Лытов, Д. Есть ли смысл отделять соционику от психологии [Текст] / Д. Лытов, М. Лытова> // Соционика, психология и межличностные отношения: человек, коллектив, общество. - 2008. - N 4. - С. 25-31
Рубрики: Психология Психология личности Кл.слова (ненормированные): соционика -- личность (соционика) -- личность (психология) -- предмет психологии -- предмет соционики -- модель общения -- модель поведения -- человеческая психика -- социотип Аннотация: Предмет психологии как науки - это непосредственные процессы и состояния человеческой психики. Предмет же соционики - это социотип, т. е. обобщенная модель мышления и поведения на всех коммуникативных уровнях - интеллектуальном, социальном, психологическом и физическом. Доп.точки доступа: Лытова, М. |
Анцупов, А. Я. (доктор психологических наук, профессор). Проблема объекта и предмета психологии [Текст] / А. Я. Анцупов> // Инновации в образовании. - 2009. - N 11. - С. 20-27 : 2 табл. - Библиогр.: с. 27 (3 назв. ) . - ISSN 1609-4646
Рубрики: Психология Общая психология Кл.слова (ненормированные): конфликты -- межличностные конфликты -- объект психологии -- предмет психологии -- психика -- психические состояния -- психические явления -- субъективное Аннотация: Автором ставится вопрос о необходимости научной рефлексии стандартов современных исследований в психологии, понимая ее прежде всего как науку о психике в ее взаимодействии с материальным миром. Автор считает, что проблема выделения объекта, предмета психологии и методов их изучения сегодня особенно актуальна. |
Дегтярева, Екатерина Евгеньевна (аспирант каф. философии, ст. преподаватель каф. возраст. психологии и физиологии Магнитогорск. гос. ун-та). Предметность психологического познания в классическом и неклассическом типах научной рациональности [Текст] / Е. Е. Дегтярева> // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - N 29. - С. 80-83. . - Библиогр. в примеч.
Рубрики: Философия Общие вопросы философии Кл.слова (ненормированные): кризис психологии -- предмет психологии -- предметность психологического познания -- типы научной рациональности -- гносеологические основания психологии Аннотация: В статье утверждается необходимость философско-гносеологического подхода к исследованию предмета психологического познания в контексте когнитивного кризиса психологии, выявляются гносеологические основания предметности психологического познания в классическом и неклассическом типах научной рациональности. Проведенный анализ позволяет наметить общую схему для сопоставления различных теоретических подходов в психологии, а также выявляет определенную направленность в развитии психологического познания. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Белоконев, Григорий Петрович (кандидат философских наук; доцент кафедры культурологии). Диарея бессмыслия в педагогике и психологии [Текст] / Григорий Петрович Белоконев> // Ученый совет. - 2010. - N 3. - С. 42-50. : 1 фот., 6 рис. - Библиогр.: с. 50 (10 назв. )
Рубрики: Образование. Педагогика--Россия, 21 в. Высшее профессиональное образование--Россия, 21 в. Методика преподавания учебных предметов--Россия, 21 в. Психология--Россия, 21 в. Педагогическая психология взрослых--Россия, 21 в. Кл.слова (ненормированные): биологическое в человеке -- вузовские преподаватели -- вузовские учебники -- вузовский учебный процесс -- вузы -- высшие учебные заведения -- деятельность -- законы диалектики -- методы обучения -- педагоги -- педагогическая практика -- предмет педагогики -- предмет психологии -- предмет философии -- преподавание в вузах -- преподавание педагогики -- преподавание психологии -- психические структуры -- психологи -- социальное в человеке -- статьи -- учебники -- учебники по педагогике -- учебники по педагогической психологии -- учебные программы -- ученые советы вузов -- философия -- философы -- формы деятельности -- человек -- человеческая деятельность Аннотация: Всем известна банальная истина, что вся огромная армия управленцев и преподавательского корпуса, начиная со средней школы и заканчивая сотрудниками Министерства образования и науки России, по долгу службы обязаны быть классными специалистами в области педагогики и психологии. Естественно, идеалом данного мастерства должны обладать работники высшей школы, поскольку большинство из них облачены в научные мантии. Многие - даже в солидные мантии. Но движение к этому мастерству обременено тяжкими недугами. Доп.точки доступа: Смирнов, С. Д. (доктор психологических наук; профессор); Реан, А. А. (доктор психологических наук; профессор); Бордовская, Н. В. (доктор педагогических наук; профессор; заведующая кафедрой психологии и педагогики личностного и профессионального развития факультета психологии); Розум, С. И. (кандидат психологических наук; доцент кафедры психологии и педагогики личностного и профессионального развития); Селиванов, В. С. (кандидат педагогических наук; профессор); Вульфов, Б. З. (доктор педагогических наук; профессор); Иванов, В. Д. (кандидат педагогических наук; доцент); Зимняя, И. А. (доктор психологических наук; профессор; академик РАО; заслуженный деятель науки РФ); Немов, Р. С. (доктор психологических наук; профессор; действительный член АПСН); Гегель, Г. В. Ф. 1770-1831 (немецкий философ); Порус, В. Н. (доктор философских наук; профессор); Ильенков, Э. В. (советский философ) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Алехин, Анатолий Николаевич (доктор медицинских наук; профессор; заведующий кафедрой). Психологический феномен как методологическая проблема [Текст] = Psychological Phenomenon as a Methodological Problem / А. Н. Алехин> // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2013. - № 155. - С. 16-23. - Библиогр.: с. 22-23 (10 назв. ) . - ISSN 1992-6464
Рубрики: Психология Медицинская психология Кл.слова (ненормированные): психика -- предмет психологии -- системная теория поведения -- абстрактные психические функции -- патапсихологические синдромы -- патапсихологическая сущность заболевания -- нарушение психологической адаптации -- психические расстройства Аннотация: Рассматриваются методологические аспекты современного состояния психологических наук. Показано, что множество научных дисциплин в своем содержании оперирует одним феноменом, который по-разному означивается, благодаря чему создано множество предметных полей. Результатом исторического развития наук о психике стало создание автономных терминологических сетей, что сильно затрудняет их интеграцию и систематизацию научного знания. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Мазилов, Владимир Александрович. Методология современной психологии: актуальные проблемы [Текст] / В. А. Мазилов> // Сибирский психологический журнал. - 2013. - № 50. - С. 8-16. - Библиогр.: с. 16 . - ISSN 1726-7080
Рубрики: Психология Общая психология Кл.слова (ненормированные): междисциплинарные исследования -- методология психологии -- предмет психологии -- современная психология -- философия психологии Аннотация: Обсуждается проблема междисциплинарных исследований в современной психологии и разработка новой методологии психологии. Утверждается, что при проведении междисциплинарных исследований необходимо учитывать трактовку предмета психологии. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Обухова, Людмила Филипповна (доктор психологических наук; профессор; заведующая кафедрой). П. Я. Гальперин среди современников [Текст] / Л. Ф. Обухова> // Вопросы психологии. - 2014. - № 2. - С. 65-75. - Библиогр.: с. 74-75 (16 назв.) . - ISSN 0042-8841
Рубрики: Психология История психологии Кл.слова (ненормированные): общая психология -- генетическая психология -- предмет психологии -- психика -- объективный признак психического -- интериоризация -- умственное действие -- биологическое в психике человека -- органическое в психике человека -- социальное в психике человека Аннотация: Теория П. Я. Гальперина на протяжении длительного периода ее становления подвергалась критическому анализу в статьях и выступлениях отечественных психологов; часть этих материалов в 1960-1970-е гг. была опубликована на страницах журнала "Вопросы психологии". В статье представлены отрывки из этих публикаций, которые позволяют переосмыслить понимание теории П. Я. Гальперина в его и наше время, по-новому оценить его место как человека и ученого в современной психологии. Доп.точки доступа: Гальперин, П. Я. (психолог ; 1902-1988) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Нечаев, Николай Николаевич (доктор психологических наук; академик; профессор; проректор; заведующий кафедрой). Категория "предмет" как основа фундаментализации психологического образования [Текст] / Н. Н. Нечаев, М. Д. Рабесон> // Вопросы психологии. - 2016. - № 2. - С. 24-32. - Библиогр.: с. 31-32 (13 назв.) . - ISSN 0042-8841
Рубрики: Психология Общая психология Кл.слова (ненормированные): профессиональное сознание -- уровень профессионального сознания -- предмет психологии -- фундаментализация психологического образования -- предмет профессиональной деятельности -- категории деятельности -- психологи -- профессиональная подготовка -- профессиональное образование Аннотация: Обсуждается специфика представлений о фундаментализации профессиональной подготовки психологов. Особое внимание уделяется раскрытию категории "предмет" в психологии и ее значимости в теоретическом и практическом отношении. Представлен краткий историко-методологический обзор существующих взглядов на "предмет" психологии. Обосновано особое значение методологического анализа при формировании представления о предмете профессиональной деятельности. В работе обсуждаются перспективы применения деятельностного подхода для раскрытия предметной сущности психологии и возможности его использования в профессиональной подготовке. Доп.точки доступа: Рабесон, Мария Давидовна (психолог) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Чеснокова, Милена Григорьевна (кандидат психологических наук; старший научный сотрудник). Методологические принципы историко-психологического анализа в современной отечественной психологии [Текст] / М. Г. Чеснокова> // Социально-гуманитарные знания. - 2016. - № 5. - С. 308-319. - Библиогр. в сносках (6 назв.)
Рубрики: Психология История психологии Кл.слова (ненормированные): историко-психологические исследования -- общая психология -- отечественные психологи -- предмет психологии -- принцип историзма -- психология и философия -- система психологического знания -- философия и психология Аннотация: Анализируются принципы историко-психологического исследования, принятые в отечественной психологии, их содержание и методологический потенциал. Намечаются пути построения современной концепции истории психологии. Доп.точки доступа: Гальперин, П. Я. (выдающийся отечественный психолог ; 1902-1989) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Мироненко, Ирина Анатольевна (доктор психологических наук; профессор). О предмете психологии [Текст] : (к обсуждению концепции Н. И. Чуприковой) / И. А. Мироненко> // Вопросы психологии. - 2017. - № 1. - С. 130-141. - Библиогр.: с. 140-141 (25 назв.) . - ISSN 0042-8841
Рубрики: Психология Общая психология Кл.слова (ненормированные): психофизиологическая проблема -- предмет психологии -- монизм -- дуализм -- антропологическая проблема психологии -- психологические концепции -- система психического отражения Аннотация: Автор обсуждает предложенную Н. И. Чуприковой теоретическую модель целостной функциональной системы психического отражения и регуляции поведения и деятельности (см.: Вопросы психологии, 2016, № 1. С. 3-19). Автор признает данный подход полезным и обогащающим психологическую науку, но считает его принципиально ограниченным в своих возможностях и опасным в случае выхода за их пределы. Доп.точки доступа: Чуприкова, Н. И. (доктор наук; профессор) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Мазилов, Владимир Александрович (доктор психологических наук; профессор; заведующий кафедрой). Прогресс на фоне кризиса [Текст] / В. А. Мазилов> // Вопросы психологии. - 2017. - № 6. - С. 107-116. - Библиогр.: с. 115-116 (22 назв.). - References in Russian: с. 116 (21 назв.) . - ISSN 0042-8841
Рубрики: Психология Общая психология Кл.слова (ненормированные): психологическая наука -- кризис психологии -- предмет психологии -- академическая психология -- научные коммуникации -- научные дискуссии Аннотация: Статья посвящена обсуждению вопросов, речь о которых шла в публикациях П. А. Мясоеда, А. М. Двойнина, А. В. Юревича о трудностях в научной коммуникации, существенно снижающих эффективность научных дискуссий. Утверждается, что в настоящее время речь может идти не о конфликте научной и практической психологий, а об очередном противостоянии естественнонаучной и герменевтической парадигм. Доп.точки доступа: Мясоед, П. А. (кандидат психологических наук; психолог); Двойнин, А. М. (кандидат психологических наук; доцент); Юревич, А. В. (доктор психологических наук; профессор; член-корреспондент РАН) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Чуприкова, Н. И. Психическая реальность и предмет психологии [Текст] = Mental reality and the subject of psychology / Н. И. Чуприкова> // Психологический журнал. - 2020. - Т. 41, № 4. - С. 92-104. - Библиогр.: с. 102-104 (30 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru . - ISSN 0205-9592
Рубрики: Психология Общая психология Кл.слова (ненормированные): предмет психологии -- объект психологии -- психологическая наука -- психическая реальность -- психофизические проблемы -- сознание человека -- психическая деятельность мозга -- мозг -- душа -- тело Аннотация: От психофизической теории тождества души и тела к теории их психофизического единства. Аристотель и Спиноза о единстве души и тела. Обосновывается положение, что психическая реальность представляет собой отражательную и регулирующую поведение деятельность мозга. Эту деятельность можно считать и называть психической деятельностью мозга. Сущность психической деятельности мозга. Рассматривается строение психической реальности как целостной функциональной системы. Кратко излагается фундаментальная программа комплексного изучения психической реальности Джеральда Эдельмана. Доп.точки доступа: Эдельман, Дж. (1929-2014); Аристотель (древнегреческий философ ; 384-322 до н.э.); Спиноза, Б. (нидерландский философ ; 1632-1677) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Мазилов, Владимир Александрович (доктор психологических наук; профессор; заведующий кафедрой). О психологических понятиях и методологии психологии [Текст] / В. А. Мазилов> // Вопросы психологии. - 2020. - № 1. - С. 71-83. - Библиогр.: с. 82-83 (20 назв.). - References in Russian: р. 83 (19 names) . - ISSN 0042-8841
Рубрики: Психология Общая психология Кл.слова (ненормированные): методология -- понятия психологии -- термины психологии -- предмет психологии -- совокупный предмет психологии -- внутренний мир человека -- философия науки -- философия психологии -- психологические понятия Аннотация: Обсуждаются остро дискуссионные вопросы, речь о которых шла в публикациях В. А. Иванникова, А. А. Федорова и других авторов в журнале "Вопросы психологии". Отмечается, что вопрос о содержании психологических понятий и их соотношении чрезвычайно важен для психологии. Утверждается, что вопрос о соотношении и содержании психологических понятий можно решать лишь в контексте предмета психологии. В статье обосновывается тезис о том, что предмет в структуре методологического знания выполняет особую роль, выступая центральным, системообразующим фактором. Доп.точки доступа: Иванников, В. А. (доктор психологических наук; академик; профессор); Федоров, А. А. (кандидат наук; заведующий кафедрой; профессор) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |