаПищальникова Вера Анатольевна // Вопросы психолингвистики. - 2022. - № 3 (53). - С. 32-41 : граф. - Библиогр.: С. 39-40 . - ISSN 2077-5911
УДК
ББК 81.002.3
Рубрики: Языкознание
   Психолингвистика

Кл.слова (ненормированные):
функциональная неграмотность -- нейрофизиологическая база -- внутренний язык -- онтогенез речи -- речевое действие -- цифровые технологии -- понимание текста
Аннотация: Автор характеризует основные направления психолингвистического исследования функциональной неграмотности с позиций теории речевой деятельности и обобщает наиболее значимые факторы, влияющие на формирование изучаемого феномена.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)