Нехаева, Ираида Николаевна. Феномен "понимания" в сфере музыкальной культуры: reductio ad absurdum познавательного подхода к искусству [Текст] / И. Н. Нехаева> // Вопросы культурологии. - 2009. - 2073-9702, N 7 (июль). - 011 . 80-84. - Библиогр.: с. 84 (10 назв. ) . - ISSN 2073-9702
Рубрики: Культурология Теоретическая культурология, 21 в. Кл.слова (ненормированные): познание -- познавательные формы -- понимание -- смысловая заданность -- предметность -- герменевтическая ситуация -- истолкование -- музыкальное искусство -- музыкальная культура Аннотация: Статья содержит критический взгляд на музыкальную культуру в связи с установившимся в данной сфере традиционным представлением о статусе познавательной деятельности, разворачивающейся в музыкальной области, посредством обращения к такой познавательной форме, как "понятие". В результате это приводит к возникновению феномена "понимания", природа которого неадекватна внутренней сути музыкального искусства. Доп.точки доступа: Платон (древнегреческий философ ; 428-347 до н. э.) |
Шабалин, Ю. Е. (канд. пед. наук, доц.). Региональный аспект предметности гуманитарного образования [Текст] / Ю. Е. Шабалин> // Инновации в образовании. - 2009. - N 7. - С. 4-10. - Библиогр.: с. 10 (3 назв. ) . - ISSN 1609-4646
Рубрики: Общеобразовательная школа Образование. Педагогика Кл.слова (ненормированные): вариативность образования -- гуманитарное образование -- предметность обучения -- школьное образование Аннотация: Затрагивается проблема объективизации содержания гуманитарного образования. Одним из подходов к определению содержания школьных предметов гуманитарного цикла может стать региональная вариативность. |
Иванова, Е. О. (кандидат педагогических наук). Функции инвариантного и вариативного компонентов содержания образования в различных дидактических подходах [Текст] / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская> // Инновации в образовании. - 2010. - N 2. - С. 4-20. - Библиогр.: с. 19 (3 назв. ) . - ISSN 1609-4646
Рубрики: Образование. Педагогика Теория и методика обучения Кл.слова (ненормированные): вариативность образования -- вариативный компонент содержания образования -- дидактические подходы -- знаниевый подход -- инвариантный компонент содержания образования -- инварианты -- компетентностный подход -- культурологический подход -- личностно ориентированный подход -- предметность обучения -- содержание образования Аннотация: В статье рассматриваются инвариантный и вариативный компоненты содержания образования: даются определения, выявляются функции в зависимости от реализуемых в процессе обучения дидактических подходов. Доп.точки доступа: Осмоловская, И. М. (доктор педагогических наук) |
Дегтярева, Екатерина Евгеньевна (аспирант каф. философии, ст. преподаватель каф. возраст. психологии и физиологии Магнитогорск. гос. ун-та). Предметность психологического познания в классическом и неклассическом типах научной рациональности [Текст] / Е. Е. Дегтярева> // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - N 29. - С. 80-83. . - Библиогр. в примеч.
Рубрики: Философия Общие вопросы философии Кл.слова (ненормированные): кризис психологии -- предмет психологии -- предметность психологического познания -- типы научной рациональности -- гносеологические основания психологии Аннотация: В статье утверждается необходимость философско-гносеологического подхода к исследованию предмета психологического познания в контексте когнитивного кризиса психологии, выявляются гносеологические основания предметности психологического познания в классическом и неклассическом типах научной рациональности. Проведенный анализ позволяет наметить общую схему для сопоставления различных теоретических подходов в психологии, а также выявляет определенную направленность в развитии психологического познания. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Сутужко, Валерий Валериевич. Проблема оценки в философии и науке XX века [Текст] / В. В. Сутужко> // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. - 2010. - Вып. 4. - С. 47-53. . - Библиогр. в примеч. - Примеч.: с. 53
Рубрики: Философия Философия науки, 20 в. Кл.слова (ненормированные): оценки -- оценивание -- ценности -- ценностная предметность -- знания Аннотация: Анализируется проблема оценки, которая в философии XX века оказалась неразрывно связанной с категорией "ценность" - основным критерием при вынесении оценочных суждений. В оценке как феномене раскрывается единство значения и личностного смысла, пронизывающих мир социальных и индивидуальных ценностей. Посредством оценок осуществляется познание, представление в сознании сущности ценностей (как вещей), ценностного бытия. Оценка - один из способов актуализации ценности в действительности. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Предметность как дидактическое понятие в теории формирования содержания образования [Текст] / Ю. Б. Алиев [и др. ]> // Инновации в образовании. - 2011. - N 8. - С. 4-20. . - Библиогр.: с. 19-20 (8 назв. )
Рубрики: Образование. Педагогика Теория и методика обучения Кл.слова (ненормированные): дидактика -- дидактические понятия -- дидактический феномен -- формирование содержания образования -- предметность -- учебные предметы -- информационно-образовательная среда Аннотация: В статье представлены результаты исследования лаборатории дидактики. В понятийное поле дидактики вводится новое понятие "предметность", которое рассматривается как дидактический феномен. Доп.точки доступа: Алиев, Ю. Б. (доктор педагогических наук; профессор); Иванова, Е. О. (кандидат педагогических наук); Ковалева, Т. М. (доктор педагогических наук; профессор); Осмолевская, И. М. (доктор педагогических наук) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Медведев, А. М. Категория субъекта в образовании [Текст] : педагогическая, философская и психологическая реконструкция / А. М. Медведев, И. В. Жуланова> // Психология обучения. - 2011. - N 9. - С. 5-19. . - Библиогр.: с. 18-19 (20 назв. )
Рубрики: Психология Отраслевая психология Кл.слова (ненормированные): категория субъекта -- инновационная педагогика -- предметность -- рефлексия -- педагогическая реконструкция -- психологическая реконструкция -- философская реконструкция Аннотация: Реконструкция содержания категории субъекта в современной педагогике с точки зрения педагогики, философии и психологии. Доп.точки доступа: Жуланова (И. В.) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Морозова, Ирина Николаевна (кандидат культурологии, доцент кафедры философских наук Челябинской государственной академии культуры и искусств). Понимание культуры как воплощенного смысла [Текст] : исторические аспекты, проблемы духовного опосредования и преобразования культурной предметности / И. Н. Морозова> // Вестник Челябинского государственного университета. - 2012. - № 4. - С. 58-63. - Библиогр. в примеч. . - ISSN 1994-2796
Рубрики: Культурология, 21 в. Теоретическая культурология Кл.слова (ненормированные): культурный смысл -- культурная предметность -- энтелехия -- логос -- воплощение Аннотация: В статье рассматривается проблема онтокультурологической пустотности современной культуры, привлекается духовно-ценностное содержание религиозной традиции (на материале христианства) как перспективный источник смысловой динамики пространства культуры. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Перминова, Л. М. (доктор педагогических наук; профессор). Предметность обучения как проблема дидактики: методологический анализ [Текст] / Л. М. Перминова> // Педагогика. - 2012. - № 6. - С. 18-25. - Библиогр.: с. 25 (5 назв.) . - ISSN 0869-561X
Рубрики: Образование. Педагогика Теория и методика обучения Кл.слова (ненормированные): предметность обучения -- метотеоретическое знание -- образовательный процесс -- содержание образования -- уровни предметности обучения Аннотация: Цель данной статьи - осмыслить методологическую сущность предметности обучения, чтобы определить ее место в сложившейся дидактике, ориентируясь на теоретическую и нормативную функции дидактического знания. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Осломская, Ирина Михайловна (доктор педагогических наук). Предметность обучения и учебные предметы в контексте различных дидактических подходов [Текст] / И. М. Осломская> // Образование и наука. - 2012. - № 7. - С. 67-78. - Библиогр.: с. 78 (5 назв.) . - ISSN 1994-5639
Рубрики: Образование. Педагогика Общая педагогика Кл.слова (ненормированные): содержание образования -- дидактика -- дидактические подходы -- предметность обучения -- учебные предметы Аннотация: Представлены результаты исследования по теме «Дидактические характеристики и средства реализации предметности обучения». Предметом исследования является содержание общего среднего образования как объект конструирования. Рассмотрен процесс отбора и структурирования содержания образования с позиций общего теоретического представления о нем и сделана попытка определить, как из всего массива социального опыта, зафиксированного в культуре, выбирается материал, подлежащий усвоению учащимися. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Недугова, Ирина Анатольевна. Сознание в условиях диссипатии культуры [Текст] / И. А. Недугова> // Философия и культура. - 2012. - № 12 (60). - С. 6-14. - Библиогр.: с. 14 (18 назв. ) . - ISSN 1999-2793
Рубрики: Культурология Теоретическая культурология Кл.слова (ненормированные): культура -- сознание -- культурные изменения -- изменчивость культуры -- бытие -- динамика культуры -- опредмечивание -- распредмечивание -- человек -- концепты -- диссипатии -- диссипативные процессы -- отрицание -- предметность -- диссипативность -- рефлексия сознания -- пограничное сознание -- иллюзорное сознание -- пограничность -- самосознание Аннотация: Рассматриваются диссипативные процессы культуры. Автором представлен концепт диссипатий культуры, пограничного и иллюзорного сознания, а также механизм рефлексии над иллюзорным сознанием. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Жуланова, И. В. Субъективность рефлексия и личные теории студентов педагогических и психологических специальностей [Текст] : образовательный аспект. сообщение 1 / И. В Жуланова, А. М. Медведев> // Психология обучения. - 2013. - № 2. - С. 22-37. - Библиогр. : с. 35-36 (26 назв.) . - ISSN 1561-2457
Рубрики: Психология Педагогическая психология взрослых Кл.слова (ненормированные): педагогическое образование -- студенты вузов -- психологическое образование -- образовательные проекты -- субъктность -- культурно-историческая психология -- развивающее обучение -- идеальная форма -- реальная форма -- рефлексия -- культурная натуральность -- идеальная предметность Аннотация: Психолого-педагогические представления, которые могут применяться в проектировании образовательных ситуаций, направленных на развитие субъектности студентов педагогических специальностей. Доп.точки доступа: Медведев, А. М. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Леонтьев, Дмитрий Алексеевич. Деятельность (попытка энциклопедического определения) [Текст] / Д. А. Леонтьев> // Мир психологии. - 2014. - № 3. - С. 101-104. - Библиогр.: с. 104 (18 назв.)
Рубрики: Психология Психология деятельности Кл.слова (ненормированные): деятельность -- предметность -- объяснительный принцип -- субъектность -- действия Аннотация: В статье рассматривается феномен деятельности как особой формы активности, ее основные характеристики как предмета изучения и как объяснительного принципа. В качестве главных ее характеристик выделяются: интенциональность деятельности - ее направленность на предмет (объект) в мире и субъектность - принадлежность субъекту. Определяется сложность деятельности как целого и обсуждаются структура и особенности ее уровневых проявлений. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Николаев, Валерий Анатольевич. Категория "действительность" как новая онтологическая единица школьной образовательной среды мыследеятельностного типа [Текст] / В. А. Николаев> // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2016. - Т. 1, № 33. - С. 72-81. - Библиогр.: с. 80-81 (10 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки http://elibrary.ru . - ISSN 2073-8439
Рубрики: Образование. Педагогика Общая педагогика Кл.слова (ненормированные): категории -- действительность -- школьная образовательная среда -- педагогическая практика -- предметность действительности -- мышление -- мыследеятельность -- действительность ведущих типов деятельности -- речевая действительность -- действительность учебных предметов -- действительность двигательной активности -- действительность физического здоровья -- метапредметная действительность -- школьники -- инструментально-педагогические единицы Аннотация: Раскрывается организация качественно новой инструментально-педагогической единицы - действительности. При проектировании школьной образовательной среды предложено пять нормативных единиц-действительностей: действительность ведущих типов деятельности, речевая действительность, действительность учебных предметов, действительность двигательной активности и физического здоровья, метапредметная действительность. Доп.точки доступа: Образовательный комплекс школа-сад "Наша Школа"; "Наша Школа", образовательный комплекс школа-сад Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Бурков, Р. Г. Отчуждение у Гегеля [Текст] / Р. Г. Бурков> // Вестник Пермского университета. Сер.: Философия. Психология. Социология. - 2016. - Вып. 2 (26). - С. 15-23. - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки http://elibrary.ru . - ISSN 2078-7898
Рубрики: Философия Метафизика. Онтология Кл.слова (ненормированные): диалектика -- идеализм -- опредмечивание -- отчуждение -- предметность -- труд Аннотация: В статье рассматривается концепт отчуждения в творчестве Гегеля. Данная парадигма фундирует собой его учение. В каком-то смысле можно сказать, что все учение Гегеля — это одна большая теория отчуждения, где отчуждение — неотъемлемый предикат значительного числа составных элементов его концепции. Поэтому мы эксплицируем ее из единого содержания гегелевской теории с целью восстановления того пути, по которому пошел Гегель в процессе оформления этого концепта. Проводится связь между развитием гегелевских идей и той социально-экономической средой, в которой происходило формирование темы обсуждения. В дополнение рассматривается генетика проблемы отчуждения у ближайших предшественников немецкого мыслителя. Исследуется движение категории «отчуждение», ее отдельные этапы, специфические и всеобщие черты, проводится исторический и сравнительный анализ (в немецком идеализме) понятия. Вскрывается роль данного понятия в самой системе Гегеля, его смысловая связь с группой других родственных понятий. В результате чего мы получаем историко-философское исследование становления категории «отчуждение» в философии Гегеля. Именно Гегель сделал данное понятие универсальным. Он синтезировал две доселе необъединимые сферы его применения, соединив их в одно целое и дав первую всеобщую схематику отчуждения. Его открытия закрепили эти результаты в философии и сделали их неотъемлемой частью ее самой, подготовив дальнейшую революцию в прогрессе данной проблемы, осуществленную основоположниками марксизма. Доп.точки доступа: Гегель, Г. В. Ф. (немецкий философ ; 1770-1831) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Павлов, Александр Валентинович (доктор философских наук; профессор). Специфика предметности в гуманитарном познании [Текст] / А. В. Павлов> // Социум и власть. - 2016. - № 4. - С. 120-125. - Библиогр. в конце ст. . - ISSN 1996-0522
Рубрики: Культурология Теоретическая культурология Кл.слова (ненормированные): гуманитарная наука -- гуманитарный подход -- гуманитарное познание -- предметность -- субъект познания Аннотация: Показывается способность гуманитарной науки к теоретическим обобщениям и практическим изобретениям. Рассматривается отличие гуманитарной науки от гуманитарного познания. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Бухарова, А. А. Мышление трансцендентного в теологии и феноменологии Ж.-Л. Мариона [Текст] / А. А. Бухарова> // Философские науки. - 2016. - № 9. - С. 103-117. - Библиогр. в примеч. - Примеч.: с. 145-147 . - ISSN 0235-1188
Рубрики: Философия Философия зарубежных стран Кл.слова (ненормированные): французская философия -- французские философы -- теология -- метафизика -- субъект -- трансцендентное -- данность -- предметность -- конечность Аннотация: В статье анализируется ряд теологических и феноменологических работ французского философа Жана-Люка Мариона, позволяющих сделать вывод о том, что конечная несуверенная субъективность является условием возможности трансцендентного мышления в теологии и феноменологии. Доп.точки доступа: Марион, Ж.-Л. (французский философ ; 1946-) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Шиповалова, Лада Владимировна (доктор философских наук; доцент). Эффективность науки в горизонте конфликтов [Текст] / Л. В. Шиповалова> // Конфликтология. - 2017. - № 1. - С. 159-173. - Библиогр.: с. 172-173 (20 назв.). - Реф. на англ. яз. - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://elibrary.ru
Рубрики: Наука. Науковедение Общие вопросы науки Экономика Внутрифирменное управление. Менеджмент Кл.слова (ненормированные): исследования -- конфликты -- научная предметность -- научное сообщество -- трансцендентализм -- эпистемология -- эффективность науки -- эффективность научной деятельности Аннотация: Мотивом исследования выступают современные разногласия между научным сообществом и научным менеджментом, связанные с количественной оценкой эффективности научной деятельности. Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |
Джаббарова, Егана Яшар кзы (аспирант). Предметный мир и семиотика местоимений в автобиографической прозе М. Цветаевой [Текст] / Е. Я. Джаббарова> // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. - 2017. - Т. 19, № 2 (163). - С. 102-109. - Библиогр.: с. 108 (13 назв.) . - ISSN 2227-2283
Рубрики: Литературоведение--Россия, 20 в. Современная русская литература Кл.слова (ненормированные): поэты серебряного века -- автобиографическая проза -- проза поэта -- предметность -- семиотика местоимений -- поэтический язык -- анализ литературных произведений Аннотация: Рассмотрены общие тенденции, свойственные автобиографической прозе Цветаевой: прочная связь местоимений и предметного мира. Доп.точки доступа: Цветаева, М. И. (поэт ; 1892-1941) Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден) |