Крапивина, Лариса Александровна (кандидат педагогических наук).
    Формирование социальной компетентности подростков в разновозрастных объединениях гуманистической направленности [Текст] / Л. А. Крапивина // Образование и наука. - 2015. - № 5. - С. 87-104. - Библиогр.: с.102-103 (19 назв.) . - ISSN 1994-5639
УДК
ББК 74.6
Рубрики: Образование. Педагогика
   Социальная педагогика

Кл.слова (ненормированные):
амбивалентное качество -- воспитательная система -- гуманистическое воспитание -- гуманистическое образование -- межвозрастная коммуникация -- объединения гуманистической направленности -- разновозрастные объединения гуманистической направленности -- системный эффект -- скрытые активы личности -- социальная компетентность подростка -- эмерджентный эффект
Аннотация: Обозначены объективные предпосылки появления субкультурных молодежных разновозрастных групп, в том числе и экстремистских, и причины, по которым они начинают выполнять особые воспитывающие функции. Перечислены варианты моделей гуманистических воспитательных систем разновозрастного объединения (РВО), созданные в отечественной и зарубежной социально-педагогической практике. Рассмотрен комплекс педагогических условий, обеспечивающих формирование социальной компетентности подростков в РВО гуманистической направленности. Установлено, что для такого типа объединений характерны принцип добровольного участия, самостоятельность субъектов, быстрая адаптация к изменяющейся социокультурной ситуации, разнообразные занятия по интересам, разрешение конфликтов внутри коллектива, высокий уровень командной сплоченности, самоуправление, творческий характер обучения, воспитания, социализации и самореализации. Дана краткая характеристика условий освоения подростками фундаментальных человеческих ценностей и формирования навыков новых, усложняющихся межличностных отношений в глобализирующемся мире. Проанализированы и уточнены понятия "воспитательная система разновозрастного объединения", "социальная компетентность подростка", "амбивалетное качество", "эмоционально-нравственный стержень личности", "эмерджентный эффект разновозрастных групп", "межвозрастная коммуникация". Установлено, что системообразующим ядром воспитательного процесса в РВО является субъектный компонент: все члены объединения - свободно действующие субъекты, осознанно принимающие внешние ограничения, обусловленные разновозрастным составом участников какой-либо деятельности. Отношения свободы, открытости, доверия, равноправия, безопасности, коллективной сплоченности в РВО обеспечивают возникновение эмерджентного эффекта проявления скрытых активов. Содержательная сторона пространства РВО позволяет создавать для каждого его члена достаточное количество учебных жизненных ситуаций и представлений о действиях в них, что создает условия для позитивных изменений как отдельной личности, так и всего сообщества в целом. Гуманистическая направленность деятельности РВО состоит в том, что каждый ее участник, приобщаясь к культурным традициям, этническим, гражданским и общечеловеческим ценностям, перенимая жизненный опыт других, сохраняет свою уникальность. На материале детско-молодежной организации "Каравелла", работающей в г. Екатеринбурге более полувека, раскрыто, как с помощью технологии межвозрастного общения и взаимодействия обеспечиваются преемственность традиций, сохранение исторической памяти, передача гуманистических идей в цепи поколений, формирование эмоционально-нравственного стержня личности. Показано, как субъектный компонент, с одной стороны, усложняет, а с другой - упрощает воспитательную работу; обеспечивает связь "учебной и жизненной практики"; позволяет амбивалентно выровнять процесс формирования социальной компетентности подростков.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)