Янковская, Н. А.
    История становления школьной психологической службы в нашей стране [Текст] / Н. А. Янковская // Педагогическая диагностика. - 2009. - N 2. - С. 5-24
УДК
ББК 88.8
Рубрики: Психология
   Детская психология

Кл.слова (ненормированные):
педология -- школьная психологическая служба -- психология обучения -- школьные психологи -- практические школьные психологи -- психологи -- диагностико-коррекционная работа -- психодиагностика -- этапы диагностико-коррекционной работы -- развивающая работа -- психопрофилактическая работа -- психолого-педагогический консилиум -- педагогический консилиум -- психологическая консультация -- психологическое консультирование -- деятельность школьного психолога
Аннотация: В статье идет речь о предмете педологии, о развитии школьной психологическое службы в России, о деятельности школьного психолога.





    Золотова, Н. О.
    Опыт психолого-педагогических измерений в России и мире: "за" и "против" [Текст] / Н. О. Золотова // Вестник Тверского государственного университета. - 2009. - N 7 (Филология). - С. 16-23. - Библиогр.: с. 23 (10 назв. )
УДК
ББК 74.00 + 88.3
Рубрики: Образование. Педагогика
   Общая педагогика

   Психология

   Общая психология--Россия, 20 в.; 21 в.

Кл.слова (ненормированные):
педология -- единый государственный экзамен -- ЕГЭ -- тесты -- тестирование
Аннотация: История и проблемы тестового оценивания учебных достижений.





    Ценюга, С. Н. (кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ГОУ ВПО "Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева").
    Педологи в сибирской школе в первые годы Советской власти [Текст] / С. Н. Ценюга // Образование и общество. - 2009. - N 6 (59). - С. 92-96. - Библиогр.: с. 96 (15 назв. ) . - ISSN 2071-6710
УДК
ББК 74.03 + 88.8
Рубрики: Образование. Педагогика--Россия--Красноярский край--Приенисейский край, 20 в. 1-я треть
   История образования--Россия--Красноярский край--Приенисейский край, 20 в. 1-я треть

   Психология--Россия--Красноярский край--Приенисейский край, 20 в. 1-я треть

   Детская психология--Россия--Красноярский край--Приенисейский край, 20 в. 1-я треть

Кл.слова (ненормированные):
педология -- педологическая служба -- педологическая диагностика -- обследовательская практика в школе -- педагогическая диагностика -- стандарты сибирского ребенка -- аборигенное население -- педологическая антропология -- педологи -- учебные заведения -- учителя -- педологические кабинеты
Аннотация: Зарождение теоретических предпосылок, разработка методических процедур и педологической практики в Приенисейском крае в первой трети XX века. Становление педологической службы в учебных заведениях края.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Артемьева, Ольга Аркадьевна (канд. псих. наук).
    К вопросу о социальной биографии педологии в России [Текст] = On the social biography of pedology in Russia / О. А. Артемьева // Вестник Московского университета. Сер. 20, Педагогическое образование. - 2010. - N 3. - С. 139-149. . - Библиогр.: с. 148-149 (14 назв. ). - Рез. англ.
УДК
ББК 74.03 + 88.8
Рубрики: История образования--Россия, 1920-1930 гг.
   Психология

   Детская психология

   Образование. Педагогика

Кл.слова (ненормированные):
социальная биография педологии -- наука о развитии ребенка -- история психологии -- педология
Аннотация: Вопрос социальной биографии педологии в России. Проводится анализ социально-психологических закономерностей развития педологии в России 1920-1930 гг. Сопоставляются социальный, личностный и логический аспекты социальной биографии педологии.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Минькова, Е. С. (д-р психол. наук; проф. каф. психологии профессионального развития).
    Особенности становления психологии развития в России второй половины XIX - первой трети XX века [Текст] / Е. С. Минькова // Методология и история психологии. - 2010. - Т. 5, вып. 2. - С. 40-48. : 3 рис. - Библиогр.: с. 47-48
УДК
ББК 88.1 + 88.8
Рубрики: Психология, 19 в. 2-я пол.; 20 в. 1-я треть
   История психологии

   Детская психология

Кл.слова (ненормированные):
психология развития -- дети -- естественные эксперименты -- метод естественного эксперимента -- педагоги -- педология -- психическое развитие -- психологи -- психологические профили -- психология детского возраста
Аннотация: Статья посвящена проблеме становления психологии развития в работах отечественных психологов конца XIX - начала XX в. Автор выделяет этапы становления психологии развития, опираясь на главный критерий - изменение методов исследования, и определяет характерные черты данной отрасли знания на каждом этапе ее существования. Дан сравнительный анализ динамики проблем, изучаемых психологией развития в этот период.


Доп.точки доступа:
Лазурский, А. Ф.; Вессель, Н. Х.; Ушинский, К. Д.; Каптерев, П. Ф.; Симонович, Я. М.; Гетчинсон, К.; Нечаев, А. П.; Басов, М. Я.; Россолимо, Г. И.; Корнилов, К. Н.; Выготский, Л. С.; Петровский, А. В.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Стоюхина, Н. Ю. (канд. психолог. наук; доц. каф. психологии управления факультета социальных наук).
    Судьба и научное творчество Серафима Михайловича Василейского [Текст] / Н. Ю. Стоюхина // Методология и история психологии. - 2010. - Т. 5, вып. 2. - С. 115-131. : 4 фот. - Библиогр.: с. 130-131 (44 назв. ). - Примеч. в сносках. - История психологии
УДК
ББК 88.1
Рубрики: Психология, 1920-1930-е гг.
   История психологии

Кл.слова (ненормированные):
биографии -- педагоги -- педология -- психологи -- психология технического изобретательства -- психотехника -- советская психология
Аннотация: Автор рассказывает о судьбе сегодня малоизвестного психолога, психотехника и педолога Серафима Михайловича Василейского. Начало его научной карьеры пришлось на интересное и трагическое время для российской психологической науки - 1920-1930-е гг. Ученик известных ученых - Н. О. Лосского, А. И. Введенского, А. Ф. Лазурского, стажер в вундтовском институте, он был участником всех психологических съездов, автором метода естественного профессиографического эксперимента. Блестяще образованный, он написал несколько интересных книг.


Доп.точки доступа:
Василейский, С. М.; Нижегородский (Горьковский) педагогический институт
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Соломин, В. П. (доктор педагогических наук; профессор; ректор).
    Интеграция психологии и педагогики как традиция психолого-педагогической школы университета [Текст] = Integration of psychology and pedagogy as a tradition of uuniversity`s psychological pedagogy school : (к 215-летию РГПУ им. А. И. Герцена) / В. П. Соломин // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2011. - № 142. - С. 5-14. . - Библиогр.: с. 13-14 (14 назв. )
УДК
ББК 74.58
Рубрики: Образование. Педагогика
   Высшее профессиональное образование

Кл.слова (ненормированные):
интеграция научно-образовательной деятельности -- научно-образовательный центр -- подготовка учителей -- педагогические вузы -- инновационные образовательные программы -- педология -- интеграция психологии -- интеграция педагогики -- инновационная деятельность -- научно-профессиональная деятельность -- психологическое образование -- педагогическое образование -- многоуровневая система образования -- психолого-педагогические исследования
Аннотация: Рассматриваются основные этапы интеграции научно-образовательной деятельности кафедр педагогики и психологии в истории становления и развития Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.


Доп.точки доступа:
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Кочеткова, Татьяна Николаевна (кандидат психологических наук; доцент).
    Взаимосвязь эволюции взглядов М. Я. Басова и развития отечественной психологии [Текст] / Т. Н. Кочеткова // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - № 356 (март). - С. 157-161. . - Библиогр.: с. 161 (11 назв.)
УДК
ББК 88.1
Рубрики: Психология
   История психологии

Кл.слова (ненормированные):
психологи -- научная деятельность -- психологические методы -- объективное наблюдение -- педология -- педагогическая психология
Аннотация: Этапы научного творчества Михаила Яковлевича Басова, отражающие трансформацию его взглядов на предмет, методы и развитие психологии в целом.


Доп.точки доступа:
Басов, М. Я.
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Ганина, С. А. (кандидат педагогических наук).
    Философские и естественно-научные основания феномена детства в рамках биогенетической концепции развития личности [Текст] / С. А. Ганина // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2012. - № 6 (121). - С. 31-36. - Библиогр.: с. 36 (12 назв.). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки http://elibrary.ru . - ISSN 1609-624X
УДК
ББК 74.03 + 88.1
Рубрики: Образование. Педагогика
   История образования--Россия, 20 в. первая треть

   Психология

   История психологии--Россия, 20 в. первая треть

Кл.слова (ненормированные):
детство -- феномен детства -- междисциплинарные исследования -- педология -- развитие личности -- концепции -- концепции развития личности -- биогенетическая концепция -- психология детства -- русская культура
Аннотация: Поднимаются вопросы формирования феномена детства в русской культуре первой трети XX в. в рамках биогенетической концепции развития личности, которая явилась отечественным аналогом осмысления науки о детстве – педологии.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Тарасова, Елена Николаевна (кандидат педагогических наук).
    Социокультурные аспекты риторической коммуникации в процессе преподавания русского языка как иностранного [Текст] / Е. Н. Тарасова // Преподаватель XXI век. - 2012. - № 2, ч. 1. - С. 223-234 : табл. - Библиогр.: с. 234 (16 назв.) . - ISSN 2073-9613
УДК
ББК 81.00 + 81.2Рус
Рубрики: Языкознание
   Практическое владение языком

   Русский язык

Кл.слова (ненормированные):
русский язык как иностранный -- РКИ -- коммуникация -- речевая коммуникация -- риторика -- риторические коммуникации -- коммуникации риторические -- история риторики -- педология -- неориторика -- диалог -- педагогическая коммуникация -- коммуникативные барьеры
Аннотация: На основе анализа риторических коммуникаций определен подход к изучению профессиональной речи преподавателя русского языка как иностранного. Делается вывод о том, что устная речь преподавателя - это профессиональный инструмент. Выделены основные риторические направления, актуальные для методики преподавания РКИ. Уточнено понятие "педагогическая коммуникация", сформулированы базовые аспекты для формирования речевой культуры будущих преподавателей русского языка как иностранного.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Артемьева, Ольга Аркадьевна (кандидат психологических наук).
    Социальная биография советской педологии: история развития [Текст] = SOCIAL BIOGRAPHY OF THE SOVIET PEDOLOGY: HISTORY OF DEVELOPMENT / О. А. Артемьева // Вестник Читинского государственного университета. - 2011. - № 6 (73). - С. 62-66. - Библиогр.: с. 66 (9 назв.) . - ISSN 1999-9976
УДК
ББК 88.8
Рубрики: Психология
   Детская психология--Советский Союз, 1920-1930 гг.

Кл.слова (ненормированные):
советская педология -- социальная биография -- предметно-логический аспект биографии -- личностный аспект биографии -- социальный аспект биографии -- социальная детерминация педологии -- анализ закономерностей
Аннотация: В статье приведен анализ закономерностей социальной детерминации развития педологии (науки о развитии ребенка) в Советском Союзе 1920-1930 гг., составлен социальный, личностный и предметно-логический аспекты социальной биографии советской педологии, сделан вывод об оттоке ученых в смежные отрасли научного знания как механизме компенсации негативных последствий идеологического давления на науку.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Байфорд, Энди (доктор философии; приват-доцент).
    Загробная жизнь "науки" педологии: к вопросу о значении "научных движений" (и их истории) для современной педагогики [Текст] / Э. Байфорд // Преподаватель XXI век. - 2013. - № 1, ч. 1. - С. 43-54. - Библиогр.: с. 53-54 (42 назв.) . - ISSN 2073-9613
УДК
ББК 74.03
Рубрики: Образование. Педагогика
   История образования

Кл.слова (ненормированные):
педология -- история науки -- история педагогики -- профессиональные движения -- научные движения -- педагогическая антропология
Аннотация: Анализируется дискуссия, развернувшаяся в постсоветские годы вокруг науки педологии и некоторых современных попыток ее реабилитации и частичного возрождения. Педология исследуется в качестве профессионального / научного движения, характерного для конкретного исторического этапа.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Шалаева, С. Л.
    Педология в России: сущность и историческая судьба [Текст] / С. Л. Шалаева // Интеграция образования. - 2014. - № 3. - С. 140-147. - Библиогр.: c. 146 (6 назв. ). - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки http://elibrary.ru . - ISSN 1991-9468
УДК
ББК 74.03
Рубрики: Образование. Педагогика
   История образования

Кл.слова (ненормированные):
детство -- закономерности детского развития -- педологическая литература -- педологическая наука -- педологические движения -- педологические журналы -- педологические съезды -- педология -- развитие педологии
Аннотация: Рассматриваются истоки возникновения интереса к научному и комплексному изучению детства, история возникновения и развития педологии в России. В статье выделяются основные принципы, на которых она строила свою деятельность. Автор описывает работу Первого педологического съезда (1927 г. ), сыгравший большую роль во внешней и внутренней формализации педологии как научно-практического направления. Однако логика развития педологии на фоне логики общественного развития страны вела к росту противоречий внутри самой науки. Анализируя их, автор выделяет пять основных причин, которые и привели к официальному запрещению науки. Педология возникла как ответ на рост интереса социально-гуманитарного знания к личности и распространению идей гуманизма, пришедших в Россию с Запада, но в сложившихся общественных, политических условиях была раздавлена идеологическим прессом советской эпохи, в связи, с чем междисциплинарное изучение детства было на долгое время приостановлено.


Доп.точки доступа:
Педологический съезд; Съезд педологов
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Тебиев, Б. К. (доктор педагогических наук; доктор экономических наук).
    Из истории философии образования: взлет и падение педологии [Текст] / Б. К. Тебиев, О. Б. Тебиева // Социология образования. - 2015. - № 8. - С. 78-90. - Библиогр.: с. 90 (8 назв.) . - ISSN 1561-2465
УДК
ББК 74.03
Рубрики: Образование. Педагогика
   История образования

Кл.слова (ненормированные):
педология -- природа детства -- психология -- философия
Аннотация: Рассмотрена история становления и развития мировой и отечественной педологии.


Доп.точки доступа:
Тебиева, О. Б. (соискатель)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Степанова, Марина Анатольевна (кандидат психологических наук; доцент).
    В. П. Кащенко и Л. С. Выготский: к истории названия науки о дефективном ребенке [Текст] / М. А. Степанова // Вопросы психологии. - 2017. - № 3. - С. 119-136. - Библиогр.: с. 132-136 (57 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.1
Рубрики: Психология
   История психологии

Кл.слова (ненормированные):
дефективный ребенок -- коррекционная педагогика -- дефектология -- лечебная педагогика -- специальная психология -- специальная педагогика -- культурно-историческая психология -- педология -- исключительные дети -- трудный ребенок
Аннотация: Предпринята попытка воссоздать историю возникновения русскоязычного названия науки о развитии, обучении и воспитании детей с физическими и психическими нарушениями. Установлено, что понятие "дефективный ребенок" введено В. П. Кащенко.


Доп.точки доступа:
Выготский, Л. С. (психолог ; 1896-1934); Кащенко, В. П. (психолог ; 1870-1943)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Стоюхина, Н. Ю.
    Николай Ефимович Румянцев: "Апостол труда и творчества" [Текст] = Nikolay Efimovich Rumyantsev: "The apostle of labor and creativity" / Н. Ю. Стоюхина // Психологический журнал. - 2020. - Т. 41, № 6. - С. 69-77. - Библиогр.: с. 75-77 (27 назв.) . - ISSN 0205-9592
УДК
ББК 88.1
Рубрики: Психология
   История психологии--Россия, 20 в.

Кл.слова (ненормированные):
педагогические психологи -- педологи -- ученые -- биографии -- профессиональная деятельность -- педагогическая психология -- педология -- трудовые школы
Аннотация: 17 декабря 2019 года исполнилось 100 лет со дня преждевременной смерти от тифа педагогического психолога, педолога, талантливого популяризатора научно-педагогических знаний, убежденного проповедника трудовой школы Николая Ефимовича Румянцева.


Доп.точки доступа:
Румянцев, Н. Е. (психолог ; 1876-1919)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)




    Южанинова, Алла Леонидовна (доцент).
    Первый саратовский профессор психологии А. А. Крогиус: к 150-летию ученого [Текст] / А. Л. Южанинова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. - 2021. - Вып. 4. - С. 440-445. - Библиогр. в конце ст. - полный текст статьи см. на сайте Научной электронной библиотеки https://www.elibrary.ru
УДК
ББК 88.1
Рубрики: Психология
   История психологии--Россия--Саратов, 1919 г.

Кл.слова (ненормированные):
биографии -- педология -- российские психологи -- советская психология -- тифлопсихология -- университеты -- экспериментальная психология -- юбилеи
Аннотация: Рассматривается период деятельности отечественного психолога А. А. Крогиуса (1871-1933) в Саратовском университете в 1919 году. Исследуется специфика содержания его научной деятельности в указанном вузе. Анализируются расхождения между принципами формирующейся советской психологии и методологией Крогиуса.


Доп.точки доступа:
Крогиус, А. А. (российский психолог ; 1871-1933); Саратовский государственный университет \кафедра философии и психологии\Кафедра философии и психологии Саратовского государственного университета
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)