Гулгенова, Арюна Цыденжабовна (кандидат исторических наук).
    Роль Кунчен Жамьян Шадпы в религиозно-философской и социально-политической жизни Тибета [Текст] / А. Ц. Гулгенова // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2016. - № 2 (34). - С. 281-292. - Библиогр.: с. 291 (5 назв.). - полный текст статьи см. на сайте научной электронной библиотеки http://elibrary.ru . - ISSN 1998-863x
УДК
ББК 87.3(0) + 63.3(5)
Рубрики: Философия
   Всемирная история философии--Тибет

   История

   История Азии в целом--Тибет

Кл.слова (ненормированные):
политические деятели -- ученые -- буддизм -- ранний буддизм -- тибетский буддизм -- философия буддизма -- сиддханты -- школы -- буддийские школы -- религиозно-философские воззрения -- социально-политическая жизнь
Аннотация: Творчество и социально-политическая деятельность Кунчен Жамьян Шадпы, сыгравшего значительную роль в формировании и распространении буддизма в Тибете.


Доп.точки доступа:
Кунчен, Жамьян Шадпа (политический деятель ; 1648-1722)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Бурмистров, С. Л. (доктор философских наук).
    Эволюция принципов классификации дхарм в буддийской философии [Текст] / С. Л. Бурмистров // Вестник Челябинского государственного университета. Сер.: Философия. Социология. Культурология. - 2017. - № 7. - С. 33-43. - Библиогр.: с. 41-42. - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru . - ISSN 1994-2796
УДК
ББК 86.35
Рубрики: Религия. Мистика. Свободомыслие
   Буддизм

Кл.слова (ненормированные):
буддийская философия -- ранний буддизм -- дхармы -- классификация дхарм
Аннотация: Развитие представлений о классификации элементарных психофизических состояний (dharma) в буддийской философии определялось фундаментальной целью буддийских религиозных практик — обретением просветления. В раннем буддизме состояния сознания классифицировались в первую очередь по признаку практической доступности/недоступности для целенаправленного изменения, но в процессе эволюции буддийской философии акцент смещался на метафизические аспекты учения о дхармах.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Ложкина, Анастасия Витальевна (аспирантка).
    Философский принцип "пратитья-самутпада" в палийском каноне (основные аспекты) [Текст] / А. В. Ложкина // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2018. - № 2. - С. 3-18. - Библиогр.: с. 18. - Примеч. в сносках . - ISSN 0201-7385
УДК
ББК 87.3(0)
Рубрики: Философия
   Всемирная история философии

Кл.слова (ненормированные):
буддизм -- ранний буддизм -- палийский канон -- пратитья-самутпада -- патичча-самуппада -- анулома -- вилома -- взаимозависимое возникновение
Аннотация: Статья посвящена раннебуддийской концепции причинности пратитья-самутпада ("взаимозависимое возникновение"). Автором ставится вопрос о значимости теоретического принципа пратитья-самутпада в раннем буддизме в целом, а также в учениях школ раннего буддизма. В статье подробно рассматривается каждое из 12 "классических" звеньев пратитья-самутпады. Особое внимание уделяется положению раннебуддийской концепции причинности в древнеиндийской философии, взаимодействию концепций причинности в раннем буддизме и в (пост) ведийской мысли. Отдельно выделяется вопрос о соотношении пратитья-самутпады и идеи перерождения, а также рассматриваются способы группировки звеньев пратитья-самутпады и методы изложения этой концепции в канонических источниках.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Удалова, Е. А.
    Ранний буддизм в свете соционики [Текст] / Е. А. Удалова // Психология и соционика межличностных отношений. - 2019. - № 5/6. - С. 37-61 . - ISSN 2226-7549
УДК
ББК 88.37
Рубрики: Психология
   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
ранний буддизм -- духовные учения -- соционические типы -- религия -- интуитивно-логический интроверт
Аннотация: Методами соционики проанализированы личность Будды Шакьямуни и аспекты его духовного учения. Показано, что соционический тип Будды - интуитивно-логический интроверт. Рассмотрены также соционические типы некоторых последователей Будды, в том числе - Ашока.


Доп.точки доступа:
Будда, Шакьямуни (духовный учитель; основатель буддизма); Ашока (последователь буддизма)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Titlin, Lev I. (кандидат философских наук; старший научный сотрудник).
    Discussion on the Self in "MilindapaNha" on Chariot: New Translation and Comments [Text] = Дискуссия о субъекте в "Милиндапаньхе": новый перевод и комментарии / L. I. Titlin // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Философия. - 2021. - Т. 25, № 2. - С. 260-275. - Библиогр.: с. 274 (21 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://www.elibrary.ru
УДК
ББК 87.3(4/8)
Рубрики: Философия
   Философия зарубежных стран--Индия, 1 в.; 4 в.

Кл.слова (ненормированные):
анатман -- аннигиляционизм -- атман -- буддизм -- комментарии -- научные трактаты -- нередукционизм -- переводы -- ранний буддизм -- редукционизм -- субъект (философия) -- теория систем -- эмерджентизм -- я (философия)
Аннотация: Приводится новый перевод на английский язык отрывков из "Милиндапаньхи" о субъекте и авторские комментарии к ним. Перевод предваряется кратким изложением произведения (по книгам и главам) и сведениями о существующих переводах на европейские языки. Автор полемизирует с такими представителями современной философии, как Сидеритс и приходит к выводу, что на самом деле Сидеритс является, скорее, не редукционистом, а эмерджентистом, или сторонником теории систем, что подтверждается его апелляцией к переводимым отрывкам из "Милиндапаньхи", которые автор предлагает рассматривать в ключе теории систем и утверждает, что ранний буддизм, как он дан нам, в частности, в рассматриваемом тексте, скорее склоняется не редукционизму и простому отрицанию "я" или "субъекта", но к мягкому варианту теории эмерджентизма. Автор выражает свое несогласие с "семиотической трактовкой" вопроса А. Парибка и в качестве подтверждения своей онтологическо-гносеологической трактовки отсылает к таким текстам, как "Катхаваттху", "Ваджира-сутта" и "Пудгала-винишчая" Васубандху. В конце статьи делается вывод, что если ранний буддизм (то есть еще как минимум в I в. н. э., в "Милиндапаньхе") в отношении субъекта придерживался, скорее, теории систем и эмерджентизма (нередукционизма), то к IV в. (Васубандху "Абхидхармакоша") происходит уже существенный сдвиг в сторону аннигиляционизма (редукционизма) и субъект ("я") начинает уже напрямую отрицаться в научных трактатах.


Доп.точки доступа:
Сидеритс, М. (американский философ); Васубандху (индийский философ)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)