Еремин, Е. А.
    Об иерархическом представлении знаний с помощью некоторых программных средств [Текст] / Е. А. Еремин // Информатика и образование. - 2009. - N 6. - С. 37-47. - Окончание следует . - ISSN 0234-0453
УДК
ББК 74.26
Рубрики: Образование. Педагогика
   Методика преподавания учебных предметов

Кл.слова (ненормированные):
Free Pascal -- Protege -- Turbo Delphi -- дерево знаний -- знания -- знания о движении -- иерархическая структура знаний -- информатика в школе -- информационные модели -- класс (информатика) -- онтология -- построение информационных моделей -- представление знаний -- представление информации -- программное обеспечение -- программные средства -- слоты -- стуктурирование знаний -- экземпляры класса (информатика)
Аннотация: В статье рассмотрено моделирование иерархической структуры знаний с помощью трех видов ПО: редактора онтологий Protege, а также систем программирования Free Pascal и Turbo Delphi. В качестве предметной области выбраны простейшие механические движения, которые изучаются в начальном курсе физики. Материалы могут быть прежде всего использованы для организации практических занятий в компьютерном классе по теме, которая в учебниках информатики обычно рассматривается чисто теоретически. Подчеркивается, что умение описывать иерархические структуры полезно не только для программирования, но и для формирования мировоззрения учащихся и развития их мышления.





    Трембач, В. М. (кандидат технических наук).
    Интеллектуальная информационная система формирования компетенций для реализации модели непрерывного образования [Текст] / В. М. Трембач // Открытое образование. - 2010. - N 4. - С. 79-91. : рис., табл. - Библиогр.: с. 91 (20 назв. )
УДК
ББК 74с
Рубрики: Образование. Педагогика
   Применение вычислительной техники в педагогике

Кл.слова (ненормированные):
модель компетенции -- непрерывное образование -- информационные системы -- компетенции -- интегрированный метод -- сети Петри -- Петри сети -- представление знаний -- экспертные системы -- искусственный интеллект -- информационные системы
Аннотация: Рассматриваются вопросы создания интеллектуальных информационных систем формирования компетенций для эффективного решения задач организации непрерывного образования специалистов на протяжении длительного периода профессиональной деятельности.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Голицына, О. Л.
    Общесистемные и технологические основы управления знаниями [Текст] / О. Л. Голицына, Н. В. Максимов // Открытое образование. - 2011. - N 1. - С. 67-78. : фото. - Библиогр.: с. 77-78 (12 назв. )
УДК
ББК 74с
Рубрики: Образование. Педагогика
   Применение вычислительной техники в педагогике

Кл.слова (ненормированные):
информационная среда -- информация -- знания -- информационный поиск -- технологические основы -- управление знаниями -- синергетика -- представление знаний -- информационная деятельность
Аннотация: С позиции системного анализа обсуждаются основы построения информационной среды, ориентированной на поддержку систем управления знаниями. Для организации информационного пространства, ориентированного на получение и сохранение знаний, предлагается использовать структуру классификационного типа, динамически отражающее сходство и различия состоявшегося и нового знания на знаковом, понятийном и документальном уровне.


Доп.точки доступа:
Максимов, Н. В.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Ушаков, Виталий Алексеевич (кандидат технических наук).
    Фреймово-продукционные и логические модели представления знаний в процессах обнаружения и диагностирования предотказных состояний в технических объектах [Текст] / В. А. Ушаков, В. С. Дрогайцев, Д. Е. Крупейников // Вестник Саратовского государственного технического университета. - 2012. - № 66. - С. 177-184 : ил. - Библиогр.: с. 184 (2 назв.) . - ISSN 1999-8341
УДК
ББК 30.61
Рубрики: Техника
   Технологические процессы

Кл.слова (ненормированные):
фреймово-продукционные модели -- логические модели -- предотказные состояния -- технические объекты -- представление знаний -- интеллектуальные технологии -- работоспособность -- диагностирование -- источники генерации
Аннотация: Рассматривается формальный подход к представлению знаний интеллектуальных технологий в процессах поддержки методов оценивания работоспособности технических объектов, обнаружения и диагностирования источников генерации предотказных состояний в их поведении.We consider a formal approach to knowledge representation in the process of intelligent technologies to support health assessment methods of technical objects, de-tecting and diagnosing the sources of generation failures in their behavior.


Доп.точки доступа:
Дрогайцев, Валентин Серафимович (доктор технических наук; профессор); Крупейников, Денис Евгеньевич (аспирант)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Кравченко, Юрий Алексеевич (кандидат технических наук; доцент).
    Нечеткое моделирование разнородных знаний в интеллектуальных обучающих системах [Текст] = Euzzy modeling of heterogeneous knowledge in intellectual educational systems / Ю. А. Кравченко, В. В. Бова // Открытое образование. - 2013. - № 4. - С. 70-74 : рис. - Библиогр.: с. 74 (8 назв.) . - ISSN 1818-4243
УДК
ББК 74с + 74.58
Рубрики: Образование. Педагогика
   Применение вычислительной техники в педагогике

   Высшее профессиональное образование

Кл.слова (ненормированные):
базы знаний -- интеллектуальные обучающие системы -- интеллектуальные системы -- оценка компетентности -- предметные знания -- представление знаний -- системы управления знаниями -- управление знаниями
Аннотация: Статья посвящена разработке формализованной модели представления разнородных предметных знаний для интеллектуальных обучающих систем в условиях неопределенности. Подобное моделирование позволит уже на стадии проектирования информационной системы избежать возникновения ошибок экспертов при определении критериев оценки компетентности, вариантов индивидуальных траекторий обучения, требований к типам и количеству форм представления знаний и тестовых заданий.


Доп.точки доступа:
Бова, Виктория Викторовна (старший преподаватель)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Корниенко, Анна Анатольевна.
    К вопросу о философских предпосылках, состоянии и перспективах исследований по проблеме искусственного интеллекта [Текст] / А. А. Корниенко, А. А. Корниенко, А. В. Корниенко // Известия Томского политехнического университета. - 2013. - Т. 323, № 6 : Экономика : Философия, социология и культурология. История. - С. 210-215 : ил. - Библиогр.: с. 214 (7 назв.) . - ISSN 1684-8519
УДК
ББК 87.22
Рубрики: Философия
   Теория познания

Кл.слова (ненормированные):
искусственный интеллект -- знания -- метазнание -- представление знаний -- обработка знаний -- философские предпосылки -- автоэпистемическая логика
Аннотация: Прослеживается история идеи искусственного интеллекта и существующие способы ее реализации. В качестве перспективного направления развития искусственного интеллекта отмечаются исследования на основе автоэпистемической логики. Искусственный интеллект рассматривается как система, имитирующая решение человеком сложных задач в процессе его жизнедеятельности. Представлена интеллектуальная традиция исследования искусственного интеллекта, берущая начало в "Физике" Аристотеля, "Диалогах" Платона; раскрыты предпосылки и основания теории искусственного интеллекта. В числе главных вопросов анализа сферы искусственного интеллекта и сферы его приложений рассмотрены структура символов и операций, посредством которых осуществляется интеллектуальное решение задачи, поиск стратегических ориентиров для тех решений, которые обусловлены определенными структурами символов и операций. Экспертные системы интерпретированы как разновидность интеллектуальных систем; обозначены различные способы представления знаний (логическая модель, фреймовые и продукционные системы, семантические сети), реализуемые в границах когнитивного направления исследования искусственного интеллекта. Утверждается, что представление знаний является методологией моделирования и формализации концептуальных знаний в сфере инженерии знаний.The history of idea of artificial intelligence and the ways of its implementation are observed in the paper. The authors select researches based on autoepistemic logic as a perspective line of development of artificial intelligence. Artificial intelligence (AI) is considered as a system that imitates the process of decision making by a man, when a man solves complex tasks. The paper introduces the intellectual tradition of artificial intelligence: this tradition goes back to the Aristotle`s "Physics" and Plato's "Dialogs". The premises and grounds for the artificial intelligence theory are disclosed as well. The structure of symbols and operations are considered as basic questions of analysis of artificial intelligence and AI applications. Expert systems are interpreted as a variety of intelligence system. Different methods of knowledge representation (logical model, frame systems and production systems, semantic networks) are designated in the article. These methods are realized within the scope of a cognitive trend of AI investigation. The authors assert that knowledge representation is a methodology of modeling and formalization of conceptual knowledge in the sphere of knowledge engineering.


Доп.точки доступа:
Корниенко, Алла Александровна; Корниенко, Анатолий Васильевич; Аристотель (древнегреческий философ и ученый-энциклопедист из Стагиры ; 384-322 до н.э.); Платон (древнегреческий философ ; 428/427-348/347 до н.э.)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Курейчик, Владимир Викторович (доктор технических наук; профессор; заведующий кафедрой).
    Моделирование процесса представления знаний в интеллектуальных обучающих системах на основе компетентностного подхода [Текст] = Modeling of process knowledge representation in intellectual instructional systems based on competence approach / В. В. Курейчик, В. В. Бова // Открытое образование. - 2014. - № 3. - С. 42-48 : рис. - Библиогр.: с. 48 (11 назв.) . - ISSN 1818-4243
УДК
ББК 74с + 74.58
Рубрики: Образование. Педагогика
   Применение вычислительной техники в педагогике

   Высшее профессиональное образование

Кл.слова (ненормированные):
интеллектуальные обучающие системы -- информатизация образования -- компетентностный подход -- моделирование предметных знаний -- представление знаний -- системы управления знаниями -- управление знаниями -- управление обучением
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению вопросов представления разнородных знаний в интеллектуальных обучающих системах и процедур построения на их основе динамической модели управления обучением. Особенность предложенной информационной модели - возможность построения на ее основе индивидуальных траекторий обучения с учетом системы межпредметных связей в условиях компетентностного подхода.


Доп.точки доступа:
Бова, Виктория Викторовна (старший преподаватель)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




   
    Искусственный интеллект в обучении [Текст] / Ю. К. Шакирова [и др.] // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2015. - № 1. - С. 13-18. - Библиогр.: с. 17-18 (5 назв. ) . - ISSN 1561-2449
УДК
ББК 74с + 32.813
Рубрики: Образование. Педагогика
   Применение вычислительной техники в педагогике

   Радиоэлектроника

   Искусственный интеллект. Экспертные системы

Кл.слова (ненормированные):
интеллектуальные компьютерные программы -- электронные учебники -- образовательные учреждения -- представление знаний -- программное обеспечение -- компьютерное моделирование -- компьютерные знания -- автоматизация учебных процессов
Аннотация: Рассматриваются основные задачи создания искусственного интеллекта и области его применения. Особое внимание уделяется вопросам, связанным с автоматизацией обучения.


Доп.точки доступа:
Шакирова, Юлия Каримовна; Савченко, Наталья Каримовна; Абилдаева, Гулнур Балтабаевна; Маденова, Асем Ендамановна
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Чернышов, Лев Николаевич (кандидат физико-математических наук).
    Применение концептуальных графов для представления знаний в платформах массовых открытых онлайн-курсов [Текст] / Л. Н. Чернышов, Д. А. Гуров // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2016. - № 12. - С. 28-32. - Библиогр.: с. 31-32 (10 назв. ) . - ISSN 1561-2449
УДК
ББК 74
Рубрики: Образование. Педагогика
   Дистанционное образование

Кл.слова (ненормированные):
дистанционные методы обучения -- дистанционное обучение -- МООС -- массовые открытые онлайн-курсы -- интерактивные образовательные системы -- графы -- представление знаний -- инженерия знаний
Аннотация: Рассматривается проблема представления знаний учебного курса в интерактивных образовательных системах. Проанализированы различные модели представления знаний на основе графов, применяемые в инженерии знаний.


Доп.точки доступа:
Гуров, Дмитрий Александрович
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Батура, Т. В.
    Семантический анализ и способы представления смысла текста в компьютерной лингвистике [Текст] = Semantic analysis and methods of text meaning representation in computer linguistics / Т. В. Батура // Программные продукты и системы. - 2016. - № 4. - С. 45-57 : ил.: 2 рис. - Библиогр.: с. 57 (35 назв.) . - ISSN 0236-235X
УДК
ББК 81.1
Рубрики: Языкознание
   Математическая лингвистика

Кл.слова (ненормированные):
автоматическая обработка текста -- семантический анализ -- семантические сети -- логика предикатов -- представление знаний -- смысл высказывания -- семантика
Аннотация: Статья посвящена проблемам семантического анализа текстов. Рассмотрены различные методы: диаграммы зависимостей и семантические сети, подходы, основанные на лексических функциях и тематических классах, фреймовые и онтологические модели, логические модели представления знаний.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Billig, V. A.
    Interpretation of the meaning of natural language phrases in problem-oriented systems [Text] = Интерпретация смысла фраз естественного языка в проблемно-ориентированных системах / V. A. Billig, I. S. Smirnov // Программные продукты и системы. - 2017. - Т. 30, № 4. - С. 583-592 : ил.: 8 рис., 3 табл. - Библиогр.: с. 592 (18 назв.) . - ISSN 0236-235X
УДК
ББК 81.1
Рубрики: Языкознание
   Математическая лингвистика

Кл.слова (ненормированные):
естественные языки -- морфологический анализ -- представление знаний -- человеко-машинные интерфейсы -- фреймовые модели
Аннотация: В данной статье рассматривается подход к интерпретации смысла фраз на основе теории "Смысл–Текст". Ключевым моментом является намеренное ограничение контекста диалога заданной предметной областью. Это позволяет системе вести более содержательный диалог и решать конкретные задачи из заранее определенного множества.


Доп.точки доступа:
Smirnov, I. S.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Ковалев, Сергей Протасович (доктор физико-математических наук).
    Проблема обоснования в формальном представлении знаний [Текст] / С. П. Ковалев, А. В. Родин // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2018. - № 46. - С. 22-29. - Библиогр.: с. 28 (16 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru . - ISSN 1998-863x
УДК
ББК 87.22 + 87.41
Рубрики: Философия
   Теория познания

   Логика

   Логический синтаксис и логическая семантика

Кл.слова (ненормированные):
эпистемология -- формальная эпистемология -- знания -- представление знаний -- формальное представление знаний -- обоснование знаний -- компьютерные науки -- логическое следование -- семантика -- теоретико-доказательная семантика -- теории -- теория типов -- гомотопическая теория типов
Аннотация: Понятие "знание", которое используется в компьютерных науках, не включает в себя обычное для философской эпистемологии требование обоснования знания. Исследования последних лет в области теоретико-доказательной семантики, гомотопической теории типов и формальной эпистемологии позволяют наметить теоретическую основу для решения этой проблемы.


Доп.точки доступа:
Родин, Андрей Вячеславович (кандидат философских наук)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)