Пантелеев, Алексей Дмитриевич (кандидат исторических наук; доцент). Рабы в раннехристианских мученичествах [Текст] / А. Д. Пантелеев> // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2, История. - 2012. - Вып. 1. - С. 58-68. - Библиогр.: с. 67-68 (23 назв.) . - ISSN 1812-9323
Рубрики: История Древний мир, 2 в. н. э.; 3 в. н. э. Литературоведение Литература древнего мира, 2 в. н. э.; 3 в. н. э. Кл.слова (ненормированные): христианство -- раннее христианство -- мученичество -- античная культура -- раннехристианская литература -- христианские мученичества (жанр) -- тексты -- текстологический анализ -- рабство -- рабы -- образ рабов Аннотация: Статья посвящена изучению образа рабов в произведениях раннехристианской литературы - христианских мученичествах II - начала III в. Рабы появляются в этих текстах в двух ипостасях: с одной стороны, доносчиков, с другой - верных товарищей своих господ, разделяющих их взгляды и убеждения и гибнущих вместе с ними. Некоторые современные ученые, как, например, Дж. Хэрилл, полагают, что эта двойственность - следствие античной литературной традиции. Автор, наоборот, считает, что не стоит рассматривать упоминания о рабах как топос, они могут вполне адекватно отражать реальность. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Братухин, А. Ю. От цитирования к «коллажированию»: античное наследие в ранних христианских сочинениях [Текст] / А. Ю. Братухин> // Вестник Пермского университета. Сер.: Российская и зарубежная филология. - 2016. - Вып. 2 (34). - С. 17-26. - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки http://elibrary.ru . - ISSN 2073-6681
Рубрики: Литературоведение Литература Древнего мира Кл.слова (ненормированные): античная литература -- коллаж -- раннехристианская литература -- центон -- цитирование Аннотация: Климент Александрийский и Тертуллиан часто вплетают в текст своих сочинений цитаты или парафразы творений античных поэтов и философов. А. Меа, рассматривая эту методику Климента, говорит об использовании им жанра центона и полагает, что александрийский богослов, соединяя классические и библейские фразы, стремится приучить эллинов к «этому варварскому языку». В дан-ной статье высказывается предположение, что Климент и Тертуллиан каскадом классических аллю-зий и реминисценций стремились сделать свои трактаты похожими на произведения современных им языческих авторов, для того чтобы опровергнуть распространенное мнение о необразованности и невежестве представителей новой религии и привлечь к христианству ищущих истину интеллектуа-лов. Более ранние церковные писатели не решались использовать подобные включения для украше-ния своих сочинений и обращались к классическим цитатам только как к уликам, обличающим язы-чество. Способ, которым пользуются Климент и Тертуллиан, нами предлагается называть «коллажи-рованием»; при этом мы подчеркиваем различие между коллажами в стихах авангардистских поэтов (например, в «Cantos» Паунда) и «коллажами» в протрептиках, диатрибах, инвективах ранних хри-стианских богословов. Доп.точки доступа: Климент, Тит Флавий Александрийский (христианский теолог, писатель ; ?-215); Тертуллиан, Квинт Септимий Флоренс (христианский теолог и писатель ; 160-200) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |