Степанова, Марина Анатольевна (кандидат психологических наук; доцент).
    Психологические основы образовательной практики в теории С. Л. Рубинштейна [Текст] / М. А. Степанова // Вопросы психологии. - 2019. - № 3. - С. 119-129. - Библиогр.: с. 128-129 (28 назв.). - References in Russian: с. 129 (28 the names) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.1
Рубрики: Психология
   История психологии, 1922 г.

Кл.слова (ненормированные):
научное наследие -- теоретическая психология -- прикладная психология -- история психологии -- педагогическая психология -- принцип творческой самодеятельности -- психология образования -- образовательная практика
Аннотация: Предпринята попытка обратиться к наследию С. Л. Рубинштейна - выдающегося отечественного психолога и философа, автора трудов по методологии психологии, с тем чтобы опереться на развиваемые им идеи при разработке прикладных вопросов психологии. В частности, проанализированы положения, касающиеся педагогической психологии и психологии образования. Охвачены различные периоды научного творчества С. Л. Рубинштейна, начиная от сформулированного в 1922 г. принципа творческой самодеятельности и заканчивая его последними работами.


Доп.точки доступа:
Рубинштейн, С. Л. (психолог ; 1889-1960)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Гусельцева, Марина Сергеевна (доктор психологических наук; ведущий научный сотрудник).
    С. Л. Рубинштейн и неокантианская школа мысли [Текст] / М. С. Гусельцева // Вопросы психологии. - 2021. - № 1. - С. 106-118. - Библиогр.: с. 116-117 (38 назв.). - References: p. 117-118 (29 names) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.1
Рубрики: Психология
   История психологии, 20 в.

Кл.слова (ненормированные):
биографии -- историография -- марксизм -- методология -- научное наследие -- неокантианство -- принцип творческой самодеятельности -- саморазвитие -- субъект -- этика
Аннотация: Под влиянием глобализации и транснациональных исследовательских проектов современная российская историография так или иначе обновляет методологический инструментарий, обращается к полипарадигмальности и трансдисциплинарности, переходит от линейных схем интерпретации к конструкциям, включающим, наряду с каноническими, маргинальные и неочевидные нарративы и дискурсы. В свете новой интерпретационной модели, учитывающей историографические материалы смежных наук, а также скрытые течения советской культуры, в интеллектуальной биографии С. Л. Рубинштейна выделены для анализа три методологические вехи: неокантианский, марксистский, антропологический (экзистенциальный) периоды научного творчества. Подчеркивается, что советская историография практически не оставляла сомнений относительно марксистских оснований субъектно-деятельностного подхода С. Л. Рубинштейна, однако иные интерпретационные модели не только погружают историю российской психологии в контексты эпистемологических поворотов социогуманитарного знания ХХ в., но и проблематизируют сложившиеся представления, ставят их под вопрос. Среди таких проблематизаций - осмысление неокантианских и марксистских предпосылок учения С. Л. Рубинштейна. Утверждается, что принцип творческой самодеятельности, представление о саморазвитии и индивидуализации субъекта, проблемы этики и ценностей как внутренних ориентиров развития человека представляют латентное неокантианство в интеллектуальной биографии ученого.


Доп.точки доступа:
Рубинштейн, С. Л. (психолог ; 1889-1960)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Гусельцева, Марина Сергеевна (доктор психологических наук; доцент; ведущий научный сотрудник).
    С. Л. Рубинштейн и пределы марксизма [Текст] / М. С. Гусельцева // Вопросы психологии. - 2021. - № 2. - С. 106-119. - Библиогр.: с. 117-118 (31 назв.). - References in Russian: р. 118-119 (28 names) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.1
Рубрики: Психология
   История психологии

Кл.слова (ненормированные):
антропологическая психология -- биографии -- историография -- марксизм -- методология -- научная деятельность -- научные труды -- немецкая интеллектуальная традиция -- неокантианство -- принцип субъектности -- принцип творческой самодеятельности -- субъект -- субъектно-деятельностный подход -- этика
Аннотация: Советская историография не оставляла сомнений относительно марксистской основы субъектно-деятельностного подхода С. Л. Рубинштейна. В свете интерпретационной модели, учитывающей архивные находки смежных наук, а также различные течения советской культуры, интеллектуальная биография С. Л. Рубинштейна раскрывается в анализе смены методологических вех: неокантианский, марксистский, антропологический (экзистенциальный) периоды научной деятельности. Творческий путь С. Л. Рубинштейна рассматривается в перспективе движения от неокантианства к марксизму, в дальнейшем - преодоления марксизма в завершающем труде "Человек и мир". Если в ранней работе "Принцип творческой самодеятельности" С. Л. Рубинштейн вышел за пределы неокантианства, "Проблемы психологии в трудах Карла Маркса" стали его программой марксистской психологии, то книга "Человек и мир" явилась не просто критикой методологических ограничений марксизма, но и реализацией оригинального субъектно-деятельностного подхода, к тому же подспудно содержащего предпосылки экзистенциально-антропологического поворота в психологии. Утверждается, что восприятие С. Л. Рубинштейном марксизма было обусловлено неокантианской интеллектуальной традицией, позволившей выявить в марксизме такие недостатки, как преувеличение роли социальной среды в ущерб факторам природы и наследственности, индивидуальному развитию субъекта и свободе личностного выбора. Неокантианская интеллектуальная традиция определила значимость психологической самодетерминации и активной роли субъекта в преобразовании самого себя и окружающей действительности, приоритетность этического выбора личности перед воздействием коллективов и давлением общества, а также особую трактовку ценностей и культуры в развитии человека. Критическая переработка С. Л. Рубинштейном неокантианской традиции нашла выражение в принципе творческой самодеятельности, принципе субъектности, повышенном интересе к проблемам этики, обусловила отношение к марксизму как к всего лишь одному из философских учений в контексте немецкой интеллектуальной традиции.


Доп.точки доступа:
Рубинштейн, С. Л. (психолог ; 1889-1960)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)